Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные элементы инфраструктуры рынка




 

. Рынок. В настоящее время сложилось огромное число различных видов рынка. Главное место среди них отводится рынкам капиталов, валюты рынка ресурсов и труда. Кроме того, различают государственный, монопольный и свободный рынки.

На развитие рынка влияют следующие факторы:

-   изменение уровня цен;

-   маневрирование товарными запасами;

    регулирование денежных доходов потребителей.

Вместе с этим, в долгосрочном периоде эти факторы зависят:

-   динамики производительности общественного труда и эффективности общественного производства;

-   уровня пропорциональности экономики в целом;

    изменения в структуре личного потребления.

. Торговля.

Инфраструктура рынка включает в себя оптовую и розничную торговлю, торговые предприятия, аукционы, товарные биржи, ярмарки, коммерческие посреднические центры.

. Рыночные институты - фондовые биржи, коммерческие банки, страховые агентства, аудиторские фирмы, биржи труда, юридические конторы, информационные центры, рекламные агентства, маркетинговые агентства.

Условно рыночную инфраструктуру можно подразделить по видам объединений субъектов инфраструктуры, главная задача которых заключается в обеспечении функционирования рынка. Среди таких объединений выделяют:

-   организационные объединения рыночной инфраструктуры - посреднические фирмы, биржи, оптовые, брокерские, дилерские и другие, коммерческие структуры крупных объединений, концернов, предприятия розничной и мелкооптовой и торговли;

-   материальную базу рыночной инфраструктуры, это складское и тарное хозяйство, различные транспортные логистические системы;

    информационные базы рыночной инфраструктуры - информационные и справочные системы, классифицирующиеся по видам продукции, производителям и потребителям продукции

    кредитно-расчетную базу - страховые и банковские учреждения, кредитные структуры;

    кадровую базу - специалисты различных квалификаций и специальностей, необходимые для предприятий и организаций;

    организации, осуществляющие обучение подготовку и переподготовку кадров определенных специальностей;

    органы трудоустройства;

    нормативно-правовую базу - нормы и правила регламентации отношений субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации товаров и услуг, гарантирующие на рынке правопорядок и учет интересов общества.

Рыночная инфраструктура облегчает проведение товарообменных операций и таким образом повышает результативность работы всех структурных звеньев рыночной экономики.

 

Анализ структуры рынка

 

Нобелевский лауреат по экономике Г.Саймон (США) опроверг считавшиеся ранее классическими в экономической теории представления о фирме, как о рационально действующем предприятии, целью которого является лишь максимизация прибыли. В его работах было установлено, что главным является не максимизация прибыли, а достижение определенного уровня или нормы прибыли, удержание определенной доли на рынке и определенного уровня продаж.

Рыночные исследования являются основой достижения таких целей, как реализация определенного объема продаж, создание и выведение на рынок новых товаров, увеличение рыночной доли. Постановка этих целей предполагает, что речь идет о рынке конкретного товара. В первую очередь необходимо остановиться на изучении товарной структуры рынка. Нужно определить, что и как необходимо исследовать и какие задачи должны быть решены.

Рыночные исследования требуются, если производитель товаров хочет сориентироваться относительно рынков, на которых он м реализовать свою продукцию, и факторов, воздействующих на данные рынки. Производителей и маркетинговые службы многих предприятий интересует рынок сбыта продукции.

Комплексный подход к решению производственно-сбытовых проблем обеспечивает исследовательская и управленческая деятельность маркетинга. Исследовательская деятельность - это всесторонний анализ факторов внешней и внутренней среды.

Комплексное исследование внешних факторов рынка (макросреда):

-   маркетинговой среды;

-   совокупных характеристик рынка, конъюнктуры, прогнозов;

    спроса (выявление и изучение рыночных сегментов: индивидуальных и коллективных потребителей);

    конкуренции (выявление потенциальны и действующих конкурентов: анализ показателей их деятельности, целей, стратегии, слабых и сильных сторон);

    экономического и технико-технологического состояния отрасли (подотрасли);

    общих условий сбытовой деятельности (развитие рыночной инфраструктуры: транспорт, хранение, переработка, система связи и т.д.).

Комплексное исследование внутренних факторов рынка (микросреда):

-   показателей производственно-сбытовой деятельности;

-   тактики и стратегии в товарной, ценовой, сбытовой, и коммуникационной политике;

    организационной структуры управления;

    производственных издержек;

    результатов финансовой деятельности;

    направлений производственно-сбытовой деятельности, включая диверсификацию;

    сильных и слабых сторон деятельности предприятия для изыскания вариантов повышения эффективности и прибыльности операций.

Маркетинг пронизывает все сферы деятельности предприятия - управление, планирование, организацию производства, финансы, сбыт, материально-техническое обеспечение, создавая между ними тесную организационно-функциональную связь. При этом ответственность за выполнение функций маркетинга ложится на систему принятия управленческих решений. Стержнем системы является непрерывный, циклический процесс приведения возможностей предприятия в строгое соответствие с требованиями рынка по схеме: анализ - стратегия - реализация - регулирование - анализ.

Предметом исследования рынков отдельных товаров является соотношение спроса и предложения этих товаров при определенных социальных и экономических условиях.

Исследование любого товарного рынка всегда исходит из существования на нем определенной проблемы и направлено на ее решение. От этого зависит достижение намеченного результата и рациональность проведенных затрат.

Рыночные проблемы по масштабу можно разделить на общие и частные. Общие рыночные проблемы характеризуются нарушением соответствия между спросом и предложением в пределах всего рынка, т.е. соответствия между общими размерами товарного предложения и совокупным платеже- способным спросом населения. В настоящее время общие рыночные проблемы являются результатом нарушения народнохозяйственных пропорций, инфляции и миграции населения.

Частные рыночные проблемы характеризуются несоответствием спроса и предложения на рынке отдельных товаров. В их основе лежит несоответствие ассортимента и качества предлагаемых товаров, структуры платежеспособного спроса населения, нарушение соответствия спроса и предложения на различных территориях (республиках, экономических районах, городах).

Недостаточно констатировать возникновение на том или ином товарном рынке проблемной ситуации - диспропорции между спросом и предложением. Следует поставить конкретные вопросы относительно причин возникшей ситуации с учетом факторов, определяющих развитие спроса и предложения данного товара. От фиксации проблемы в ее общем виде исследователь должен перейти к специфическим, частным проблемам и проанализировать возможность их решения.


Заключение

 

Рынок возникает в условиях общественного разделения и экономической обособленности товаропроизводителей. При этих условиях единственно возможной формой связи становится товарообмен, т.е. купля-продажа.

Рынок - это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи товаров и услуг в денежной форме.

Рынок - это способ координации действий экономических субъектов, обеспечивающих согласование их экономических интересов на основе ценовой системы и конкуренции.

Инфраструктура рынка обеспечивает доведение готового товара до потребителя, снабжение производства ресурсами, распределение ресурсов и конечных товаров.

Рыночная система весьма эффективна, т.к. способствует рациональному распределению экономических ресурсов, разработке и внедрению новых технологий в производство. Однако рыночная система не идеальна, она не может обеспечить полной занятости, решить проблему экологии, социальной защиты населения и многие другие проблемы.


Список литературы

 

1.  Янова В.В. Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов, 2005 г.

2. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. 2003 г.

.   Седов В.В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие / 2002.

.   Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория: Учебно-методическое пособие. - Владивосток: ВГУЭС, 1999

.   Радаев В.В. «Анализ рынков в современной экономической социологии»/2008 г.

.   Бродская Т.Г, Видяпин В.И. Учебное пособие по экономической теории/ 2008 г.

.   Экономическая теория под ред Грязновой А.Г, Чечелевой Т.В / 2005 г.

.   Е. Ф. Борисов, Курс лекций по экономической теории/ 1999 г.

9. Вестник Академии управления № 3 2007 год <http://www.tisbi.ru/>

.   Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов./ 2002 г.

.   Кочетков А.А. Основы экономической теории М. 2004.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...