Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень тем практических занятий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

Педагогика

 

Основная образовательная программа

Экология и природопользование

Психология

Юриспруденция

Международные отношения

Культурология. Управление социокультурной деятельностью

Лингвистика

Дизайн

Экономика

 

 

Владивосток

Издательство ВГУЭС


ББК

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика» составлена в соответствии с требованиями ООП: 022000.62 «Экология и природопользование», 030300.62 «Психология», 030900.62 «Юриспруденция», 031900.62 «Международные отношения», 033000.62 «Культурология. Управление социокультурной деятельностью», 035700.62 «Лингвистика», 072500.62 «Дизайн», 080100.62 «Экономика» на базе ФГОС ВПО.

 

 

Составитель: Олешкевич Н.А, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и психологии, Малкова Н.Ю. канд. филос. наук, доцент кафедры философии и психологии.

 

Утверждена на заседании кафедры Философии и психологии 28.05.2013 г., протокол № 12.

 

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института права и управления ВГУЭС

 

© Издательство ВГУЭС

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время особую актуальностьприобретает изучение педагогики, которая наряду с другими дисциплинами социально-гуманитарного цикла систематизируют базовые гуманитарные знания студентов. Дисциплина закладывает теоретико-методологические и методические основы воспитания и преподавания. Содержание дисциплины базируется на основных отечественных и зарубежных подходах к анализу развития личности в учебно-воспитательном процессе, закономерностей обучения, воспитания, психологической подготовки и др.

В процессе изучения курса закладываются педагогическая компетентность, способствующая формированию у студентов целостного представления о личностных особенностях человека, развитию умения учиться. В результате изучения курса формируется культура умственного труда и самообразования.

Компетенции, сформированные у студентов в результате изучения дисциплины, необходимы дляанализа основных психолого-педагогических проблем, с которыми сталкивается человек в процессе индивидуации и социализации, а так же для выстраивания собственной образовательной стратегии в условиях насыщенного рынка образовательных услуг.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального высшего образования.

В рабочей учебной программе изложены цели, задачи, структура курса, представлены вопросы для обсуждения, контрольные вопросы и вопросы для проведения итоговой аттестации, предложен список основной и дополнительной литературы.

 

 

1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Цели освоения учебной дисциплины

Целью настоящего курса является: формирование у студентов общей и педагогической культуры и целостного представления об особенностях обучения и воспитания человека как факторах успешности его деятельности, умения самостоятельно мыслить и предвидеть не только когнитивные, но и эмоциональные последствия собственных действий; самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности, а также находить оптимальные пути достижения образовательной цели.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

1.ознакомление с основными направлениями развития педагогической науки;

2.овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования, воспитания и саморазвития;

3.приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального педагогического общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития образовательной деятельности;

4.приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

5.усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;

6.усвоение методов воспитательной работы с учащимися и производственным персоналом;

7.ознакомление с методами развития профессионального мышления и организации творческих групп.

 

1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)

Таблица 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) ВПО

ООП Форма обучения Блок Трудоемкость (З.Е.) Форма промежут. контроля
022000.62 Экология и природопользование (Б-ЭП) ОФО Б.1/Вариативная часть   З
030300.62 Психология (Б-ПС) ОФО Б.1/Базовая часть   З
ВФО Б.1/Базовая часть   З
ЗФО Б.1/Базовая часть   З
030900.62 Юриспруденция (Б-ЮП) ОФО Б.1/Вариативная часть   З
ЗФО Б.1/Базовая часть   З
031900.62 Международные отношения (Б-МО) ОФО Б.1/Вариативная часть   З
033000.62 Культурология. Управление социокуль-турной деятельностью (Б-КЛ) ОФО Б.1/Базовая часть   З
035700.62 Лингвистика (Б-ЛГ) ОФО Б.3/Базовая часть   З
072500.62 Дизайн (Б-ДЗ) ОФО Б.3/Базовая часть   З
ВФО Б.3/Базовая часть   З
080100.62 Экономика (Б-ЭУ) ОФО Б.1/Вариативная часть   З
ВФО Б.1/Вариативная часть   З
ЗФО Б.1/Вариативная часть   З

Дисциплина «Педагогика» находится в тесной логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП, базируется на знаниях и навыках, сформированных довузовским образованием и воспитанием. Сформированные в процессе обучения компетенции, в зависимости от направления подготовки, получат дальнейшее развитие при изучении таких дисциплин, как: «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо обучающемуся для успешного прохождения практик и социализации в целом.

1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Таблица 2. Формируемые компетенции, знания, умения, владения

ООП Коды компетенций Знания, Умения, Владение
022000.62 Экология и природопользование (Б-ЭП) ОК-1 владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения Знания: основы педагогики
Умения: применять методы и средства познания на практике, научно анализировать проблемы гуманитарных, социальных и экономических процессов
ОК-4 использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы Знания: основы педагогики
ОК-7 обладать базовыми знаниями основ педагогики и психологии, позволяющими освоить методики преподавания и понять психологические особенности межличностных взаимоотношений Знания: основы педагогики и психологии;
основы философии, социологии, истории, психологии и педагогики, научные, философские, религиозные картины мира
Владения: методикой преподавания;
030300.62 Психология (Б-ПС) ОК-3 способностью и готовностью к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений Знания: основные направления развития системы образования, содержание педагогической деятельности, опыт подготовки психологов в стране и за рубежом
ПК-8 способностью и готовностью к ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности Знания: основные направления развития системы образования, содержание педагогической деятельности, опыт подготовки психологов в стране и за рубежом
ПК-15 способностью и готовностью к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины Знания: основные направления развития системы образования, содержание педагогической деятельности, опыт подготовки психологов в стране и за рубежом
Умения: реализовывать педагогическую деятельность
ПК-16 способностью и готовностью к участию в учебно-методической работе в сфере общего образования Знания: основные направления развития системы образования, содержание педагогической деятельности, опыт подготовки психологов в стране и за рубежом
Умения: реализовывать педагогическую деятельность
ПК-17 способностью и готовностью к подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении Знания: основные направления развития системы образования, содержание педагогической деятельности, опыт подготовки психологов в стране и за рубежом
Умения: реализовывать педагогическую деятельность
030900.62 Юриспруденция (Б-ЮП) ОК-7 стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства Знания: основы планирования самостоятельной работы и повышения квалификации
Владения: методами и средствами самообразования и самоподготовки
ПК-17 способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне Знания: основы педагогики
ПК-18 способен управлять самостоятельной работой обучающихся Знания: виды удаленной работы с обучающимися
методики осуществления дистанционного обучения
Умения: структурировать учебный материал
031900.62 Международные отношения (Б-МО) ОК-3 готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе Знания: особенности групповой динамики, лидерства, методы организации командной работы
Умения: кооперироваться с коллегами, работать в коллективе
ОК-9 навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений Знания: основные положения и методы гуманитарных наук
Владения: навыками использования основных положений и методов гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач
ОК-28 стремление к непрерывному самообучению и саморазвитию Знания: методику самообучения и саморазвития
Владения: стремлением к непрерывному самообучению и саморазвитию
ОК-32 готовность принять на себя ответственность и проявить лидерские качества Знания: особенности групповой динамики, лидерства, методы организации командной работы
033000.62 Культурологи. Управление социокуль-турной деятельностью (Б-КЛ) ОК-1 владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения Знания: основы философии, социологии, истории, психологии и педагогики, научные, философские, религиозные картины мира
ОК-3 готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе Владения: навыками работы в коллективе
ОК-6 стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства Владения: навыками работы в коллективе
ОК-7 умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков Умения: учиться и адекватно оценивать свои возможности
035700.62 Лингвистика (Б-ЛГ) ОК-1 ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме Знания: основы философии, социологии, истории, психологии и педагогики, научные, философские, религиозные картины мира
ПК-34 умеет критически анализировать учебный процесс и учебные материалы с точки зрения их эффективности Знания: основы педагогики  
Владения: способностью решения социальных и профессиональных задач
ПК-35 умеет эффективно строить учебный процесс, осуществляя педагогическую деятельность в учебных заведениях дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, а также дополнительного лингвистического образования в соответствии с задачами конкретного учебного курса и условиями обучения иностранным языкам Знания: основы педагогической деятельности в учебных заведениях различных типов
Умения: умеет критически анализировать учебный процесс и учебные материалы с точки зрения их эффективности
Владения: принципами анализа учебного процесса
072500.62 Дизайн (Б-ДЗ) ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения Умения: ставить цели и формулировать задачи, связанные с профессиональной деятельностью
ПК-6 ориентирован на преподавательскую работу в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования, способен планировать учебный процесс, выполнять методическую работу, самостоятельно читать лекции или проводить практические занятия Знания: принципы организации учебно-воспитательного процесса
Умения: преподавать в образовательных школах, учреждениях среднего профессионального образования
080100.62 Экономика (Б-ЭУ) ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения Знания: основы педагогики
основы философии, социологии, истории, психологии и педагогики, научные, философские, религиозные картины мира
ОК-9 способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства Знания: основы педагогики
ПК-14 способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы Знания: основы педагогики
принципы организации учебно-воспитательного процесса
Умения: выстраивать технологии обучения новому знанию
Владения: навыками организации работы учебной группы
основными приемами преподавания в общеобразовательных школах, колледжах и училищах, в учреждениях дополнительного образования
ПК-15 способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин Знания: принципы организации учебно-воспитательного процесса

1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения

Программа дисциплины предполагает проведение лекционных и практических занятий, а также большого блока самостоятельной работы. В результате изучения курса студенты должны овладеть знаниями педагогических категорий и принципов, умениями вести себя в соответствии с этическими нормами и овладеть навыками анализа поступков и решений на основе требований образовательных стандартов.

Лекционные занятия проводятся как в традиционной форме с использованием презентаций Power Point (лекция-презентация), так и с применением интерактивных форм (лекция-беседа).

Практические занятия предусматривают: проведение дискуссий относительно вариативности содержания педагогических категорий и требований, разбор проблемных ситуаций с использованием видеоматериалов, решение тестовых и творческих заданий, кейсов.

Для лучшего усвоения учебного материала и подготовки к практическим занятиям предполагается активная внеаудиторная самостоятельная работа студентов с учебной литературой, с нормативными, методическими и справочными материалами; подготовка индивидуальных письменных заданий (конспектов, эссе, отчетов).

 

Таблица 3. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет:

 

Сокращенное название ООП Форма обучения Индекс Трудоемкость Аттестация[1]
(З.Е.) часов (всего/ауд.)  
022000.62 Экология и природопользование (Б-ЭП) ОФО Б-3   72/34 А1, А2, ТЗ
030300.62 Психология (Б-ПС) ОФО Б-3   72/34 А1, А2, ТЗ
ВФО Б-3   72/12 ТЗ
ЗФО Б-3   72/10 КО, ТЗ
030900.62 Юриспруденция (Б-ЮП) ОФО Б-3   72/34 А1, А2, ТЗ
ЗФО Б-3   72/10 КО, ТЗ
031900.62 Международные отношения (Б-МО) ОФО Б-3   72/34 А1, А2, ТЗ
033000.62 Культурология. Управление социокультурной деятельностью (Б-КЛ) ОФО Б-3   72/34 КО, ТЗ
035700.62 Лингвистика (Б-ЛГ) ОФО Б-3   72/34 А1, А2, ТЗ
072500.62 Дизайн (Б-ДЗ) ОФО Б-3   72/32 А1, А2, ТЗ
ВФО Б-3   72/12 ТЗ
080100.62 Экономика (Б-ЭУ) ОФО Б-3   72/34 А1, А2, ТЗ
ВФО Б-3   72/12 ТЗ
ЗФО Б-3   72/10 КО, ТЗ

Промежуточная аттестация по курсу - зачет

Программа дисциплины предполагает проведение лекционных и практических занятий, в результате изучения которых студенты должны овладеть знаниями, умениями и навыками анализа педагогического процесса.

Лекционные занятия проводятся как в традиционной форме с использованием презентаций Power Point, так и с применением интерактивных форм: лекция-беседа, лекция-дискуссия.

С целью развития практических навыков студентов на практических занятиях предусмотрено решение задач, разбор проблемных ситуаций и подготовка планов-конспектов занятий.

Для лучшего усвоения учебного материала и подготовки к практическим занятиям предполагается активная внеаудиторная самостоятельная работа студентов с учебной литературой, с нормативными, методическими и справочными материалами.

 

1.6 Виды контроля и отчетности по дисциплине

Контроль успеваемости студентов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний.

Текущая аттестация включает устный опрос студентов (групповой или индивидуальный) на практических занятиях и консультациях и тестирование (письменное или компьютерное) по соответствующим разделам дисциплины. Суммированные баллы, начисляемые по результатам регулярной проверки усвоения учебного материала, вносятся в аттестационную ведомость (на 8-й и 17-й неделе семестра). При выведении аттестационной отметки учитывается посещение студентом аудиторных (лекционных) занятий. Для получения баллов за посещение лекций студент должен предъявить конспекты преподавателю. При начислении баллов учитывается полнота и структурированность конспекта.

Промежуточная (семестровая) аттестация предусмотрена в форме экзамена. Для успешной сдачи экзамена студент должен посещать занятия, выполнять задания, получить положительные оценки на текущих аттестациях. Экзамен проводится в форме компьютерного тестирования.

Согласно «Положению о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов», принятому во ВГУЭС, для получения допуска к экзамену студент очной формы обучения должен в течение семестра набрать в результате текущих аттестаций не менее 41 балла. Обязательным условием допуска студента заочной формы обучения к экзамену является выполнение письменной контрольной работы, которая сдаётся в сроки, установленные графиком учебного процесса для соответствующего направления подготовки.

Текущий контроль обеспечивается:

- отчетностью студентов по результатам выполнения и защиты индивидуального домашнего задания в форме сообщений, презентаций, конспектов и эссе;

- оценкой уровня выполнения практического задания в форме решения задачи;

- оценкой степени подготовленности к лекционным и практическим занятиям в виде письменных конспектов;

- оценкой активности на лекционных и практических занятиях при обсуждении вопросов в виде дополнений, вопросов, ответов по теме лекции или практической работы.

Промежуточная аттестация осуществляется в рамках рейтинговой системы оценки, а также с использованием электронного тестирования в системе СИТО ВГУЭС или ФЭПО.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Темы лекций

Тема 1. Информационно-библиотечная компетентность (1 час. Лекция-беседа)

Основные источники информации по дисциплине. Ознакомление с рабочей учебной программой по дисциплине. Ознакомление с базовыми учебниками по дисциплине. Ознакомление с периодическими изданиями, интернет-источниками. Разъяснение требований к выполнению заданий.

Тема 2. Педагогика как наука (3 час. Лекция-дискуссия)

Предмет педагогики объект, цель задачи, функции, источниковедческая база методы педагогики. Основные категории педагогики. Связь педагогики с другими науками.

Социально-экономические и культурные потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме как объективные предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Вычленение педагогики в особую отрасль научных знаний.

Тема 3 Педагогика как единство воспитания и образования (2 час. Лекция-презентация)

Понятие «воспитание» в широком и узком значении. Образование как способ мышления. Педагогическое образование как гуманитарный феномен. Аксиологические смыслы педагогического образования. «Формирование» и «развитие» как категории педагогики. Точка зрения ак. Павлова на воспитание в животном и человеческом мире. Принципы педагогических исследований: объективность, научность, системность, историзм, преемственность и др. Методы педагогических исследований: фундаментальные, прикладные, методические. Теоретический и эмпирический характер педагогических исследований.

Тема 4. Цели и методы воспитания (2 час. Лекция-презентация)

Целеполагание в педагогике. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и методических основ воспитания. Основная цель (идеал) современного воспитания. Философский подход к определению целей воспитания в различные периоды развития общества.

Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель воспитания. Реализация целевых установок воспитания в практической работе учебного заведения и учителя. Виды воспитания: умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое.

Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания. Принципы организации воспитательного процесса. Требования, предъявляемые к принципам воспитания. Методы и средства воспитания. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности. Методы стимулирования.

Воспитание личности в коллективе. Ведущие идеи школьного воспитания. Учение А. С. Макаренко о коллективе. Коллектив и личность. Педагогическое руководство коллективом. Искусство и технология воспитания: комплексный подход. Социально ориентированные воспитательные дела. Этические, эстетические, экологические и трудовые воспитательные дела.

Тема 5. Личность как предмет воспитания. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности (2 час. Лекция-презентация)

Разработка в педагогике понятия: «личность». Развитие и формирование личности. Идеи прогрессивных мыслителей прошлого о развитии личности. Современные проблемы исследования процесса развития личности.

Становление личности в процессе воспитания и образования. Влияние среды на развитие личности. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности. Акселерация и ретардация. Закономерности умственного и физического развития. Мотивационный комплекс личности и рекомендации по его развитию. Внешние и внутренние факторы развития личности.

Проблемы возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике. Индивидуальные особенности развития учащихся в процессе воспитания.

Тема 6. Сущность педагогического процесса, его общие закономерности и принципы (2 час. Лекция-презентация)

Процесс воспитания и его характеристики. Структура воспитательного процесса. Эффективность воспитательного процесса и факторы, на нее влияющие. Технология воспитания.

Воспитание как социально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс. Направленность воспитания на овладение личностью общественным опытом как его глубинная сущностная характеристика. Теория воспитания Эдварда Торндайка. Деятельностно-отношенческая концепция воспитания. Органическая взаимосвязь отношения и воспитания. Общие понятия о закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы. Переход закономерностей воспитания в принципы воспитательной работы.

Тема 7. Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных методах обучения (2 час. Лекция-беседа)

Обучение как процесс личностного развития учащихся и его исследование в дидактике. Сущность образования как отражения единства развивающей и воспитательно-формирующей функции обучения. Важнейшие проблемы дидактики. Выделение из дидактики частных методик и влияние на их развитие. Дидактические теории и концепции. Основные понятия дидактики. Общие принципы формирования содержания образования.

Сущность процесса обучения. Дидактические модели и системы обучения, цели, содержание учебного процесса, его задачи и внутренняя структура. Факторы обучения: дидактические причины и факторы. Факторный анализ в дидактике.

Цели обучения. Определение целевого компонента обучения. Формирование у учащихся потребности во владении знаниями и мотивов учения. Мотивация учения: мотивы – движущие силы познания; изучение и информирование мотивов и стимулирование учения. Определение содержания учебных занятий. Операционно-деятельностный компонент обучения. Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера. Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом. Развитие учащихся в процессе обучения. Воспитание в процессе обучения.

Тема 8. Дидактические закономерности и принципы обучения. Виды и формы обучения (2 час. Лекция-презентация)

Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения. Научность и мировоззренческая направленность обучения. Проблемность обучения. Наглядность обучения. Активность и сознательность учащихся в процессе обучения. Доступность обучения. Систематичность и последовательность обучения. Прочность обучения и его цикличность. Единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Понятие о формах организации обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами. Развитие организационных форм учебной работы. Формы организации учебной работы. Виды учебных занятий. Современные методы и технологии обучения.

Тема 9. Дидактические основы учебных занятий различного типа (2 час. Лекция-презентация)

Смешанные или комбинированные уроки. Уроки изложения нового материла учителем. Уроки закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков. Уроки повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала. Уроки-семинары. Уроки-конференции. Поиск инновационных форм урочных занятий. Уроки проверки и оценки знаний. Индивидуальная работа с учащимися на уроке. Развитие и воспитание учащихся на уроках. Проверка и оценка знаний.

Перечень тем практических занятий

Тема 1. Педагогика как наука (выступления с сообщениями, дискуссия)

  1. Объект, предмет, задачи и функции педагогики
  2. Система педагогических наук
  3. Связь педагогики с другими науками
  4. Основные категории педагогики
  5. Понятие «воспитание» в широком и узком значении.
  6. Противоречия воспитания как общественного явления
  7. «Формирование» и «развитие» как категории педагогики
  8. Педагогическое образование как гуманитарный феномен
  9. Педагогическая теория и педагогическая практика: гипотезы и технологии
  10. Педагогическая деятельность и педагогическое взаимодействие в образовании, воспитании и обучении.
  11. Принципы педагогических исследований: объективность, научность, системность, историзм, преемственность и др.
  12. Методы педагогических исследований: фундаментальные, прикладные, методические.

Тема 2. Исторические формы воспитания и обучения (доклады и презентации)

1.Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме

2.Воспитание и школа в Средние века в Западной Европе

3.Педагогика и школа в эпоху Возрождения

4.Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского

5.Педагогические взгляды Джона Локка

6.Педагогические взгляды Жан-Жака Руссо

7.Педагогические идеи Клода Адриана Гельвеция

8.Педагогические идеи Дени Дидро

9.Педагогическая деятельность и теория Иоганна Генриха Песталоцци

10.Достоинства и недостатки уроков-шаблонов, разработанных Иоганном Фридрихом Гербартом

11.Педагогическая деятельность и теория Фридриха Фребеля

12.Педагогические идеи и деятельность Роберта Оуэна

13.Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании

14.Взгляды «революционных» марксистов Августа Бебеля и Клары Цеткин на воспитание

15.Прагматическая педагогика Джона Дьюи

16.Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания Марии Монтессори

17.Педагогическая деятельность и взгляды Полины Кергомар

18.Педагогические взгляды Овида Декроли

19.Воспитание и обучение детей в России до XIX века.

20.Школа и педагогическая мысль в России XVIII века (М. В. Ломоносов. И. И. Бецкий, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев)

21.Школа, дошкольные учреждения и педагогическая мысль в России в первой половине XIX века (В. Ф. Одоевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен)

22.Общественно-педагогическое движение 60-х годов XIX века и развитие педагогической мысли в России

23.Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого

24.Педагогическая деятельность и теория К. Д. Ушинского

25.Теория и практика дошкольного воспитания второй половины XIX века в России

26.Народное образование в России на рубеже XIX-XX веков

27.Педагогические теории в России на рубеже XIX-XX веков

28.Педагогическая тория и практика дошкольного воспитания в России на рубеже XIX-XX веков (Е. И. Тихеева, Л.К. Шлегер)

29.Педагогическая теория и практика школьного и дошкольного воспитания в России в 1917-1920 годах

30.Советская школа и дошкольное воспитание в 1921—1941 годах

31.Педагогическая деятельность и взгляды Н.К. Крупской

32.Педагогическая деятельность и теория А. С. Макаренко

33.Советская школа, педагогика и дошкольное воспитание в военные и послевоенные годы (1941 – 1958) в СССР

34.Школа, педагогика и дошкольное воспитание в 60-80-е годы в СССР

35.Реформа средней и высшей школы в 90-е – 2000-е годы в России

36.Современная инновационная педагогика

Тема 3. Личность в процессе воспитания (сообщения, дискуссия)

1.Процесс развития личности

2.Наследственность и развитие

3.Влияние среды на развитие личности

4.Внешние и внутренние факторы развития личности

5.Развитие и воспитание

6.Деятельность как фактор развития

7.Диагностика развития. Критерии, по которым можно судить о мере личностного развития человека

8.Возрастная периодизация: психологическая и педагогическая

9.Акселерация. Виды акселерации

10.Неравномерность развития личности

11.Особенности физического развития и воспитания учащихся различных возрастных групп

12.Индивидуальные особенности и воспитательный процесс

13.Сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и их влияние на организацию учебной деятельности.

14.Особенности поведения и личностное развитие учащихся разных возрастных групп.

15.Особенности обучения и воспитания учащихся высшей школы

Задание для СРС: посмотрите художественный фильм «Чучело» (1983), снятый режиссёром Роланом Быковым. по одноимённой повести Владимира Железникова (1981). Напишите эссе, последовательно отвечая на следующие вопросы:

  1. Каково символическое значение прозвища «Чучело»?
  2. Почему дети дают друг другу прозвища?
  3. Какова модель социализации детей в этом провинциальном городке?
  4. Почему дети стремятся причинить друг другу боль (физическую или эмоциональную) – ударить или уязвить?
  5. Кто является неформальным лидером класса и как его выявить?
  6. В чем специфика понимания дружбы данными детьми?
  7. В чем основная психологическая проблема Димы Сомова?
  8. Каковы отношения между миром детей и миром взрослых?
  9. Соразмерно ли наказание проступку школьников?
  10. Почему наказание ожесточило детей и привело к «бойкотам»?
  11. Кто был подстрекателем побега с урока, и почему дети поддались на провокацию?
  12. Почему Лена берет вину на себя? В чем достоинства состояния «жертвы»?
  13. Какую цель преследуют свидетели, не рассказывая правду?
  14. Как работает механизм канализирования коллективных эмоций, согласно фильму?
  15. Какие модели инкультурации показаны в фильме?
  16. В чем суть противопоставления «чудики» - «нормальны
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...