Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Halal market of medical services

ХАЛЯЛЬ НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Рычкова Н.В., Баранова В.В., Герасимова Д.В.

Казанский национальный исследовательский Технологический университет, г. Казань, Россия, e-mail: nadvas2@rambler.ru

 

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА:ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ВЫХОДА
сборник материалов научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и научных работников: 20-летию высшей школы экономики КНИТУ посвящается. 2016

Аннотация: статья посвящена возможностям халяль-индустрии на рынке медицинских услуг. Рассматриваются вопросы необходимости халяльной сертификации, представлен профиль потребителей этих услуг, выявлены проблемы формирования спроса и стимулирования сбыта.

Ключевые слова: рынок, услуги, халяль-медицина, спрос, маркетинговые инструменты

HALAL MARKET OF MEDICAL SERVICES

Rychkova N.V., Baranova V.V., Gerasimova D.V.

Kazan State Technological University, Kazan, Russia, E-mail: nadvas2@rambler.ru

Annotation: The article devoted to the capabilities of halal industry in the market of medical services. Subject of needs of halal certification is considered. The profile of the consumers of these services is represented, problems of demand creation and sales promotion are identified.

Keywords: market, services, halal medicine, demand, marketing tools

 

Халяль-рынок является предметом научно-практического интереса по ряду оснований: он является динамично развивающимся, перспективным, с большим потенциалом и возможностями развития. Его состояние и возможности обсуждались в Лондоне в 2016 г. на конференции Lifestyle Expo. Финансовый оборот халяль-рынка в мире составляет $2,1 триллиона. Ежегодно он увеличивается на $ 500 тысяч [2]. По мнению председателя Национальной ассоциации индустрии Халяль (НАСИХ) Л. Якупова индустрия халяль составляет 1,5% в ВВП РФ [1].

По мнению специалиста в области исламского банковского дела в России А. Джабиева, в рамках формирования российской исламской экономической среды выделяется три приоритетных сектора, одним из которых является производственный сектор экономики, связанный с созданием и развитием халяльной индустрии [3].

Сегодня выделяют четыре сегмента халяльного рынка, которые условно называют следующим образом: «продукты питания», «медицинские услуги», «гостиничный бизнес», «туризм». Если первый сегмент достаточно энергично развивается в Татарстане, то остальные находятся на стадии становления.

Данный вопрос подробно рассматривался на конференции «Инвестиционные и инновационные возможности индустрии «Халяль»: российский и мировой опыт» 19 мая 2016 года в Казани. Отдельным направлением конференции стала сессия «Перспективы развития мусульманских медицинских услуг в Республике Татарстан», которая прошла в формате круглого стола. Модераторство сессии проводил Шавалиев Р. Ф., главный врач ДРКБ. Своим видением развития медицины по стандартам Халяль поделились представители Министерства здравоохранения, эксперты-практикующие врачи, представители фармацевтического рынка и рынка частных клиник, а также ученые [1]. По итогам конференции о вопросе мусульманской религии в медицине было решено открыть в Казани специализированную клинику, которая будет работать по законам ислама, о которой было подробно оговорено на конференции 12 июля 2016. В клинике предполагается лечить женщин отдельно от мужчин, а врачи будут стараться не использовать лекарства на основе алкоголя. В духовном управлении мусульман заявляют, что работа медицинского учреждения не будет противоречить действующему законодательству [6].

Большой потенциал халяльного рынка в Татарстане связывают с растущим спросом на товары и услуги по канонам Ислама. Этноконфессиональный профиль потребителей халяль-рынка г. Казани, формирующих этот спрос: в Казани проживают представители различных национальностей и вероисповедания (115 этнических групп). Ведущими (по численности верующих) религиозными общинами являются православная и мусульманская. По данным переписи населения 2010 г., доля мусульманских групп приближается к 50%. По данным этносоциологических исследований в Республике Татарстан отмечается динамика роста религиозного сознания, конфессиональной идентичности и конфессиональной солидарности татар. К началу второго десятилетия 2000-х гг. верующими самоопределились около 84 % респондентов, из них около 93% самоопределились как мусульмане. Чуть больше половины из них являются практикующими верующими, доля строго выполняющих предписания ислама составила в 2011-2012 гг. не более 6-8%. Р.Н.Мусина, комментируя эту ситуацию, отмечает, что чаще религиозное поведение характеризуется эпизодическими приобщениями к повседневным религиозным практикам, выполнением религиозных обрядов семейного цикла, участием в религиозных праздниках [5]. Таким образом, потенциал рынка при формальном, статистическом анализе потенциальных потребителей вселяет уверенность в его перспективности. Однако содержательный анализ показывает наличие проблем области формирования спроса и стимулирования сбыта халяльных товаров и услуг.

Религиозные убеждения формируют отношение к вопросам здоровья. Современные мусульмане имеют самое разное мнение о современной медицине. Некоторые из них, в особенности жители сельской местности, не имеющие доступа к современным медицинским учреждениям, категорически отвергают современную медицину, полагаюсь на молитву в сочетании с элементами народной медицины. Противоположностью им являются мусульмане – жители мегаполиса, которые мало знают Коран и его заповеди, столь же мало знакомы с высказываниями Пророка по медицинским вопросам, поэтому предпочитают полностью полагаться на современную медицину [9]. Однако, в городских клиниках достаточно редко можно увидеть мусульман в хиджабе, тех, кто очень строго следует канонам Корана.

На основе пилотного анализа интернет нарративов можно сформулировать понятие «халяль» в контексте обсуждения темы «халяльная медицина». Халяль – это исламский продукт: это бренд; это знак качества; это мусульманский бренд; это бренд здоровья; это религия, чистота, здоровье; это образ жизни; халяльный рынок: между ростом и профанацией и т.д.

Актуальным становится вопрос халяльной стандартификации медицинских услуг. Минздрав РТ, комитет по стандарту «Халяль», практикующие врачи ведущих медицинских учреждений г. Казани разработали общие требования к оказанию медицинских услуг в соответствии с канонами Ислама. Они затрагивают вопросы проведения процедуры лечения, осмотра, консультации, лекарственных препаратов, питания, профессиональной этики, внешнего вида персонала. Требования носят рекомендательный характер для государственных медицинских учреждений. Они призваны регламентировать порядок оказания услуг частных клиник, одной из целей которых является увеличение клиентской базы за счет клиентов-мусульман [4].

В реестре сертифицированных организаций на сайте Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ в разделе, посвященном организациям здравоохранения находится информация о трех. ГАУЗ «ДРКБ МЗ РТ» сертификат на простую медицинскую процедуру «обрезание». ОАО «Татхимфармпрепараты» наладило производство изделия медицинского назначения «кетгут полированный с иглой и без». ООО «Здравствуйте» (медицинская клиника «МАК») предоставляет медицинские услуги по законам шариата.

На ее сайте дается описание основных исламских законов халяльности медицины. Они касаются лекарственных препаратов, правила разделения полов, питания, соблюдения ритуальной практики мусульманина, захоронения органов и тканей человека. Требования к лекарственным препаратам и продуктам питания идентичны, в их основе лежит деление на «харам» (запрещенное) и «халяль» (разрешенное, дозволенное). Казанцам предлагают хиджама-терапию (кровопускание). Древний метод кровопускания позиционируется клиникой как «мусульманский метод», который может излечить от многих болезней [7;8].

Уже сегодня, на наш взгляд, субъекты рынка халяльной индустрии сталкиваются с рядом проблем. Мы не затрагиваем весь блок, а остановимся лишь на тех, которые находятся в рамках данного исследования. Проблемы производителей и продавцов связаны с ростом конкуренции, выбором методов конкурентной борьбы и инструментов взаимодействия с потребителями как мусульманами, так и немусльманами. К последним относится тот факт, что «халяль» используется как маркетинговый ход для привлечения клиентов, потребителей. И это становится проблемой потребителей-мусульман. Ее источник – недобросовестное использование производителями маркировки «халяль», появление продуктов/услуг «халяль с харамной начинкой». Для потребителей-мусульман халяль – это в первую очередь комплекс религиозных, этических требований.

Производители халяльных продуктов/услуг, как рыночные субъекты вынуждены оперировать такими экономическими категориями как стоимость, прибыль, ассортиментное предложение, доля рынка, клиентская база, конкурентные преимущества. Для эффективной рыночной деятельности они разрабатывают маркетинговые программы, включающие такие вопросы как ассортиментная, ценовая политика, рекламная компания и т.д. При этом важнейшим аспектом, если не базовым, для них является соответствие их деятельности нормам шариата.

Подготовлено при поддержке РГНФ, проект № 16-01-00285 «Религиозные детерминанты в культуре питания (на примере татар и таджиков г. Казани).

Литература

1.В Казани обсудили перспективы Халяль-индустии. URL: http://halalrt.com/newslist?i=4135 (дата обращения 04.11.2016)

2.В Лондоне обсудили халяль-стартапы, и секрет бизнес-вумен в хиджабе. URL: http://www.islam.ru/content/biznes/46782 (дата обращения: 8.04.2016).

3.Исламским банком должны управлять люди, погруженные в религию. URL: http://www.islam.ru/content/economica/30861 (дата обращения: 15.05.2015).

4.Казань познает халяль-медицину. http://www.info- islam.ru/publ/stati/statji/kazan_poznaet_khaljal_medicinu/5-1-0-39417 (дата обращения 04.11.2016)

5.Мусина Р.Н. Этноконфессиональная ситуация в Республике Татарстан: акторы и факторы // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 25-27 сентября 2014 г. / Отв.ред Г.Ф. Габдрахманова. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2014 г. – С.257-262.

6.Освоение халяль-медицины имеет хорошие перспективы.URL: http://www.kommersant.ru/doc/3036906 (дата обращения 4.11.2016)

7.Официальный сайт «Медицинская клиника МАК». http://mak-clinic.ru/medicinskie-uslugi-po-kanonam-islama/ (дата обращения 04.11.2016)

8.Официальный сайт «Мадин клиника». URL: http://madinclinica.ru/news/khidzhama_terapija_musulmanskij_metod_lechenija/2012-06-22-14. (дата обращения 04.11.2016).

9.Религиозные убеждения формируют отношение к вопросам здоровья. URL: http://islam.com.ua/zdorovye/682-religioznye-ubeghdeniya-formiruyut-otnoshenie-k-voprosam-zdorovyya (дата обращения 1.11.2016).

10. Российский халяль: между ростом и профанацией. UTL: https://eadaily.com/ru/news/2016/06/14/rossiyskiy-halyal-mezhdu-rostom-i-profanaciey (дата обращения 04.11.2016)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...