Распределение часов по темам и видам учебной работы
4.2.1 Очная форма обучения b440302_ПБ_11о2016:
Содержание дисциплины Программа дисциплины. Раздел 1. Психология зрелого и пожилого возраста. Место в системе психологического знания. Акмеология и геронтология - науки о зрелости и старости. Акмеология (от греч. akme – вершина, цветущая пора) – наука, изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. В формировании и развитии отдельного человека как индивида, личности и субъекта, как и при развитии общности людей, всегда имеют место периоды движения по восходящей, относительного ровного плато и отступления назад. Вершина зрелости – акме – рассматривается как многомерная характеристика состояния взрослого человека, охватывающая определенный период его прогрессивного развития, связанного с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями. Акмеология как наука призвана и позволяет всесторонне изучать особенности важнейшего этапа развития человека в период зрелости.
Геронтология – наука о старении и старости.
Раздел 2. Проблема периодизации развития в зрелых возрастах. Подходы отечественных и зарубежных авторов к периодизации развития в зрелом и пожилом возрасте.
Раздел 3. Саморазвитие как высшая форма развития. Специфика развития в зрелом возрасте.Саморазвитие как высшая форма развития, механизмы саморазвития.Саморазвитие в современной психологии обычно рассматривается в одном ряду с такими феноменами, как субъект, субъективность, субъектность, личностный рост (В.И.Слободчиков, В.А.Петровский, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский и др.). Психология уже не может развиваться без принятия того, что человек является не только объектом влияния различных биологических и социальных факторов, но и субъектом (т.е. носителем активности).
Раздел 4. Психологические особенности зрелого и пожилого возраста. Возрастные задачи развития. Основное новообразование данного периода – достижение личностной зрелости. Различные подходы к определению этого понятия (К.С.Холл и Г.Линдсей, Б.Ливехуд и др.) Важность духовного развития в зрелом возрасте (подходы к пониманию духовности в различных направлениях). Особенности эмоциональной сферы. Эмоциональные процессы, сопровождающие кризис. Особенности структуры самосознания. Имя. Притязание на признание. Время (способность научиться одновременно жить настоящим, опираться на богатство своего прошлого и устремляться в будущее. «Экзистенциальный кризис»).Права и обязанности. Половая идентификация. Особенности общения. Функции общения с друзьями, внутрисемейное общение. Психосоциальное развитие. Развитие Я как члена семьи, как профессионала. Раздел 5. Кризисы зрелости, роль кризисов в развитии личности в зрелом и пожилом возрасте.
Типология возрастных кризисов в зрелом возрасте, разнообразие подходов. Нормативные кризисы зрелости. Кризис тридцати лет. Кризис середины жизни, точки зрения различных авторов (Левинсон, Г.Крайг, В.И.Слободчиков и Г.А.Цукерман и др). Роль кризисов в развитии человека в зрелом возрасте, особенности протекания кризисов в зрелости, подходы различных авторов к пониманию кризисных периодов жизни. «Биографические кризисы» (по Р.А. Ахмерову ). Соотношение трех аспектов развития человека в зрелости: биологического, психического и духовного (Б.Ливехуд). Раздел 6. Геронтология – наука о старении и старости.
Геронтоло́гия (от греческого γέρων — «старик» и λόγος — «знание, слово, учение») — наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним. Возникла в ХХ веке. Составными частями геронтологии являются гериатрия — учение о болезнях, связанных с инволюционными изменениями, а также особенности лечения и профилактики заболеваний в пожилом и старческом возрасте, герогигиена, которая изучает вопросы общей и специальной гигиены людей старших возрастных групп и геронтопсихология, которая изучает психолого-поведенческие особенности людей пожилого и престарелого возраста.
Содержание семинарских и практических занятий Раздел 1. Психология зрелого и пожилого возраста. Место в системе психологического знания. Тема 1. Акмеология и геронтология - науки о зрелости и старости. Вопросы для обсуждения 1. Акмеология как наука. 2. Цель, объект и предмет акмеологии. 3. Геронтология как наука. 4. Цель, объект и предмет геронтологии.
Раздел 2. Раздел 2. Проблема периодизации развития в зрелых возрастах. Раздел 3. Саморазвитие как высшая форма развития. Тема 2. Специфика периодизации развития в зрелом и пожилом возрасте. Вопросы для обсуждения 1. Подходы к возрастной периодизации зрелости (История и современность). 2. Трудности периодизации онтогенеза в зрелом и пожилом возрасте. 3. Саморазвитие как высшая форма развития. Соотношение понятий: субъект, субъективность, субъектность, личностный рост.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|