Что такое философия? Специфика философского знания
Стр 1 из 20Следующая ⇒ И.И. Таркан
Философия
Курс лекций
В четырех частях
Части I-II
4-е издание, стереотипное
Минск УДК 1(075.8) Т19
Серия основана в 2001 году Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ КУРС «ФИЛОСОФИЯ» 6 Лекция 1. Философия как феномен культуры 6 Что такое философия? Специфика философского знания 6 Философия как мировоззрение 10 Предмет и структура философского знания 14 Материализм и идеализм – основные направления философии 23 Философия как методология 26 Философия и наука 30 Философия, искусство и религия 34 Функции философии в системе культуры 36 Контрольные вопросы к лекции №1 38 ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ 40 Лекция 2. Философия Древней Индии и Древнего Китая 40 Философия Древней Индии 42
Философия Древнего Китая 56 Контрольные вопросы к лекции №2 66 Лекция 3. Античная философия 67 Периодизация античной философии 67 Возникновение и становление античной философии 69 Классический век древнегреческой философии 77 Философия Платона 80 Философия Аристотеля 83 Философия эллинистической эпохи 88 Контрольные вопросы к лекции №3 90 Лекция 4. Философия средневековья и эпохи Возрождения 92 Общая характеристика и особенности средневековой философии 92 Философия эпохи Возрождения 103 Контрольные вопросы к лекции №4 114 Лекция 5. Европейская философия Нового времени 116 Общая характеристика и периодизация 116 Философия XVII века 117 Философия эпохи Просвещения 127 Немецкая классическая философия 138 Философия И.Канта 139 Философия Г.Гегеля 151 Философия Л.Фейербаха 158 Марксистская философия 161 Контрольные вопросы к лекции №5 173 Лекция 6. Неклассическая философия в контексте европейской культуры ХХ века 176 Общая характеристика и основные направления Неопозитивизм и аналитическая философия 181 Философские идеи постмодернизма 204 Контрольные вопросы к лекции №6 207 Лекция 7. Русская философия 209 Общая характеристика и основные этапы развития русской философии 209 Славянофилы и западники 215 Русское почвенничество 229 Религиозно-идеалистическая философия (середина и вторая половина XIX вв.) 236 Русская религиозная идеалистическая философия Развитие философии всеединства в ХХ в. 244 Философия марксизма в России (конец XIX – XX века) 247 Философия русского Зарубежья 250 Контрольные вопросы к лекции №7 252 Лекция 8. Белорусская Философская и общественно-политическая мысль IX–XX вв. 255 Ассимиляция духовного опыта западноевропейской Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии 258 Философия и развитие белорусского самосознания в
Контрольные вопросы к лекции №8 270 ЛИТЕРАТУРА 271
Лекция 1. Философия как феномен культуры Основные понятия: философия; мировоззрение; мифология; религия; предмет философии; структура философии; гносеология; философская антропология; социальная философия; философия истории; этика; эстетика; материализм; идеализм; монизм; философский метод; сенсуализм; рационализм; иррационализм; функции философии. Что такое философия? Специфика философского знания Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – любовь и Sophia – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя и является важным условием, чтобы стать философом. Кроме того, остается открытым вопрос: «Что же такое мудрость?». Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И.Г.Фихте: «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется и полдюжины таких, которые знали бы, что такое собственно философия»[1]. Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (вторая пол. VI в. – начало V в. до н.э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины»[2]. Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 – ок. 460 до н.э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes – мастер, художник). Главная задача философа, считали они, – научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий.
Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь //ты не потерял рога// следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно. Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427– По мнению Аристотеля (384–322 до н.э.), задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания»[3]. Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341– 270 до н.э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание: «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют» [4]. Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам. Одни устремляют свой взор к небу, другие – на землю. Одни обращаются к богу, другие – к человеку. Одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.
Особенно отчетливо это проявилось во второй половине Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. · Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение). · Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение). · Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытие. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией. · Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.
Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основных и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|