Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гласные и согласные звуки и буквы




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ

Перед вами вторая логопедическая тет- — различать звонкие и глухие со-

радь из серии «Развитие и коррекция гра- гласные;

мотности». Содержание ее представлено — располагать звуки и слова в ал-

следующими темами: «Алфавит. Гласные фавитном порядке;
и согласные звуки и буквы. Заглавная бук- — употреблять большую букву в

ва в начале предложения и в именах соб- именах, отчествах, фамилиях, назва-

ственных». Если материал первой тетради ниях городов, деревень, рек, кличках

«Развитие и уточнение пространственно- животных и т.д.;

временных представлений у детей младше- — находить границы предложения;

го и среднего школьного возраста» мы ре- — ставить точку в конце предложе-

комендовали использовать на первом (под- ни я;

готовительном) этапе работы по устране- — начинать предложение с боль-

нию нарушений письменной речи у детей шой буквы.

младшего и среднего школьного возраста, Специалистам, работающим с деть-
то вторая тетрадь рекомендуется к исполь- ми, имеющими речевые нарушения,
зованию на втором (коррекционном) этапе следует помнить, что данная катего-
работы. рия подростков не желает учиться, хо-

Цель данного пособия — помочь ло- дить в школу, утратила интерес к
гопедам, родителям, учителям в работе школьным предметам, в том числе и к
с детьми, имеющими нарушения пись- русскому языку. Поэтому основная за-
менной речи. Представленные в нем за- дача коррекционной работы будет за­
дания направлены на развитие и кор- ключаться в том, чтобы заинтересо-
рекцию грамматического материала, на вать их, снять у них страх перед учеб-
формирование орфографических и рече- ной деятельностью, и прежде всего ле­
вых навыков. Они помогут активизиро- ред письмом и чтением, создать на за-
вать мыслительную деятельность уча- нятиях доброжелательную атмосферу
щихся, развить их логическое мышле- сотрудничества и взаимопонимания,
ние, внимание, память. Логопед может использовать вари-

Ведущим разделом в обучении рус- анты предлагаемых заданий в зависи-
скому языку является раздел «Звуки и мости от уровня подготовки детей пол­
буквы». Поэтому логопеду следует об- ностью или частично, по своему усмо-
ратить особое внимание на уточнение и трению. В том случае если берется
коррекцию знаний, умений и навыков часть материала, нужно идти по ли-
детей с нарушениями речи, связанных с нии сокращения объема, а характер
основными темами этого раздела: «Ал- заданий и их последовательность же-
фавит», «Гласные и согласные звуки», лательно сохранить. Возможна также
«Твердые и мягкие согласные», «За- и некоторая замена самого содержа-
главная буква в начале предложения и ния с учетом особенностей индивиду-
в именах собственных». ального развития детей, в зависимое -

Учащиеся должны уметь: ти от особенностей речевого диагноза.

— различать гласные и согласные звуки При написании настоящего пособия различать твердые и мягкие согласные - использованы результаты практи-

— ческой работы авторов, а также книги,; приведенные в списке литературы.


О.В.Елецкая Н.ЮХорбачевская

Развитие и коррекция грамотности

Алфавит

Гласные и согласные звуки и буквы

Заглавная буква

Логопедическая тетрадь

__ Москва ____________________________

_________ «Школьная Пресса» _________________

2005 _______________________________


ББК 74.3 Е50

«Начальная школа: воспитание и обучение. Приложение

к журналу «Дошкольник. Младший школьник»

Выпуск 7

II полугодие 2005 г.

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. рег. № 11714 от 30.01.02 г.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.

Е50 Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и соглас­ные звуки и буквы. Заглавная буква. Логопедическая тетрадь. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 96 с, ил. — («Начальная школа: воспитание и обучение. Приложение к журналу «Дошкольник. Младший школьник»; Вып. 7).

18ВЫ 5-9219-0363-9

В пособии изложен опыт работы авторов по устранению нарушений письменной речи у детей. В него включен лексический и грамматический материал по указанным в заглавии темам, упражнения на развитие различных видов внимания и памяти, мышления, формирования навыков ре­чевого анализа и синтеза, тонкой моторики и графических навыков.

Тетрадь предназначена для совместной работы логопедов, дефектологов, психологов с учениками начальных и средних классов, а также — как дополнительный материал — для учителей русского языка и родителей, за­нимающихся с детьми самостоятельно.

ББК 74.3

Издание охраняется Законом Российской Федерации об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или части ее без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке.

18ВМ 5-9219-0363-9 © Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю., 2005

© Издательство «Школьная Пресса», 2005


АЛФАВИТ

Слова «азбука» и «алфавит» обозначают одно и то же: так называют буквы, расположенные по порядку. Слово «азбука» русское, «алфавит» — греческое, но образованы они одинаково. Их составили из названий букв русского и греческого алфавитов. Раньше букву «А» называли «аз», а букву «Б» — «буки». Эти уста­ревшие названия сохранились в слове «азбука».

В греческом алфавите первая буква называется «альфа», вторая — «вита», а буквы, расположенные в алфавитном порядке, — алфавитом.

Размещение букв в определённой последовательно­сти является условным, но общепринятым и обяза­тельным.

Упражнение 1. Прочитай стихотворение. Какие пять сестрёнок опоздали? Найди их место в азбуке. Выучи стихотворение наизусть.

Рассмотри и раскрась картинки (рис. 1).

Песенка-азбука

Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

 

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться!

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ

Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О

Дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха —

Оседлали петуха.

Цэ,Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я -

Все теперь мои друзья.

Пять сестрёнок опоздали — Заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

 

Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком.

Б.Заходер



 


Упражнение 2. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы?

Упражнение 3. Почему слова в словарях располагаются в алфавитном порядке?

Упражнение 4. Прочитай стихотворение. Угадай и допиши последнее слово. Назови признак, по которому ты узнал это слово. Вспомни порядок букв в алфавите.

 

Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется всё.

Упражнение 5. Отгадай загадки. Запиши слова-отгадки и соедини их с соответствующими рисунками (рис. 2).

На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей.

абвгдеёж

зийклмн

опрстуфхцч

шщъыьэюя

б


 
 



Чёрные птички

На каждой страничке Молчат. Ожидают,

Кто их разгадает.

Я маковой крупинкой Упала на тропинку, Остановила вас — Закончила рассказ.

 

На крохотное ушко

Похожа завитушка.

Велит нам постоять чуть-чуть

И отправляться дальше в путь.

На странице

Вверх тормашками торчу!

Восхищаюсь,

Возмущаюсь и кричу!

 

На странице я стою,

Всем вопросы задаю.

Согнут я всегда в дугу,

Разогнуться не могу.


Упражнение 6. Напиши алфавит от А до Я.

Напиши, начиная с начала, каждую вторую букву алфавита.

Напиши, начиная с конца, каждую третью букву алфавита.

Напиши алфавит так, чтобы каждая буква отличалась от других по размеру и по форме.

Упражнение 7. Установи закономерность в составлении ряда и допиши недостающие буквы.

И, Ж, Е______________________________________

В, Е, 3______________________________________

Упражнение 8. Найди и назови буквы в алфавитном порядке.

 

Ц Г X л н
ч Щ Ё ф Ж ъ
Й А Н Б О
ш р И м з п
с Л э   в ю
т ь Е Я У ы

Упражнение 9. В алфавитном ли порядке записаны слова:

космонавт, космос, крейсер, костёр, крючок, кукуруза; петрушка, пион, пирамида, платина, пограничный, подарок, погода?

Упражнение 10. Назови предметы, изображённые на рисунке 3 (см. с. 81). Запиши их в алфавитном порядке. Прочитай стихотворение. Найди в тексте и подчеркни названия цветов. Включи их в список из первой части упражнения, не нарушая закономерности.

 

Вновь расцвели подсолнух и вьюнок,

Бегония, красавица ночная,

Флокс, георгин, ковыль, душистый дрок —

И вновь я счастлив без конца и края.

Я. Нейлон

Упражнение 11. Назови предметы, изображённые на рисунке 4 (см. с. 82-83). Распредели эти названия по группам. Запиши слова каждой группы в алфавитном порядке. Дополни данный предметный ряд, не нарушая этого порядка.

Слова для справок: ворона, клёст, перепел, орёл, сокол, гриф, колибри, ласточка, воробей, стриж, снегирь, синица.

Упражнение 12. Назови предметы, изображённые на рисунке 5 (см. с. 84). Распредели эти названия по группам. Запиши слова каждой группы в алфавитном порядке. Дополни данный предметный ряд, не нарушая этого порядка.

• Найди буквы, которые являются общими для выделенных слов. Напиши эти буквы. Какие ещё слова (из названий рисунков) можно выделить по данному признаку?

Слова для справок: троллейбус, баржа, катер, самокат, велосипед, подводная лодка, ледокол, самолёт, вертолёт, дирижабль, мопед, рикша, повозка, метро.

Упражнение 13. Назови предметы, изображённые на рисунке 6 (см. с. 85). Распредели эти названия по группам. Запиши их в алфавитном порядке. Дополни данный предметный ряд, не нарушая этого порядка.

Слова для справок: патиссон, фасоль, бобы, салат, свёкла, турнепс, брюква.

Упражнение 14. Назови предметы, изображённые на рисунке 7 (см. с. 86). Распредели эти названия по группам. Запиши их в алфавитном порядке. Дополни предметные ряды, не нарушая этого порядка.

• Найди буквы, которые являются общими для выделенных слов. Напиши эти буквы. Какие ещё слова (из названий рисунков) можно выделить по данному признаку?

Слова для справок: клюква, земляника, клубника, барбарис, боярышник, голубика, смородина, рябина, калина, абрикос, мандарин, нектарин.

Упражнение 15. Назови предметы, изображённые на рисунке 8 (см. с. 87). Распредели эти названия по группам. Запиши их в алфавитном порядке. Дополни получившиеся ряды слов, не нарушая этого порядка.

Слова для справок: пальто, плащ, майка, трусы, блузка, шуба, шарф, валенки, кеды, кроссовки, сабо, чешки, ботинки, шлёпанцы, унты, сандалии.

Упражнение 16. Назови предметы, изображённые на рисунке 9 (см. с. 88). Раздели их на группы и запиши в алфавитном порядке. Дополни получившиеся ряды, не нарушая этого порядка.

Слова для справок: соль, рыба, креветки, молоко, сметана, крупа, котлеты, вареники, блины, салат, плов, рулет, творог, мороженое, конфеты.

• Прочитай стихотворение. Найди в тексте и подчеркни названия продуктов. Не подчеркивай названия фруктов и ягод. Дополни свои списки из первой части упражнения словами из стихотворения. Фрукты и ягоды не включай. Объясни смысл выделенных слов. От названий каких продуктов образованы имена героев стихотворения?

Дуэт Пончика и Сиропчика

Вероятно, любит всякий — И я, и ты —

Кулебяки, козинаки —

И ты,и я — Пряники,рогалики —

С тобой вдвоём — Пончики, сухарики

Жуём, жуём.

На палочках петушки И с повидлом пирожки!

Можем съесть без передышки —

И я, и ты —

Сайки, коржики, коврижки —

И ты,и я —

Апельсины, мандарины —

С тобой вдвоём —

И малину из корзины

Жуём, жуём...

Ю.Энтин

Упражнение 17. Назови, что изображают предметы на рисунке 10 (см. с. 89). Распредели эти названия по группам. Запиши их в алфавитном порядке. Дополни ряд, не нарушая закономерности.

Слова для справок: плавание, бобслей, лыжный спорт, конькобежный спорт, волейбол, слалом, фристайл, фигурное катание, ватерполо, гандбол, биатлон, виндсёрфинг.

Упражнение 18. Назови, что изображают картинки на рисунке 11 (см. с. 90). Запиши эти названия в алфавитном порядке. Дополни ряд, не нарушая этого порядка.

Слова для справок: лётчик, секретарь, милиционер, повар, сторож, столяр, плотник, дворник, вахтёр, диспетчер, режиссёр, оператор, писатель, художник, дрессировщик.

• Найди буквы, которые являются общими для выделенных слов. Напиши эти буквы. Какие ещё слова (из названий рисунков) можно выделить по данному признаку?

Упражнение 19. Посмотри на рисунок 12 (с. 91). Вспомни названия животных. Запиши их в алфавитном порядке. Дополни список, не нарушая этого порядка. Раздели названия животных на группы, расположив их также по алфавиту.

Слова для справок: коала, зебра, динго, барсук, ехидна, выдра, лось, кабан, утконос, росомаха, павиан, бобр, заяц, бегемот, белка, кенгуру, медведь, лиса.

Упражнение 20. Рассмотри рисунок 13 (с. 92). Что на нём изображено? Запиши эти слова в той последовательности, в которой они следуют друг за другом в годовом круге, начиная с января. Цифрами обозначь порядок этих слов по алфавиту.

Упражнение 21. Запиши по памяти в алфавитном порядке фамилии учеников твоего класса. Проверь свой список по классному журналу.

Упражнение 22. Прочитай стихотворение. Перечисли в алфавитном порядке названия предметов, которые нужны для постройки дома. Запиши их.

 

Чтобы дом построить новый, Запасают тёс дубовый, Кирпичи, железо, краску, Гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом Начинают строить дом.

Е.Благинина

Упражнение 23. Отгадай загадки. Запиши отгадки в алфавитном порядке. Письменно объясни значение выделенных слов.

Две курносые подружки На потолке в уголке

Не отстали друг от дружки. Висит сито,

Обе по снегу бегут, Не руками свито.

Обе песенки поют, __________________

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу

____________________________

Великан стоит в порту, И в тайге, и в океане

Освещая темноту, Он отыщет путь любой.

И сигналит кораблям: Умещается в кармане

«Заходите в гости к нам!» И ведёт нас за собой.

Смастерили из досок Из железа тучка,

И надели поясок. А у тучки ручка.

И хранит посуда эта Эта тучка по порядку

С грядки собранное лето. Полила за грядкой грядку.

Мой хвост не отличить от головы. Меня всегда в земле найдёте вы.

 

Без крыльев летят, Одной ручкой всех встречает,

Без ног спешат, Другой ручкой провожает.
Без паруса плывут.

__________________

 

Держусь я только на ходу,

А если встану — упаду.

________________________

Упражнение 24. Придумай и запиши по одному слову на каждую из букв алфавита. Сколько их получилось? Какие буквы не могут стоять в начале слова?

Упражнение 25. Расположи в алфавитном порядке:

а) названия музыкальных групп. Подчеркни одной чертой те, которые тебе нравятся, двумя — которые не нравятся, и зачеркни неизвестные тебе группы.

«Кино», «Би-2», «Танцы минус», «Мумий Тролль», «Тату», «Сектор Газа», «Красная плесень», «Алиса», «Король и Шут», «Иванушки-Интернейшнл», «Тет-а-тет», «Икс-миссия», «Омега», «На-На», «Стрелки», «Блестящие», «Револьвере», «Карамельки», «Унесённые ветром», «Гости из будущего», «Шао-бао», «Жуки», «Божья коровка», «Белый орёл», «Авария», «Руки вверх», «Чайф», «Чай вдвоём», «ДДТ», «Машина времени», «Вирус», «Отпетые мошенники», «Демо», «Любэ»;

б) фамилии русских писателей:

Пушкин, Толстой, Чехов, Тургенев, Лермонтов, Фонвизин, Грибоедов, Достоевский, Карамзин, Державин, Салтыков-Щедрин, Радищев, Рылеев, Жуковский, Гоголь, Горький, Куприн, Бунин, Островский, Чернышевский, Некрасов, Мамин-Сибиряк, Ахматова, Цветаева, Белый, Хлебников, Гумилёв, Маяковский, Есенин, Блок,

Чёрный, Северянин, Теффи, Твардовский, Шукшин, Шолохов, Фадеев, Трифонов;

в) фамилии художников:

Айвазовский, Шишкин, Репин, Боровиковский, Брюллов, Тропинин, Саврасов, Маковский, Ге, Крамской, Куинджи, Малевич, Суриков, Шилов, Левитан, Перов, Серов, Федотов, Васнецов, Поленов, Петров-Водкин, Кандинский;

г) фамилии путешественников:

Амундсен, Лазарев, Седов, Никитин, Крузенштерн, Пржевальский, Кук, Магеллан, Беринг, Хейердал, Семёнов-Тян-Шанский, Кусто, Колумб, Миклухо-Маклай;

д) фамилии актёров:

Миронов, Никулин, Вицин, Папанов, Тихонов, Орлова, Мордюкова, Румянцева, Рыбников, Фатеева, Боярский, Пуговкин, Мирошниченко, Харатьян, Демьяненко, Светин, Леонов, Тенякова, Абдулов, Куравлёв, Яковлева, Мягков, Русланова, Ахеджакова, Усатова, Лучко, Варлей, Крачковская, Вертинская, Джигарханян, Гурченко;

е) словарные слова. Выпиши в свой словарик выделенные слова. Письменно объясни их значение.

Агроном, экспресс, сеялка, одиннадцать, командир, инициатива, электричество, орех, гореть, галерея, двенадцать, аромат, коллективный, каллиграфия, около, солдат, деликатный, торжественный, серебряный.

Упражнение 26. Запиши в алфавитном порядке названия литературных произведений. Расставь их на три полки: на первую от А до И, на вторую от К до О, на третью от П до Я.

А-И К-0 п-я
     
     
     
*    
     
     
     
     
     
     
     
   
     

Слова для справок:

«Ревизор», «Лес», «Ионыч», «Детство», «Отроче­ство», «Юность», «Идиот», «Недоросль», «Полтава», «Бородино», «Каштанка», «Обломов», «Воскресение», «Овод», «Баня», «Клоп», «Батый», «Казаки», «Нос», «Бригадир», «Пётр I», «Аэлита», «Мать», «Ася», «Рудин», «Метель», «Выстрел», «Маскарад», «Демон», «Мцыри», «Щелкунчик», «Школа», «Чел-каш», «Холстомер», «Хамелеон», «Фаворит», «Звероловы», «Обрыв».

Упражнение 27. Выпиши из текста глаголы и расположи их в алфавитном порядке.

Сквозь густые кусты орешника, перепутанные цепкой травой, спускаетесь вы на дно оврага. Точно: под самым обрывом таится источник; дубовый куст жадно раскинул над водой свои лапчатые сучья; большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким, бархатным мохом. Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце.

И.С.Тургенев

Упражнение 28. Прочитай текст. Выучи его и напиши по памяти. Проверь написанное. Выпиши глаголы и расположи их в алфавитном порядке.

Дрожа от лютой стужи, Впустите, накормите

Кот просит: «Отвори! Несчастного кота!

Как холодно снаружи! Согрейте, пожалейте,

Как голодно внутри!» И будет красота!

В.Берестов

Упражнение 29. Разбей имена на две группы и расположи их в алфавитном порядке:

Андрей, Афанасий, Альбина, Алексей, Анастасия, Артём, Арсений, Анна, Алла, Анфиса, Агриппина, Антон, Алина, Алиса, Аэлита, Аврора, Антонина, Артур, Ада, Александр, Александра, Аркадий, Акулина, Аполлон, Антип, Анатолий, Аполлинария, Алевтина, Абрам, Артамон.

Упражнение 30. Составь из букв слов «грамматика» и «орфография» другие слова. Расположи их в алфавитном порядке.

Упражнение 31. Перечисли буквы, названия которых начинаются со звука Э. Сколько их? Перечисли буквы, в названии которых есть звук А. Сколько их? Заполни таблицу.


 

 

   
Буквы, названия которых начинаются со звука Э Буквы, в названии которых есть звук А
-  
   
   
   
   

Упражнение 32. Заполни таблицу, вставляя пропущенные буквы.

 

А Б в   Д  
Ё     и   к
  М   о   р
С     ф   Ц
  ш Щ   ы  
    я      

Упражнение 33. Прочитай пословицы. Как ты понимаешь их смысл?

Сперва «аз» да «буки», а потом науки.

Азбука — к мудрости ступенька.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

 

Упражнение 34. Соедини буквы в алфавитном порядке. Что получилось? Прояви фантазию — дорисуй картинку (рис. 15).


Упражнение 35. Здесь зашифрованы русские народные пословицы. Подбери ключ к шифру, ведь это просто: буквы переведены в числовой ряд.

13-32-2-10-26-30 12-1-20-1-20-30-19-33

13-32-2-10 10 19-1-15-16-25-12-10

3-16-9-10-20-30.

2-6-9 21-25-6-15-30-33 15-6-20

21-14-6-15-30-33.

19-20-1-18-29-11 5-18-21-4 13-21-25-26-6 15-16-3-29-6 15-16-3-29-23 5-3-21-23.

 

 

Упражнение 36. Зашифруй слова. Ведь ты уже по­нял, как это делается, выполняя предыдущее упраж­нение.

Акула, багаж, восток, ветер, город, иней, корона, лисица, метро, нарцисс, трамвай, чемодан.


Упражнение 37. Расшифруй слова. Запиши их в два столбика. Дай название каждой группе.

12-6-15-4-21-18-21;

9-6-13-7-15-29-11;

16-4-18-16-14-15-29-6;

13-30-5-10-15-1;

21-25-6-2-15-1-33;

19-25-1-19-20-30-6.

Упражнение 38. Вставь пропущенные цифры:

4-18-1-. -10-24-1; 32-15-16-19-20-.; 17-18-33-15-. -12; 17-1-18-. -23-16-5; 3-. -15-16-12.

Упражнение 39. Пользуясь орфографическим сло­варём, вставь пропущенные буквы.

Пр_ дупреждение, дезор__ ентированный,

бал_ страда, э_ скаватор, квал_ фицированный,

инж_ нер, эск_ латор, би_ тлон, дел_ катес,

взл_ леять, отрап__ ртовать, абр__ кос, земл_ трясение,

аккомп__ нировать, гидр_ влический, с_ мафор,

прив__ редливый.

Упражнение 40. Если поставить буквы в алфавит­ном порядке, получатся слова. Какие?

и, я, а, з______________________________________

т, о, г, с, ь____________________________________

е, о, т, н______________________________________

е, о, л, д_____________________________________

м, т, о, с_____________________________________

ь, л, у, г, ш_____________________________________

о, ь, к, т, с____________________________________

ч, л, у________________________________________

о, м, с, р_____________________________________

о, к, п, л_____________________________________


ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ

Звуки речи на письме изображаются специальны­ми знаками — буквами. Полный перечень их в уста­новленном порядке называется алфавитом.

Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем.

Звуков — 42. Букв — 33. Две буквы (Ь, Ъ) звуков не обозначают.

Гласных букв — 10: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. Гласных звуков — 6: А, Э, И, О, У, Ы.

Согласных букв — 21, согласных звуков — 36.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...