Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение часов по темам и видам учебной работы

4.2.1 Очная форма обучения b440302_ПБ_11о2016:

 

№ п/п Раздел/ тема Всего час. Виды учебной работы (в часах)
Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лек. Практ. Лаб.
1. Психология зрелого и пожилого возраста. Место в системе психологического знания.       -  
2. Проблема периодизации в зрелых возрастах.       -  
3. Саморазвитие как высшая форма развития в зрелости.       -  
4. Психологические особенности зрелого и пожилого возраста.       -  
5. Кризисы зрелости, роль кризисов в развитии личности в зрелом и пожилом.       -  
6. Геронтология – наука о старении и старости.       -  
  всего       -  

Содержание дисциплины

Программа дисциплины.

Раздел 1. Психология зрелого и пожилого возраста. Место в системе психологического знания.

Акмеология и геронтология - науки о зрелости и старости.

Акмеология (от греч. akme – вершина, цветущая пора) – наука, изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. В формировании и развитии отдельного человека как индивида, личности и субъекта, как и при развитии общности людей, всегда имеют место периоды движения по восходящей, относительного ровного плато и отступления назад. Вершина зрелости – акме – рассматривается как многомерная характеристика состояния взрослого человека, охватывающая определенный период его прогрессивного развития, связанного с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями. Акмеология как наука призвана и позволяет всесторонне изучать особенности важнейшего этапа развития человека в период зрелости.

Геронтология – наука о старении и старости.

 

Раздел 2. Проблема периодизации развития в зрелых возрастах.

Подходы отечественных и зарубежных авторов к периодизации развития в зрелом и пожилом возрасте.

 

Раздел 3. Саморазвитие как высшая форма развития.

Специфика развития в зрелом возрасте.Саморазвитие как высшая форма развития, механизмы саморазвития.Саморазвитие в современной психологии обычно рассматривается в одном ряду с такими феноменами, как субъект, субъективность, субъектность, личностный рост (В.И.Слободчиков, В.А.Петровский, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский и др.). Психология уже не может развиваться без принятия того, что человек является не только объектом влияния различных биологических и социальных факторов, но и субъектом (т.е. носителем активности).

 

Раздел 4. Психологические особенности зрелого и пожилого возраста.

Возрастные задачи развития. Основное новообразование данного периода – достижение личностной зрелости. Различные подходы к определению этого понятия (К.С.Холл и Г.Линдсей, Б.Ливехуд и др.) Важность духовного развития в зрелом возрасте (подходы к пониманию духовности в различных направлениях).

Особенности эмоциональной сферы. Эмоциональные процессы, сопровождающие кризис. Особенности структуры самосознания. Имя. Притязание на признание. Время (способность научиться одновременно жить настоящим, опираться на богатство своего прошлого и устремляться в будущее. «Экзистенциальный кризис»).Права и обязанности. Половая идентификация.

Особенности общения. Функции общения с друзьями, внутрисемейное общение. Психосоциальное развитие. Развитие Я как члена семьи, как профессионала.

Раздел 5. Кризисы зрелости, роль кризисов в развитии личности в зрелом и пожилом возрасте.

 

Типология возрастных кризисов в зрелом возрасте, разнообразие подходов.

Нормативные кризисы зрелости. Кризис тридцати лет. Кризис середины жизни, точки зрения различных авторов (Левинсон, Г.Крайг, В.И.Слободчиков и Г.А.Цукерман и др).

Роль кризисов в развитии человека в зрелом возрасте, особенности протекания кризисов в зрелости, подходы различных авторов к пониманию кризисных периодов жизни.

«Биографические кризисы» (по Р.А. Ахмерову ).

Соотношение трех аспектов развития человека в зрелости: биологического, психического и духовного (Б.Ливехуд).

Раздел 6. Геронтология – наука о старении и старости.

 

Геронтоло́гия (от греческого γέρων — «старик» и λόγος — «знание, слово, учение») — наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним. Возникла в ХХ веке. Составными частями геронтологии являются гериатрия — учение о болезнях, связанных с инволюционными изменениями, а также особенности лечения и профилактики заболеваний в пожилом и старческом возрасте, герогигиена, которая изучает вопросы общей и специальной гигиены людей старших возрастных групп и геронтопсихология, которая изучает психолого-поведенческие особенности людей пожилого и престарелого возраста.

 


Содержание семинарских и практических занятий

Раздел 1. Психология зрелого и пожилого возраста. Место в системе психологического знания.

Тема 1. Акмеология и геронтология - науки о зрелости и старости.

Вопросы для обсуждения

1. Акмеология как наука.

2. Цель, объект и предмет акмеологии.

3. Геронтология как наука.

4. Цель, объект и предмет геронтологии.

 

Раздел 2. Раздел 2. Проблема периодизации развития в зрелых возрастах.

Раздел 3. Саморазвитие как высшая форма развития.

Тема 2. Специфика периодизации развития в зрелом и пожилом возрасте.

Вопросы для обсуждения

1. Подходы к возрастной периодизации зрелости (История и современность).

2. Трудности периодизации онтогенеза в зрелом и пожилом возрасте.

3. Саморазвитие как высшая форма развития. Соотношение понятий: субъект, субъективность, субъектность, личностный рост.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...