Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фонологическая, морфологическая и синтаксическая характеристика явлений интерференции




 

В нашем словаре зафиксированы наиболее распространенные явления интерференции.

Рассматривая элементы интерференции, которые приведены в словаре, можно выделить фонетическую интерференцию и интерференцию на уровне грамматики.

Как было сказано выше, фонетическая интерференция связана с отклонениями в произносительных нормах русского языка. Такие отклонения есть и в речи наших информаторов.

Часто в речи информаторов встречается замена русского звука [в] звуком башкирского языка [ ], которого нет в русском языке, или звуком [ ].

Например, Сала[в] ат - Сала[ ]ат. Звук [в] заменяется [ ] (неслоговым).

Еще более интересное явление представляет слово квашня. При произнесении этого слова информатор-башкир русский звук [в] заменяет звуком башкирского языка [ ]. Здесь же наблюдается вставка лишнего гласного звука [ы]. Такая вставка называется эпентезой.

[ ашна] - [ ] а ш [ н а].

Так же в этом слове мягкий согласный звук [ н ] в конце слова заменяется на твердый согласный звук [ н ], что видно из транскрипции.

Вставка лишнего гласного звука между согласными в середине слова, как в слове [ ] а ш [ н а], встречается и в других словах, таких как: проспе[ ыт] - проспект, ак[ы]т - акт.

Появление лишнего гласного звука между согласными звуками для речи двуязычных носителей характерно в начале слова.

Например, [ыштан] - штаны. Такая вставка в начале слова называется протезой.

Подобные явления могут происходить и в конце слова, что лингвисты называют эпитезой.

Исследования показали, что изменению подвергаются гласные как в ударном, так и в безударном положении.

Напрмер, св[э]т - св[и]т, хл[э]б - хл[и]б, апт[э]кА - апт[и]ка.

С данных словах ударный гласный звук [э] русского языка заменяется в речи башкира ударным гласным звуком [и].

Такая замена наблюдается не только в нарицательных существительных, но и именах собственных.

Например, Св[и]та - Света.

В безударном положении гласная редуцируется. В предударном слоге: в[э]дро - в[и] ра, п[исук] - п[э]сок, произносится четкий звук [и]. В слове п[исук] - песок происходит не только редукция безударного гласного, но и замена звука [о] звуком [у] в ударном слоге.

Подобные замены встречаются и в других словах, таких как пирог - пир[ук], бидон - бит[ун]. Здесь наблюдается также явление оглушения согласных в середине слова (например, пробка - про[п]ка, мясорубка - мясору[п]ка) и на конце слова (например, пирог - пир[ук]), как и в литературном языке.

В лове [чу]лан - [со]лан наблюдается не только замена звука [у] звуком[о], но и замена согласного звука [ч] на [с]. Это связано с отсутствием африкат в башкирском языке.

Подобные замены согласных звуков отмечены и в других словах.

Например, [к]уфайка - фуфайка. Здесь происходит замена звука [ф] звуком [к], т.е. происходит диссимиляция, которая вызвана стремлением информатора избегать одних и тех же звуков.

Произнося русское слово сундук - [ ], двуязычный носитель заменяет звук [с] родным, башкирским звуком [ ], которого нет в русском языке, а конечный звук [к] заменяется родным информатору звуком [ ]. Происходит также диссимиляция гласных звуков. Первый звук [у] заменяется звуком [а], второй звук [у] заменяется звуком [ы].

Таким образом, когда информатор-башкир разговаривает на русском языке, наблюдается перенесение фонетических норм башкирского языка на русский язык. Так в слове шаньга - [ ] русский звук [н] заменяется башкирским звуком [ ], которого нет в русском языке.

Итак, явления фонетической интерференции отмечены в речи в системе гласных и системе согласных звуков. Рассматривая примеры явлений фонетической интерференции, видим, что на фонологическом уровне сопоставляются дифференциальные признаки, а так же правила распределения фонем.

Таким образом, интерференция на фонологическом уровне может быть вызвана не только ошибочным установлением фонологических соответствий, но и, как верно замечает лингвист Хауген, "даже соображения семантического порядка могут препятствовать однозначному воспроизведению фонем языка S с помощью фонем языка Р".

Наблюдаются интересные явления в интерференции и с точки зрения грамматики. Как было уже сказано в первой главе, это могут быть ошибки в способах связи слов, порядка слов в предложении.

С точки зрения грамматики, наиболее часто встречается явление интерференции, когда билингв при разговоре составляет предложения, одинаково используя как слова родного (башкирского) языка, так и русского языка. При этом он переносит нормы грамматического строя башкирского языка на русский.

Например, 1)

(Мальчик ловит рыбу)

(Мальчик учить собаку).

Составляя разные предложения, билингв использует в роли сказуемого глаголы неопределенной формы русского языка (ловить, учить) и башкирское слово. Во втором предложении информатор-башкир использует также русское слово собака, при этом к данному слову добавляет аффикс / /, т.е. информатор применяет грамматические нормы башкирского языка.

Встречаются колебания в определении рода существительных.

Например, твой пальто, вместо твое пальто, моя теленок, вместо мой теленок, твоя письмо, вместо твое письмо. В данных примерах мы видим, что билингв неправильно согласует род существительных и местоимений. Такое явление может быть и при согласовании существительного с прилагательным. Например, зеленый кофта, вместо зеленая кофта, красный куртка, вместо кранная куртка.

Встречаются ошибки в образовании множественного числа существительных, например, болоты, вместо болота.

Еще более интересное явление, с точки зрения грамматики, происходит при образовании слов на основе соединения русских и башкирских частей слова (морфем).

Например, честн (говорю честно), на башкирском языке должно быть

Как видим, на примере данного словосочетания, при образовании слова наблюдается присоединение к русскому корню честн- башкирского аффикса

При этом смысл того, что хотел сказать информатор-башкир, сохраняется.

В ходе исследования было замечено, что информатор-башкир, составляя словосочетания на русском языке, не использует предлоги. Например, вошел дом, зашел магазин, приехал деревню. В данных словосочетаниях по нормам грамматики русского языка для связи слов нужен предлог. А в башкирском языке этой цели служат своеобразные аффиксы:

Или двуязычный носитель может использовать предлоги неправильно. Например, пойти в речку, уехал в машине. Здесь в первом словосочетании вместо предлога на информатор-башкир использует предлог в, во втором словосочетании - предлог в вместо предлога на. Это связано с тем, что в башкирском языке нет предлогов, вместо них при составлении словосочетаний используются аффиксы. Таким образом, двуязычный носитель переносит нормы грамматики родного (башкирского) языка на русский язык.

В речи информатора-башкира наблюдается неправильное образование форм будущего времени глагола. При образовании форм будущего времени глагола, билингв не различает вид глагола. В русском языке глаголы будущего времени бывают составные или простые. Для образования составных глаголов будущего времени используются глаголы несовершенного вида, а простой глагол будущего времени образуется от глагола совершенного вида. Это можно представить схематично.

Будущее время глаголов. В башкирском языке нет такого понятия как вид глагола, поэтому в речи билингва происходит смешение видов глагола.

Например, в предложении "Ты будешь сделать домашнюю работу", двуязычный носитель для образования форм будущего времени использует глагол в совершенном виде вместо глагола в несовершенном виде - "Ты будешь делать домашнюю работу".


Заключение

 

Данная работа рассматривает проблемы двуязычия и как его следствие-интерференцию. В ходе исследования было доказано, что примеры интерференции довольно часто встречаются в речи двуязычных носителей, проживающих на северо-востоке Башкортостана. Интерференция встречается как в речи взрослых, так и в речи детей. Замечено, что количество случаев интерференции в речи башкир-информаторов обратно пропорционально их возрасту. Это, видимо, связано с тем, что языковая практика ребенка невелика, и ему трудно запомнить правила и нормы неродного (русского) языка. Языковая практика носителей помогает избежать ошибок в речи, которые связаны с перенесением норм родного (башкирского) языка на второй (русский) язык.

Примеры интерференции встречаются на разных уровнях языка: на фонетическом, синтаксическом. В области фонетики интерференция связана с тем, что в системе взаимодействующих языков различный фонетический состав и правила реализации. На грамматическом уровне интерференция дает знать о себе при оформлении словоформ, словосочетаний и предложений.

Интерференция - недостаточно изученная область языкознания. Литературы по данной проблеме недостаточно для всех, нет словаря явлений интерференции. Вторая часть этой работы - попытка составления оставления примеров интерференции, встречающихся в русской речи башкир-информаторов северо-востока Башкортостана, и их характеристика с точки зрения фонетики и грамматики. Несмотря на то, что интерференция - это сложное явление, ее можно преодолеть. Данная работа может помочь учителям - практикам, которые работают с детьми-башкирами и стремятся преодолеть из речи случаи интерференции. Работа полезна студентам-филологам и всем тем, кто стремится овладеть русским языком. Имеет место продолжение данного исследования: будут предложены формы и приемы работы по преодолению интерференции в речи двуязычных школьников.


Литература

 

Аюпова Л.Я. Вопросы социолингвистики: типы двуязычия в Башкортостане. - Свердловск, 1989.

Ганеев Б.Г. Язык: Учебное пособие, 2-е издание, перераб., доп. - Уфа: Издательство БГПУ, 2001.

Закирьянов К.З. Двуязычие и интерференция. Учебное пособие. - Уфа, 1984.

Русский язык: в 2-х ч.: Ч1. Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений.

Здобнова З.П. Русская диалектология: Учебное пособие. - Уфа: РИО БашГУ, 2003.

Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. Книга для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1975.

Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание)/Сост. М.В.Панов. - М.: Педагогика, 1984.

Розенталь Д.Э и Теленкова М.А.. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1976.

Хисаметдинова Ф.Г., Ураксин З.Г. История и культура Башкортостана: Учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений. - Уфа: 2003.

Языкознание. Большой энциклопедический словарь/Гл.ред. В.Н.Ярцева - 2-е изд. - М.: БольРосс7, 1998.

Новое в лингвистике - М.: Издательство "Прогресс", 1972.

Русский язык в современном мире - М.: Издательство "Наука", 1974.

Современный словарь иностранных слов: около 20 тыс. слов. - Спб.: "Дун", 1994.

Научно-практическая конференция по проблемам двуязычия. З.У.Блягоз// Русский язык в школе. - 2005, №5.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...