Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел VI. Музыкальные жанры и формы.

Раздел V. УКРАИНСКОЕ НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

 

Тема урока: Украинское народное музыкальное творчество. Авторская и народная музыка.

Конспект

Фольклор – это самое большое духовное богатство народа. Он выражает душу народа, его взгляд на окружающий мир, отображает события, которые происходили на протяжении веков. В песнях народ рассказывал о своей истории, которая передавалась следующим поколениям.

 

 

Тема урока: Украинский обрядовый фольклор.

Конспект

Жанровые группы:

1) Календарно-земледельческие обрядовые песни, к ним относятся:

– встреча весны – весенние заклички, веснянки, весенние хоровые песни;

– Ивана Купала – купальские песни;

– сборы урожая – жатвенные (обжиночные);

– коляда – колядки, щедривки.

 

 

Тема урока: Украинский не обрядовый фольклор.

Конспект

2) Семейно-бытовые. Связанные с тремя этапами жизни человека: рождение, свадьба и смерть;

3) шуточные песни;

4) исторические песни;

5) думы;

6) лирические песни;

7) баллады.

 

 

Тема урока: Детский фольклор. Шуточные песни.

Конспект

Шуточные и сатирические песни объединяются в одну группу, т. к. имеют общее настроение: они веселые, быстрые, жизнерадостные. Люди смеются над робостью парня перед девушкой. В народных песнях высоко ценится красота человека, его достоинство, а не богатство.

 

 

Тема урока: Украинский героический эпос. Исторические песни.

Конспект

Исторические песни – это фольклорные произведения, посвященные определенным историческим событиям или известным историческим героям. В этих песнях рассказывается отношение народа к событиям и героям.

 

 

Тема урока: Думы.

Конспект

Думы – это импровизационно-речитативное эпическое произведение для голоса с сопровождением бандуры. Темы дум:

1) В самых давних думах (XVI – начало XVII века) рассказывается о турецкой неволе, счастливом возвращении казаков с неволи или героической смерти казака;

2) Думы XVII века повествуют о борьбе казачества и крестьян против польской шляхты, прежде всего войны 1648-1654 года под руководством Б. Хмельницкого;

3) Бытовые думы, посвященные семейной жизни, взаимоотношениям между людьми. В них высмеивается скупость, неуважение к родным.

 

 

Тема урока: Лирические песни. Баллады.

Конспект

В лирических песнях раскрывается личная и семейная жизнь людей. Песни этого жанра разнообразны, в них передается любовь матери к ребенку, знакомство молодых людей, выбор пары, влюбленность, иногда на пути к счастью стоят преграды, например, классовое неравенство, неудачный выбор, тяжелая жизнь невестки с жениховой родней. Лирические песни могут рассказывать и о горькой судьбе невольного, чумака.

 

Тема урока: Украинские народные музыкальные инструменты. Инструментальная музыка.

Конспект

Балалайка – струнно щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины.

Домбра – двух струнный инструмент, корпус грушевидный формы, длинный гриф.

Гусли – струнно щипковый инструмент, струны натянуты на деревянную доску.

Домра – струнный щипковый инструмент с тремя или четырьмя струнами. Для извлечения звука используется медиатор (тонкая пластиночка из пластмассы, металла или кости).

Жалейка – небольшая трубка из дерева или тростника, родственница пастушьего рожка.

Кобза – украинский струнный щипковый инструмент с 4-мя (и более) парными струнами. Кобза состоит из корпуса и грифа, на котором расположены 8-10 навязных ладов, с помощью которых на каждой струне можно получить звуки хроматической гаммы. Также были инструменты без ладов.

Бандура – украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус и короткий гриф. Бандура отличается полнотой звучания и ярким характерным тембром. Играют на бандуре, защипывая струны пальцами с надетыми специальными наперстками или без них.

 

 

Тема урока: «Троїста музика». Танцы и танцевальные песни.

 

Конспект

На развитие народных танцев, культуры Украины оказали влияние многие факторы: древнеславянские языческие традиции, культура соседних стран, частично привнесенная «огнем и мечом», врожденная музыкальность украинского народа. Самые древние, дошедшие до нас народные танцы – обрядовые.

Культурное богатство Украины – калейдоскоп народных танцев, где за общим названием скрываются характерные региональные отличия: тропаки, гопаки, казачки, метелицы, коломыйки, в западных районах – свои вальсы, польки, гуцулки, кадрили.

Самым известным народным танцем Украины является гопак. Современная Украина располагает многими вариантами этого уникального танца, рожденного в Запорожской Сечи. Изначально гопак – танец мужчин-воинов, сочетание танца, акробатики, боевых навыков и особой философии.

Очень популярен не только в Украине, но и в мире «лирический» вариант гопака – известный народный танец казачок. Танец парный, веселый, живой, богатый импровизациями.

 

 

Тема урока: Песни литературного происхождения. Государственный гимн Украины.

Конспект

Песни литературного происхождения – это произведения, которые вошли в народную словесность с профессиональной литературы. Чаще всего – песня, созданная автором и композитором, становилась популярной среди народа, а поскольку воспринятый текст передавался в устной форме, имя автора и композитора затиралось, встречалось, и песня начинала бытовать как народная.

Гимн Украины – один из главных государственных символов Украины, наряду с флагом и гербом.

Композиция «Ще не вмерла Україна» написана на слова Павла Чубинского и музыку Михаила Вербицкого.

 

Раздел VI. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ И ФОРМЫ.

 

Тема урока: Понятия жанра в музыке. Жанры инструментальной музыки. Марш. Трехчастные формы.

Конспект

В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в изобразительном искусстве – пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке – опера, симфония. Род произведений в пределах одного какого-то искусства называют французским словом жанр (genre).

Кроме того, мы делим музыку на жанры по тем исполнительским составам, для которых она предназначена. Например, хоровая музыка, камерная, симфоническая, вокально-симфоническая – все это жанры.

Особый способ жанрового деления музыки – это разделение на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка обычно звучит с текстом, в основе своей имеет песенное происхождение, учитывает особенности человеческого голоса. Инструментальная – может идти от танца, от чисто инструментального музицирования, а также от пения.

И наконец, к определению музыки применяется литературно-поэтическая жанровая классификация, указывающая на ее содержание: драматическая, комическая, лирическая, эпическая – так мы часто говорим о музыке, подразумевая какой-либо характер, связанный с определенным жанром литературы.

Марш (означает идти) — род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей. Марш пишется на 4/4 или 2/4. В зависимости от скорости движения, марш получает разные названия, например: церемониальный, похоронный и т. д. Марш отличается от других жанров строгим размеренным темпом, четким ритмом, бодрым, мужественным, героическим характером.

 

 

Тема урока: Танцы народов мира в творчестве композиторов-классиков. Танцевальная инструментальная миниатюра. Старинные западноевропейские танцы.

Конспект

Танец – это не просто движения, а музыка, связанная с художественным движением.

Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок. Ритмический рисунок – это «зеркало танца».

Существуют бытовые танцы и танцевальная музыка, которая исполняется на сцене.

Старинные западноевропейские танцы: аллеманда, куранта, сарабанда, жига, ригодон, менуэт, гавот, экосез, контрданс, лендлер.

 

 

Тема урока: Танцы XVIII – XIX веков.

Конспект

Полонез – польский танец-шествие. Балы открывались танцем полонезом: прибывающие участники бала здоровались с хозяевами и пристраивались в колонну раскланивающихся в танце гостей. Первая пара, в которой обычно шел сам хозяин бала – задавала фигуры, остальные повторяли их. Количество фигур не было ограничено. Их можно было придумывать прямо по ходу танца. Танец мог продолжаться около часа.

Вальс (кружиться в танце), 3-дольный парный бальный танец. В конце 18 века австрийский и южно-немецкий крестьянский танец (лендлер). С начала 19 века один из самых популярных в Европе. Наибольшим успехом пользовался так называемый венский вальс. Разновидность вальса – медленный вальс-бостон. Свое начало вальс берет в старых народных танцах Австрии и Южной Германии. Название происходит от немецкого слова walzen – «вращаться», «кружиться». Ближайшими предшественниками вальса можно считать быстрый «немецкий танец» и медленные вальсы – лендлеры, которые вошли в моду ок. 1800.

Мазурка – польский народный танец (3-дольный). В 19 в. распространен в Европе как бальный танец. Мазурка состоит из похожего на полонез вступительного раздела, исполняемого несколькими парами, и череды танцев с разными фигурами. На основе мазурки появилось множество танцев и вариаций, таких как вальс-мазурка, полька-мазурка и па-де-труа. Кроме этого в XIX веке популярны были танцевальные бальные развлечения на основе этого танца.

Гавот – танец в спокойном темпе. Изящный и радостный французский танец 16–18 вв., исполнявшийся в умеренном темпе.

Менуэт — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па.

Полька — быстрый бальный танец, популярный в XIX веке. Исполняется в стремительном скачкообразном движении. Наиболее популярные польки Иоганна Штрауса - 14 полек.

Кадриль – это французский танец, исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырехугольнику, друг против друга.

Контрданс – английский танец.

Котильон – бальный танец французского происхождения, близок контрдансу. Котильон объединял несколько самостоятельных танцев (вальс, мазурка, полька). Исполнялся всеми участниками в конце бала. Разнообразие котильонов зависело от ведущей пары – кавалер-кондуктор давал сигнал оркестру, громко называя фигуры, следил за согласованностью движения пар.

 

 

Тема урока: Танцы XX столетия. Джаз.

Конспект

Из разнообразного и пестрого «калейдоскопа» танцевальных стилей 20-го века можно выделить такие, как румба, хип-хоп, ламбада, контемп и еще много других. Такое разнообразие танцев доказывает, что 20-й век – это прыжок не только в научно-технической сфере, но и огромный шаг вперед в культуре, искусстве и развитии общества в целом.

Сальса – один из самых популярных видов танца в 20-м столетии. Этот латиноамериканский танец возник на Кубе еще в далеких 20-х годах и с тех самых пор является наиболее популярной хореографической композицией. Такую всемирную любовь сальса завоевала благодаря своей невероятной зажигательности, грациозности и потрясающему ритму. Этот танец способен заставить наслаждаться жизнью и видеть мир только в ярких красках. Сальса имеет несколько направлений: ча-ча-ча, румба, бокача, мамбо и другие.

Танго – невероятно красивый и страстный танец с аргентинскими корнями. С момента своего возникновения, а именно в 19-м веке, он стал самой популярной и излюбленной хореографической постановкой во всей Аргентине, Лондоне, Париже, Нью-Йорке и т.д. Этот танец вскоре «зажег» всю Европу, Америку и весь мир в целом. Танго в 20-м веке являлся даже неким культом – создавались целые ансамбли, вечеринки, посвященные именно ему, и музыкальные композиции, написанные специально под танго.

Еще один фантастически популярный и уникальный в своем роде танец 20-го века – это рок-н-ролл. Эта хореографическая постановка сделала настоящий переворот в культуре, искусстве и жизни общества. Рок-н-ролл появился в 50-х годах в Америке. Его зарождение, прежде всего, началось с музыки, которая дала толчок к возникновению этого вида танца. Рок-н-ролл покорил молодые сердца во всем мире своим драйвом, «искрой» и невероятной динамичностью. Для этого танца характерны очень сложные поддержки, прыжки, броски и некое небрежное отношение партнера к партнерше.

 

 

Тема урока: Жанры инструментальной миниатюры.

Конспект

Прелюдия – инструментальная пьеса импровизационного характера, для одного инструмента. Другие названия подобных пьес – преамбула, интрада, ричеркар, фантазия, каприччио, токката и др. Может существовать и ка отдельная пьеса для фортепиано.

Скерцо (шутка) – пьеса оживленного, игривого характера с острым, четким ритмом, что основывается на ярких контрастных сопоставлениях.

Экспромт – инструментальная пьеса импровизационного, порывистого или лирического характера.

Новеллетта – небольшая пьеса повествовательного характера.

Песня без слов – фортепианная пьеса лирического характера с оттенком меланхолии или светлой мечтательности.

Серенада – инструментальная пьеса, что воспроизводит характерные черты вокальной серенады.

Ноктюрн – пьеса лирико-созерцательного характера с широкой напевной мелодией.

 

 

Тема урока: Жанр вариаций и вариационная форма. Рондо.

Конспект

Вариация – это повторение музыкальной темы с изменением средств выразительности (мелодии, ритма, фактуры). Вариации бывают строгими (сохраняются тональность, гармонический план и форма темы) и свободными (широкий диапазон изменений, в том числе гармонии, формы, жанрового облика).

Вариационная форма – форма, содержащая несколько частей (вариаций), представляющих собой измененную первую часть (тему).

Рондо – музыкальная форма, в основе которой лежит чередование главной темы с несколькими эпизодами, возникает как бы движение по кругу— abac а...а (недаром ее название происходит от французского слова, означающего «круг»).

Неизменная главная тема — рефрен— подобна припеву, побочные темы — эпизоды — по смыслу являются запевами. Число эпизодов может быть от двух и более.

 

 

Тема уроков: Понятие о сонатно-симфоническом цикле и сонатной форме. Жанр сонаты.

Конспект

Слово «цикл», «цикличность» означает многочастность произведения. Из нескольких частей состоят сонаты, симфонии, квартеты, квинтеты, концерты, трио. В отличие от небольших пьес, песен, танцев, выражающих обычно какое-то одно настроение, циклическое произведение передает различные чувства и мысли.

Структура классического сонатно-симфонического цикла. Это не значит, что композиторы всегда соблюдают строго эту структуру, но когда они писали или пишут музыку в жанре симфония, они обращаются именно к этой структуре.

Сонатно-симфонический цикл состоит из 3 или 4 контрастных частей. Если 3 части: быстрая, медленная, быстрая. Контрасты существуют между частями цикла и между темами внутри части. Первая часть сонатное allegro, вторая часть – медленная, третья часть – менуэт, четвертая часть – финал.

Сонатой называется циклическое произведение для одного или двух инструментов. Слово «соната» итальянского происхождения. Оно происходит от глагола sonare — «звучать».

В творчестве Гайдна устанавливается тип классической сонаты. Первая часть сонаты, подобно первой части симфонии, написана в сонатной форме, вторая часть идет в медленном темпе, а третья, финал, — вновь в быстром.

Части цикла, контрастируя между собой, раскрывают единый ху­дожественный замысел. Воспринимать сонату как единое целое помогает также обрамление медленной части двумя быстрыми, причем обе крайние части написаны, как и в симфонии, в основной тональности (обычно в сонатах три части).

 

 

Тема уроков: Основные жанры оркестровой и симфонической музыки.

Конспект

Симфоническая музыка, музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. К симфонической музыке относят и сочинения, в которых привлекаются хор, певцы-солисты и на произведения для солирующего инструмента или инструментов и оркестра (например, концерт). Важнейшие жанры — симфония, увертюра (самостоятельная концертная пьеса или вступление к опере), концерт, сюита, симфоническая поэма, фантазия. К симфонической музыке могут быть причислены и оркестровые эпизоды оперы — симфонические картины, интермеццо.

В XVII в. и 1-й половине XVIII в. – это старинная танцевальная сюита, кончерто гроссо, ранние разновидности оперной увертюры, серенада, дивертисмент. Формирование симфонического оркестра, сложившегося к концу XVIII века проходило параллельно с созданием новых, характерных для симфонической музыки жанров, и в первую очередь симфонии.

Слово «симфония» древнегреческого происхождения, означает, как уже упоминалось – «созвучие», «согласие». Долгое время симфонией называли любое благозвучное сочетание звуков. Позднее это слово приобретало различные значения. Так, симфонией называли и вступление к оркестровой танцевальной сюите, и оркестровые вступления в операх. В самостоятельное концертное произведение симфония превратилась в XVIII веке.

 

 

Тема урока: Вокальные жанры. Песня и романс. Куплетная форма.

Конспект

Вокальная музыка (от латинского vocalis – звучащий, поющий), т. е. музыка предназначенная для пения с аккомпанементом музыкальных инструментов или без сопровождения, соло, в ансамбле или хором.

К вокальной музыке относятся песни, романсы, хоры, кантаты, оратории, оперы.

Песни бывают народные, колыбельные, детские считалки, дразнилки, свадебные, лирические, шуточные, эстрадные и т. д.

Главный секрет песни – простота. Песня дитя музыки и поэзии. Состоит из запева и припева. В запеве слова каждый раз меняются, а в припеве – нет.

Слово «романс» происходит от испанского слова. Это вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. В романсе отражаются разные стороны жизни, отношение композиторов к происходящим событиям.

Бывает романс и без слов. Их поет инструмент, например, скрипка, рояль или виолончель – подражающий человеческому голосу.

 

 

Тема урока: Жанры хоровой музыки.

Конспект

Слово «хор» происходит от греческого chorys, что означает толпа, собрание, называются коллективы людей исполняющих вокальную музыку и произведение сочиненные для этого коллектива.

В хоре участвует большое количество исполнителей. Существуют хоры детские и взрослые (мужские, женские и смешанные).

 

Тема урока: Музыка в драматическом театре. Э. Григ. Музыка к драме «Пер Гюнт» Г. Ибсена «Пер Гюнт»

Конспект

Музыка может звучать: в драматическом театре, в опере, в балете.

Оперетта, т. е. «маленькая опера» – произведение комедийного, веселого характера. Музыка и танец в ней чередуется с разговорной речью.

Водевиль – небольшая веселая комедия с музыкой и пением.

«Пер Гюнт» – пьеса норвежского драматурга Генриха Ибсена. Состоит из двух сюит. Сюита (от французского слова suite – последовательность) произведение состоящее из нескольких частей – танцев, предназначенных для слушания.

Первая сюита состоит из четырех частей: «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля». Во второй части одна из частей называется «Песня Сольвейг».

 

Тема уроков: МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...