Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

немного статистики и психологии




Очень многие современные молодые люди (да и не только молодые) считают, что желающим вступить в брак, нужно обязательно попробовать пожить плотской жизнью до брака. Что это, дескать, убережёт их от ошибок, позволит получьше узнать друг друга, и вообще покажет, совместимы ли они в сексуальном плане, или нет. А то только и слышишь о скороспелых браках и частых разводах. Есть такое понятие: практика – критерий истины. Можно создавать сколько угодно теорий и говорить красивых слов, но проверь это на практике, и все сразу станет ясно. Факты, как говориться, вещь упрямая. Начнём с того, что с увеличением количества «пробных браков» число разводов стало резко расти, а количество зарегистрированных браков резко сократилось. Почему? Есть данные статистики, что только 5% сожительств или «пробных браков», кончаются регистрацией. А если молодые люди все-таки вступили в законный брак, после опыта сожительства, такие браки распадаются в два (!) раза чаще, чем без опыта совместного проживания. Кстати, такие цифры не только у нас в стране. В США в Питсбурге специалисты из Penn State University изучили семейную жизнь около полутора тысяч американских пар. Выяснилось, что пары, жившие вместе до брака, в два раза чаще переживают развод. Да и семейная жизнь в этих семьях сопровождается б о льшим количеством ссор и конфликтов. Притом для чистоты и точности исследования были взяты данные разных лет: 60-х, 80-х и 90-х годов XX века. Значит что-то не так; люди пробуют, пробуют, а число разводов всё растёт, хотят лучше друг друга узнать, а удержаться в браке не могут.

Дело в том, что в пробном браке партнёры не узнают друг друга, а всё ещё больше запутывают. Блуд недаром имеет один корень со словами: блуждать, заблуждаться. Блудное сожительство вводит людей в большое заблуждение.

Д обрачный период даётся, чтобы жених и невеста прошли школу отношений, без примеси страсти, буйства гормонов и вседозволенности. Всё это очень сильно мешает объективно оценить человека, увидеть в нём не сексуальный объект, а личность, друга, будущего супруга. Мозг, чувства затуманены дурманом страсти. И когда люди после «пробного брака» создают семью, очень часто они понимают: всё, что их связывало, было не любовью, а сильнейшим сексуальным влечением, которое, как известно, очень быстро проходит. Вот и получается, что в одной семье оказались совершенно чужие люди. Жениху и невесте период ухаживания даётся именно для того, чтобы они научились воздержанию, получьше разглядели друг друга не как половые партнёры, не деля совместный быт, жилплощадь и постель, а с совершенно другой, чистой, дружеской, человеческой, если хотите романтической стороны.

Кроме того, что «гражданский брак» - явление ложное и обманчивое, и является только иллюзией семьи, но он также не позволяет партнёрам выстраивать свои отношения.

Поэтому так мало «гражданских браков» завершаются регистрацией. Люди изначально не воспринимают свой союз как нечто значимое, серьезное и постоянное, их отношения неглубоки, свобода и независимость для них дороже. Или они просто неуверенны в своих чувствах. И даже годы, проведенные вместе, не прибавляют им уверенности, а их союзу прочности.

Однажды на исповедь пришла ко мне девушка и призналась, что живёт с парнем без штампа. И начала говорить про свободные, неформальные отношения. Я сказал ей: «Да вы же просто неуверенны, любите ли его». Она подумала и ответила: «Да, вы правы, я до конца не знаю, смогу ли с ним прожить жизнь». Таких случаев у меня было немало; когда дело доходило до откровенности, люди обычно, пряча глаза, признавались, что препятствием для заключения законного брака для них является не отсутствие собственного жилья или денег на свадьбу, а неуверенность в партнере и в своих собственных чувствах к нему.

Но если вы не уверены в своих чувствах, просто дружите, общайтесь, но не называйте это браком, не требуйте всего и сразу. Самого главного в этом «браке» нет –любви и доверия друг к другу.

Если любишь, то на сто процентов. Нельзя любить на половину, особенно супруга или супругу. Это уже не любовь, а недоверие, неуверенность в любви, именно она и лежит в основе «гражданского брака».

Когда люди уверены в своих чувствах, то, наоборот, стремятся побыстрее зафиксировать отношения каким-то видимым образом, закрепить их. И то, что они этого не делают, говорит об одном: сознательно или подсознательно они не уверены, что смогут быть вместе всю жизнь.

Артист Михаил Боярский, рассказывает, что в свое время жена поставила его перед выбором: «либо давай расстанемся, либо поженимся. Я сказал: не хочу я с тобой расставаться. -Тогда женись,- сказала она. –Зачем мне эта печать в паспорте? Она же ничего не значит. – сказал я. – Раз ничего не значит, тогда в чем загвоздка? – спросила она». Действительно: если любишь – загвоздки нет, взял и расписался, а если неуверен в своих чувствах, будешь бегать от брака как от огня. Надо сказать, что Михаил Сергеевич, все же пошел на встречу Ларисе, они зарегистрировали брак и женаты уже более 30 лет.

Иногда «гражданский брак» называют бесплодным, во-первых, потому что сожители, как правило, боятся завести детей, они и в своих отношениях никак не могут разобраться, зачем им ещё лишние проблемы, хлопоты и ответственность. Во-вторых, «гражданский брак» не может родить ничего нового, он бесплоден в духовном и даже душевном плане. Когда люди создают законную семью, они берут на себя ответственность. Вступая в брак, человек принимает решение прожить со своим супругом всю жизнь, пройти вместе все испытания, делить пополам и радость и горе. Он уже не ощущает себя отдельным от своей половинки, и супруги волей-неволей должны прийти к единству, научится носить тяготы друг друга, строить свои отношения, взаимодействовать и главное научиться любить друг друга. Как у человека есть родители, братья, сёстры, с ними он хочешь - не хочешь должен научиться ладить, находить общий язык, иначе жизнь в семье станет невыносима

А. В. Курпатов, современный отечественный психолог назвал «гражданский брак» билетом с открытой датой. «Партнеры всегда знают, что билетик у них есть, поэтому, если что не так, в любой момент – махнул, и будь здоров, счастливо оставаться. С таким подходом нет мотива вкладываться в отношения по полной программе – ведь это все равно, что ремонтировать съемную квартиру».

В оценке «гражданского брака» с ним согласен другой российский психотерапевт Николай Нарицын: «сожительство никоим образом не является ни супружеством, ни семьей, ни тем более браком - причем не столько по закону, сколько по сути! А значит, в таком "союзе" по меньшей мере наивно надеяться на то, что ваш сожитель, принимая какие-то решения (особенно если в них затрагиваются ваши взаимоисключающие интересы), будет учитывать ваши потребности. И столь же наивно предъявлять претензии в том, что этот человек повел себя так, а не иначе - в большинстве случаев, увы, он вам ничем не обязан, и волен поступать так, как ему (ей) вздумается!»

«Гражданский брак» можно назвать «училищем безответственности». Люди собрались без всяких обязательств, не понравилось – разбежались, дверь для каждого открыта. Партнёры сошлись для взаимного безответственного удовольствия, а не для «ношения тягот друг друга». Никто никому ничего не должен. И сами отношения не предполагают никакой глубины. Жизнь в «гражданском браке» можно сравнить с увеселительной поездкой на автобусе, где на любой остановке можно сойти.

В Интернете есть сайт «Пережить.ru». Он оказывает помощь тем, кто расстался с близким человеком. Создатель этого сайта Дмитрий Семеник, пишет о людях, которые уже несколько лет живут в «гражданском браке»: «В шестнадцать – двадцать лет они начали жить так называемым гражданским браком, и это длится три-четыре, а чаще – пять лет. Потом вдруг приходит понимание, что нужно что-то менять, что это путь в никуда. Начинается подготовка к свадьбе, порой уже покупают кольца. И тут они расстаются навсегда.

Некоторые даже успевают пожениться, но брак практически сразу распадается. И такой финал закономерен. Мы недооцениваем воспитательную роль «гражданского брака», а ведь его неспроста так пропагандируют психологи столь нелюбимого мною «глянца». Такая форма совместной жизни – это вовсе не подготовка к браку, а совершенно иной путь. Это школа безответственных наслаждений. Поэтому люди в «гражданском браке» и живут довольно мирно, что бесы их не искушают – зачем сворачивать людей с гибельного пути? И когда после нескольких лет такого лжебрака они решают пожениться, то вдруг осознают, насколько резко придётся изменить свою жизнь, возложить на себя какие-то обязательства. Это приводит к тяжёлым последствиям. Школа безответственных наслаждений не может подготовить к поступлению в академию ответственности и любви».

Но бывает, что «гражданский брак» превращается и в некое психологическое рабство.

Долюшка женская

Больше всего от «гражданского брака» страдают, конечно, женщины. Они часто попадают в весьма унизительное положение. Казалось бы; каждый свободен и может в любой момент уйти, но получается, что сойти с этого «автобуса» для женщины психологически бывает иногда очень непросто. По своей природе женщины существа более зависимые и менее решительные, чем мужчины. И их недобросовестные сожители этим пользуются. Известно, что подавляющее большинство женщин, находящихся в состоянии сожительства, хотели бы узаконить отношения. Любая женщина ищет стабильности и надежности для себя и для своих детей. Но решение, как всегда, остается за мужчинами. И вот, иные «рабыни любви» годами мучаются, ждут и просят партнеров оформить законный брак, а те лишь кормят их обещаниями и говорят красивые слова об их «высоких и неформальных отношениях». «А годы летят, наши годы как птицы летят», притом лучшие годы, молодость. И вот уже где-то после 35, женщина начинает понимать, что у нее все меньше шансов выйти замуж, но и бросить сожительство часто не хватает сил. (А вдруг больше уже никого не встречу и останусь на всю жизнь одинокой) И получается, что нестабильное, подвешенное состояние сожительства, не позволяет ей построить нормальные отношения со своим мужчиной и также не дает, найти, быть может, настоящую любовь, создать семью, родить детей и быть счастливой.

Одному известному психологу женщина, живущая в «гражданском браке», написала письмо: «Мой парень никогда не берет меня на корпоративные вечеринки. Хотя знаю, что там бывают жены сотрудников. Мы в «гражданском браке» больше года, и отношения хорошие». Вот что ответил ей психолог: «Вообще говоря, понятие «гражданский брак» очень обманчиво, Вы считаете своего молодого человека мужем, но думает ли он о вас как о супруге? Если не берет на корпоративные вечеринки, скорее всего не думает. Почему ваш брак до сих пор гражданский – в этом, на самом деле, вопрос. Попробуйте себе на него ответить».

Известно по результатам опросов, что «замужних» людей у нас в стране больше, чем «женатых». Откуда взялся этот феномен? Женщины, находясь в «гражданском браке», почти всегда называют своих сожителей «мужьями», а те далеко не всегда считают своих подруг «женами».

Хочу также предупредить женщин, живущих в гражданском браке, еще об одной опасности. Мы уже говорили о том, что сожительство вне закона, вне юридического поля. В случае смерти «гражданского мужа» или расставания с ним, сожительница не имеет прав на наследство и совместно нажитое имущество, как это бывает в законном браке. Но также при расставании с сожителем при наличии общих детей, женщина может остаться и без алиментов. Существует такое юридическое понятие: «презумпция отцовства». По закону, если ребенок родился от лиц, состоящих в законномбраке между собой, а также в течение 300 дней с момента расторжения брака или с момента смерти супруга матери ребёнка, отцом ребёнка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное. То есть отцом любого ребёнка считается муж матери ребёнка (или лицо, являвшееся законным супругом в момент зачатия). На лиц находящихся в «гражданском браке», презумпция отцовства, разумеется, не распространяется. Таким образом, если сожитель откажется от отцовства, заставить его платить алименты можно только в судебном порядке. На это уйдут очень большие средства и немало времени, без гарантии какого-либо результата. В судах сейчас рассматривается огромное количество таких дел.

Очень многие бывшие «гражданские мужья» отказываются от своего отцовства. И это неудивительно, ведь даже законные отцы очень часто делают все, чтобы не платить алименты.

* * *

Семейный православный психолог И.А. Рахимова, чтобы показать людям, находящимся в «гражданском браке» ложность и бессмысленность их состояния, предлагает таким парам тест: Чтобы поверить свои чувства, на некоторое время (скажем на 2 месяца) прекратите телесные отношения. И если они соглашаются на это, то обычно варианта два: либо они расстаются, - если их связывали только страсть; или вступают в брак, - что тоже бывает. Воздержание, терпение позволяет по-новому взглянуть друг на друга, полюбить без примеси страсти.

Я обычно тоже даю подобный совет. Объясняю, почему сожительство без брака – грех, и какие он имеет последствия, и предлагаю: если у вас нет серьёзных намерений вступить в брак, лучше расстаньтесь, такое состояние ни к чему хорошему не приведёт. Если же молодые люди хотят узаконить свои отношения, я советую им прекратить интимное общение до брака. Ведь не всё же этим ограничивается, можно дружить, общаться, проявлять свою нежность и привязанность как-то по-другому. Вот тогда вы, действительно, лучше узнаете друг друга.

Большинство современных молодых людей, к сожалению, не имеет навыка самостоятельного, мышления. Живут по инерции, по навязанным извне стандартам. Как пел в свое время Высоцкий: «Что мы видим, говорит, кроме телевидения?» А что по телевизору? Дом-2 и ток-шоу «про это». Ксюша Собчак и другие гламурные дивы рассказывают: «как нам жить». Молодежь это все, потребляет и совершенно не задумывается, что «взяв от жизни все» в 20 лет, в среднем возрасте ты уже ничего взять не сможешь. Не будет ни здоровья, ни нормальной семьи, ни счастья. Все это очень грустно, потому что в молодости как раз закладывается фундамент будущей, полноценной жизни. Приобретается образование, создается семья, рождаются дети. Потом сделать это будет уже трудно, а для многих даже и поздно.

Быть как все, не выделяться из толпы, по принципу: «все побежали, и я побежал», конечно, легко. Мне вспоминается разговор с помощником инспектора Семинарии. Когда я во время учёбы в духовных школах чем-то провинился, и, оправдывая себя, сказал: «Но, все же так делают…», - он сказал мне: «А если завтра все в колодец прыгнут, ты что, тоже за ними прыгнешь?» Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Старайся жить как Бог велит, а не «как все живут», потому, что мир во зле лежит». Сказал он это в 19 веке, тем более эти слова могут быть отнесены к веку нашему.

Люди, наделавшие по молодости ошибок, во второй половине жизни очень страдают от этого, в первую очередь, угрызениями совести, ведь этот голос Божий говорит в каждом человеке. Молодых людей, хранящих целомудрие, и не сожительствующих до брака не так уж много, но «не бойся, малое стадо!» (Лк. 12:32), - говорит Господь. Зато духовно- нравственное меньшинство всегда сильнее, крепче расхлябанного и безвольного большинства, и даже способно оказать на него влияние. Пример этому мы видим в самой истории христианства, когда небольшая община христиан сумела изменить сознание погрязшей в язычестве и разврате Римской империи. А тех, кто хранит себя в чистоте для брачного союза, ожидает награда: радость, благословение и помощь Божия в браке.

Есть ли выход?

Что делать людям, не сохранившим себя в чистоте и целомудрии из-за оторванности от веры и традиций? Господь врачует наши раны, лишь бы человек искренне каялся, исповедовался в своих грехах и исправлялся. Христианину даётся шанс изменить себя и свою жизнь, хотя это и совсем непросто.

Встав на путь исправления, нельзя оглядываться назад, в прошлое, тогда Господь обязательно поможет всякому искренне обращающемуся к Нему. И

И ещё; если ваш избранник или избранница имеет негативный добрачный опыт, ни в коем случае нельзя интересоваться греховным прошлым человека и попрекать его за это.

Господь не ограничивает нашу свободу, Он в Своих заповедях предупреждает нас об опасности, говоря нам о том, что путь греха - это дорога скорбей и погибели, даже здесь, в нашей земной жизни мы будем пожинать горькие плоды наших неправильных поступков. Бог хочет, чтобы мы были счастливы, а на пути порока счастья не найдешь. Пора начинать жить «как Бог велит, а не как все живут». Плоды всеобщей сексуальной расхлябанности и несерьезного отношения к браку хорошо видны уже сейчас: в нашей стране 40% воспитываются вне семьи, распадаются две третьих браков и делается более 5 миллионов абортов в год. А население страны тем временем стремительно сокращается. Если мы не остановимся и не задумаемся, а будем продолжать «жить как все», то через несколько десятков лет России просто не будет, будет какая-то совершенно другая страна, с мусульманским, скорее всего, населением. Ведь у мусульман с семейными ценностями и рождаемостью все в порядке.

· Глава 5. «Лучше нормальной семьи ничего не придумаешь»

Когда я учился в школе молодым юношам и девушкам не было нужды доказывать, что брак, рождение детей это хорошо и правильно. Никто (или почти никто) не мог помыслить, что он никогда не создаст семьи, не увидит детей, внуков. Человек, не создавший семьи невозможно обрести семейное счастье., считался либо больным, либо неудачником. Сейчас положение иное. Не без помощи СМИ, люди стали бояться брака. Молодёжные журналы так воспитывают подростков, чтобы они в принципе никогда не смогли создать крепкую семью. Предлагается такая модель поведения, которая с браком вообще не совместима. Юноша должен быть безответственным, грубым, независимым, циничным, как можно позже вступить во взрослую жизнь. Девушек воспитывают как будущих стерв, которые умеют хорошо устроиться, обольщать мужчин, а потом манипулировать ими. И, конечно же, как самый главный лозунг, пресловутое: «Бери от жизни всё!» и «Ты этого достойна». Любому здравомыслящему человеку понятно, что, следуя этим советам, невозможно обрести семейное счастье.

Давайте немного поговорим о том, почему люди вступают в брак. Ответ на этот вопрос очень прост. Обратимся вновь к книге Бытия: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2.18). Что это значит? Бог творит два очень разных существа: мужчину и женщину. Богу ничего бы не стоило создать гермафродита, совмещающего в себе два начала: мужское и женское. Известно, что однополый способ размножения самый простой, эффективный и продуктивный. Однополые существа самые жизнеспособные. Учёные, биологи в 60-х годах XX века сильно задумались: «Почему природа выбрала для человека такой неудобный и непродуктивный способ воспроизведения? Почему существуют два разных пола?» И ответ так и не был найден. А ответ один: «Бог создал мужчину и женщину для любви». Чтобы люди дополняли и любили друг друга. Без любви человек не может быть счастливым.

Любовь не передаётся генетически от предков, как красота, цвет глаз, физическая сила, таланты. Она не может достаться по наследству как капитал состоятельного дядюшки. Её нельзя приобрести за деньги. Даже наоборот, богатство сильно мешает любви. Ведь богатого часто любят неискренне, а из-за его богатства и влияния. За деньги, за материальные блага никто никого любить не будет. Любовь приобретается только нашим личным трудом и подвигом. Она может быть, конечно, дана как дар. Но и тут, если мы не ценим этот дар, не храним и не поддерживаем его, он очень скоро от нас отнимается.

Любовь – это единственная настоящая ценность, всё остальное приходящее, имеет свой срок. «Любви все возрасты покорны». Действительно, любят и дети, и зрелые люди, и старики и это им всем даёт настоящее счастье. И вера, и надежда – суть проявление любви. Мы верим Богу, потому что любим Его, верим любимому человеку и надеемся, что он тоже любит нас. Без любви даже самый богатый человек на земле не будет счастлив. Даже если ему в какой-то момент очень комфортно, он доволен и думает, что проживёт и без любви, всё равно, рано или поздно наступает момент, когда он понимает, что он убог и несчастен, его никто не любит. Деньги, заводы и прочее он не возьмёт с собой в вечность, а любовь всегда остаётся с человеком.

Английский писатель врач-ветеринар Джеймс Хэрриот описывает небогатого фермера, который сидит на своей маленькой кухне в окружении любящих детей, жены и говорит: «А знаете, ведь я сейчас счастливее любого короля». Вот оно настоящее счастье: любить и быть любимым. Любовь, настоящие чувства между мужчиной и женщиной возможны только в браке. И вот почему. Ни просто половые связи, ни даже сожительство с одним постоянным партнёром в так называемом «гражданском браке», не предполагают настоящей любви и ответственности за любимого, за детей. Какая же это любовь, если люди как бы изначально договариваются: «Сегодня мы вместе, а завтра разбежались». Или: «Мы «супруги» без штампа в паспорте, но ничем не связаны, дверь для каждого из нас открыта». В основе таких отношений всегда лежит недоверие. Либо один, либо оба партнёра как бы говорят: «Я не уверен (на), что смогу прожить с тобою всю жизнь».

«Прежние функции брака сейчас девальвировались. Статус, деньги, секс и даже дети – всё это случается в современном обществе и помимо брака. И потому молодые люди часто говорят: «А зачем он нужен, этот брак? Вполне можно и без него. Даже лучше». А не лучше, потому что мир изменился не только в части девальвации брака, но и в том, что люди, в целом, стали более безразличны друг другу, не успевают построить глубоких отношений. Их теперь, как правило, связывают дела, а не отношения. Мы входим в мир, где психологическое одиночество станет настоящей эпидемией. И только в браке остаётся возможность найти ту душевную близость, которая не позволит нам чувствовать себя одинокими. Вот об этом нужно помнить». Эти слова принадлежат не священнику, не православному семьянину, для которых понятия: семья, брак освящены Самим Богом, а человеку весьма далекому от вопросов веры и духовности, популярному психологу А.В. Курпатову.

Известный журналист Геннадий Бачинский, недавно погибший в автомобильной катастрофе, как-то сказал в одном интервью:

«Я прошел через многое, есть с чем сравнивать. И сейчас для меня очевидно: лучше нормальной семьи ничего не придумаешь. Когда нет семьи, есть внутреннее ощущение, что ты свободен. Живете вместе, а ты свободен. Можешь всегда уйти. Человек, который знает, что не может уйти, ведет себя по-другому.

Я намеренно привел здесь высказывания не святых отцов и православных богословов, а совершенно светских людей, чтобы было понятно, что любой честный, искренний человек рано или поздно понимает: «гражданский брак» - это ложное, бессмысленное состояние.

На этом пути человек никогда не обретёт настоящей любви и счастья. Самое прискорбное, что молодёжь ни по TV, ни в кино, ни на примере семей своих родителей или друзей, не видит, что существуют счастливые, дружные семьи. А они, слава Богу, есть, только говорить про это сейчас немодно и не популярно. Пропаганда свободной, весёлой жизни без брака направлена, в первую очередь, людей молодых и это страшно. Ведь именно в молодости человек должен заложить правильное основание своей дальнейшей жизни. Это сначала кажется, что жизнь удалась: хорошая работа, деньги, карьера, друзья. А во второй половине жизни человек видит, что у его школьных друзей уже внуки, а он совсем один. Особенно тяжело это переживают женщины. Могу свидетельствовать как священник, что люди, которые не вступили в брак, или не смогли как-то иначе воплотить свою любовь, очень страдают от этого. Ведь мы созданы, чтобы любить. Нередко можно слышать даже от людей православных, что целью брака является рождение и воспитание детей. Продолжение рода очень важная задача, но если брачующиеся ставят перед собой только эту цель, думаю, что им вообще не следует создавать семью. Цель брака абсолютно та же, что и вообще цель христианской жизни. То есть исполнение двух главных заповедей: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22. 37-39). И супругам даётся возможность в полной мере исполнить эту заповедь о любви. Ибо мой ближний находится со мною иногда 24 часа в сутки, и я могу всё это время любить и жалеть его. А через любовь к образу Божию, то есть к человеку, мы научаемся любви к Самому Невидимому Богу.

Почему семья - это счастье? Потому, что семья помогает нам постоянно ежедневно ощущать, что есть кто-то, кого мы любим более, чем себя. Известно, например, что родители, как правило, любят детей больше, чем дети родителей. Но родители от этого не становятся менее счастливыми. Ибо дети способны дать им гораздо больше радости, хорошего настроения, чем мы им.

А ещё счастье напрямую зависит от того, как мы ценим то, что нам даёт Бог. В нашем случае это любовь, семья.

Может быть, прозвучит несколько пафосно, но скажу, что соотношение сил добра и зла в мире зависит от того, есть ли мир в каждой конкретной семье, или там царит грех и зло. Легче лёгкого ругать правительство, реформаторов, олигархов, а самим изменять жёнам, делать аборты или бросать детей в роддомах. Или даже постоянными ссорами и конфликтами отравлять жизнь себе и своим близким. Как может Россия стать великой и процветающей страной, если у нас за год делается 5 миллионов официальных и ещё 1 миллион подпольных абортов, если тысячи детей родные матери оставляют в доме ребёнка? Заслуживаем ли мы после этого хорошей жизни? Да удивительно, как мы вообще ещё живы? Семья это индикатор, лакмусовая бумажка состояния общества в целом. Здорово оно или находится в состоянии тяжёлой болезни. Вот почему вопрос мира и любви в семье является самым важным вопросом, который стоит перед обществом и каждым из нас. Но только от нас зависит, какой будет «погода» в нашем доме, в нашей семье.

· Приложения

[autonav display='posts:book,list,title,excerpt']

· Интервью интернет-порталу «Православие и мир» о «гражданском браке»

- Что движет людьми, в том числе воцерковленными, когда они не хотят традиционно заключить брак, а делают это, через, несколько месяцев, а то и лет совместной жизни в сожительстве?

- Когда-то, уже довольно-таки давно, главный редактор журнала «Фома», Владимир Легойда подарил мне свою книгу «Мешают ли джинсы спасению». В ней рассматривался вопрос: являются ли приемлемыми для православного человека некоторые элементы молодежной субкультуры, например, ношение джинсов. Сегодня, боюсь, почти никто из церковной молодежи не задумывается о том, как влияют джинсы на его духовное состояние. Люди, порой не замечают в своей жизни очевидных и тяжких грехов. И уже впору писать книгу «Мешает ли спасению «гражданский брак»». Здесь под «гражданским браком» я разумею народное название блудного сожительства. Да уж, как говорится: приехали, дальше уже некуда. Даже в весьма церковной среде, встречаются сейчас пары, которые не прочь пожить без регистрации и венчания до свадьбы. Почему они так поступают? Потому, что не живут духовной жизнью, а заменили ее церковной атрибутикой и живут «как все», то есть, ни о чем не думая. Для многих людей брак, настоящая традиционная семья перестала быть высшей ценностью. Многие живут сейчас по инерции, не понимая к каким трагическим последствиям может привести отрицание института семьи как для них лично, так и в масштабах государства.

- Почему это происходит, почему многие люди этого боятся?

- Как сказано у Шекспира: «Порвалась дней связующая нить, как мне концы ее соединить?» Потеряны традиции, которые связывали нас с нашими предками, а они-то умели создавать крепкие, дружные семьи. Русские семейные традиции это огромный житейский опыт, приломленный через призму православия. Этот опыт еще частично сохранялся в советское время, а когда система рухнула, в стране не осталось даже идеологии, которая все-таки была, сдерживающим, нравственным началом. А к настоящей вере народ в большинстве своем, к сожалению, так и не пришел. Следствие всего этого — плачевное состояние нравственности и семьи. Кстати, о гибели империи. Сразу после распада СССР, в начале 90-х годов, в стране было такое количество разводов, которого мы не знали не до, ни после, а также огромное количество самоубийств. Люди с одной стороны, потеряли сдерживающее начало, а с другой, дезориентировались, уже не понимали: куда идти и с кем идти, что делать, утратили защиту. Как говорится уже у Высоцкого: «Мне вчера дали свободу, что я с ней делать буду?» А к вере, повторяю, большинство соотечественников так и не пришло, а ведь только в вере и в возрождении семейных традиций — спасение страны. Страна должна состоять не из отдельных индивидумов, а из семей, только тогда она жива.

Современная молодежь еще потому боится брака, что видит очень мало примеров настоящих крепких семей, где люди не скандалят, не ссорятся, а живут мирно и в согласии, строят домашний очаг, любят друг друга. Таких семей осталось, к сожалению, очень немного. И, соответственно, люди стали бояться. Теперь семья – большой риск. Они видят, что примеров настоящей семьи нет, традиций нет, а как следствие - боязнь долговременных отношений. Они считают, что для того, чтобы лучше узнать друг друга, нужно действовать по такой западной, схеме: пожить, узнать, попробовать, а потом «сойтись по-настоящему», проверив свои отношения, проверив себя в качестве бытового или сексуального партнера. Казалось бы, звучит убедительно, но благими и намерениями, как известно, выстлана дорога в ад. А теперь разъясню ошибочность вышеперечисленных доводов. Есть такое понятие: практика — критерий истины. Можно говорить очень много красивых слов, в защиту «пробных браков», но проверь это практикой, и сразу все станет ясно. С увеличением сожительств до брака, число разводов резко возросло, а количество зарегистрированных браков, резко сократилось. Почему? Существует статистика, что только лишь небольшой сожительств заканчиваются регистрацией. А те супружеские союзы, где был опыт сожительства до брака, распадаются в два раза чаще, чем браки, где этого сожительства не было. И, кстати, такая картина не только у нас. Значит что-то не так: пробуют, пробуют, проверяют, чтобы лучше узнать друг друга, а удержаться в браке не могут и ситуация с браками в целом становится все хуже и хуже. Так стоит ли тогда пробовать, зачем? Ведь когда люди не пробовали, когда семья была высшей ценностью, когда с момента регистрации люди несли всю ответственность изначально, разводов было гораздо меньше. Сейчас мы знаем, что у нас в 90-е те же годы 80% браков распадались. Сейчас распадаются две трети браков. Раньше такой ситуации не было. Когда люди, вместо того, чтобы пробовать, считали, что свой выбор нужно сделать один раз на всю жизнь, в советское время, это было практически нормой. Очень многие девушки берегли себя для единственного любимого человека. Даже ранние браки были достаточно крепкими.

На самом деле, человек, который вот так пробует, считает, что нужно пожить без всякой ответственности, то есть, попросту говоря, иметь все права, но не иметь обязанностей, и думает, что такие отношения приведут его к созданию крепкой семьи, находится в большом заблуждении, потому что узнать человека лучше всего, именно не общаясь с ним на телесном уровне, не деля общий быт, общую постель, узнать человека как раз лучше со стороны. То есть это не будет выбор в состоянии эротического угара. Нужно выстраивая сначала дружеские отношения, увидеть своего избранника как человека, как друга, как личность, и сделать это лучше как раз на дистанции. Все большое и стоящее видится на расстоянии. А все остальное, в том числе телесные отношения, потом прилагается как некая награда за терпение и ожидание. Когда общаются жених с невестой – это особый трепетный, почти праздничный период, когда же люди сразу окунаются в плотские отношения, они очень многого себя лишают, и, как показывает печальная статистика разводов и так называемых “гражданских браков”, которые распадаются, этот опыт совершенно ничего не дает. Период сожительства наоборот усложняет выбор человека. То есть выбор совершается под большим влиянием эротического влечения и буйства гормонов. А это очень мешает, потому что выбор спутника жизни должен делается сердцем и умом. Любить надо разумно, а не безумно. И выбор свой нужно делать оченьблагоразумно. Нужно все взвесить, чтобы не ошибиться.

И, наконец, самое главное; если мы хотим, чтобы Господь благословил наш брак и послал нам семейное счастье, ни в коем случае нельзя такое серьезное и благое дело, как создание семьи начинать с греха. Грех, нарушение духовных законов, несет только разрушения и несчастья.

- Что ответить женщинам, мужчинам, которые после развода говорят: «Если бы я раньше знал (знала), что он (она) собой представляет в семейной жизни, когда мы вместе по киношкам ходили и смотрели на закат, я бы не связал (ла) с ним свою жизнь? И в следующий раз эти люди ни под каким видом не согласны вступать брак, не узнав претендента в быту?

- Узнать человека конечно нужно, никто не говорит, что после месяца общения с ним нужно идти в ЗАГС. Существует общее неписанное, но очень мудрое правило, что общаться перед браком нужно не менее года. Срок: 1 -1,5 года – это время, когда молодые люди должны общаться, дружить, учиться отношениям. Именно строить отношения как будущие супруги. Но почему для этого нужно жить вместе, и что это дает?

- Это дает то, что человек совсем по-другому раскрывается. Люди могут год встречаться год, два, даря по праздникам подарки и говоря о трепетной любви, но в жизни, когда начинаются совместные отношения, может вдруг открывается такое, с чем сосуществовать невозможно, вплоть до того, что один из партнеров получает глубокую психологическую травму.

- Я совершенно уверен, что если с человеком не делить быт, и а вдумчиво общаться, дружить, общие дела делать, а не просто по е-мейлу переписываться, то человека можно достаточно узнать. Я объясняю, что ничего добрачная совместная жизнь в плане узнавания не дает. Иногда сожителей объединяет вовсе не отношения, а общий быт и совместные дела, а им начинает казаться, создается иллюзия, что у них полная гармония, потом заключается брак, и молодые понимают, что он совершенно чужие друг другу люди. И жили вместе, и ели и спали, а так ничего и не создали. Повторюсь, есть беспощадные данные статистики. Посмотрите, сейчас люди сплошь и рядом пробуют-пробуют, живут-живут, а браки распадаются, при этом гораздо чаще. Так что это дает, скажите? Может в отдельном случае кто-то считает, что ему это что-то дало, но общие данные, факты – вещь упрямая, они говорят об ошибочности таких взглядов. Опыт наших родителей, опыт поколения людей, которым сейчас 50-60 лет показывает, что это совершенно не нужно. Совершенно брак не станет ни крепче, и люди, лучше друг друга не узнают. Потому что период жениховства дан человеку не только для того, чтобы он лучше выбрал или отказался, он дан человеку для того, чтобы он без примеси секса, быта, рутины научился строить с другим человеком отношения, научился любить, прощать, пришел к согласию по многим вопросам. Эти отношения должны быть совсем не на уровне, к примеру, совместного зарабатывания денег, их траты или обустройства жилья. Почему такие отношения бесплодны? Потому что человек расписываясь или венчаясь, не просто заключает брак, ставит штамп, человек берет на себя целый комплекс обязательств. А люди, находящиеся в таком безответственном состоянии, отношения свои по-настоящему не выстраивают. Люди сошлись для безответственных удовольствий, а не для «ношения тягот друг друга». Никто никому ничего не должен. Люди, которые считают, что нужно до брака пожить вместе, должны, понять, что самое главное не просто привыкнуть друг к другу в быту, это не так сложно, а научиться строить о

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...