Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эпоха Хань. Особенности социально-экономического развития Китая. Реформы Ван - Мана в Китае. Восстания в Китае в Эпоху Хань.




Однако недовольство трудовых, главным образом крестьянских, масс существующим режимом классового гнёта было настолько сильным, что одному из вождей восставших крестьян, некоему Лю Бану, удалось захватить в свои руки столицу и верховную государственную власть и на развалинах Циньской империи основать новое государство во главе с династией Хань. В результате этого восстания несколько улучшилось экономическое положение крестьян — были снижены налоги и облегчены государственные трудовые повинности. Однако государственная власть осталась в руках правящего класса — рабовладельческой аристократии. Аристократы, примкнувшие к восставшим, захватив в свои руки верховную власть, сделали крестьянству некоторые уступки, а затем постепенно снова восстановили старую государственную машину классового гнёта.

Постепенное разложение сельских общин приводило к дальнейшему разорению широких слоев трудовых масс и к росту крупного рабовладельческого землевладения. При царях из династии Хань богатые аристократы-землевладельцы сосредоточивают в своих руках большие земельные владения. Так, в «Истории первой династии Хань» говорится о том, что «министр Чжан Ю владел 40 000 (единиц земли), а другие собиравшие землю обладали обширными земельными пространствами; вследствие этого народ жил в бедственных условиях... После того как империя прожила в мире несколько поколений, влиятельные... богатые люди и чиновники часто владели огромным имуществом, тогда как бедняки и маломощные страдали всё больше и больше».

Это разорение широких слоев трудовых масс приводило к дальнейшему росту рабовладения и к увеличению количества рабов в стране. Доведённые до нищеты бедняки часто были принуждены продавать в рабство своих детей. Такие факты описываются в «Истории первой династии Хань»:

«У населения удела Цинь семьи были бедны, а дети крепки и сильны; поэтому их и отдавали в залог... Когда несколько раз подряд бывал неурожай, население бывало вынуждено продавать именитым людям своих детей, чтобы добыть одежду и пищу».

Так же как и в других древневосточных странах, в Китае существовали промежуточные формы долговой кабалы, приводившие постепенно к рабству. В источниках периода Хань говорится о том, что «по обычаям продававшиеся в рабство дети и взрослые сначала считались заложниками; если по прошествии трёх лет они не выкупались, то они делались окончательно рабами». Главным источником рабства были войны, которые сопровождались захватом большого количества пленных. Наряду с этим тяжёлое бремя ложилось на плечи свободного трудового населения в годы войны, когда бедняки разорялись от налогов и многие из них погибали на полях сражений. Всё это приводило к нищете и разорению широких слоев трудовых масс. В китайских источниках того времени нередко говорится о том, каким тяжёлым бичом для широчайших слоев населения были войны:

«В царствование У Ди правительство много занималось военными экспедициями и гражданскими сооружениями, поэтому требовалось такое количество рабочей силы для выполнения этих проектов, что многие были вынуждены бросить своё основное занятие — земледелие... Император У Ди из династии Хань посылал военные силы против варваров в четырёх направлениях и наложил на народ тяжёлые налоги. Люди, имевшие трёхлетних сыновей, должны были платить за них подушные налоги. Это причиняло много страданий. Некоторые даже убивали своих сыновей, как только они рождались».

В годы войны, когда нарушалась обычная хозяйственная жизнь в стране, рабовладельческая аристократия, опираясь на аппарат государственной власти, облагала население различными дополнительными податями. Так, в период династии Хань помимо обычных налогов был введён натуральный налог с урожая, взимавшийся с собственников земли, и денежный налог, взимавшийся со всего населения. Для увеличения доходов казны в правление У Ди были введены монополии на соль и железо. Работорговля достигла чрезвычайно широких размеров, что указывает на очень большое количество рабов в стране. Создаются специальные рынки рабов и появляются торговцы, которые специализируются на продаже рабов и принимают всякие меры к тому, чтобы получить как можно больше барыша от этой торговли. В «Истории первой династии Хань» говорится, что «занимающиеся ныне продажей рабов одевают последних в роскошные одежды... и выставляют их в стойлах (на базарах)».

Разорение трудовых масс, постепенный распад сельских общин, рост крупного землевладения и работорговли — всё это вызывало обострение классовых противоречий и усиление классовой борьбы. В источниках этого периода указывается на то, что некоторые государственные деятели пытались принимать меры к смягчению классовых противоречий. С этой целью делались попытки ограничить землевладение и рабовладение. В царствование императора Ай Ди был выдвинут довольно любопытный проект, согласно которому представители знати, чиновники могли иметь не более 5 тыс. единиц земли (му). Число рабов согласно этому проекту также должно было быть ограничено. В зависимости от своего социального положения тот или иной рабовладелец мог иметь от 30 до 200 рабов. Однако этот проект не был осуществлён.

В эту эпоху рабство широко развивается. Но рабовладельческая эксплуатация оказывается недостаточно эффективной. Для того чтобы сделать труд раба более производительным, рабовладельцы сажают рабов на землю, давая им маленькие участки земли и позволяя вести своё собственное хозяйство. Так появляются в этот период, а может быть и несколько ранее, переходные формы от рабовладения к феодализму, которые отчасти напоминают древнеримский колонат. Из источников известно, что приближённые Лю Бана получали от него земельные владения вместе с жившими на них людьми в виде награды за верную службу. Одновременно с этим развивались и арендные отношения. Безземельные крестьяне часто брали у богачей в аренду землю, обязуясь им выплачивать 50% урожая в виде арендной платы. Такая высокая норма арендной платы неизбежно приводила к закрепощению свободных крестьян.

В обстановке всё нарастающей угрозы массовых народных движений правящие круги судорожно искали выхода из создавшегося положения. Провал указа Ай-ди показал, что для проведения в жизнь политики реформ необходимо сломить сопротивление крупных собственников. В этих условиях выдвинулся родственник императора, бывший регентом при малолетнем наследнике престола, Ван Ман. Будучи человеком непреклонной воли и исключительного честолюбия, Ван Ман сумел в короткий срок приобрести популярность в стране и вместе с тем поддержку части придворных кругов. В 8 г. н. э. он совершил дворцовый переворот и захватил власть. В 9 г. н. э. Ван Ман провозгласил себя первым императором «Новой» династии («Синь») и сразу объявил о своём намерении проводить самыми решительными мерами политику реформ.

Идейными вдохновителями реформ Ван Мана были конфуцианцы.

В 9 г. н. э. Ван Ман издал указ, запрещавший куплю-продажу земли и рабов. Все земли были объявлены «царскими землями» (ван-тянъ), а все рабы - «частнозависимыми» (сы-шу). Термин «сы-шу» не вполне ясен. Повидимому, так называлась особая категория людей, зависимых от частных лиц, которые их эксплуатировали, но не могли продавать; возможно, что частных рабов по указу Ван Мана должны были теперь относить к этой категории. Одновременно Ван Ман объявил о восстановлении идеализированной конфуцианцами древней системы общинного землевладения - так называемой системы цзинтянь, по которой ни одна семья не могла иметь больше 100 му (около 2 га) земли. «Все безземельные,- говорилось в указе,- должны получить землю по закону». Но это положение носило чисто декларативный характер, и у Ван Мана не было намерения проводить его в жизнь. Реформы Ван Мана отнюдь не означали какого-либо перераспределения собственности. Это была лишь попытка приостановить процесс обезземеливания и закабаления земледельцев-общинников.

Частичными мероприятиями Ван Ман пытался ограничить работорговлю. Под страхом смертной казни он запретил частным лицам заниматься работорговлей в северных пограничных областях, где из-за голода добровольная продажа в рабство приняла особенно крупные размеры; было запрещено переправлять рабов с северных границ на рабские рынки в центральные области империи.

Борьба Ван Мана против частного рабовладения не была борьбой против рабства как такового. Ван Ман не только не делал попыток ограничить государственное рабовладение, но даже, ссылаясь на древние конфуцианские трактаты, пытался обосновать законное право государства владеть рабами. При нём количество государственных рабов очень увеличилось. Законы Ван Мана карали обращением в государственных рабов как самих преступников, так и членов пяти соседних семей, связанных круговой'порукой. Огромные партии государственных рабов переправлялись на далёкие расстояния для работы в государственных мастерских. Так, по сообщению «Истории Старшей династии Хань», в 21 г. «...люди, нарушившие запрет об отливке монеты, в числе пятёрок семей (обязанных круговой порукой) подверглись аресту, конфискации имущества и стали государственными рабами (ну-бэй). Мужчины на телегах в клетках для преступников, женщины и дети пешком с бряцавшими на шее железными цепями в количестве сотен тысяч (человек) были переправлены (в Чанань) и переданы чиновникам, ведающим отливкой монеты». Большое количество государственных рабов было занято на строительстве сооружаемых по приказу Ван Мана огромных дворцов-храмов. Как сообщают источники, на этих работах погибло несколько десятков тысяч государственных рабов. Вместе с тем при Ван Мане стало практиковаться создание армий из рабов. Так, войско, набранное из рабов и названное Ван Маном «броском кабана», было отправлено на северные границы для борьбы с гуннами, набеги которых на Китай в это время возобновились.

Якобы для ограничения хищнической деятельности торговцев и ростовщиков, а в действительности в целях увеличения государственных доходов Ван Ман учредил в 10 г. н. э. особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссудный процент. Эта мера должна была сосредоточить значительную часть ссудных операций в руках государства. Ван Ман поставил под особый надзор государственные монополии, причём помимо сохранения монополий на соль, железо и отливку монеты была возобновлена винная монополия и введены монополии на использование горных и водных богатств. Крайне нуждаясь в средствах для осуществления своих мероприятий, Ван Ман неоднократно проводил денежные реформы, вводя в оборот новые монеты и изменяя достоинство старых.

Ван Ман стремился к тому, чтобы сосредоточить в руках государства все источники доходов и создать сильную бюрократическую империю. При нём был очень увеличен аппарат государственных чиновников и чрезвычайно усилились фискальные и полицейские функции государства. Бюрократия была заинтересована в осуществлении экономических мероприятий Ван Мана, получая от этого выгоды. Чиновники наживались на спекуляции товарами при регулировании рыночных цен и на всякого рода злоупотреблениях при проведении многочисленных законов Ван Мана. Как сообщает «История Старшей династии Хань», «чиновники основывали свою власть на жестокости и насилии и извлекали выгоды из запрещений (Ван) Мана, осуществляли захваты и жестоко притесняли мелкий люд; (даже) богатые не могли защитить себя, а бедные (вообще) не имели возможности сохранить жизнь».

Проведение в жизнь указов Ван Мана вызвало упорное сопротивление землевладельцев и рабовладельцев. Мероприятия Ван Мана саботировались на местах. Нарушители законов наказывались с чрезвычайной жестокостью, однако, как повествует «История Старшей династии Ханы/, «было очень много таких, кто пытался покупать и продавать поля... и рабов». Недовольство было столь сильным, что уже через три года в 12 г. н. э., Ван Ман вынужден был издать новый указ, разрешавший свободно покупать и продавать рабов и землю. Через несколько лет Ван Ман вновь предцринял некоторые меры по ограничению частного рабовладения. Так, в 17 г. н. э. все частные рабы были обложены особым налогом. Каждый рабовладелец, независимо от положения в обществе, должен был платить по 36 тыс. медных монет за раба По свидетельству «Истории Старшей династии Хань», это вызвало столь большое возмущение, что повсюду начались волнения

Реформы Ван Мана не принесли облегчения угнетённым массам. Они не могли приостановить ни разорения земледельцев, ни роста долговой кабалы. Саботаж и злоупотребления местных чиновников только ухудшали положение земледельцев, ремесленников и мелких торговцев.

В связи с острой необходимостью увеличения государственных доходов для проведения реформ, содержания многочисленного бюрократического аппарата и ведения войн против гуннов при Ван Мане крайне увеличился налоговый гнёт. Был введён ряд новых обременительных поборов. Особенно тяжелы были косвенные налоги, связанные с расширением государственных монополий. После возобновления войн с гуннами стала ещё более тяжёлой военная повинность, которой теперь подлежали все мужчины, начиная с 15 лет. Земельный налог был увеличен. Был введён тяжёлый денежный налог на ремесленников и всех, кто имел какую- либо профессию. В частности, большими налогами были обложены люди, занимавшиеся шелководством, охотой и рыбной ловлей.

Денежные реформы Ван Мана имели результатом обесценение монеты и рост цен на товары. В некоторых областях цены на рис возросли в 50 раз Многочисленные запрещения и законы Ван Мана привели к усилению порабощения свободного населения государством. «Все говорят,- доносили Ван Ману его приближённые,- что страдают от множества запрещений, что от них нельзя пошевелить рукой, Полученного от работы не хватает на уплату налогов и поборов. Люди закрывают двери, ни с кем не общаются и всё-таки попадают в тюрьму как сообщники (преступников)... Чиновники замучили народ».

Ухудшив положение народных масс и вызвав резкое недовольство землевладельцев и рабовладельцев, реформы Ван Мана не ослабили, а углубили и обострили классовые противоречия. Результаты не замедлили сказаться. По всей стране начали вспыхивать восстания. В 15 г. началось восстание среди северо-западных пограничных гарнизонов, Затем поднялись восстания в Аньхое, Цзянсу, Шаньдуне, Хэнани, Хубэе. Отряды повстанцев носили различные наименования: «Красные брови», «Зелёный лес» или «Нижнее течение реки», «Лес на равнине», «Медные кони», «Верхнее течение реки», «Железные голени», «Большие пики» и т. д. Некоторые из них насчитывали десятки тысяч людей. Их возглавляли беглые солдаты, пастухи, рыбаки, бедные земледельцы, мелкие торговцы. В восстаниях принимали участие и рабы. Повстанцы осаждали и захватывали города, убивали чиновников, захватывали амбары с зерном, освобождали рабов.

В ряде областей к повстанцам присоединялись отряды представителей господствующего класса, недовольных политикой Ван Мана, и отпрыски свергнутого Ван Маном царского рода Лю (фамильное имя императоров династии Хань), которых Ван Ман лишил высокого положения и имущества. Как сообщает историк Бань Гу, «потомки прежней династии Хань... в безумии подстрекали народ к бунту».

На подавление восстаний было брошено отборное стотысячное войско Ван Мана. Огнём и мечом оно расправлялось с повстанцами.

Самым мощным оказалось движение в Шаньдуне, где действовали отряды «Красных бровей», которые были наиболее организованными и многочисленными.

Восстание «Красных бровей» началось в 18 г. н. э. Непосредственными причинами восстания были произвол и вымогательства чиновников и страшный голод, разразившийся в Северном Китае в связи с неоднократными прорывами плотин и дамб на Хуанхэ в первые годы I в. н. э.

В этих условиях восстание вспыхнуло стихийно и сразу охватило значительную территорию. Во главе повстанцев встал бедный земледелец Фань Чун. Для того чтобы отличать своих приверженцев, Фань Чун приказал повстанцам красить брови в красный цвет.

Повстанческие отряды отовсюду двигались к столице. В 23 г. первыми подошли к Чанани отряды, возглавляемые потомками ханьских императоров, поддержанные повстанцами «Нижнего течения реки», «Леса на равнине» и другими отрядами. Войска, защищавшие Чанань, разбежались. Повстанцы ворвались в город и окружили дворец, где скрывался Ван Ман. После трёхдневной осады дворец был захвачен, Ван Ман убит. Ему отрубили голову, а тело разорвали на части. Один из отпрысков царского рода Лю, ставший известным под именем Гэн-ши, был объявлен императором. Однако другие повстанческие отряды не хотели его признавать. «Красные брови» провозгласили императором своего ставленника - обедневшего отпрыска царского рода Лю. Восстания в стране продолжались.

В 25 г. отряды «Красных бровей», насчитывавшие несколько сот тысяч человек, подступили к Чанани и заняли её. Гэн-ши был убит. «Красные брови» укрепились в столице.

Расправившись с помощью отрядов восставших с «узурпатором» Ван Маном, представители господствующего класса направили все силы на подавление грозного народного движения. Ещё до того, как Гэн-нщ был убит, наиболее сильные из их армий выдвинули нового претендента на престол - царевича Лю Сю, прославившегося своими победами над повстанцами.

В 25 г. Лю Сю был провозглашён императором. Он укрепился в Лояне и объявил его своей столицей В том же году, собрав большое войско, Лю Сю осадил Чанань. В столице начался голод. Продержавшись в осаждённом городе более года, «Красные брови» вынуждены были оставить его и, отрезанные армиями Лю Сю от Шаньдуна, отступили на северо-запад. Здесь они сделали попытку связаться с периферийными восстаниями, но она окончилась неудачей. Преследуемые по пятам военачальниками Лю Сю, «Красные брови» снова вернулись в Чанань, но продержались здесь очень недолго и отступили дальше на восток в направлении Шаньдуна. В конце 27 г. н. э. Лю Сю нанёс им ряд поражений в Хэнани. Генеральное сражение произошло в городе Ияне (между Чананью и Лояном), где повстанцы потерпели решительное поражение. К этому времени восстания в других местах были уже подавлены. Декларации Лю Сю об освобождении некоторых категорий рабов, уничтожении указов Ван Мана и снижении налогов способствовали усилению разложения в рядах повстанцев. В 29 г. восстание «Красных бровей» было окончательно подавлено.

Победа Лю Сю над повстанцами облегчалась тем, что они не обладали достаточной организованностью и дисциплиной.

 

· Особенности и пути развития древневосточных государств. Значение древневосточных цивилизаций. Культурные достижения стран Древнего Востока.

Особенности

Ряд сходных черт развития Др. обществ Востока:

· Сходные природные условия

· Относительная замкнутость

· Сохранение многих пережитков первобытнообщинного строя.

Эти общества мы характеризуем, как общества в которых рабство не играло еще той роли в производстве, которое оно начало играть в Др. Греции и Риме.

В Др-вост. обществе основными производителями материальных благ были свободные общинники, в некоторой степени использовался и труд рабов.

Говоря об относительной развитости рабства на ДР-вост. Следует иметь в виду, что рабовладельческие отношения были определяющими в системе общественных отношений, т. к. рабство было основной и постоянной развивающейся формой эксплуатации.

Наиболее важными пережитками первобытнообщинного строя в транах ДВ была община. В отличие от более поздней античной, восточная община сохраняет некоторые черты первобытности. В ней собственность на землю и воду, как основные средства производства принадлежат всей общине. Вода наряду с землей на ДВ была важнейшим средством производства, так как большинство государств возникло в долинах рек на основе орошаемого земледелия.

Необходимость в поддержании коллективным трудом оросительных и других сооружений делало ДВ общину устойчивой и консервативной.

· Итак, длительное сохранение общины общинной собственности на землю – это первая особенность ДВ. Связана с первой – характер ДВ рабства: вследствие сохранения общинной собственности на ДВ медленно развивались товарно-денежные отношения, так как труд рабов не служил цели производства товаров, а был рассчитан на удовлетворение потребностей хозяйства самого рабовладельца. Это объясняет медленное развитие рабства на ДВ и положение рабов.

· Число рабов было невелико и формы эксплуатации были более мягкими. Древнее рабство иногда называют домашним, так как рабы были составной частью домашнего хозяйства и находились на положении младших членов семьи. Это рабство называют патриархальным. Рабы на ДВ могли пользоваться некоторыми правами, в то время как античный раб никаких прав не имел (был орудием труда).

· Тем не менее существовали и рабы, и рабовладельцы, наряду с ними существует масса свободных тружеников, ремесленников и т. д. Развитие товарно-денежных отношений в рабовладельческом обществе вело к усилению имущественного неравенства, к скоплению капитала у отдельных лиц и ростовщичеству. Вместе с ростовщичеством распространяется обращениев рабство за долги свободных граждан.

В странах ДВ долговое рабство сохранялось неа протяжении всей истории и препятствовало развитию.

(отличия от античной цивилизации):

1. Система организации производства

2.Уровень развития рабства.

3. Развитие технологии. Возможность заимствования технологических процессов.

4. Соотношение между цивилизованным обществом и его периферией

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...