Характеристика современной аграрной прессы
Федеральное агентство по образованию
Курсовая работа
Предмет: "Журналистика" Тема: "Сельская тема в районных периодических изданиях (на примере газеты "Усть-Абаканские известия")"
Абакан 2008 Содержание Введение 1. Сельская тема в современной периодике 1.1 Характеристика современной аграрной прессы 1.2 Специфика статей на сельскую тему в районной прессе 2. Сельская тема в газете «Усть-Абаканские» известия 2.1 История развития и характеристика современного состояния газеты «Усть-Абаканские известия» 2.2 Анализ статей на сельскую тему в газете «Усть-Абаканские известия» Заключение Библиографический список
Введение
Районная газета, которую условно можно назвать «сельской районкой», характерна для регионов сельскохозяйственного профиля. Сельская районка самая нищая, а значит, бесправная. Нет рекламодателя, местные бюджеты не всегда выполняются, газеты зависят от дотаций, их аудитория неплатежеспособна, да к тому же высоковозрастна. Очевидно, что необходим прорыв из состояния выживания. Одним из наиболее эффективных способов могло бы стать увеличение тиражей. Но для этого необходимо дать аудитории такой информационный продукт, который будет интересен широкому читателю и этот информационный продукт должен быть достаточно высокого качества. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что рассмотрение особенностей освещения сельской тематики в районной газете может способствовать подъему публикуемых материалов на новый качественный уровень, удовлетворению интересов более широкого круга читателей. Объектом курсовой работы являются материалы сельской тематики в газете «Усть-Абаканские известия». Предмет курсовой работы – особенности освещения сельской темы в газете «Усть-Абаканские известия».
Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей освещения сельской темы в районных периодических изданиях на примере газеты «Усть-Абаканские известия». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Дать характеристику современной аграрной прессы, ее особенности, типологию и классификацию; 2. Проследить историю развития газеты «Усть-Абаканские известия» и дать ее краткую характеристику на современном этапе; 3. Проанализировать характерные для данного периодического издания статьи сельской тематики и выделить их особенности; 4. Определить специфику освещения сельской темы в районной прессе (основные жанры, источники получения информации и т.д.). Теоретической базой исследования стали труды таких авторов, как Прохоров, Корконосенко, Мельников и др. Большую поддержку при написании курсовой работы оказали материалы периодической печати, публикуемые в журнале «Журналист». Методологической базой исследования являются принцип историзма, комплексный подход и аналитический. При написании курсовой работы использовались методы классификации, хронологический, сравнительно-сопоставительный методы. Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения и библиографического списка. В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические аспекты освещения сельской темы в современных СМИ и прессе. Вторая глава курсовой работы посвящена исследованию конкретного периодического издания. Рассмотрена история развития газеты «Усть-Абаканские известия» и проанализированы особенности освещения сельской темы в данном периодическом издании. В заключение курсовой работы сделан вывод об актуальности освещения сельской темы в современных районных периодических изданиях и об основных особенностях раскрытия данной тематики.
Теоретическая значимость исследования данной темы заключается в выделении наиболее характерных приемов и способов освещения сельской темы в современной региональной прессе.
Сельская тема в современной периодике Характеристика современной аграрной прессы
Агропромышленный комплекс находится сегодня в катастрофическом положении. Государственное датирование сельского хозяйства, практикуемое во многих государствах, практически прекратилось. Кредиты «под урожай» на фоне роста цен на топливо, горюче-смазочные материалы и технику не погашают затрат на производство. В этих условиях цены на аграрную продукцию оказываются неконкурентными по сравнению с импортными продуктами. Попытки государства развивать частный сектор – фермерство оказались несостоятельными, т. к. на обустройство одного фермерского хозяйства требуется не менее 300 тыс. долларов, а таких средств в казне, конечно же, сегодня и в ближайшие годы не предвидится. В итоге – выпадение из оборота десятков миллионов гектаров угодий, сокращение поголовья скота. За минувшее десятилетие объем сельхозпроизводства упал в 2,5 раза [Кулев, 2001: С. 127]. Современные средства массовой информации (газеты, телевидение) чутко отражают это плачевное состояние агропромышленного комплекса страны. Особенно ярко эти проблемы отражаются в аграрной прессе. Под аграрной прессой в данном случае понимаются печатные периодические издания, посвященные сельскохозяйственной тематике. Если говорить об аграрной прессе в целом, то следует отметить две тенденции. С одной стороны, агарная периодика все же расширила свой тематический диапазон, с другой – общественно-политические издания увеличили внимание к сельскому хозяйству. Современная аграрная пресса очень представительна: в достаточном количестве присутствуют газеты, журналы, альманахи, бюллетени. В целом, всю сельскохозяйственную периодику можно разделить по такому признаку, как характер аудитории: - для жителей села; - для городских жителей (для дачников); - издания общего характера (для всех);
- особая группа – издания для фермеров. 1. Издания, рассчитанные на землевладельцев, земледельцев, сельских жителей. Для этой группы характерен общественно-политический уклон, но сюда же можно отнести большую часть отраслевых журналов. Эти издания, рассчитанные на садоводов-огородников, фермеров и дачников, выходят тиражом от 5–7 до 10–15 тыс. экз. Они дают информацию о специфике сезонных работ, полезные советы, публикуют материалы в помощь агрохимическому самообразованию и т.п. 2. Издания, рассчитанные на горожанина-земледельца и землевладельца. Последние, за редким исключением, дают в основном практическую сельскохозяйственную информацию, не связанную с миром текущей политики. Такие прикладные, как правило, издания подчеркнуто аполитичны и носят сугубо «инструментарный» характер. 3. Издания общего характера – рассчитанные как на сельских жителей, так и на горожан. Для этих изданий характерно смешение общественно-политического и сельскохозяйственного уклона. 4. Отдельную группу образуют фермерские издания. В основной своей массе – это газеты, появившиеся в ходе развития фермерского движения. Опыт издания фермерских газет небогат, труден и подчас неудачен [Система СМИ России: 114]. При разном тираже аграрные газеты имеют чаще всего восьмиполосный объем. Почти каждая из них практикует одно- и двухполосные разделы и достаточно большое внимание уделяет разнообразной рекламе. Периодичность выхода у них различная, некоторые из федеральных и региональных аграрных газет рассчитаны на читателей как России, так и СНГ. Чтобы более подробно понять структуру сегодняшней агарной прессы можно рассмотреть и следующую классификацию сельскохозяйственной периодики, составленную согласно характеру той информации, которую она несет: 1. отраслевые издания; 2. общественно-политические; 3. рекламно-информационные; 4. развлекательные. Структура отраслевой сельскохозяйственной прессы практически не изменилась с советских времен, т.к. основные ее представители выпускаются при содействии Минсельхоза, который в свою очередь сохранил все традиции издания аграрной периодики.
К отраслевой сельскохозяйственной прессе относятся сельскохозяйственные издания общего содержания, газеты и журналы по растениеводству, животноводству, по механизации и электрификации, по пчеловодству и экономические. Общественно-политические издания представлены очень широко, т.к. часть сельскохозяйственной тематики взяла на себя региональная пресса. Поэтому можно сделать такое разделение: центральные аграрные издания с общественно-политическим уклоном; региональные аграрные издания с общественно-политическим уклоном (областные, районные, городские); региональные общественно-политические издания, затрагивающие периодически аграрную проблематику и имеющие постоянные рубрики, рассчитанные на дачников. В группу общественно-политической агарной периодики можно отнести и фермерские издания. Аграрные издания с рекламно-информационным уклоном – это рекламные и рекламно-информационные издания, рассчитанные на сельхозпроизводителей и сельских жителей. К развлекательным или тяготеющим к развлекательности можно отнести молодежные, женские и детские издания. Эти издания немногочисленны и часто не имеют четко выраженного сельскохозяйственного уклона. Некоторые из них находятся в поиске своей ниши на рынке агарной прессы. По региону распространения газеты и журналы можно разбить на три большие группы, или сегмента: - общенациональные, распространяющиеся по всей стране; - региональные – распространяющиеся на территории региона, например, по Югу России; - местные – охватывающие территорию города, области, района. В последнее время именно региональные издания развиваются более интенсивно и оказывают максимальное влияние на аудиторию. Укрепление позиций региональной прессы на информационном рынке, усиление ее влияния на общественные отношения обусловлено целым рядом причин: 1. Экономическое и политическое укрепление самостоятельности регионов упрочило позиции местной прессы. 2. Снизилась покупательная способность населения: потенциальный читатель вынужден делать выбор в пользу лишь одного издания, причем сравнительно недорогого, из выписываемого ранее набора. Таким изданием оказывается чаще всего местная газета (районная, городская, областная, краевая, республиканская). 3. Монополизм связистов, взвинтивших стоимость услуг по доставке прессы, сделал невыгодным распространение больших тиражей на большой территории. 4. Активность региональных властных и деловых элит привела к появлению и укреплению местной прессы, которая способна обеспечить информационную поддержку в реализации как политических, так и коммерческих проектов.
5. Крушение идеалов сильного централизованного государства повлекло за собой переключение интересов аудитории с общефедеральных на региональные. Доля общероссийских газет среди всей массы возникших за последнее десятилетие изданий составляет 14,7%, а региональных (краевых, республиканских) – 57,8%, городских и районных – 11,3%, межрегиональных (распространяемых в нескольких областях) – 11,4% [Система СМИ России 2001:67]. Целый ряд факторов – политических, экономических, социокультурных, идеологических – обусловливает развитие региональных СМИ. Российское государство – большое и неоднородное образование, региональные субъекты, входящие в состав федерации, заметно отличаются друг от друга, а, следовательно, и система СМИ этих регионов во многом зависит от местных особенностей. Важным для развития региональных СМИ является их географическое положение – удаленность от центра, близость рубежей государства и т.д. Пресса отдаленных территорий может минимально конкурировать с центральной (трудности доставки последней, ее запаздывание), но должна принимать во внимание воздействие зарубежных информационных каналов на свою аудиторию. Все очевиднее становятся различия между системами СМИ регионов, где есть мегаполисы, и регионами с сельскохозяйственным профилем. Пресса мегаполисов, например Санкт-Петербурга, перенасыщена. В 1998–1999 гг. выходило не менее 70 газет, имеющих высокие тиражи, и около 30 журналов. В сельскохозяйственных районах, напротив, спектр местных изданий значительно уже, а экспансия центральной прессы заметнее. Благоприятными условиями для устойчивого развития местной печати являются высокий экономический потенциал; самобытность региона и высокая степень исторически оправданных претензий на лидирующие позиции в рамках своего района; близость к границам и географическая удаленность от центра. Основные факторы – социально-экономические, политические, географические, культурно-исторические действуют в комплексе даже в рамках одного региона. Основным параметром, определяющим качественные и количественные характеристики региональной печати, условия ее функционирования, является характер территориальной общности, на которой она распространяется, или ареал ее распространения. Традиционная городская пресса занимает обычно прочные позиции в городской информационной структуре и в качестве главного поставщика местной информации пользуется неизменным читательским спросом. Однако ее положение, как и в целом сама ситуация на городском информационном рынке, нередко зависит от того, как складываются отношения между местными властями и СМИ. Там, где редакция газеты ведет более или менее независимую политику, неизбежно возникают новые издания, полностью контролируемые городской администрацией и интенсивно ею дотируемые. Районная печать, несмотря на ряд исторически сложившихся неблагоприятных факторов (трудная экономическая ситуация, зависимость от местных властей, отсталая полиграфическая база, отсутствие квалифицированных журналистских кадров), пользуется неизменным спросом у местных жителей. Возможно, районные газеты не всегда устраивают своего читателя по качеству исполнения но, ни одна центральная газета с высот своего взгляда на мир спускаться к читателю не будет. Поэтому районкам обеспечена долгая жизнь. Еще одно их немаловажное достоинство – доступная цена. Но это же обстоятельство делает весьма проблематичным рост их качества. Другая проблема районных изданий – прямая зависимость от властных структур, которая сегодня еще более сильна, чем от прежних хозяев – райкомов. Фактически это муниципальные предприятия. Ситуация усугубляется тем, что бюджет многих районов находится на нуле, местные предприятия не функционируют: дотации мизерны, рекламы мало. Не смотря на все эти проблемы и сложности, именно районная газета остается одним из главных источников информации для жителей отдельных регионов и районов. В районах с развитой структурой сельского хозяйства, ориентируясь на интересы читателей, дают много материалов по сельской тематике. Рассмотрим особенности освещения сельской темы в районных изданиях более подробно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|