Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История создания Государственной Думы Российской Империи




По истории государства и права России

История создания Государственной Думы Российской Империи

 


 

Введение

 

Введение конституционного строя и, соответственно, создание представительных учреждений было боевым лозунгом политической оппозиции в России на протяжении всего ХIХ в. Неоднократно учреждение выборных законодательных или, по крайней мере, законосовещательных учреждений входило и в намерения правительства. О введении конституции всерьез думал Александр I, но в 1819 г. окончательно отказался от этого намерения. Реформы 1860-70-х гг., создавшие выборные органы земского и городского самоуправления, оживили надежды на «увенчание здания» реформ в виде конституции. Указ, практически означавший создание выборных законосовещательных учреждений, подписал накануне своей гибели Александр II, но после террористического акта 1 марта 1881 г. этот указ был отменен. Некоторое время (в 1883 г.) подумывал о созыве законосовещательного земского собора и Александр III, но вскоре перешел к политике контрреформ и консервации самодержавия. Его наследник Николай II в одной из первых своих публичных речей назвал конституционные надежды земской оппозиции «бессмысленными мечтаниями». В сознании членов императорской фамилии, высшей бюрократии, большей части офицерского корпуса и чиновничества, а также в консервативно настроенной части общества утвердилось убеждение в необходимости для России самодержавия. Вступая на престол, российские монархи давали присягу в сохранении незыблемости самодержавной власти, которую они должны были передать своим наследникам.

Только революционные события 1905 г. и тяжелые поражения в ходе Русско-японской войны заставили Николая II и наиболее прагматичных государственных деятелей вступить на путь коренных преобразований государственного строя. 6 августа 1905 г. был обнародован Манифест об учреждении нового выборного высшего законосовещательного учреждения - Государственной Думы. Но эта Дума (вошедшая в историю под названием «Булыгинской» по имени тогдашнего министра внутренних дел А.Г.Булыгина) так никогда и не была созвана. Под напором революционных событий, приведших в октябре 1905 г. к всеобщей политической забастовке, правительству пришлось пойти на дальнейшие уступки. 17 октября 1905 г. был подписан Манифест, в котором провозглашалось предоставление населению России основных политических свобод и превращение Думы в законодательное учреждение. 3-й пункт Манифеста устанавливал «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы». 11 декабря того же года был принят закон, расширявший избирательные права горожан и предусматривавший представительство в Думе от рабочих.

 

 


История создания Государственной Думы Российской Империи

Учреждение Государственной думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., раскрывшей все недостатки бюрократического управления. Начавшаяся в январе 1905 г. революция обострила проблему политических реформ в России. "В начале ХХ в. под влиянием роста капитализма, консолидации буржуазии переход страны к представительному учреждению стал необходимостью. "Конституционное прикрытие" диктовалось и международной обстановкой: доверие западных правительств к существующему режиму после поражения в русско-японской войне было подорвано и для получения иностранных займов уже требовалось поручительство буржуазного парламента как гаранта стабильности "исторической власти". Революция же 1905-1907 гг. сделала невозможным сохранение самодержавия в "чистом виде".

Принято считать, что начало процессу становления парламентаризма в России было положено 18 февраля 1905 г., когда царь подписал рескрипт (распоряжение) на имя министра внутренних дел А.Г.Булыгина, где выражалось намерение «привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей» к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений. Одновременно был обнародован царский манифест «О призыве властей и населения к содействию самодержавной власти в одолении врага внешнего и искоренению крамолы и противодействии смуте внутренней».

А.Г.Булыгину поручалось возглавить комиссию по подготовке соответствующего законодательства. В мае Совещание завершило работу и сформулировало концептуальные основы будущих выборных правил и процедур. Главный принцип, проведенный данным совещанием - необходимость создания выборного представительного органа, постоянной палаты, в которой будут заседать депутаты, избранные населением. На следующем этапе бюрократического рассмотрения законопроекта он был скорректирован Советом министров. Здесь обсуждение проходило под председательством Д. М. Сольского. Следующей инстанцией изучения законопроекта должен был стать Государственный совет, но по инициативе графа Сольского для окончательного обсуждения проекта нового учреждения, названного в Совете Министров «Государственная дума», с 19 по 26 июля 1905 г. в Петергофе заседало Особое совещание под председательством Николая II.

На Совещании обсуждался ряд спорных вопросов, связанных с учреждением российского парламента. Правящая элита стремилась ввести такой способ голосования, чтобы обеспечить преобладание в Думе депутатов, стоящих на консервативных, проправительственных позициях, то есть - сословную избирательную систему. В качестве электоральной базы монархии рассматривалось крестьянство и дворянство. Другая часть участников Совещания высказывалась за более широкую, всесословную систему представительства, хотя и ограниченную различными цензами.

В рескрипте 18 февраля 1905 года император Николай II выразил обещание "отныне привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений".

Николай II под давлением либерального крыла правительства преимущественно в лице премьер-министра С.Ю.Витте решил не накалять обстановку в России, дав подданным понять в августе 1905 о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Об этом прямо сказано в манифесте 6 августа: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов».

Однако, выработанное комиссией под председательством министра внутренних дел Булыгина и изданное 6 августа положение о Государственной думе создало не законодательный орган, не парламент в европейском смысле, а законосовещательное учреждение с весьма ограниченными правами, избираемое ограниченными категориями лиц: крупных собственников недвижимых имуществ, крупных плательщиков промыслового и квартирного налога и на особых основаниях крестьян.

Закон о Думе 6 августа вызвал во всей стране сильное недовольство, вылившееся в многочисленных митингах протеста против искажения ожидавшейся коренной реформы государственного строя и завершившееся в октябре 1905 года грандиозной забастовкой всей железнодорожной сети в Европейской России и Сибири, фабрик и заводов, промышленных и торговых заведений, банков и других акционерных предприятий, и даже многих служащих в государственных, земских и городских учреждениях.

октября 1905 года появился манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", в котором были намечены основы новой конституционной формы управления Россией: 1) населению дарованы незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов; 2) установлено как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы; 3) обещано привлечь теперь же по мере возможности к участию в выборах в Государственную думу те классы, которые лишены были вовсе избирательных прав.

В развитие начал манифеста 17 октября были изданы 11 декабря 1905 года дополнительные правила о выборах, понизившие имущественный избирательный ценз и предоставившие избирательные права чиновникам и рабочим.

Как известно из манифеста, первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа. 23 апреля 1906 года Николай II утвердил «Свод основных государственных законов», который Дума вообще могла изменить только по инициативе самого царя. В этих законах, в частности, предусматривался целый ряд ограничений деятельности российского парламента.

Главным из них было то. что вся исполнительная власть в стране подчинялась только царю. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение.

Более того, в «Свод основных государственных законов» был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы от своего имени. В дальнейшем Николай II использовал этот параграф для того, чтобы распустить Думу на один день и именно в этот день провести закон, который Дума наверняка не приняла бы.

Однако, преобразование 20 февраля 1906 года Государственного совета в верхнюю законодательную палату, и издание 8 марта 1906 года Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов (сужавших контроль Государственной Думы над бюджетом) и Основных законов (23 апреля 1906 года) сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной думы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...