Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое философия? Специфика философского знания




И.И. Таркан

 

Философия

 

Курс лекций

 

В четырех частях

 

Части I-II

 

 

4-е издание, стереотипное

 

 

Минск


УДК 1(075.8)

 
ББК 87

Т19

 

Серия основана в 2001 году

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

 

Таркан, И.И. Т19Философия: курс лекций: в 4 ч. Ч.I-II / И.И. Таркан – 4-е изд., стер. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 275 с. – (Система открытого образования). ISBN 985-457-465-2.   Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика". УДК 1(075.8) ББК 87

 

 


ISBN 985-457-465-2 (ч.I-II) ã Таркан И.И., 2003
ISBN 985-457-464-4 ã Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003

 


СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ КУРС «ФИЛОСОФИЯ» 6

Лекция 1. Философия как феномен культуры 6

Что такое философия? Специфика философского знания 6

Философия как мировоззрение 10

Предмет и структура философского знания 14

Материализм и идеализм – основные направления философии 23

Философия как методология 26

Философия и наука 30

Философия, искусство и религия 34

Функции философии в системе культуры 36

Контрольные вопросы к лекции №1 38

ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ 40

Лекция 2. Философия Древней Индии и Древнего Китая 40

Философия Древней Индии 42

Философия Древнего Китая 56

Контрольные вопросы к лекции №2 66

Лекция 3. Античная философия 67

Периодизация античной философии 67

Возникновение и становление античной философии 69

Классический век древнегреческой философии 77

Философия Платона 80

Философия Аристотеля 83

Философия эллинистической эпохи 88

Контрольные вопросы к лекции №3 90

Лекция 4. Философия средневековья и эпохи Возрождения 92

Общая характеристика и особенности средневековой философии 92

Философия эпохи Возрождения 103

Контрольные вопросы к лекции №4 114

Лекция 5. Европейская философия Нового времени 116

Общая характеристика и периодизация 116

Философия XVII века 117

Философия эпохи Просвещения 127

Немецкая классическая философия 138

Философия И.Канта 139

Философия Г.Гегеля 151

Философия Л.Фейербаха 158

Марксистская философия 161

Контрольные вопросы к лекции №5 173

Лекция 6. Неклассическая философия в контексте европейской культуры ХХ века 176

Общая характеристика и основные направления
(школы) неклассической философии 176

Неопозитивизм и аналитическая философия 181

Философские идеи постмодернизма 204

Контрольные вопросы к лекции №6 207

Лекция 7. Русская философия 209

Общая характеристика и основные этапы развития русской философии 209

Славянофилы и западники 215

Русское почвенничество 229

Религиозно-идеалистическая философия (середина и вторая половина XIX вв.) 236

Русская религиозная идеалистическая философия
(первая половина XXвв.) 238

Развитие философии всеединства в ХХ в. 244

Философия марксизма в России (конец XIX – XX века) 247

Философия русского Зарубежья 250

Контрольные вопросы к лекции №7 252

Лекция 8. Белорусская Философская и общественно-политическая мысль IX–XX вв. 255

Ассимиляция духовного опыта западноевропейской
и русской традиции в культуре Беларуси 255

Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии 258

Философия и развитие белорусского самосознания в
ХIХ–ХХ веках 264

Контрольные вопросы к лекции №8 270

ЛИТЕРАТУРА 271


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ КУРС «ФИЛОСОФИЯ»

Лекция 1. Философия как феномен культуры

Основные понятия:

философия; мировоззрение; мифология; религия; предмет философии; структура философии; гносеология; философская антропология; социальная философия; философия истории; этика; эстетика; материализм; идеализм; монизм; философский метод; сенсуализм; рационализм; иррационализм; функции философии.

Что такое философия? Специфика философского знания

Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – любовь и Sophia – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя и является важным условием, чтобы стать философом.

Кроме того, остается открытым вопрос: «Что же такое мудрость?».

Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И.Г.Фихте: «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется и полдюжины таких, которые знали бы, что такое собственно философия»[1].

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (вторая пол. VI в. – начало V в. до н.э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание:


«Жизнь, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины»[2].

Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 – ок. 460 до н.э.).

Однако совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes – мастер, художник). Главная задача философа, считали они, – научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий.

Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь //ты не потерял рога// следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427–
347 гг. до н.э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384–322 до н.э.), задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания»[3].


Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341– 270 до н.э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание:

«Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют» [4].

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам. Одни устремляют свой взор к небу, другие – на землю. Одни обращаются к богу, другие – к человеку. Одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине
XIX–XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще.

· Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение).

· Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение).

· Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытие. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

· Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.

Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основных и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...