Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Врожденные способности младенца




За последние 30 лет был сделан решительный ры­вок в изучении психики младенца, результаты которого заставили психологов коренным образом пересмотреть свои взгляды в отношении психологии младенческого возраста. Новые данные о психических возможностях новорожденного и младенца позволили Т.Бауэру выска­зать мысль о решающем значении этого периода для по­знавательного развития ребенка2. Каковы же они эти пси­хические возможности младенца, с которыми он прихо­дит в новый для себя мир?

В этой связи первый вопрос, который возникает при изучении психического развития младенца, это вопрос о соотношении его врожденных способностей и внешней среды (научения) младенца в ходе его развития. Это дей­ствительно один из центральных теоретических и практи­ческих вопросов психологии развития.

Издавна мир ученых был разделен на два лагеря - нативистов и эмпиристов. Первые считали, что человечес­кие способности заключены в самой структуре организма,

' Юнг К. Собрание сочинений. Конфликты детской души. М.:

Канон,1994. 2 Бауэр. Т. Ук. Соч.


64 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______

носят врожденный характер, подчеркивая тем самым до­минирующую роль наследственности. Поэтому они пес­симистично относились к возможности совершенствова­ния человека путем его научения. Невежественные и не­умелые от рождения, - говорили они, - обречены быть таковыми на всю оставшуюся жизнь".

Вряд ли кто будет оспаривать роль наследственнос­ти в ходе физического развития младенца. Но какова ее роль в психическом развитии ребенка?

Эмпиристы, напротив, утверждали, что человечес­кие способности развиваются избирательно, в результате специфического взаимодействия с окружающей средой, т.е. путем научения. Поэтому невежественными люди ос­таются лишь потому, что окружающая среда лишила их возможности развития и если ее изменить, то все люди смогут добиться высокого уровня развития своих спо­собностей.

Спор между нативизмом и эмпиризмом продолжа­ется по сей день. И вряд ли он получит однозначное ре­шение, доказывающее абсолютную правоту одних и оши­бочность других. Скорее всего, будет найден некий «ком­промисс».

Т.Бауэр, обсуждая эту проблему, пишет о сложных, диалектических взаимоотношениях, в которых находят­ся врожденные способности и научение в ходе психичес­кого развития младенца. «Процессы развития, делают на­учение возможным, но само научение не является причи­ной развития»2 - пишет он, подчеркивая при этом, что «научение зависит от целого комплекса врожденных способностей и.. оно... не ведет к каким-либо постоян­ным изменениям»3.


Подтверждением этой точки зрения служат интерес­ные эксперименты. Например, экспериментально было доказано, что уже в первый день жизни дети способны обучаться. Этот уникальный эксперимент был проведен Е.Сиквилендом и Л.Липситом, которые сумели научить младенца поворачивать голову в одну сторону в ответ на гудок, а в другую - в ответ на звон колокольчика. Когда же гудок и звонок чередовались случайным образом, по­ворот головы совершался только в нужном направлении. Л.Липсит в этой связи высказал предположение, что луч­ше всего люди учатся в младенчестве, а не в более позднем возрасте'. Однако результаты этого эксперимента вряд ли доказывают правоту нативистов или эмпиристов, посколь­ку все же не ясно, следствием чего явились реакции ново­рожденного - его врожденных способностей или научения.

Опыты Уотсона и Папусека также подтвердили, что способность к научению первоначально определяется врожденными механизмами, которые, однако, могут уга­сать, если их не упражнять2. На основе этих и многочис­ленных собственных исследований Т.Бауэр резюмирует:

развитие способностей к научению «зависит от сложных взаимоотношений между врожденными механизмами и возможностью использования этих механизмов в психо­логическом окружении»3.

Эта мысль Т.Бауэра находит подтверждение при ана­лизе психологического механизма восприятия. Б.ГАнань-ев продемонстрировал сложный, диалектический характер отношений между природной и культурной линиями в пси­хическом развитии человека на примере анализа механиз­ма восприятия человека. Рассматривая восприятие как сложное сочетание функциональных, операционных и


66 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

мотивационных механизмов, он полагал что функциональ­ные механизмы восприятия, которыми являются его сенсор­ные функции - зрительная, слуховая, тактильная и другие генотипически обусловлены, поскольку «возрастные измене­ния функционального состава восприятия свидетельству­ют о действии биологических закономерностей (онтогене­за) и прямом влиянии априорных свойств человека на эту сторону перцептивных процессов». Операционные же ме­ханизмы восприятия - измерительные, соизмерительные, построительные, корригирующе-контрольные и другие формируются на основе функциональных в «процессе прак­тического оперирования с вещами и явлениями», «посред­ством образования, дифференцировки и генерализации ус­ловных связей, в которых и осуществляется тренировка функций»'. Выделение Б.ГАнаньевым функциональных и операционных механизмов восприятия позволяет понять движущие силы перцептивного развития, обусловленные сложными, противоречивыми отношениями между этими двумя составляющими. Мотивационная составляющая восприятия определяет направленность, селективность и напряженность развития всех перцептивных процессов. Потребность в видении, слышании, осязании и других ви­дах сенсорной деятельности, сенсорный голод, как след­ствие неудовлетворения этих потребностей, познаватель­ный интерес -все это оказывает влияние на функциональ­ные и операциональные механизмы восприятия и их взаимодействие. И еще об одном аспекте изучения перцеп­тивного и психомоторного развития ребенка.

В последнее время, особенно в рамках нейро-линг-вистнческого программирования - одного из современ­ных направлений в психотерапии - подчеркивается, что поведение и мышление человека в значительной мере обус­ловлено действием предпочитаемой им сенсорной систе-

Ананьев Б.Г„ Дворяшина М.Д; Кудрявцева Н.А. Ук. соч. С. 32-33.


Глава 2. Психическое развитие младенца 67

мы -визуальной (зрительной), аудиальной (слуховой) или кинестетической (чувственно-двигательной). Выбор реп­резентативной сенсорной системы обусловлен уровнем чувствительности каждой из них: чем более развита у ин­дивида чувствительность какой-либо системы, посред­ством которой осуществляется сбор информации об окру­жающем мире, тем вероятнее подсознательный выбор в ее пользу. На рис. 3 представлены глазодвигательные реак­ции «нормально организованного» правши, по которым можно судить о представленное™ сенсорных систем.

Рис. 3. Глазодвигательные реакции «нормально организованного» правши

Зк - зрительно конструируемые образы;

З3 - зрительно вспоминаемые (эйдетические) образы;

С^ - аудиально конструируемые звуки или слова;

С3 - аудиально вспоминаемые звуки или слова;

К - кинестетические ощущения, а также вкус и запах;

С - слуховые сигналы.

З*


68 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

Опыты по выявлению степени распространенности сенсорных предпочтений показали, что у почти 46% испы­туемых регистрируется выраженная склонность к преиму­щественному использованию того или иного сенсорного канала, а у 54% испытуемых такие предпочтения не обна­ружены. Очевидно, что развитие так называемых репре­зентативных сенсорных систем и опора на них индивида в своей детской и взрослой жизни тесным образом связано с развитием соответствующих анализаторов и аналогичных им психических способностей в перцептивной и психомо­торной организации человека.

Все сказанное подчеркивает актуальность выяс­нения того, с чем новорожденный входит в новый для него мир. Это важно еще и потому, что очень долгое время в психологии проблема психического развития младенца практически была закрытой. Психологические знания о младенце были очень скудными. Они мало отличались от обычных, житейских, являвшихся результатом весьма по­верхностных наблюдений за младенцем. А ведь при таком взгляде на жизнь младенца создается впечатление, что он ничего не умеет делать, кроме как есть и спать. Так ли это? Неужели новорожденный - это «чистая доска»? Неужели прав В.В.Зеньковский, когда 1924 году писал, что «дитя вступает в жизнь почти слепое и глухое», выражая тем са­мым общую точку зрения многих психологов того време­ни?'. Ответ на этот вопрос крайне важен и, прежде всего, с практической точки зрения.

Современная психология, как отмечалось выше, на­копила немало новых знаний о психической жизни мла­денца, что позволило выделиться самостоятельной отрас­ли - психологии младенческого возраста. Установлено, что реальные психические возможности младенца гораздо шире, глубже, а главное неизмеримо сложнее тех проявле-


ний психики, с которыми родители, врачи и воспитатели привыкли иметь дело в своей повседневной жизни. Поэто­му важно выяснить репертуар врожденных способностей младенца, которые «следует упражнять» с целью обеспе­чения максимальных темпов познавательного и личност­ного развития.

Приступая к анализу врожденных способностей мла­денца, нужно остановиться на уровне развития и степени готовности всех анализаторных систем. Ведь если основ­ные анализаторы новорожденного еще не готовы к обслу­живанию психических проявлений, автоматически снима­ется проблема и самих психических способностей ребенка.

Не вдаваясь в подробное описание состояния ана­лизаторных систем, сошлемся на мнение академика С.А.-Саркисова о том, что в целом к моменту рождения ребен­ка достаточно развиты все виды анализаторов'. Это оз­начает, что к моменту рождения состояние центральной нервной системы ребенка способно обеспечить начало его психической жизни. Поэтому новорожденный реагирует на запах, болевые, тактильные и температурные раздра­жения, на световые и звуковые стимулы. Понятно, что в первые дни после рождения большее значение в жизни ребенка имеют филогенетически более древние анализа­торы - кожный, вкусовой и обонятельный и меньшее -филогенетически молодые - зрительный и слуховой. Именно поэтому долгие годы считалось, что новорожден­ный - это в основном существо чувствующее, практичес­ки неспособное к каким-либо видам собственно познава­тельной деятельности. Именно поэтому основной акцент при оценке психического развития младенца делался на его психомоторное развитие. Не случайно при оценке ум­ственного развития младенцев чаще всего использовались


70 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______

различные психомоторные показатели. Считалось, что все последующее психическое развитие, и, прежде всего, по­знавательное, обусловлено уровнем психомоторного раз­вития младенца. Однако последние исследования психики младенца, и особенно исследования Т.Бауэра, показали, что новорожденный обладает значительным потенциалом не только в сфере психомоторного, но и перцептивного развития. Т.Бауэр и другие психологи убедительно дока­зали, что новорожденный не «слеп и глух», как полагали долгие годы, что это существо не только чувствующее; оно способно к элементарным формам перцептивной позна­вательной деятельности'. Сам факт анатомо-физиологи-ческой готовности разных анализаторных систем предпо­лагает одновременное психическое развитие у младенца способностей разных модальностей.

В этой связи нельзя пройти мимо гипотезы В.М.Ал-лахвфдова о не зависимости сенсорного и моторного no-знания2. В рамках данной гипотезы традиционный взгляд на ведущую роль моторного познавательного контура в психическом развитии младенца подвергается корен­ному пересмотру. Это вопрос не только теоретический;

он имеет большое практическое значение. Ведь призна­ваемый долгие годы приоритет психомоторного разви­тия в общем познавательном развитии младенца застав­лял и врачей, и родителей, и воспитателей проявлять особое внимание прежде всего к психомоторным пока­зателям развития младенца. При этом фактически иг­норировались все другие аспекты этого развития по­стольку, поскольку считалось, что они либо не имеют особого значения, либо плетутся в хвосте психомотор­ного. Если признать верной мысль В.М.Аллахвердова о


Глава 2. Психическое развитие младенца 71

параллельности сенсорного и моторного развития, то при­ходится признать равное значение моторного и сенсорного развития младенца в рамках общего хода его познаватель­ного развития. В этой связи возникает вопрос о существо­вании веских экспериментальных доказательств в пользу этой гипотезы. Действительно ли новорожденный облада­ет существенными врожденными перцептивными способ­ностями? Действительно ли в психике новорожденного от-дифференцированы моторный и сенсорный контуры позна­ния? Кроме того, нужно иметь в виду, что сам по себе сенсорный контур - это интермодальное образование, вклю­чающее в себя зрение, слух, осязание и обоняние. Поэтому возникает вопрос о структуре этого интермодального об­разования. Носит ли оно выраженный недифференцирован­ный характер, когда отсутствуют четкие границы между раз­ными сенсорными системами, характерные для психики бо­лее старших детей и взрослых? Или уже к моменту рождения внутри него происходит относительная дифференциация между ними? Ответы на эти вопросы можно найти в иссле­дованиях психологов, проведенные в последние 20-30 лет.

2.1.1. Врожденные перцептивные способности младенца

В качестве одного из ведущих принципов психическо­го развития младенца известный английский психолог Т.Ба­уэр выдвинул положение о переходе психики ребенка ел: аб­страктного и общего к конкретному и специфическому'. При этом на основании многочисленных, порою уникальных, собственных экспериментов и результатов исследований дру­гих психологов он убедительно доказал наличие у младенца врожденных механизмов в сфере восприятия.


72 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

Т.Бауэр сосредоточил свое внимание на следующих аспектах восприятия пространства: способность к локали­зации в пространстве сигналов разной модальности; спо­собность к восприятию удаленности; способность к вос­приятию формы предметов.

Во-первых, он показал, что новорожденные способ­ны к локализации в пространстве сигналов разной модаль­ности. Например, Т.Энген (1963) обнаружил наличие у новорожденного врожденной способности к локализации источников запаха, а Майкл Вертхаймер (1961) в своем уникальном эксперименте с новорожденным, спусти все­го две минуты после его родов, показал, что новорожден­ный обладает врожденной способностью к локализации зву­ковых сигналов. Т.Бауэр своими экспериментами подтвер­дил результаты М.Вертхаймера и при этом уточнил наши представления об этой способности. Оказывается, что с момента рождения новорожденный лучше всего локали­зует источник звука, находящийся прямо перед ним; в прин­ципе он может определить источник, находящийся слева или справа от головы, однако, точная локализация право­го и левого положений источника звука не является врож­денной и эта способность развивается в младенчестве' (см. Приложение 2).

Итак, новорожденный может определить местопо­ложение в пространстве слуховых и обонятельных сигна­лов. Способен ли он к локализации зрительных сигналов?

Было показано,-что у новорожденного существует врожденная способность определять радиальное направле­ние движущихся объектов. И вновь было установлено, что наиболее точно новорожденный определяет местополо­жение движущегося объектов прямо перед головой и не­точно воспринимает все другие направления (см. Прило­жение 2).


Глава 2. Психическое развитие младенца 73

Во-вторых, доказано наличие врожденных механиз­мов восприятия удаленности предметов в пространстве. В ставшем уже классическом эксперименте Е.Гибсона и Р.Уолка (1960) со «зрительным обрывом» было показано, что умеющие ползать младенцы ни при каких обстоятель­ствах не переползают на «глубокую» сторону зрительного обрыва, что убедительно доказывает наличие у них меха­низма восприятия удаленности. Однако возраст таких мла­денцев среднем это 6 месяцев) слишком «велик», чтобы утверждать о наличии у них врожденной способности вос­приятия удаленности'. Позднее в 1963 году Б.Уайту уда­лось продемонстрировать эту способность у двухмесячно­го младенца. В серии экспериментов, проведенных Т.Бау­эром, было убедительно показано, что новорожденные в возрасте одной недели могут воспринимать удаленность и ее изменения2.

Один из самых интересных вопросов - это вопрос о механизме, обеспечивающем восприятие удаленности пред­метов в пространстве и их локализацию. По мнению Т.Бау­эра ими являются бинокулярный параллакс, параллакс дви­жения и оптический градиент расширения. Таким образом, все эти механизмы к моменту рождения практически гото­вы к функционированию, что и обеспечивает проявление у новорожденного описанных выше способностей.

Наконец, в-третьих, Р.Фанц продемонстрировал нали­чие врожденной способности новорожденного воспринимать форму предметов. Младенцам в возрасте от 4 дней до 6 ме­сяцев предъявляли 3 рисунка. На одном было изображено человеческое лицо, на другом те же элементы человеческого лица, но разбросанные в беспорядке, а на третьем сплошь


74 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

закрасили верхний участок, равный по площади всем чер­там лица (см. рис. 4).

Рис. 4. Образцы стимульного материала, предъявлявшегося детям

Дети всех возрастов смотрели чаще всего на настоя­щее лицо, гораздо реже на второй вариант и не обращали внимания на третий, что позволяет утверждать о наличии у младенцев врожденного механизма восприятия целост­ных конфигураций.

Итак, анализ экспериментальных данных изучения перцептивной (в большей степени зрительной) сферы мла­денцев позволяет сделать вывод о наличии у них врож­денных механизмов оценки местоположения предметов, удаленности и зрительного восприятия конфигурации предметов. Тем самым подчеркивается исключительно большое значение сенсорной системы в познавательном развитии младенца. Недооценка, а тем более пренебре­жение этим аспектом психического развития младенца может приводить к снижению темпов, а в худшем случае, деформации хода познавательного развития ребенка. Вы­деление в сфере психического сенсорной системы в каче­стве самостоятельной, наряду с моторной, согласуется с гипотезой В.М-Аллахвердова о параллельности сенсорно­го и моторного развития в ходе познавательного разви­тия младенца, а, следовательно, и о неоспоримо большей роли восприятия как одной из ведущих основ познаватель­ного развития младенца.

Мы специально подчеркнули значение собственно зрительного восприятия в психическом развитии ребенка.


Глава 2. Психическое развитие младенца 75

Но ведь хорошо известно, что уже при восприятии пред­метов человек апеллирует не только к зрению, но и дру­гим органам чувств, например, осязанию и слуху. Ведь любой предмет это не только различимая конфигурация, он всегда имеет другие значимые характеристики - твер­дость, мягкость, величину, а его падение сопровождается звуком. Как отмечает Т.Бауэр, совокупность свойств пред­мета - величина, твердость или мягкость, которая опре­деляет его феноменальную реальность, представляет собой комплекс различных модальностей'. Речь идет о том, что восприятие предметов - это функция не только зрения, но и осязания, и слуха, иными словами это функция сенсорного восприятия. В этой связи возникает одна из важнейших про­блем психического развития младенца - это проблема воз­никновения зрительно-слуховой и особенно зрительно-так­тильной координации в процессе восприятия предметов.

О зрительно-тактильной координации в процессе восприятия

Очевидно, что целостное (интермодальное) воспри­ятие предмета требует согласованного взаимодействия разных сенсорных систем, к примеру, зрения и осязания. Традиционно считалось, что единственная возможность прогнозирования информации, потенциально доступной другому органу чувств, состоит в ассоциативном на­учении. Например, случайное прикосновение ребенка к предмету при одновременном его попадании в поле зре­ния ребенка позволяет ему научиться оценивать размеры предмета. Таким образом, вопрос о ведущей роли зрения или осязания в процессе их взаимодействия между собой решался в пользу последнего: осязание ведет за собой (учит) зрение. Однако эксперименты И.Рока и Ч.Харриса

Бауэр Т. Ук.соч.


76 Аверин В. А. Психология детей и подрбстков _______

доказали обратное'. При восприятии предметов, когда зре­ние и осязание вступают в конфликт, зрение неизменно до­минирует. Например, если взрослый смотрит на предмет че­рез уменьшающую линзу, то он воспринимает величину пред­мета такой, какой он ее видит, т.е. уменьшенную. Когда же он ощупывает его, глядя при этом через линзу, у него вновь возникает впечатление уменьшенного в размерах предмета. Если бы осязание действительно учило зрение, то тогда дол­жно было произойти обратное - рассматриваемый через уменьшающую линзу предмет должен был бы«вырастать» в размерах, как только его брали в руки. Аналогичные резуль­таты получает Т.Бауэр, проводя эксперименты с младенца­ми и новорожденными. Таким образом, не осязание учит зре­ние, а наоборот - зрение с самого начала ведет за собой (учит) осязание. Этот вывод вновь подтверждает роль и значение зрительного восприятия в психическом, в том числе позна­вательном развитии ребенка. Кроме того, результаты приве­денных здесь экспериментов свидетельствуют еще об одном важном аспекте психического развития, а именно - уточня­ют наши представления о самом его механизме.

Речь идет о том, что у человека с момента рождения существует прнмтиъное единство сенсорных модальностей, которое позволяет зрению прогнозировать другие, в том числе и тактильные свойства предметов. Убедительным доказательствам наличия такого примитивного единства ощущений служат результаты тонкого эксперимента Т.Ба­уэра, в котором детям предлагались сначала реальные предметы, которые они могли взять в руки, а затем иллю­зорные предметы, т.е. видимые, но неощущаемые рукой, когда новорожденные и младенцы пытались их взять2.

Новорожденные трогали и хватали реальные пред­меты без всяких признаков недоумения и всегда начинали

' Цит. по Бауэру Т. Ук. соч. 2 Бауэр Т. Ук. соч.


Глава 2. Психическое развитие младенца 77

плакать, когда рука достигала предполагаемого местопо­ложения иллюзорного предмета и где не оказывалось ре­ального предмета. Самым маленьким испытуемым было всего лишь четыре дня, что доказывает врожденный ха­рактер зрительно-тактильной координации в процессе восприятия предметов, когда ситуация воспринимается как нерасчлененное целое. Последующие опыты позволили ус­тановить временную границу, после которой дети способ­ны отдифференцировать зрение и осязание как различные модальности.

Такая дифференциация отчетливо проявляет себя в шестимесячном возрасте и в последующем зрение стано­вится доминирующей модальностью. Итак, эксперимен­ты психологов показали, что в онтогенезе зрительная оценка осязаемости предшествует тактильной, а им обо­им предшествует этап недифференцированной зрительно-тактильной интеграции".

О зрительно-слуховой координации в процессе восприятия

Об опытах М.Вертхаймера, доказывающих врожден­ный характер зрительно-слуховой координации у младен­цев, мы уже говорили. В качестве других подтверждаю­щих этот вывод фактов можно привести опыты Аронсона и Розенблюма, которые обнаружили, что рассогласова­ние зрительной и слуховой информации вызывает резкое недовольство трехнедельного младенца. Полученные ре­зультаты легко сопоставимы с результатами опытов по зрительно-тактильной координации у новорожденных и младенцев до шести месяцев. Интересно отметить, что спо­собность к дифференцировке слуховых и зрительных сти­мулов характерна для более старших детей. Все эти данные

' Бауэр Т. Ук. соч.


78 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

вкупе с предшествующими позволяют увидеть общую кар­тину сенсорного развития младенца.

Т.Баузр выделяет три стадии сенсорной дифферен­циации'. У новорожденного и младенца первых недель и месяцев жизни имеется примитивное единство зрительной, тактильной и слуховой сфер, при ведущей роли первой.

На следующей стадии, начиная с 4,5 месяцев, начи­нается процесс сенсорной дифференциации. Особенно уси­ливается значение зрительного анализа, однако, соб­ственно зрительное, слуховое или ручное поведение все еще отсутствует.

Окончательная дифференцировка всех сенсорных мо­дальностей происходит на третьей стадии, примерно в шесть месяцев, когда зрительные, тактильные и слуховые ответы младенцев носят вполне дифференцированный характер.

Интересно, что З.Фрейд тоже называл шестой месяц жизни младенца в качестве рубежного для возникновения зачаточных представлений у младенца о своем «Я». Диаг­ностическим признаком выделения «Я» младенца З.Фрейд считал первые прикусывания младенцем груди матери во время кормления. С другой стороны, само при-кусывание означает развитую дифференцировочную реак­цию младенца. Таким образом, первый шаг на пути само­выделения «Я» младенца оказывается тесно связанным с развитием дкфференцировочных реакций.

Завфшая разговор о механизме перцептивного раз­вития ребенка, следует отметить, что еще в конце прошло­го века русским психологом Н.НЛанге был сформулиро­ван общий закон перцепции. Суть его в том, что «процесс всякого восприятия состоит в чрезвычайно быстрой сме­не целого ряда моментов или ступеней, причем каждая предыдущая ступень представляет психическое состояние менее конкретного, более общего характера, а каждая сле-

' Бауэр Т. Ук. соч.


Глава 2. Психическое развитие младенца 79

дующая - более частного и дифференцированного»'. Справедливость выводов Н.НЛанге в последующем была подтверждена как западными психологами - Г.Фолькельт, Х.Вернер, Дж. и Э.Гибсон, Х.Уиткин, Т.Вернер, Т.Бауэр, так и отечественными - М.С.Шехтер, А.А.Митькин, Н.И.Чуприкова и др2.

О слухо-моторной координации в процессе восприятия

Анализ данного аспекта перцептивного развития мла­денца имеет значение для понимания возможных причин отставания познавательных функций. В качестве одной из причин школьной неуспеваемости учеников начальной школы все чаще называют дефекты в развитии устной речи. В этой связи обращается внимание на нарушение в период младенчества процесса слухо-моторной координации, в частности ее слухо-речевой формы, лежащей в основе рече­вого развития ребенка. Конкретными причинами отстава­ния в речевом развитии считают уменьшение переработки слуховой информации, неустойчивости слухо-моторной ин­теграции и слабость слуховой памяти3.

2.1.2. Врожденные психомоторные способности младенца

Значение психомоторного развития младенца обуслов­лено фактом включения его двигательных характеристик во все виды психической деятельности, начиная с высших

' Лонге Н.Н. Психологические исследования. Одесса, 1893.-С. 1.

2 Чуприкова Н.И. Ук. соч.

3 Каменская В.Г., Морозова А.В. Динамические особенности слу­хо-моторной интеграции детей младшего возраста/Ананьев-ские чтения - 97//Тезисы научно-практичской конференции 28-30 октября 1997. СПб. 1997.


80 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

психических функций, таких как внимание, память, интел­лект и кончая личностными параметрами.

Процесс психомоторного развития происходит не­равномерно: до 13-14 лет идет устойчивый рост, который резко замедляется в период 15-18 лет с последующей ста­билизацией. Таким образом, функциональное созревание психомоторного анализатора завершается к 13-14 годам. Поэтому невозможно создать целостное представление о закономерностях психического развития ребенка без уче­та его психомоторной организации.

Ранее уже отмечалось, что долгие годы при оценке психического развития новорожденного и младенца в ос­новном опирались на результаты моторного развития. Это и неудивительно, поскольку психологи видели в новорож­денном и младенце чаще существо «слепое и глухое», чем видящее и слышащее. Поэтому в психологии накоплено немало фактов хода моторного развития младенца. Раз­работаны шкалы развития, а также немало тестов и иного инструментария для его оценки. Тем не менее, вопрос о природе происхождения новых видов моторного поведе­ния, возникающих в процессе развития, до сегодняшнего дня остается открытым. Эта проблема всегда была ареной весьма ожесточенных споров между нативистами и эмпи-ристами. Первые искали и находили вроде бы убедитель­ные доказательства того, что моторное поведение развива­ется в результате процессов созревания, т.е. автономно, вне зависимости от воздействия факторов окружающей среды.

Одним из таких доказательств является сравнение поведения недоношенных, нормальных и переношенных младенцев. Оказывается, что дополнительное время вне-утробного развития, которое получили недоношенные дети, никак не ускорило их развитие, равно как и не за­держало его время, которое переношенные дети провели в утробе матери. Тот факт, что все младенцы, независимо от их хронологического возраста, начинали улыбаться в


Глава 2. Психическое развитие младенца 81

ответ на видимый объект в 46 недель, нативисты интер­претировали как убедительное доказательство своей пра­воты. В ответ на это Т.Бауэр, тем не менее, дает отрица­тельный ответ. Оказывается, что внешнее окружение на­чинает оказывать влияние на развитие младенца при достижении им возраста 44 недель'!

Другой часто используемый нативистами аргу­мент - это результаты межкультуральных исследова­ний, когда сравниваются между собой младенцы, вос­питывающиеся в разных культурах. Например, У.Ден-нис изучал развитие навыков ходьбы у детей индейцев хопи. В одной группе детей обучали согласно традици­ям племени: в первые месяцы жизни их привязывали к доске таким образом, что младенцы не могли ни поднять­ся, ни перевернуться, ни двинуть рукой. Дети из другой группы развивались как обычные европейские младенцы. Было показано, что дети из обеих групп начали ходить без всякой поддержки в возрасте около 15 месяцев. Таким об­разом, суровые традиции традиционного воспитания не задержали развитие детей2.

В ходе изучения сенсомоторного интеллекта детей в разных странах - Берег Слоновой Кости, Франции, Ин­дии - была обнаружена идентичность развития у всех ис­следованных младенцев, несмотря на громадные различия в их культурном окружении. То же было обнаружено и в отношении появления социальной улыбки3.

Однако Т.Бауэр не спешит признать правоту нати­вистов, апеллируя к общеизвестному факту неравномер­ности психического развития в детском возрасте. Посколь­ку индивидуальный контроль за скоростью созревания младенцев не велся, а разные дети развиваются различно,


82 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______

то при сравнении групп необходимо учитывать, что в од­ной из них могло оказаться больше быстро развивающих­ся детей, чем в другой'. Таким образом, Т.Бауэр ставит под сомнение доводы нативистов не потому, что они прин­ципиально не верны, а потому, что условия эксперимен­тов оказались не выдержанными.

Тем не менее существуют веские доказательства в пользу существования врожденных программ моторного развития ребенка. Примером наличия таких программ яв­ляются результаты изучения навыков вокализации у глу­хих детей. Известно, что нормальные младенцы начинают лепетать в пятимесячном возрасте. Глухие дети тоже про­ходят через стадию лепета и лепечут они столько и также как нормальные дети, хотя и не слышат себя. Таким обра­зом, слух не обязателен не первой стадии вокализации и для ее поддержания не требуется обратной связи. К концу первого года жизни у нормальных детей лепет постепенно переходит в разговорную речь, которую нормальный ре­бенок постоянно слышит вокруг себя. У глухих детей фаза становления разговорной речи отсутствует. Практика по­казывает, что закрепление навыков речи требует длитель­ного времени: речь же детей, оглохших в детстве, посте­пенно оскудевает и в самых крайних случаях опускается до уровня вокализации детей глухих от рождения. В то же время наступление глухоты в более позднем возрасте, на­пример, в шесть лет уже не влияет на развитие речи, по­скольку речевое поведение не нуждается в слуховой под­держке. Приведенный пример наглядно показывает слож­ный характер отношений между процессами созревания и внешними событиями. Совершенно очевидно, что разви­тие осуществляется даже при отсутствии специальных вне­шних воздействий, по-видимому, за счет реализации врож­денной программы. Однако наступает момент, когда эта


программа становится чувствительной в отношении вне­шних факторов, действующих на нее. Опыты Б.Уайта на­глядно продемонстрировали влияние окружающей среды на формирование некоторых моторных навыков, в част­ности, навыка дотягивания, что позволило ему сформули­ровать целостную модель моторного развития младенца. Т.Бауэр, критически оценивая результаты этих исследо­ваний и на основании анализа своих собственных экспе­риментов, приходит к выводу о том, что моторное разви­тие младенца проходит в своем развитии несколько ста­дий, качественно отличающихся друг от друга'.

Пфвая стадия заключается в том, что сначала разви­тие осуществляется согласноразверткеврожденной програм­мы. По мнению Т.Бауэра и зрительно-моторная и слухомо-торная координация является врожденной, но с возрастом она скорее затухает, чем улучшается. Причина этого затуха­ния, как подчеркивает автор, «представляет собою резуль­тат недостаточной практики, а не специфики процесса ро­ста нервных сетей» (выделено нами-В.А.)2. Однако на следу­ющей стадии моторного развития процесс созревания направляется и уточняется при помощи простых эффектов научения. Так, например, навык дотягивания до предметов можно видеть у детей сразу же в послеродовый период. Удач­ные случаи составляют около 40%, при этом некоторые из дотягиваний явно предвосхищают последующие схватыва­ния, что указывает, во-первых, на врожденный характер этих действий, а во-вторых, на их достаточно совершенный ха­рактер. Однако уже у четырехнедельных младенцев этот на­вык выявить очень трудно. Он вновь появляется примерно в пятимесячном возрасте, при этом вероятность удачных схва­тываний достигает 80%. Становится очевидным, что если зрелые формы поведения не упражнять, они распадаются.


84 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

Уже отмечалась роль психомоторики как фактора познавательного развития ребенка. В этой связи следует подчеркнуть следующий аспект этой общей взаимосвязи:

связь моторного и речевого развития ребенка. Показано, что на доречевом этапе развития младенец не говорит и не думает без рук. Взаимоотношения кисти рук и языка нео-днонаправленны, т.к. не только моторика влечет за собой артикуляцию мышц языка, но и язык младенца на ранних этапах функционально активен, т.е. язык как бы выполня­ет функцию кисти. Все это лишний раз подчеркивает роль моторного развития в психическом развитии младенца.

Анализируя ход моторного развития и степень влия­ния на него врожденных и внешних

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...