III (областной) тур Всероссийской химической олимпиады школьников
Уч. года Девятый класс Задача 9-1. «Почти одновременно с введением электролитического способа получения хлора и едкого кали в Германии, французы Галль и Монтлор в 1890-м году применили электролиз для добывания......(? I). Электролизу подвергается насыщенный горячий раствор хлористого калия без диафрагмы с близко расположенными друг от друга электродами из платины или ачесоновского графита, выделяющийся на катоде.....(? II) перемешивает электролит настолько, что..... (? III) не выделяется из раствора. Подогревание раствора во время электролиза не требуется, так как он в достаточной мере нагревается электрическим током.» (Г.Ост Химическая технология, ГНТИ, Л., 1934, с. 206-207)
1 Определите, что получается в приведенном описании эксперимента (? I,? II,? III)? 2. Напишите уравнения реакций в этом процессе по стадиям и суммарное уравнение образования (? I). 3. На какие побочные процессы может расходоваться электрический ток (уравнения реакций)? 4. Почему получающийся продукт (? I) имеет такое историческое название? 5. Назовите не менее 3-х областей применения этого вещества, приведите, если можете, уравнения реакций, на которых основано его применение.
Задача-9-2. На схеме приведены превращения X. X + O2 ® Х + Вr2 ® х + кон ® X + FeCl3 ® Х + SO2 ® S + H2O Предложите X и допишите уравнения приведенных превращений.
Задача 9-3. После занятий в классе на рабочем столе был найден листок с написанными уравнениями химических реакций. Середину листа закрывало большое коричневое пятно. Попробуйте восстановить уравнения. 2КМnО4 + 5K2SO3 + 3H2SО4 = 6К2SО4 + 2MnSО4 + ЗН2О 10FeSО4 + 8H2SО4 + 2КМnО4 =K2SО4 + 5Fe2(SО4)3 + 2MnSО4 + 8Н2О 3H2SО4 + 2КМnО4 + 5Н2О2 = K2SО4 + 2 MnSО4+5О2 + 8Н2О
5Н2С2О4 + 2КМnО4 + 3H2SО4 = K2SО4 + 2MnSО4 + 10СО2 + 8Н2О 2КМnО4 + 3MnSО4 + 2Н2О = 5МnО2 + K2SО4 + 2H2SО4
Задача 9-4. « Сулема, или.... (? I ) многими способами получается из каломели и обратно в нее переходит. Избыток хлора (напр., царская водка) переводит каломель и ртуть в сулему. Она получила свое название от того, что летуча, и в медицине поныне называется Mercurius sublimatus seu corrosivus. Плотность ее паров по отношению к водороду 135, следовательно, частица ее содержит....(? II ). Она образует бесцветные призматические кристаллы ромбической системы, кипит при 307°, растворяется в спирте Приготовляют ее обыкновенно через возгонку сернортутной соли с поваренной солью:......... (? III ). Сулема, будучи растворима в воде и реагируя на белковые вещества, сильно ядовита, а потому применяется для дезинфекции, особенно при хирургических операциях, для сохранения образцов животных, при бальзамировании и т.п.» (Д.И.Менделеев, Основы химии, т.2, с. 108, 1947)
1. Определите состав сулемы (? II). 2. Приведите современное название «сулемы» (? I) 3. Напишите реакцию растворения ртути в царской водке. 4 Что такое «каломель» (название, состав)? 5. Как из «каломели» действием «царской водки» можно получить «сулему» (уравнение реакции)? 6. Напишите уравнение реакции «сернортутной соли с поваренной солью» (? III) Задача 9-5. В Стассфурских соляных копях встречается большое число минералов, в их числе — шёнит — бесцветные (белые, красноватые или желтоватые) кристаллы с плотностью 2,028 г/см3, твердость 2,5 (шкала Мооса). Точную навеску минерала полностью растворили в воде. К образовавшемуся бесцветному раствору добавили раствор гидроксида калия до полного осаждения белого аморфного осадка. Осадок отделили фильтрованием, промыли, высушили и прокалили. Масса прокаленного остатка составила 10, 01% от исходной массы шёнита. Фильтрат выпарили досуха, масса полученной индивидуальной соли составила 86,52% от массы шёнита.
К раствору шёнита добавили избыток раствора нитрата бария. Образовался белый осадок, нерастворимый в разбавленной азотной кислоте. Масса выпавшего осадка составила 115, 9% от массы шёнита. При нагревании шёнита до 200 °С его масса уменьшается на 26, 87%, но способность растворяться в воде и химические свойства образующегося при этом раствора остаются прежними. 1. Определите качественный и количественный состав шёнита (формула). 2. Напишите уравнения реакций образования осадков и термических превращений. Для получения каких веществ (в промышленности) можно использовать этот минерал (два примера). Задача 9-6. После летних каникул в кабинете химии были обнаружены четыре банки с реактивами, отвалившиеся этикетки от которых были перепутаны: «КОН 1М», «К2СО3 1М», «А1(NО3)3 1М», «СаСl2 1М». Юный помощник Сережа, аккуратно проведя попарные сливания растворов из банок, установил их содержимое. Полученные им результаты представлены в таблице. Обозначения: в столбцах представлен номер взятого реактива, в строках — номер добавляемого реактива. — выпадения осадка, — газовыделение, р — растворение образовавшегося осадка (положение знака в строке зависит от количества добавляемого реагента: знак слева — выпадение осадка начинается с первой капли, чем дальше смещен знак вправо, тем больше добавляемого раствора требуется для реализации процесса). 1. Определите содержимое банок. 2. Напишите уравнения реакций происходящих процессов. 3. Объясните, почему при приливании раствора IV к раствору III выпадение осадка происходит не сразу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|