Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От ФАУ-2 до первого спутника      

ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ КОСМОНАВТИКИ

пилотируемые полеты и исследования других планет

Вступление  

 

Зачем люди устремились в космос? Зачем мы  тратим столько сил и средств для достижения других планет, многомесячную работу людей в космосе, дорогостоящие аппараты и носители? Для людей,которые называют себя мыслящими практически придуманы отговорки: мол, видите, сколько  пользы уже приносят нам спутники - спутниковое телевидение, навигация, предсказание погоды, поиск полезных ископаемых и т. д. и т. п..            

На самом деле тех людей, которые создавали и создают эту технику вдохновляют в первую очередь не существующие и грядущие блага, которые несет человечеству освоение космоса и даже не решение многих наших земных проблем за счет этого, а простое человеческое любопытство. Желание взглянуть на обратную сторону Луны, заглянуть под облачный слой Венеры, выяснить есть ли жизнь на Европе (спутник Юпитера). И еще одно, самое главное - желание удостоверится, что мы не одиноки во Вселенной. Есть много косвенных свидетельств, что это так, но мы до сих пор не обнаружили в Космосе не только следы других цивилизаций, но и вообще следы органической жизни, несмотря на все наши попытки. Поиски продолжаются. 

Наша страна была пионером в области исследования космоса. Космическая отрасль долгое время была у нас символом прогресса,предметом законной гордости нашей страны. Космонавтика была частью политики - наши космические достижения должны были "еще раз продемонстрировать преимущество социалистического строя". Поэтому в официальных  отчетах и монографиях с большой помпой описывались наши достижения и скромно умалчивалось о неудачах, а главное об успехах наших главных оппонентов - американцев. Сейчас появились, наконец, публикации правдиво, без лишней помпезности и с изрядной долей самокритики рассказывающие о том как проходило у нас исследование межпланетного пространства и мы видим, что не все шло легко и гладко. Это ничуть не умаляет достижений нашей космической отрасли - напротив свидетельствует о твердости и духе людей, несмотря на неудачи шедших к цели.     

          

Первые шаги

 

Основоположником современной космонавтики по праву считается великий русский ученый-самоучка К.Э.Циолковский,который   еще в конце XIX века выдвинул идею о возможности необходимости освоения человеком космического пространства. Первоначально   эти мысли были опубликованы им в виде научно - фантастических повестей, а затем, в 1903 г. была опубликована знаменитая работа "Исследование мировых пространств реактивными приборами",в которой он показал возможность достижения космических скоростей и иных небесных тел с помощью ракеты на жидком топливе. Впоследствии Циолковский опубликовал еще ряд работ посвященных ракетной технике и освоению космоса.    

У Циолковского появились последователи и популяризаторы как в нашей стране, так и за рубежом. В Америке - профессор Годдард, который в 1926 г. - построил и испытал в полете первую в мире ракету на жидком топливе. В Германии Оберт и Зенгер. В нашей стране популяризатором идей Циолковского стал в,частности, Я.И.Перельман (автор "Занимательной физики" и др. книг занимательного жанра).Некоторые инженеры и ученые взялись за дальнейшее развитее его идей.          

В 1918 г. в Новосибирске вышла книга Ю.В.Кондратюка "Тем кто будет читать чтобы строить", в которой автор дает оригинальный вывод формулы Циолковского, предлагает схему трехступенчатой кислородно-водородной ракеты, орбитального космического корабля, аэродинамическое торможение в атмосфере, гравитационный маневр, схему полета на Луну (именно по этой схеме летели американцы т.к. она оказалась оптимальной). Жаль что этот талантливый инженер не смог принять участие в создании ракетной техники - в 30-ых его посадили в тюрьму "за вредительство" (он занимался тогда строительством элеваторов) затем выпустили, но он погиб во время войны.      

В 1924 г. появилась работа другого инженера, увлеченного идеей межпланетных сообщений - Ф.А. Цандера "Перелеты на другие планеты" в которой он предложил комбинацию самолета с ракетой. В 1931 г. были организованы две общественные группы изучения реактивного движения (ГИРД) - в Москве - под председательством Цандера и в Ленинграде под председательством В.В.Разумова. Первоначально они предназначались только для ведения пропагандистской и просветительской деятельности.   

Еще в 1929г. в составе Газодинамической лаборатории (ГДЛ) (финансировавшейся государством) было образовано подразделение Глушко по разработке электрических и жидкостных ракет (еще раньше Глушко предлагал проект "Гелиоракетоплана" - дископлана, снабженного электроракетным двигателем питающимся от солнечных батарей - довольно смелый для 20-ых годов проект). В 1932 г. московскому ГИРДу государством была предоставлена экспериментальная база для постройки и испытания ракет, а его начальником назначается молодой выпускник МВТУ, активный участник создания ГИРДа С.П.Королев. В следующем году на базе этой группы и на базе ГДЛ был создан Реактивный научно - исследовательский институт (РНИИ). Государство поддерживало ракетчиков отнюдь не из желания приблизить выход человечества в мировое пространство, а из "оборонных " соображений - уже тогда было ясно,что ракета это грозное оружие, а другие страны, особенно Германия, вели активные исследования в этом направлении. Вызывала интерес военных и возможность применения ракетных ускорителей на боевых самолетах, от которых недалеко было и до реактивной авиации.        

Вновь созданный институт активно взялся за работу. В 1933г. был произведен запуск первой советской ракеты на гибридном топливе (твердое и жидкое) ГИРД-09, конструкции М. К. Тихонраваова. В том же году состоялся пуск первой отечественной ракеты на жидком топливе ГИРД - Х, конструкции Цандера. В конце 30-ых годов под руководством Королева был построен и испытан ракетоплан РП-318-1 с двигателем конструкции Глушко. Тогда же была испытана первая автоматическая крылатая ракета 212 конструкции Королева также с двигателем Глушко. В 1939 -1941 г.г.           в РНИИ были построены под руководством Ю.А.Победоносцева ракетные установки залпового огня - "катюши". Как мы видим, РНИИ работал в основном на военных, в других странах сложилась тогда похожая ситуация - реактивные аппараты, которые вознесут позднее человека на небеса, изначально создавались для уничтожения себе подобных.      

Нельзя не упомянуть также о таком важном событии, как создание у нас в стране пожалуй первого учебного заведения, по подготовке специалистов для ракетно-космической отрасли - в 1932 г. в Москве по инициативе ГИРДа были организованы инженерно - конструкторские курсы. На курсах читали лекции видные советские ученые, в частности, создатель теории воздушно-реактивных двигателей Б.С.Стечкин, один из основателей авиационной медицины Н.М.Добротворский (уже тогда там читали курс физиологии высотного полета). Выпускником этих курсов был, в частности, И.А.Меркулов - создатель прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД). В 1939 г. была испытана первая в мире двухступенчатая ракета с ПВРД его конструкции. Хотя ни в авиации, ни в космонавтике эти двигатели применения не нашли, в последнее время интерес к ним возобновился в связи с созданием многоразовых транспортных космических систем, т.к. ПВРД,черпающий кислород из окружающей среды, позволит резко уменьшить необходимое количество горючего на борту.   

          

От ФАУ-2 до первого спутника      

          

Во время Второй мировой войны наиболее совершенная ракетная техника была создана в фашистской Германии - это прежде всего построенная к 1942 г. одноступенчатая баллистическая ракета с ЖРД Фау-2, конструкции Вернера фон Брауна. С их помощью фашисты обстреливали Лондон, запуская ракеты с побережья оккупированной Франции. В 1943 г. были проведены испытания истребителя с ЖРД Мессершмитд-163В с двигателем Вальтера, однако в авиации более перспективными представлялись ВРД, которые немецкие конструкторы так и не успели достаточно усовершенствовать до поражения Германии в войне.          

К 1943 г. вон Браун разработал проект двухступенчатой межконтинентальной (!) баллистической ракеты А9/А10 (Фау-3), взлетной массой около 100 т. (!). В этом году Фау-3 совершила 18 стартов, 16 из которых окончились взрывом. В следующем году было произведено около 30 стартов, сведений о которых пока не найдено. Фау-3 предназначалась для обстрела Нью-Йорка. Наводить ее на цель должен был пилот - предполагалось что после наведения он покинет ракету на парашюте и его подберет подводная лодка. Для этого был набран первый в истории отряд космонавтов, однако данными о том, были ли люди на борту стартовавших ракет мы не располагаем. Немецким конструкторам удалось сделать то, США и СССР смогут сделать более чем через 10 лет спустя - ведь такой ракете вполне по силам вывести на орбиту искусственный спутник. Есть мнение, что на этой ракете немцы еще во время войны вывели человека в космос - я считаю это вымыслом т.к., во-первых, для орбитального полета Фау-3 была все же слабовата (а суборбитальные полеты без выхода на орбиту могут быть отнесены к космическим с большой долей условности), а во-вторых, в 1944 г. у Германии были уже другие проблемы, нежели космические полеты.              

Поражение Германии прекратило дальнейшее развитее этой ракетной техники (возможно к большому счастью для всего человечества), а ее потенциал в этой области был буквально растащен союзниками. Основные трофеи достались американцам, наступавшим с запада и захватившим находившееся там заводы, полигоны и КБ. В плен к ним попало и большинство немецких конструкторов во главе с фон Брауном, которые впоследствии плодотворно работали над американской ракетной техникой. Нам трофеев почти не досталось, однако наши конструкторы все же сумели добыть чертежи и основательно изучить немецкую технику. Таким образом ракетно-космическая техника в обоих "космических" державах начала развиваться на основе немецкого опыта. Первые баллистические ракеты в СССР и США были по сути копиями Фау-2.  

В 1946 г. (а фактически уже сразу после разгрома Германии) началось острое противоборство СССР и США во всех отраслях экономики, науки и техники, на грани вооруженного конфликта, получившее с подачи У. Черчилля название "холодной войны", и вызванное стремлением обоих держав к мировому господству.    

В 1945 г. у США появилось атомное оружие и появляются планы нанесения ядерных ударов по СССР. Однако в 1949 г. атомная бомба появилась и в Советском Союзе, а в 1953 у нас была взорвана первая термоядерная бомба. Теперь ядерное оружие имелось у каждой из противоборствующих сторон, и большое внимание стало  уделяться средствам его доставки. Т. к. Бомбардировщик был слишком уязвим и медлителен, начинаются работы по созданию межконтинентальных баллистических ракет.

В 1946 г. С.П.Королев был назначен главным конструктором ОКБ, которое должно было проектировать многоступенчатые баллистические ракеты. В 1948 г. состоялся полет первой отечественной баллистической ракеты Р-1 (бывшей, правда, почти точной копией Фау-2). В 1951 г. была принята на вооружение ракета Р-2, с дальность полета 600 км, а в 1956г. - ракета Р-5М, с дальность полета 1200км. В 1954г. было образовано ОКБ М.К. Янгеля, которое занялось разработкой боевых баллистических ракет долговременного хранения.          

Помимо боевых  ракет в Советском Союзе с 1949г. регулярно запускались научно исследовательские ракеты В-1Е, В-2А, В-1А (созданные на базе баллистических ракет) и др., с помощью которых исследовались верхние слои атмосферы, космические лучи, а также поведение подопытных животных (собак) во время полета. Таким образом закладывался фундамент для будущего полета в космос человека..

Одноступенчатые ракеты не могли удовлетворить военных - им требовалась многоступенчатая межконтинентальная ракета, способная доставить "груз" в любую точку земного шара. Разработка такой ракеты велась в ОКБ Королева, но для ее запуска старый полигон Капустин Яр уже не годился и в 1955г. в Казахской степи, недалеко от железнодорожной станции Тюра -Там началось строительство нового полигона, который до сих пор именуется космодромом Байконур, хотя до селения Байконур от космодрома довольно далеко. Такое название выбрали, видимо, из  соображений запутывания "вражеских шпионов"."Вражеские диверсанты" наверное по ночам снились партийным чиновникам, поскольку они отклонили первоначальный проект, где старт размещался на возвышенности, сочтя, что стартующая ракета в этом случае будет слишком уязвима и перенесли пуск в другое место. Геологоразведку там произвести не успели, и когда начали рыть котлован, строителей поджидал "сюрприз" - в безводной степи они обнаружили подземный резервуар с водой, сильно затруднивший строительство. Если бы не изобретательность и героический труд строителей,то старт не успели бы закончить к сроку и тогда еще неизвестно, чей спутник был бы первым.

В 1957 г. строительство космодрома завершилось, и начались летные испытания новой двухступенчатой баллистической ракеты Р-7. После трех неудачных попыток удалось наконец добиться устойчивого полета ракеты. Р-7 была сомой большой и мощной ракетой того времени - ее взлетная масса составляла около 300 т. а в длину она имела около 30м. "Семерка " была построена в ОКБ Королева, двигатели создавались под руководством Глушко, а система управления - под руководством Пилюгина. Эта конструкция оказалась чемпионом долголетия в такой новой и быстро развивающейся отрасли, как космонавтика - ракета "Союз", по сей день доставляющая космонавтов на орбиту, есть ни что иное, как усовершенствованная "семерка" с добавленной третьей ступенью.   

Создание мощной ракеты-носителя позволило нашей стране выйти на лидирующие позиции в исследовании космоса. 4 октября 1957г. Р-7 вывела на орбиту первый искусственный спутник земли Это был  алюминиевый шар  диаметром 58 см, и массой 83 кг, снабженный радиопередатчиком. Впервые созданный человеком аппарат достиг первой космической скорости. Это событие принято считать началом космической эры - эры практической космонавтики. Связь с первым спутником продолжалась 20 суток (на столько хватило заряда батарей), после чего он еще около двух с половиной месяцев кружил над землей, пока не сгорел в плотных слоях атмосферы. В ходе этого эксперимента  изучалась ионосфера земли и возможность установления связи с космическим аппаратом, а также (в ходе наблюдения за движением спутника) верхние слои атмосферы.       

Вслед за первым спутником 3 ноября был отправлен второй (трехступенчатым вариантом ракеты), массой 508кг. (!), запущенный к тому же на довольно высокую орбиту. На этом спутнике находился первый "космонавт" - собака Лайка. Исследовалась жизнедеятельность животного в космических условиях. Третий спутник имел массу 1327 кг. и был предназначен для исследования космического пространства и геофизических исследований. На спутнике впервые были установлены солнечные батареи.                         

Запуски первых спутников преследовали не только научные цели, но и призваны были продемонстрировать мощь наших баллистических ракет.Возможности американских ракет в то время оставляли желать лучшего - запущенный ракетой "Юпитер-С" в феврале 1958 г. спутник "Эксплорер" имел массу всего лишь 14 кг.

В январе ракета-носитель "Молния" (Р-7, дополненная еще двумя ступенями) впервые достигла второй космической скорости, и вывела в космос станцию "Луна-1", массой 1472кг. "Луна-1", пройдя в 6 тыс. км. от поверхности нашего спутника вышла на орбиту вокруг солнца. Связь со станцией поддерживалась до расстояния 600 тыс. км. (рекорд для того времени). В сентябре того же года станция "Луна-2" достигла поверхности Луны (попросту упала на нее). Впервые созданный человеком аппарат достиг поверхности иного небесного тела. Кстати, Годдард еще в 20-ых г.г. собирался "послать снаряд на Луну", но тогда этот проект справедливо вызвал скептические замечания ученых.

Оба эти запуска, как мы видим, не очень много дали науке и носили скорее "спортивный" и пропагандистский характер. Однако в октябре того же "лунного" года к нашей небесной соседке отправилась станция "Луна-3", снабженная фотокамерой. Она совершила облет луны и передала на землю снимки лунной поверхности, в том числе ее обратной стороны, невидимой с Земли.      

Пилотируемые полеты          

Запуски первых спутников и "лунников", безусловно, произвели громадное впечатление на мировую общественность и продемонстрировали высокий уровень развития науки и техники в Советском Союзе. Но полет человека в космос был бы, безусловно, еще более эффектным событием, и наши космические "фирмы " приступили к проектированию первого пилотируемого корабля. Тем более, что американцы тоже работали над подобным проектом, а Н.С.Хрущев твердо решил перегнать Америку во всем.     

Необходимо было в короткий срок (от первого спутника до первого космонавта прошло меньше четырех лет) построить аппарат, в котором человек мог несколько суток находится в космосе, а затем благополучно вернутся на землю. При таких условиях приоритет отдавался скорости разработки и надежности, а не совершенству технических решений. Корабль "Восток " был устроен сравнительно просто, но надежно (вспомним, не один пилотируемый "Восток" не потерпел аварии).

Корабль представлял собой шар, покрытый толстым слоем теплоизоляции (с большим запасом), к которому при помощи двух металлических лент крепился приборный отсек с тормозным двигателем. В шаре находился космонавт и системы жизнеобеспечения. Форма шара была выбрана потому, что его поведение при входе в атмосферу было хорошо изучено, а на аэродинамические исследования других форм не было времени. Система посадки была также довольно проста - сопло тормозного двигателя наводилось строго на Солнце, двигатель включался и аппарат устремлялся к Земле. Далее срабатывал один единственный пиропатрон, разрывавший металлические ленты и отделявшие приборный отсек, и "шарик" совершал аэродинамическое торможение в атмосфере. Системы мягкой посадки не было, и поэтому на высоте нескольких километров пилот катапультировался. Чтобы тормозной двигатель дал импульс в нужном направлении момент спуска выбирался так, чтобы солнце занимало в это время соответствующее положение относительно корабля. Запасного двигателя не было, и поэтому корабль предполагали запускать на такую орбиту, чтобы через неделю - две он сам  вошел бы в плотные слои атмосферы.            

Первые корабли этой серии были беспилотными. На них отрабатывался сход с орбиты, а также изучалось поведение подопытных собак. На одном из этих кораблей благополучно слетали  Белка и Стрелка. Два других "собачьих " экипажа, вследствие неисправностей систем посадки, на землю вернуть не удалось. Корабли следующей серии предназначались уже для человека, но в первых двух полетах их пассажирами был манекен и подопытные собаки. В ходе полета проверялась двусторонняя радиосвязь, для чего с орбиты передавали запись биений человеческого сердца. Эти радиосигналы были пойманы рядом радиолюбителей, что дало повод для слухов о якобы неудачных попытках запуска человека в космос, предпринятых в СССР еще до полета Гагарина.

В начале 1960г. был создан Центр подготовки космонавтов и из летчиков- истребителей набирается первый отряд космонавтов. Первый полет человека должен был состоятся в декабре 1960г. но был отложен из-за страшной катастрофы на Байконуре - на стартовом столе взорвалась баллистическая ракета Р-14 (ОКБ Янгеля). Погибли десятки человек, в том  числе члены государственной комиссии во главе с маршалом Неделиным (официально было объявлено, что он погиб в автокатастрофе). Возникла опасность, что американцы обгонят нас - их полет был намечен на май 1961г. (хотя это  был суборбитальный полет, но первым человеком в космосе стал бы все же американец).      

Однако 12 апреля 1961г. на третьем в серии корабле "Восток" Ю.А.Гагарин совершил первый космический полет и благополучно вернулся на Землю. Правда, полет проходил не так гладко, как сообщал ТАСС. Корабль был выведен на слишком высокую орбиту, и если бы отказал тормозной двигатель упал бы на Землю не через 10 дней, как предполагалось, а через 50, на что ресурсы системы жизнеобеспечения рассчитаны не были. К счастью, тормозной двигатель сработал нормально и корабль устремился к Земле, но один из разъемов, соединявших спускаемый аппарат с приборным отсеком не разошелся, и отсек волочился за спускаемым аппаратом пока злосчастный провод не сгорел в атмосфере.     

  На высоте примерно 7 км. космонавт катапультировался спокойно приземлился. Долгое время у нас как-то замалчивали тот факт, что пилоты первых кораблей должны были катапультироваться. Так в одной работе сказано "космонавты... могли... либо оставаться до приземления в корабле, либо катапультироваться ". В случае, если космонавт остался бы в корабле, позавидовать ему было трудно - об этом красноречиво говорят вмятины и трещины, оставшиеся на спускаемых аппаратах после жесткой посадки. Происходит эта полуправда от того, что по правилам Международной авиационной федерации рекорд фиксируется только в том случае (а полет Гагарина был, безусловно, рекордным), когда пилот в момент посадки находился в летательном аппарате. Поэтому в официальном отсчете было туманно сказано что пилот приземлился вместе со спускаемым аппаратом.   

Цели своей мы достигли - полет Алана Шепарда состоялся спустя почти месяц после Гагарина, а "настоящий " орбитальный полет Дж. Глена состоялся лишь в феврале следующего года. К тому времени в  Союзе был произведен уже второй орбитальный полет - полет Г.С.Титова, который продолжался более суток. В ходе этого полета выяснялось влияние на человеческий организм длительного пребывания в космосе. Титову первым пришлось столкнутся со "спутниковой болезнью" - когда человека начинает "укачивать" в невесомости. Сейчас известно, что эти симптомы появляются в первые дни полета и вызваны адаптацией организма к невесомости, но тогда это вызвало большие опасения и были разработаны специальные методы тренировки вестибулярного аппарата космонавтов.          

В августе 1962г. над планетой оказалось сразу два корабля "Восток-3", пилотируемый А.Г.Николаевым и стартовавший днем позже "Восток-4" пилотируемый П.А.Поповичем. Корабли летели на небольшом удалении так что космонавты могли видеть корабли друг друга и между ним была установлена двусторонняя связь. Впервые изображение космонавта в кабине во время полета было передано по центральному телевидению. Космонавты провели в космосе четверо и трое суток соответственно.  

В следующем году мы решили доказать всему миру, что каждая кухарка у нас не только умеет управлять государством, но и космическим кораблем. Еще в 1961г. в отряд космонавтов были набраны женщины. А июне 1963г. на корабле "Восток -6" совершила полет бывшая работница текстильной промышленности и парашютист- любитель В.Н.Терешкова. Она совершила совместный полет с В.Ф.Быковским, находившемся в выведенном в космос двумя днями ранее "Востоке-5". После трехдневного группового полета космонавты благополучно приземлились и Терешкова стала таким образом первой женщиной-космонавтом.  

В 1961г. сразу после полета Гагарина президент США Дж. Ф. Кеннеди объявил национальную программу, целью которой была высадка астронавтов на Луну. В первым шагом к осуществлению этой цели должен был стать проект "Джеммини", предусматривавший запуск кораблей с экипажами из двух человек, и отработку ими таких мероприятий, как выход в открытый космос, стыковка и расстыковка, 14-суточное пребывание людей в космосе, необходимых для лунных миссий.      

Поскольку мы всеми силами старались сохранить лидирующие позиции в освоении космоса (или хотя бы видимость лидерства), необходимо было также разрабатывать принципиально новый многоместный корабль. Но полеты "Джеммини" предполагались уже в!965г. и наш новый корабль "Союз" явно не успевал к этому сроку. Тогда в полет решено было отправить модернизированный "Восток", рассчитанный на экипаж из трех человек.

В октябре!964г. новая ракета носитель "Союз" (построенная на базе все той же Р-7) вывела на орбиту корабль "Восход", на котором впервые в мире находилось сразу три космонавта: командир В.М.Комаров, космонавт-исследователь К.П.Феоктистов и врач Б.Б.Егоров. Впервые космонавты летели без скафандров (иначе, наверное, и не поместились бы в тесную кабину), на корабле появился резервный тормозной двигатель и система мягкой посадки (катапультировать троих было бы проблематично) Пробыв в космосе сутки корабль благополучно приземлился. Примечательно, что в тот год наблюдалось некое затишье - это был единственный пилотируемый полет (с обоих сторон).          

В марте 1965г. стартовал "Восход -2 " с П.И.Беляевим и А.А.Леоновым на борту. На корабле была оборудована раздвижная шлюзовая камера для выхода в открытый космос, который и был успешно осуществлен Леоновым. В свободном пространстве он пробыл 12 мин. и при этом удалялся от корабля на расстояние до 5м. При возвращении в корабль, правда, возникли проблемы - скафандр раздуло от внутреннего давления о он не пролезал в люк, к счастью космонавт догадался сбросить давление и благополучно вернулся в корабль. При возвращении на Землю также возникла непредвиденная ситуация - вышла из строя автоматическая система управления посадкой и космонавты впервые на ручном управлении. Спуск прошел успешно, но корабль опустился не в заданном районе, и экипаж долго не могли найти. Таким образом с выходом в открытый космос мы опередили амереканцев, но затем американцы в 1965-1966 г.г. совершили весьма успешно 10 полетов по программе "Джеммини" и заняли лидирующие позиции в пилотируемой космонавтике (в 1966г. общий налет наших космонавтов составлял около 500 ч., в то время как амереканцев - около 2000 ч. и 12 ч. в открытом космосе, все эксперименты, планировавшиеся программой "Джеммини" были успешно выполнены).    

Наш ответ последовал лишь в!967г. - 23 апреля в космос отправился новый корабль "Союз", пилотируемый Комаровым. К сожалению, старта нового корабля не увидел Главный конструктор С.П.Королев - в январе 1966г. он скоропостижно скончался в возрасте 59 лет. "Союз" был рассчитан на трех человек и состоял из трех отсеков: приборного, в котором находился двигатель и запас горючего для маневрирования и посадки; спускаемого аппарата, в котором экипаж находился при старте, и в котором возвращался на землю; и орбитального отсек, который был предназначен для поведения различных экспериментов в космосе и при необходимости мог служить шлюзовой камерой для выхода в открытый космос. Корабль был снабжен системой стыковки, которая позволяла составлять из двух "Союзов" орбитальную станцию. Следующим за полетом человека шагом в освоении космоса должно было стать создание долговременной пилотируемой орбитальной станции. Для исследований в этом направлении и были предназначены корабли серии "Союз".           

Первый полет "Союза" завершился первой космической трагедией - во время спуска в атмосфере не сработала парашютная система и спускаемый аппарат с космонавтом буквально расплющило ударом о землю. Комаров стал первым космонавтом, погибшем в полете. Разбор причин аварии затянулся и второй полет "Союза" состоялся лишь полтора года спустя. Своеобразным утешение для нас могло служить то, что у американцев дела с "Аполлоном" тоже не клеелись - в том же году во время наземных испытаний возник пожар на корабле и погибло трое астронавтов:В.Гриссом,Э.Уайт, Р.Чаффи.

После неудачи с первым "Союзом"    в октябре 1968г. был запущен ряд беспилотных кораблей, а затем беспилотный "Союз - 2", а трое суток спустя "Союз-3", пилотируемый Г.Т.Береговым. (Следует отметить, что с тех пор каждый новый корабль запускался у нас сначала в беспилотном варианте.). На орбите космонавт осуществлял сближение с беспилотным кораблем и проверял работу бортовых систем. Через трое суток после старта спускаемый аппарат "Союза-2" приземлился, а два дня спустя благополучно сел и Береговой.  

В январе 1969г. произошло знаменательное событие - с космодрома Байконур с интервалом в сутки стартовали "Союз-4" (В.А.Шаталов) и "Союз-5"(Б.В.Волынов, А.С. Елисеев, Е.В. Хрунов). На орбите корабли состыковались (!) и образовали первую орбитальную станцию - прообраз будущих орбитальных комплексов (по которым наша страна до сих пор удерживает первое место в мире). Елисеев и Хрунов совершили переход из корабля в корабль, правда довольно странным образом - через открытый космос. В официальных документах сказано, что так и планировалось, но у меня по этому поводу большие сомнения, возможно такое решение было принято из-за того, что не была обеспечена герметичность перехода.

В октябре того же года была запущена целая эскадра из трех кораблей - с интервалом в сутки были выведены "Союз-6", "Союз-7" и "Союз-8", которые совершили совместный полет, взаимные маневрирования и сближения. На "Союзе-6" впервые были проведены эксперименты по сварке, резке и обработке материалов в космосе.          

Пока длительность полетов у нас не превышала пяти суток, а для серьезной работы на орбитальных станциях (и, в перспективе, для межпланетных полетов), требовалось гораздо больше. Работы по продлению сроков полета уже велись, так, был запущен биоспутник с двумя собаками на борту, которые провели в космосе 22 дня, проводилась серия наземных экспериментов по моделированию невесомости. В июне 1970 г. состоялся первый долговременный полет - А.Г.Николаев и В.И.Севастьянов пробыли в космосе почти 18 суток и благополучно вернулись на землю. Сейчас это звучит смешно, но тогда их называли "космическими долгожителями", ведь влияние невесомости на организм человека было еще плохо изучено и такой полет требовал изрядной доли мужества.           

Однако отвлечемся на время от успехов нашей пилотируемой космонавтики, приведших в скором времени к созданию первых орбитальных станций (о них позже), а посмотрим на один малоизвестный (до последнего времени), но интереснейший эпизод нашей космической истории.  

Лунная гонка

 

Сразу после успешных полетов первых лунников в конце 50-ых г.г. у нас началась подготовка к пилотируемым полетам к Селене. Сначала приступили к проектированию облетного корабля, которое велось параллельно в двух КБ - Королеве и Челомея. Проект "королевцев" предусматривал вывод частей корабля на   околоземную орбиту носителем на базе Р-7 с последующей их стыковкой и полетом вокруг Луны. Челомей предполагал прямой рейс, для чего необходимо было использовать проектируемый в его КБ носитель "Протон". После полета Гагарина за коллективом Челомея проект облета Луны, а за КБ Королева - высадку на поверхность. Позднее руководство обеими программами сосредоточили в ОКБ Королева.             

Облет луны предполагались выполнить с помощью ракеты "Протон" и разгонного блока, которые выводили на облетную траекторию корабль, сделанный на базе проектировавшегося "Союза" - Л1. Для уменьшения массы с него сняли орбитальный отсек и системы сближения и стыковки. Предполагалось, что космонавты неделю будут находится в спускаемом аппарате объемом 2,5 куб.м. все время в сидячем положении - малоприятная перспектива для первых покорителей Луны.   

Корабли предназначенные для высадки должны были выводится  на орбиту новым сверхмощным носителем Н-1. Т.к. грузоподъемность нашей ракеты составляла около 100 т., экипаж корабля решили сделать минимальным - 2 человека (американцам для доставки к Луне 3 человек понадобилась система, массой 135 т.).Это было довольно рискованно т.к. на Луну высаживался всего один космонавт, и в случае возникновения "нештатаной ситуации" помочь ему было некому (тут смертельно опасным могло стать даже случайное падение на спину - в громоздком скафандре человек не мог подняться без посторонней помощи). Лунный корабль, получивший обозначение Л3, предполагалось построить на базе "Союза".

Пока наши "фирмы" раскачивались, и предлагали различные проекты, американцы уже приступили к изготовлению и испытанию опытных образцов машин (вспомним, что в 1961г. программа высадки на Луну была объявлена Дж. Ф. Кеннеди национальной). В результате мы сильно отстали и проектирование системы велось в расчете на максимальное использование уже существующих агрегатов, это конечно ускоряло сроки постройки и испытаний, но и утежеляло носитель и корабль. Так, двигателей нужной мощности у нас  тогда выпускать не могли, а технологическое переоснащение производства заняло бы слишком много времени. В результате в первой ступени Н-1 было помещено 30 двигателей, что не способствовало ни снижению массы системы. Из-за  подобных издержек Н-1, имел почти такую же стартовую массу, как американский "лунный" носитель "Сатурн-5"(2750 и 2800 т. соответственно), имея грузоподъемность 97 т. против 135 т. у "Сатурна". (Кстати, ракета "Сатурна-5" была   построена под руководством... Вернера фон Брауна - создателя Фау-2).              

Ситуация с двигателями осложнилась еще и из-за разногласий, возникших между Королевым и Глушко, КБ которого было главным "поставщиком" мощных ракетных двигателей. Королев считал необходимым в качестве горючего использовать жидкие кислород и водород, дающие очень высокий удельный импульс. Глушко же считал, что необходимо использовать фтор и азотную кислоту, т.к. водород имеет слишком маленькую плотность, и потребует слишком больших топливных баков. Однако предложенные Глушко компоненты были крайне ядовиты, и такая система могла нанести огромный урон окружающей среде. В результате всех  этих споров Глушко отказался делать двигатели для Н-1 и ими занялось КБ Н.Д.Кузнецова, разрабатывавшее до этого только авиационные двигатели. В результате двигатели были сделаны, но потеряно много времени (не будем забывать, что шла настоящая гонка). В самый разгар работ по лунному носителю и кораблям умер С.П.Королев, что также не могло не сказаться на ходе работ.       

Проект облета Луны задерживался из-за трудностей в испытании "Протона". В 1968 -69 г.г. были осуществлены облеты нашего спутника кораблями Л1 в беспилотном варианте, получившие наименование "Зонд 5-8". Но в декабре 1968г. "Апполон-8" вышел на орбиту спутника Луны и программу пилотируемого облета луны свернули т.к. приоритет был потерян. Хотя уже тогда было ясно, что опередить амереканцев с высадкой скорее всего не удастся, работы по этому проекту не сворачивали, надеясь на незапланированные неудачи соперников.   

  Первые летные испытания носителя Н-1 прошли в феврале 1969г. и были неудачными - на борту возник пожар. Состоявшийся через 5 месяцев повторный старт тоже не удался - произошло самопроизвольное выключение двигателей, поднявшаяся в воздух ракета рухнула на стартовый стол и взорвалась, разрушив пусковую установку. На ее восстановление понадобилось много времени, и следующий старт состоялся только в июле 1971г. - и снова неудача, в ноябре 1972г. - запуск наконец состоялся но на 107 секунде из-за неисправности полет пришлось прекратить.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...