Значение режима и воспитания для удовлетворения потребностей ребенка грудного возраста.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Эталон заполнения рабочей тетради теоретического занятия № 7 Период грудного возраста. Нервно психическое развитие ребенка. Цель занятия: После изучения темы вы должны знать - АФО нервной системы, - принципы оценки НПР ребенка периода младенчества, - значение режима и воспитания для удовлетворения потребностей ребенка грудного возраста. План занятия: - 1. Актуализация и контроль знаний по теме: Период грудного возраста. Физическое развитие ребенка. - 2. Изучение нового материала по теме: Нервно психическое развитие ребенка Актуализация и контроль знаний по теме: Период грудного возраста. Физическое развитие ребенка. Внимательно прослушайте утверждение преподавателя, запишите письменно выражения, которые дополняют его высказывания: 1. __________________________________________________________________________ 2. __________________________________________________________________________ 3. __________________________________________________________________________ 4. __________________________________________________________________________ 5. __________________________________________________________________________ 6. __________________________________________________________________________ 7. __________________________________________________________________________ 8. __________________________________________________________________________ 9. __________________________________________________________________________ 10. ___________________________________________________________________________ Изучение нового материала по теме: Нервно психическое развитие ребенка Внимательно прослушайте объяснения преподавателя вставьте в конспект темы недостающие выражения: Ребёнок рождается с безусловными рефлексами новорождённых (РН): Сосательный - сосок или палец, помещенный между губами ребёнка, плотно захватывается и удерживается в полости рта. Исчезает к концу 1-го года жизни. Глотательный. Поисковый - в ответ на постукивание пальцем по губе или щеке рядом с углом рта новорожденный поворачивает голову в сторону раздражителя и открывает рот. Исчезает к концу 1 – года жизни.
Ладонно – ротовой рефлекс (Бабкина) - при надавливании большим пальцем на область ладони происходит открывание рта и сгибание головы ребенка. Исчезает к 3 месяцу жизни. Хватательный рефлекс (Робинсона) - при помещении на ладонях ребенка указательных пальцев врача происходит обхватывание пальцев взрослого. Исчезает к 2 -4 месяцам жизни. Защитный рефлекс – если положить ребёнка на живот, он повернёт голову направо или налево. Рефлекс испуга (Моро) - при внезапном пассивном разгибании нижних конечностей, приподнимании разогнутых ног и таза или ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от головы, происходит отведение рук в стороны и разгибание пальцев (I фаза), затем руки возвращаются в исходное положение (II фаза). Исчезает после 4 месяца жизни. Рефлекс ползания Бауэра - в положении на животе ребенок приподнимает голову и поворачивает ее вправо и влево, производя при этом ползающие движения. Исчезает к 4 месяцу жизни. Рефлекс опоры - если поднять ребенка, удерживая указательными пальцами голову со стороны спины, он сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах, а стопы в тыльную сторону. При касании стопами опоры – выпрямляет туловище. Исчезает ко 2 месяцу жизни. Рефлекс автоматической походки – при приподниманииребёнка, ребёнок шагает. Рефлекс Переса – при проведении пальцами вдоль позвоночника снизу вверх по паравертебральной линии, ребёнок разгибает позвоночник. В дальнейшем развитие ребёнка развивается по определённым линиям развития. Принятые сокращения ведущих линий развития: Аз, Ас – анализаторы зрительный, слуховой; Др, До движения руки, общие; РА, РП – речь активная, речь и понимание; СР – сенсорное развитие; Э – эмоции; Н – навыки; СП – социальное поведение.
Показатели развития ребёнка первого года жизни Дней АЗ - Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое сложение). АС - Вздрагивает и моргает при резком звуке. Дней АЗ - Удерживает в поле зрения неподвижный предмет. АС – Успокаивается при сильном звуке. Месяц АЗ – Удерживает в поле зрение и плавно следит за движущейся игрушкой. АС – Прислушивается и реагирует на голос взрослого изменяет/прекращает плач.. Э – Первая улыбка при общении со взрослым. ДО – Кратковременно приподнимает и удерживает голову, лежа на животе. РА – При общении со взрослым издает тихие короткие гортанные звуки. Месяца РН – Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, семеричны, но не резко выражены. АЗ - Длительно удерживает предмет в поле зрения. АС – Ищет источник звука, поворотом головы. ДО – Хорошо держит голову в вертикальном положении, лежа на животе длительно удерживает голову в приподнятом состоянии. РА – Крик интонационно выразительный. Начальное гуление. Э – Быстро отвечает улыбкой при общении со взрослым. Месяца РН – Угасают рефлексы новорожденного в т.ч. автоматическая хотьба, исчезает реакция выпрямления туловища при опоре на ноги. АЗ – Плавно следит и длительно сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете. ДР – Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча. ДО – Опора на предплечья, лежа на животе, поворачивается на живот. РА – Крик с отчетливой интонацией. Певучие гуление. Э – Комплекс «оживления». Месяца РН – Исчезают рефлексы новорожденного. Кроме рефлекса Кернига и Моро. МТ – Исчезает физиологический гипертонус. АЗ – Рассматривает руку. АС – Четко находит источник звука в пространстве поворотом головы. ДР – Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку. ДО – Поворачивается с живота на спину. РА – Певучее продолжительное гуление. Начинает смеяться в голос. СП – Комплекс «оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Узнает Мать, радуется. Месяцев РН – Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного кроме сосательного. ДО – Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается.
Лежа на животе опирается на ладони выпрямленных рук. ДР – Полный объем движений руки. Берет игрушки из рук взрослого. Захватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот. РА – Продолжительно певуче «гулит» с цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем и пр. СП – Различает близких и чужих, строгий и ласковый тон. Э – Адекватная реакция оживления или страха. Месяцев АЗ – Оптическая реакция опоры на руки – выпрямляет и вытягивает руки при наклоне с рук взрослого в направлении опоры. ДР – Долго «изучает», перекладывает в руках игрушку. ДО – При подтягивании за руки сгибает голову, садится. РА – Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги. Н – Ест с ложки, снимает пищу губами, начинает пить из чашки. Э – По- разному реагирует на вое и чужое имя. СП – Формируется активное внимание. Месяцев ДО – Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки. ДР – Долго рассматривает, перекладывает в руках, стучит, размахивает и бросает игрушку обеими руками одинаково. РП – На вопрос «Где?» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает пальцем на него. РА – Подолгу активно лепечет. Н – Аккуратно, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый. СП – Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес. Месяцев АЗ – Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии. ДО – Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает. Держится за опору, переступает. РП – Выполняет просьбы: «дай ручку», «до свиданья», играет в «ладушки», «сороку». РА – Лепет становиться интонационно – выразительным. Н – Сам держит сухарики кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызёт их. СП – Играет в «прятки», сидит на руках у взрослого. И – Простое подражание в игре: вынимает, стучит, складывает. Месяцев ДО – Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. ДР – Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку.
РП – По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается на зов. РА – Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Интонационно – выразительная имитация фразы. Н – Спокойно относится к высаживания на горшок. СП – Подражает взрослому или ребенку в действиях, обменивается жестами. Месяцев ДО – Хорошо сидит и ходит у опоры, придерживается за нее одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы. ДР – Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет ранее известные действия «сорока». «ладушки», «до свиданье», «причеши волосики». РП – По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, ротик, носик, животик. РА – Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «тя-тя». СП – Голосом и жестами сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми, проявляет к ним активный интерес. Месяцев ДО –Уверенно самостоятельно стоит, ходит, слегка придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры. ДР – Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть в кубики, мячиком, с мелкими предметами. РП – Понимает первые обобщающие слова: «машинки» «куклы», «кубики», «мячики». С удовольствием показывает многие части своего тела и лица. РА – Увеличивается запас лепетных слов, появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «ав-ав», «бай-бай», «дай» и пр. СП – Начинает понимать слово «нельзя». Неодинаково относится к разным детям и взрослым, очень любит трогать животных. Месяцев ДО – Первые самостоятельные шаги без поддержки. ДР – Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку и пьет из нее, не обливаясь, пытается есть ложкой сам. РП – Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцами знакомых героев и предметы в книжке. РА – Произносит 8 - 10 облегченных слов, использует их для обращения. СР – Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики. Алгоритм определения нервно-психического развития: 1. Определить, есть задержка в развитии или нет. 2. Если имеется задержка, группа развития определяется по показателям с самым низким уровнем развития. 3. Определить, равномерна ли задержка (опережение) в развитии или нет. 4. Если задержка равномерная, определяется степень задержки, если неравномерная задержка или опережение в развитии – определяется гармоничность развития. Примечание:1) группы развития не определяются у новорожденного ребенка;
2) при задержке в развитии ребенка в возрасте 1-ого месяца за эпикризный срок принимают 10 дней. Значение режима и воспитания для удовлетворения потребностей ребенка грудного возраста. Для гармоничного развития ребенка нужно придерживаться возрастного режима.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|