Перечень тем практических занятий
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ
Рабочая программа учебной дисциплины Педагогика
Основная образовательная программа Экология и природопользование Психология Юриспруденция Международные отношения Культурология. Управление социокультурной деятельностью Лингвистика Дизайн Экономика
Владивосток Издательство ВГУЭС ББК
Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика» составлена в соответствии с требованиями ООП: 022000.62 «Экология и природопользование», 030300.62 «Психология», 030900.62 «Юриспруденция», 031900.62 «Международные отношения», 033000.62 «Культурология. Управление социокультурной деятельностью», 035700.62 «Лингвистика», 072500.62 «Дизайн», 080100.62 «Экономика» на базе ФГОС ВПО.
Составитель: Олешкевич Н.А, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и психологии, Малкова Н.Ю. канд. филос. наук, доцент кафедры философии и психологии.
Утверждена на заседании кафедры Философии и психологии 28.05.2013 г., протокол № 12.
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института права и управления ВГУЭС
© Издательство ВГУЭС
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время особую актуальностьприобретает изучение педагогики, которая наряду с другими дисциплинами социально-гуманитарного цикла систематизируют базовые гуманитарные знания студентов. Дисциплина закладывает теоретико-методологические и методические основы воспитания и преподавания. Содержание дисциплины базируется на основных отечественных и зарубежных подходах к анализу развития личности в учебно-воспитательном процессе, закономерностей обучения, воспитания, психологической подготовки и др.
В процессе изучения курса закладываются педагогическая компетентность, способствующая формированию у студентов целостного представления о личностных особенностях человека, развитию умения учиться. В результате изучения курса формируется культура умственного труда и самообразования. Компетенции, сформированные у студентов в результате изучения дисциплины, необходимы дляанализа основных психолого-педагогических проблем, с которыми сталкивается человек в процессе индивидуации и социализации, а так же для выстраивания собственной образовательной стратегии в условиях насыщенного рынка образовательных услуг. Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального высшего образования. В рабочей учебной программе изложены цели, задачи, структура курса, представлены вопросы для обсуждения, контрольные вопросы и вопросы для проведения итоговой аттестации, предложен список основной и дополнительной литературы.
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1 Цели освоения учебной дисциплины Целью настоящего курса является: формирование у студентов общей и педагогической культуры и целостного представления об особенностях обучения и воспитания человека как факторах успешности его деятельности, умения самостоятельно мыслить и предвидеть не только когнитивные, но и эмоциональные последствия собственных действий; самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности, а также находить оптимальные пути достижения образовательной цели. В ходе ее достижения решаются следующие задачи:
1.ознакомление с основными направлениями развития педагогической науки; 2.овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования, воспитания и саморазвития; 3.приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального педагогического общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития образовательной деятельности; 4.приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности; 5.усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов; 6.усвоение методов воспитательной работы с учащимися и производственным персоналом; 7.ознакомление с методами развития профессионального мышления и организации творческих групп.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами) Таблица 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) ВПО
Дисциплина «Педагогика» находится в тесной логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП, базируется на знаниях и навыках, сформированных довузовским образованием и воспитанием. Сформированные в процессе обучения компетенции, в зависимости от направления подготовки, получат дальнейшее развитие при изучении таких дисциплин, как: «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо обучающемуся для успешного прохождения практик и социализации в целом.
1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины Таблица 2. Формируемые компетенции, знания, умения, владения
1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения
Программа дисциплины предполагает проведение лекционных и практических занятий, а также большого блока самостоятельной работы. В результате изучения курса студенты должны овладеть знаниями педагогических категорий и принципов, умениями вести себя в соответствии с этическими нормами и овладеть навыками анализа поступков и решений на основе требований образовательных стандартов. Лекционные занятия проводятся как в традиционной форме с использованием презентаций Power Point (лекция-презентация), так и с применением интерактивных форм (лекция-беседа). Практические занятия предусматривают: проведение дискуссий относительно вариативности содержания педагогических категорий и требований, разбор проблемных ситуаций с использованием видеоматериалов, решение тестовых и творческих заданий, кейсов. Для лучшего усвоения учебного материала и подготовки к практическим занятиям предполагается активная внеаудиторная самостоятельная работа студентов с учебной литературой, с нормативными, методическими и справочными материалами; подготовка индивидуальных письменных заданий (конспектов, эссе, отчетов).
Таблица 3. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет:
Промежуточная аттестация по курсу - зачет Программа дисциплины предполагает проведение лекционных и практических занятий, в результате изучения которых студенты должны овладеть знаниями, умениями и навыками анализа педагогического процесса. Лекционные занятия проводятся как в традиционной форме с использованием презентаций Power Point, так и с применением интерактивных форм: лекция-беседа, лекция-дискуссия. С целью развития практических навыков студентов на практических занятиях предусмотрено решение задач, разбор проблемных ситуаций и подготовка планов-конспектов занятий. Для лучшего усвоения учебного материала и подготовки к практическим занятиям предполагается активная внеаудиторная самостоятельная работа студентов с учебной литературой, с нормативными, методическими и справочными материалами.
1.6 Виды контроля и отчетности по дисциплине Контроль успеваемости студентов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний. Текущая аттестация включает устный опрос студентов (групповой или индивидуальный) на практических занятиях и консультациях и тестирование (письменное или компьютерное) по соответствующим разделам дисциплины. Суммированные баллы, начисляемые по результатам регулярной проверки усвоения учебного материала, вносятся в аттестационную ведомость (на 8-й и 17-й неделе семестра). При выведении аттестационной отметки учитывается посещение студентом аудиторных (лекционных) занятий. Для получения баллов за посещение лекций студент должен предъявить конспекты преподавателю. При начислении баллов учитывается полнота и структурированность конспекта. Промежуточная (семестровая) аттестация предусмотрена в форме экзамена. Для успешной сдачи экзамена студент должен посещать занятия, выполнять задания, получить положительные оценки на текущих аттестациях. Экзамен проводится в форме компьютерного тестирования. Согласно «Положению о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов», принятому во ВГУЭС, для получения допуска к экзамену студент очной формы обучения должен в течение семестра набрать в результате текущих аттестаций не менее 41 балла. Обязательным условием допуска студента заочной формы обучения к экзамену является выполнение письменной контрольной работы, которая сдаётся в сроки, установленные графиком учебного процесса для соответствующего направления подготовки. Текущий контроль обеспечивается: - отчетностью студентов по результатам выполнения и защиты индивидуального домашнего задания в форме сообщений, презентаций, конспектов и эссе; - оценкой уровня выполнения практического задания в форме решения задачи; - оценкой степени подготовленности к лекционным и практическим занятиям в виде письменных конспектов; - оценкой активности на лекционных и практических занятиях при обсуждении вопросов в виде дополнений, вопросов, ответов по теме лекции или практической работы. Промежуточная аттестация осуществляется в рамках рейтинговой системы оценки, а также с использованием электронного тестирования в системе СИТО ВГУЭС или ФЭПО. 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Темы лекций Тема 1. Информационно-библиотечная компетентность (1 час. Лекция-беседа) Основные источники информации по дисциплине. Ознакомление с рабочей учебной программой по дисциплине. Ознакомление с базовыми учебниками по дисциплине. Ознакомление с периодическими изданиями, интернет-источниками. Разъяснение требований к выполнению заданий. Тема 2. Педагогика как наука (3 час. Лекция-дискуссия) Предмет педагогики объект, цель задачи, функции, источниковедческая база методы педагогики. Основные категории педагогики. Связь педагогики с другими науками. Социально-экономические и культурные потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме как объективные предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Вычленение педагогики в особую отрасль научных знаний. Тема 3 Педагогика как единство воспитания и образования (2 час. Лекция-презентация) Понятие «воспитание» в широком и узком значении. Образование как способ мышления. Педагогическое образование как гуманитарный феномен. Аксиологические смыслы педагогического образования. «Формирование» и «развитие» как категории педагогики. Точка зрения ак. Павлова на воспитание в животном и человеческом мире. Принципы педагогических исследований: объективность, научность, системность, историзм, преемственность и др. Методы педагогических исследований: фундаментальные, прикладные, методические. Теоретический и эмпирический характер педагогических исследований. Тема 4. Цели и методы воспитания (2 час. Лекция-презентация) Целеполагание в педагогике. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и методических основ воспитания. Основная цель (идеал) современного воспитания. Философский подход к определению целей воспитания в различные периоды развития общества. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель воспитания. Реализация целевых установок воспитания в практической работе учебного заведения и учителя. Виды воспитания: умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое. Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания. Принципы организации воспитательного процесса. Требования, предъявляемые к принципам воспитания. Методы и средства воспитания. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности. Методы стимулирования. Воспитание личности в коллективе. Ведущие идеи школьного воспитания. Учение А. С. Макаренко о коллективе. Коллектив и личность. Педагогическое руководство коллективом. Искусство и технология воспитания: комплексный подход. Социально ориентированные воспитательные дела. Этические, эстетические, экологические и трудовые воспитательные дела. Тема 5. Личность как предмет воспитания. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности (2 час. Лекция-презентация) Разработка в педагогике понятия: «личность». Развитие и формирование личности. Идеи прогрессивных мыслителей прошлого о развитии личности. Современные проблемы исследования процесса развития личности. Становление личности в процессе воспитания и образования. Влияние среды на развитие личности. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности. Акселерация и ретардация. Закономерности умственного и физического развития. Мотивационный комплекс личности и рекомендации по его развитию. Внешние и внутренние факторы развития личности. Проблемы возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике. Индивидуальные особенности развития учащихся в процессе воспитания. Тема 6. Сущность педагогического процесса, его общие закономерности и принципы (2 час. Лекция-презентация) Процесс воспитания и его характеристики. Структура воспитательного процесса. Эффективность воспитательного процесса и факторы, на нее влияющие. Технология воспитания. Воспитание как социально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс. Направленность воспитания на овладение личностью общественным опытом как его глубинная сущностная характеристика. Теория воспитания Эдварда Торндайка. Деятельностно-отношенческая концепция воспитания. Органическая взаимосвязь отношения и воспитания. Общие понятия о закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы. Переход закономерностей воспитания в принципы воспитательной работы. Тема 7. Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных методах обучения (2 час. Лекция-беседа) Обучение как процесс личностного развития учащихся и его исследование в дидактике. Сущность образования как отражения единства развивающей и воспитательно-формирующей функции обучения. Важнейшие проблемы дидактики. Выделение из дидактики частных методик и влияние на их развитие. Дидактические теории и концепции. Основные понятия дидактики. Общие принципы формирования содержания образования. Сущность процесса обучения. Дидактические модели и системы обучения, цели, содержание учебного процесса, его задачи и внутренняя структура. Факторы обучения: дидактические причины и факторы. Факторный анализ в дидактике. Цели обучения. Определение целевого компонента обучения. Формирование у учащихся потребности во владении знаниями и мотивов учения. Мотивация учения: мотивы – движущие силы познания; изучение и информирование мотивов и стимулирование учения. Определение содержания учебных занятий. Операционно-деятельностный компонент обучения. Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера. Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом. Развитие учащихся в процессе обучения. Воспитание в процессе обучения. Тема 8. Дидактические закономерности и принципы обучения. Виды и формы обучения (2 час. Лекция-презентация) Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения. Научность и мировоззренческая направленность обучения. Проблемность обучения. Наглядность обучения. Активность и сознательность учащихся в процессе обучения. Доступность обучения. Систематичность и последовательность обучения. Прочность обучения и его цикличность. Единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Понятие о формах организации обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами. Развитие организационных форм учебной работы. Формы организации учебной работы. Виды учебных занятий. Современные методы и технологии обучения. Тема 9. Дидактические основы учебных занятий различного типа (2 час. Лекция-презентация) Смешанные или комбинированные уроки. Уроки изложения нового материла учителем. Уроки закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков. Уроки повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала. Уроки-семинары. Уроки-конференции. Поиск инновационных форм урочных занятий. Уроки проверки и оценки знаний. Индивидуальная работа с учащимися на уроке. Развитие и воспитание учащихся на уроках. Проверка и оценка знаний. Перечень тем практических занятий Тема 1. Педагогика как наука (выступления с сообщениями, дискуссия)
Тема 2. Исторические формы воспитания и обучения (доклады и презентации) 1.Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме 2.Воспитание и школа в Средние века в Западной Европе 3.Педагогика и школа в эпоху Возрождения 4.Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского 5.Педагогические взгляды Джона Локка 6.Педагогические взгляды Жан-Жака Руссо 7.Педагогические идеи Клода Адриана Гельвеция 8.Педагогические идеи Дени Дидро 9.Педагогическая деятельность и теория Иоганна Генриха Песталоцци 10.Достоинства и недостатки уроков-шаблонов, разработанных Иоганном Фридрихом Гербартом 11.Педагогическая деятельность и теория Фридриха Фребеля 12.Педагогические идеи и деятельность Роберта Оуэна 13.Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании 14.Взгляды «революционных» марксистов Августа Бебеля и Клары Цеткин на воспитание 15.Прагматическая педагогика Джона Дьюи 16.Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания Марии Монтессори 17.Педагогическая деятельность и взгляды Полины Кергомар 18.Педагогические взгляды Овида Декроли 19.Воспитание и обучение детей в России до XIX века. 20.Школа и педагогическая мысль в России XVIII века (М. В. Ломоносов. И. И. Бецкий, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев) 21.Школа, дошкольные учреждения и педагогическая мысль в России в первой половине XIX века (В. Ф. Одоевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен) 22.Общественно-педагогическое движение 60-х годов XIX века и развитие педагогической мысли в России 23.Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого 24.Педагогическая деятельность и теория К. Д. Ушинского 25.Теория и практика дошкольного воспитания второй половины XIX века в России 26.Народное образование в России на рубеже XIX-XX веков 27.Педагогические теории в России на рубеже XIX-XX веков 28.Педагогическая тория и практика дошкольного воспитания в России на рубеже XIX-XX веков (Е. И. Тихеева, Л.К. Шлегер) 29.Педагогическая теория и практика школьного и дошкольного воспитания в России в 1917-1920 годах 30.Советская школа и дошкольное воспитание в 1921—1941 годах 31.Педагогическая деятельность и взгляды Н.К. Крупской 32.Педагогическая деятельность и теория А. С. Макаренко 33.Советская школа, педагогика и дошкольное воспитание в военные и послевоенные годы (1941 – 1958) в СССР 34.Школа, педагогика и дошкольное воспитание в 60-80-е годы в СССР 35.Реформа средней и высшей школы в 90-е – 2000-е годы в России 36.Современная инновационная педагогика Тема 3. Личность в процессе воспитания (сообщения, дискуссия) 1.Процесс развития личности 2.Наследственность и развитие 3.Влияние среды на развитие личности 4.Внешние и внутренние факторы развития личности 5.Развитие и воспитание 6.Деятельность как фактор развития 7.Диагностика развития. Критерии, по которым можно судить о мере личностного развития человека 8.Возрастная периодизация: психологическая и педагогическая 9.Акселерация. Виды акселерации 10.Неравномерность развития личности 11.Особенности физического развития и воспитания учащихся различных возрастных групп 12.Индивидуальные особенности и воспитательный процесс 13.Сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и их влияние на организацию учебной деятельности. 14.Особенности поведения и личностное развитие учащихся разных возрастных групп. 15.Особенности обучения и воспитания учащихся высшей школы Задание для СРС: посмотрите художественный фильм «Чучело» (1983), снятый режиссёром Роланом Быковым. по одноимённой повести Владимира Железникова (1981). Напишите эссе, последовательно отвечая на следующие вопросы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|