Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс выполнения квилтинга

С лоскутным шитьем, или пэчворком, мы все давно знакомы. Геометрические узоры из ткани, носящие красивые названия «Прерия», «Гусиный клин», «Мельница» или «Обручальное кольцо», повторяются в одной работе снова и снова, образуя строгие композиции, которые, будь это музыка, можно было бы назвать ритмичными. В чистой лоскутной технике играет форма и цвет, с помощью которых создается настроение или ассоциация. Но – никакой конкретики, ассоциациями дело и ограничивается в большинстве случаев. Другое дело – квилтинг, дальний родственник пэчворка. Квилт – это художественное панно, выполненное из ткани в смешанной технике. В основе его чаще всего лежит лоскутное шитье, дополненное аппликациями, вышивками, бисером и прочими мелкими штуковинами. В отличие от пэчворка, квилтинг менее абстрактен и более детален, подробен. Для сравнения – две работы, изображающие зиму, в технике пэчворка (фото 1) и квилтинга (фото 2). Видите разницу?

 

Фото 1

 

Фото 2

С чего начинается художественный квилт? С понравившейся фотографии, рисунка, картины, почтовой открытки, даже с пакетика от семян. Понравившийся вам рисунок и ляжет в основу работы. Увеличьте или уменьшите его до требуемого размера, поэкспериментируйте. Если картина слишком многоцветна, можете уменьшить количество цветов. В результате каждый фрагмент квилта должен соответствовать одному цвету. А затем – начинайте подбирать ткань, и будьте готовы к тому, что это дело небыстрое. Фоном квилта чаще всего бывает полотно, изготовленное в технике пэчворка. (фото 3) Неяркие близкие цвета позволяют создать эффект акварели и показать перетекание света и тени на картинке. В этом случае мелкие детали выполняются в технике аппликации, для чего поначалу их приутюживают на место с помощью флизелина, а потом обрабатывают по краю. Интересно, кстати, что в некоторых работах среди ракушек-аппликаций вполне может затесаться обычная ракушка, пришитая или приклеенная к полотну. Это добавляет изображению достоверности и фактурности.

 

Фото 3

 

Бывает и по-другому – из лоскутков состоит вся картинка. (фото 4) Это сложнее, поскольку пэчворк здесь уже не геометрический, а свободный, но эффект не менее хорош. Остатки лоскутков традиционно пускают на обрамление, чтобы придать работе завершенность.

 

Фото 4

 

Важнейшая деталь квилта – стежка. С ее помощью можно создавать практически любую фактуру, рисовать волны на море, облака в небе, рябь на воде; прорисовывать рыбью чешую, черепицу на крыше и звериный мех... (фото 5) Стегать можно и на обычной, не обладающей никакими особыми функциями машинке, только надо либо опустить, либо закрыть картонкой зубчики, двигающие ткань под иглой. Тогда машинка действительно станет рисовать – отличие от обычного рисования будет заключаться только в том, что двигаться станет не рисующая игла, а ткань, на которую наносится рисунок. Вот что можно с помощью стежки сделать из простого по замыслу квилта. (фото 6) А ведь там кроме фона вообще ничего, кажется, нет!

 

Фото 5

 

Фото 6

 

Еще одна популярная разновидность квилтов – наборные, собранные из нескольких мелких сюжетов. (фото 7) Такие квилты хороши, в частности, для коллективной работы – участники шью по одному кусочку, а потом, собравшись вместе, соединяют их в целое полотно.

 

Фото 7

 

Для оживления квилта, как уже говорилось, можно использовать самые разные материалы. Так, изображение коралла вполне можно расцветить бусинками, которые придадут ему шероховатости. (фото 8) Да что там, как я с удивлением обнаружила, некоторые мастерицы делают целые квилты исключительно из бисера! (фото 9) Разнообразные швы, бусины, ракушки, монетки, стеклярус, перья – творите!

 

Фото 8

 

Фото 9

 

Квилтинг прочно соединяет три слоя изделия и украшает его. Синоним килтинга в русском языке - стежка, но не любая, а в ней должна быть четкая размерность: в 1 см квилтинга 5 стежков и 5 проколов. Другими словами - довольно частые стежки швом «вперед иголка». Выполняется килтинг простыми нитками в цвет ткани. Иголки для выполнения килтинга должны быть короткие, тонкие, прочные. Обязательно нужен наперсток.

Квилтинг выполняется:

в швы между деталями; вокруг детали, делая ее объемнее; на пустых местах в орнаментах нитками в цвет, выполняя любой рисунок и даже слова. Квилтинг можно выполнять на швейной машинке, но красивее он выглядит при выполнении вручную.

И делается это так

Иголку следует держать между большим и указательным пальцами правой руки, пальцы левой руки находятся под работой. Кончик указательного пальца левой руки держать там, откуда должен выйти кончик иглы. Игла слегка под углом. Проткнуть все слои иглой, пока не почувствуете указательным пальцем левой руки кончик иглы. Сделать маленький стежок. После этого палец убрать к себе и подталкивать иглу, чтобы она вышла на лицевую сторону В то же время, правой рукой оттянуть иголку1 назад. Подталкивая иголку мягко вверх и вперед. пока размер показавшейся иглы не будет равен размеру желаемого стежка. Чтобы сделать последовательно стежки, переведите руку так, чтобы кончик иглы был на наперстке, расположив большой палец слегка впереди от того места, где Вы шьете Поставьте иглу перпендикулярно работе, нажмите наперстком, пока не почувствуете пальцем под работой кончик иглы. В то время, как Вы помогаете направить иглу вверх пальцем под работой, подтолкните иголку наперстком вниз и вперед, как раз перед тем местом, где Вы протягиваете, чтобы помочь игле вернуться наверх Повторить движение 3 и 4, сделав несколько стежков, подталкивая иголку вперед наперстком. Затем возьмите иглу, зажав ее между большим и указательным пальцами, вытяните пить через слои изделия, пока стежки не станут плотными без сборок

 

СОВЕТЫ ПО ПОДБОРУ ТКАНЕЙ

 

Особое внимание сейчас обращается на экологическую чистоту сырья. Прежде всего следует сказать, что по классическим канонам, которых, кстати, до сих пор придерживаются американцы, особенно, если это касается одежды, одеял, покрывал и подобных вещей, то использовать следует при работе б технике «пэчворк -квилтинг» в основном хлопчатобумажные ткани. Этот натуральный материал поглощает ачагу, протекает воздух, хранит тепло, хорошо стирается, сушится и гладится. От изделий, выполненных из хлопка, веет теплом и уютом.

Если изделие декоративное, то допустимы все материалы, но всегда следует помнить о чувстве меры. Не следует смешивать натуральные, синтетические и искусственные ткани при работе. Всем тканям свойственна усадка и поэтому перед работой обязательно следует увлажнить ткань, высушить ее и погладить.

Не следует пользоваться тканями, которые линяют при стирке. Они могут потом испортить Баше изделие. Используемая ткань должна быть прочной.

Какая же ткань хороша для работы в технике пэчворка?

Самая ценная ткань - однотонная - это как краски на палитре, на ее фоне создается калейдоскоп, и тогда возможности для творчества беспредельны. Из одноцветных тканей интерес представляют зеленые ткани. Следует покупать даже набивную ткань ради зеленых пятен на ней. Интересна ткань протуберанцами, правда, она довольно редкая

Очень хороши набивные ткани с кратных рисунком. Трудно догадаться, что множество разноцветных фигур вырезано из одного куска. Эта ткань - просто набор красок.

Лучше использовать темные ткани чем светлые. Цветочные ткани, а их 70 -80 %, более ценные с абстрактным рисунком, они менее навязчивы.

Белая ткань никогда не используется в орнаментах, ее всегда рекомендуется приглушить простыми красителями: чаем, кофе, винам, лукам, марганцовкой. Сушить следует утюгом, это хорошо закрепляет краску.

Черно-белые ткани - это классика. Из них можно делать очень красивые орнаменты. И опять же, они сочетаются с ярко-оранжевым. изумрудным, зеленым. Получается щтитешюй красоты изделие.Далее идут ткани с абстраюттмрисункам, они тоже позволяют многое сделать всего из одного куска ткани.

Не годится ткань с мелким (хоть и красивым рисунком), если конечно это не миниатюра, которая рассматривается в общем. Издали такая ткань смотрится однотонным пятном.

Большие цветы на ткани лучше, чем маленькие. Можно вырезать много цветных деталей из одного куска. С мелкими цветами детали орнамента должны быть.маленькими (1 х 1см).

Высший класс -это ткани с японской росписью и размывом. Вырезая детали из пограничных цветов и собирая их в орнамент, можно получить уникальное произведение.

Полоска, клетка и горох - это особая вещ и другой разговор. Требуется решение в каждом конкретном случае. Интересен горох разного размера, например черно-белый и с кантам. Хороши ткани с рисункам «огурец», мазками и размывам.

Обращайте внимание на изнаночную сторону ткани -это ткань-спутник с более светлой тональностью. Ее рекомендуется использовать чаще.

При особой обработке ткани - травлении на изнаночную сторону проходит часть краски и Вы имеете совершенно другую ткань, подчас более интересную, чем лицевая сторона.

Ткани с фруктами, овощами, живописью, птицами, животными и прочими рисунками -это для аппликации или фрагментарно для орнамента.

Фурнитура и материалы

Пэчворк и аппликация требуют для работы хороший материал и ловкость.

1. Чертежные принадлежности

Линейки металлические. Хорошо иметь специальную линейку для кроя пэчвор-ка. Карандаши Н, 2Н, цветные карандаши, точилка, ластик, клей ГГВА, ножницы, легкий картон, калька, треугольники, транспортир, циркуль. Разлинованная бумага, необходимая для работы, представлена в приложении на стр. 62-63. На стр. 61 мы предлагаем уже заготовленные для работы специально разлинованные листы с готовыми ромбами и сетка дтя их построения в желаемом размере.

2. Швейные принадлежности

Нитки швейные армированные разных цветов. Иглы, наперсток (хорошо кожаный) специальный для килтинга или обычный. Булавки, ножницы, распарыватель, утюг, швейная машина. Специальная доска, на которой вырезается ткань. Резак, сантиметровая лента, пяльцы. Ткани, синтепон.

3. Шаблоны

Шаблоны следует делать из мягкого картона перед началом работы. Они должны быть очень точными, ибо это выкройки, на основании которых будет составлен избранный рисунок Даже маленькая ошибка приведет к большим ошибкам и исказит Ваш рисунок

4. Орнамент

По мере знакомства с пэчворком Вы поймете, что большая часть геометрических фигур складывается в блок - решетку, равную количеству квадратов, на которое можно разделить блок. Наиболее распространенные деления блоков квадратов: 2 х 2 см, 3 х 3 см, 4 х 4 см, 5 х 5 см, 6 х 6 см, 7 х 7 см, 9 х 9 см.

В приложении на стр. 60 даны орнаменты. Вы можете воспользоваться ими для создания блоков и изделий из них. Система решеток дает Вам идею, как надо сочетать элементы друг с другом. Необходимо соразмерять формат элемента и размер изделия.

В традиционных моделях не всегда возможно работать в одном заданном размере, ибо квадраты обычно имеют размер от 20 до 30 см. Обычно модель, изготовленная из большого количества маленьких элементов более привлекательна, чем та, которая сделана из малого количества элементов.

Чтобы увеличить поверхность изделия, не добавляя лишних мотивов, можно чередовать блоки-квадраты разноцветные с однотонными в шахматном порядке, выполняя на них орнамент килтингом нитками в цвет. Можно собирать блоки с помощью полос, которые сделают переход от одного цвета в другой и от больших размеров деталей к малым. Бордюр позволит подогнать изделие к нужному7 размеру и образует рамку вокруг изделия.

 


ТРАДИЦИОННЫЕ УЗОРЫ

 

 

 

         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Искусство лоскутного шитья можно сравнить с живописью. Только краски нам заменяет ткань, а кисть – иголка с ниткой. И как по волшебству из-под легкой руки мастера выходит шедевр. Своеобразные лоскутные вещи преображают дом, добавляя тепла и уюта. Они применимы и для кухни (скатерти, салфетки, прихватки), для гостиной (диванные подушки, декоративное панно), для спальни (покрывала, наволочки на подушки). Эти вещи сделаны своими руками, в них частичка души мастерицы. Они уникальны и других таких нет во всем мире.

Для развития любого творчества важны общение и обмен опытом между представителями разных школ и направлений. Продолжая и развивая традиции, современные мастера разрабатывают новые, удивительные узоры и находят необычные цветовые сочетания.

Сегодня вокруг лоскутного шитья царит оживление не только в России, но и в тех странах, где оно появилось раньше, чем у нас.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Адамян А.А. Вопросы эстетики и теории искусства, М., Искусство, 1978г.

2. Большая Советская энциклопедия

3. В.Г. Носков Перекличка веков, М., Мысль, 1990г.

4. Джек Тресиддер Словарь символов, М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999г.

5. Декоративное рисование. Составитель Логвиненко Г.М., Магнитогорск,

6. Журнал Юный художник, №1, 1993г.

7. И.И. Карпушин Искусство и религия, М., Педагогика, 1991г.

8. Калинина Е. Натура и фантазия в декоративной композиции. Журнал Юный художник, 1994г.

9. Мифы народов мира. Энциклопедия том 1, 2, главный редактор С.А. Токарев, М., Советская энциклопедия, 1988г.

10. Мартынова Л. Художественная роспись тканей, 1996г.

11. Основы художественного ремесла, под редакцией В.А. Барадулина, М., Просвещение, 1986г.

12. Основы художественного мастерства под редакцией Барадулина В.А., М., Просвещение, 1978г.

13. Рондели Л.Д. Народное декоративное прикладное искусство, М., Просвещение, 1984г.

14. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., Просвещение, 1988г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...