Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спрос и предложение. Рыночная цена

Рынок, его виды и функции

Функции рынка Сущность
ценообразующая В результате взаимодействия производителя и потребителя формируются рыночные цены
регулирующая Влияет на объёмы и ассортимент производства, деятельность потребителя
информационная Информирует участников экономической жизни о востребованности товаров, динамике цен и т.п.
посредническая Соединяет производителя и потребителя, позволяя найти выгодный вариант сделки
санирующая «очищает» экономику от неэффективно работающих предприятий

1. В приведенном перечне найдите слово, которое является обобщающим для всех остальных.

1) равновесная цена 2) спрос 3) рынок 4) предложение 5) конкурентная среда

Ответ: ___________________________.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Несовершенство рынка; 2) невозможность производства общественных благ; 3) компенсация внешних эффектов; 4) монополизация рынков; 5) неравенство доходов.

Ответ:____________________

3. Выберите понятие, которое является обобщающим для остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которым оно указано.

1) равновесная цена: 2) спрос; 3) предложение; 4) рынок; 5) затоваривание.

Ответ __________________                   

4. Установите соответствие между примером и функцией рынка: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ   ФУНКЦИИ РЫНКА
A) Фирма, чья продукция не пользовалась спросам, разорилась. 1) регулирование
Б) Ознакомившись с продукцией многих фирм, женщина подобрала идеально подходящую ей обувь. 2) посредничество  
В) В связи с наступлением сезона отпусков фирмы увеличили предложение туристических услуг. 3) оздоровление экономики
Г) Популярность среди молодежи японских мультфильмов привела к появлению специальных коллекций одежды и обуви.  
Д) Агентство по найму прислуги в богатые дома не смогло приспособиться к условиям кризиса и закрылось.  

 

А Б В Г Д
         

5. Установите соответствие между объектами купли-продажи и видами рынков, на которых они продаются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОБЪЕКТЫ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ВИДЫ РЫНКОВ
А) акции предприятий 1) товарно-сырьевой
Б) контракты на поставку нефти 2) валютный
В) партии цветных металлов 3) фондовый
Г) облигации  
Д) деньги различных государств  

 

А Б В Г Д
         

6. Установите соответствие между объектами продажи и рынками, на которых они продаются:

ОБЪЕКТЫ ПРОДАЖИ ВИДЫ РЫНКОВ
А) Программное обеспечение 1) Рынок финансовых услуг
Б) Потребительские кредиты 2) Рынок ценных бумаг
В) Приватизационный чек 3) Рынок интеллектуальной собственности
Г) Валюта  
Д) Депозитный сертификат  

 

А Б В Г Д
         

Спрос и предложение. Рыночная цена

Спрос в экономике – это количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в течение определенного периода.

Предложение в экономике – это количество товара, которое продавцы готовы продать по данной цене в течение определенного периода.

Механизм цен – формирование и изменение рыночной цены в результате согласования интересов участников рынка, свободно принимающих экономические решения

Избыток (затоваривание) – рыночная ситуация, когда при существующем уровне цен производители/продавцы предлагают к продаже больший объём товаров, чем потребители готовы приобрести по такой цене

Дефицит - рыночная ситуация, когда потребители при существующем уровне цен готовы приобрести больше товаров, чем производители/продавцы готовы предложить

Неценовые факторы спроса Неценовые факторы предложения
- вкусы и предпочтения покупателей (реклама, мода, сезонность, престижность, предпраздничный ажиотаж и т.п.) - цены на ресурсы  
- изменения дохода покупателей - цены альтернативных товаров, которые могут быть произведены с помощью данных ресурсов;
- количество покупателей на рынке - новые технологии
- ожидания изменения цен на рынке - налоги и субсидии  
- изменение цен на сопряженные товары (заменители и дополняющие товары) - ожидания изменения цен на товар  
  - количество продавцов на рынке

Часть 1

1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к факторам формирования спроса.

1) Стоимость факторов производства; 2) сезонность; 3) культурные традиции; 4) интенсивность рекламы; 5) доходы потребителей; 6) налогообложение фирм-производителей.

Запишите в таблицу номера двух терминов, «выпадающих» из перечня.

Ответ:    

2. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением двух, относятся к понятию «факторы формирования предложения».

1) Цены на ресурсы, 2) налоги, 3) доходы потребителя, 4) цены на комплектующие, 5) сезонность, 6) технологии производства.

Запишите в таблицу номера двух терминов, «выпадающих» из перечня.

Ответ:    

3. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Доход населения, предпочтения, мода, фактор спроса, реклама

Ответ: ______________________

4. Если рыночные цены на товары и услуги повышаются, то

1) растет безработица

2) производители увеличивают предложение

3) снижается минимальный размер оплаты труда

4) сокращается неравенство доходов населения

5. При увеличении объёмов выпуска продукции

1) уменьшаются совокупные расходы

2) увеличиваются постоянные расходы

3) уменьшаются совокупные переменные расходы

4) уменьшается стоимость единицы продукции

6. Установлено, что в данной местности жители используют сливки в качестве обязательного дополнения к кофе, а чай является заменителем кофе в потреблении. В случае неожиданного возрастания цены на кофе, скорее всего,

1) цены на сливки и чай возрастут

2) цены на сливки и чай упадут

3) цена на сливки возрастет, а цена чая понизится

4) цена на сливки упадет, а цена на чай возрастет

7. Найдите в приведённом ниже списке факторы, которые могут способствовать повышению спроса на новую модель холодильника. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Цены на новую модель холодильника выше, чем на старую модель.

2) Налог на добавленную стоимость вырос.

3) Производители сократили выпуск других моделей холодильников.

4) Производители активно рекламируют новую модель холодильников.

5) Магазины предоставляют потребительские кредиты на выгодных для клиента условиях.

Ответ_____________

8. Фактором, повышающим рыночный спрос на товар или услугу, может быть

1) ожидание роста цен на товар или услугу

2) удорожание стоимости комплектующих изделий для производства данного товара (услуги)

3) повышение роста доходов населения и фирм

4) повышение затрат на оплату аренды производственного помещения

5) вкусы и предпочтения покупателей

6) увеличение субсидии для предприятия

Ответ ______________

9. Факторами, обуславливающим резкий всплеск спроса на товар или услугу, может быть

1) изменение моды

2) стоимость оборудования

3) уровень налога на прибыль предприятия

4) увеличение издержек производства

5) предпраздничный ажиотаж

Ответ_____________

10. Найдите в приведённом ниже списке факторы, которые могут способствовать повышению спроса на новую модель холодильника. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Цены на новую модель холодильника выше, чем на старую модель.

2) Налог на добавленную стоимость вырос.

3) Производители сократили выпуск других моделей холодильников.

4) Производители активно рекламируют новую модель холодильников.

5) Магазины предоставляют потребительские кредиты на выгодных для клиента условиях.

Ответ: ___________________________.

11. В стране Z сократилось предложение джинсовой одежды на соответствующем рынке. Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) снижение издержек производства

2) появление моды на джинсовую одежду

3) уменьшение количества продавцов джинсовой одежды на рынке

4) использование нового высокопроизводительного оборудования

5) рост стоимости джинсовой ткани

Ответ: ___________________________.

12. В стране Z сократилось предложение услуг частных детских садов на соответствующем рынке. Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рост налогов на образовательные организации данного типа

2) открытие новых частных детских садов

3) снижение стоимости аренды помещений

4) ожидания производителей данного вида услуг, связанные с предполагаемым сокращением числа детей дошкольного возраста

5) ужесточение требований к качеству услуг, предоставляемых частными детскими садами

Ответ: ___________________________.

13. В стране Z возрос спрос на рынке женской одежды из натуральных тканей. Какие факторы, приведённые ниже, можно отнести к причинам изменения спроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) На мировой бирже выросли цены на хлопок.

2) В стране Z наблюдается рост денежных доходов населения.

3) В стране Z увеличилось количество текстильных предприятий.

4) В стране Z наблюдается рост числа личных автомобилей.

5) В стране Z произошло увеличение затрат на рекламу магазинов женской одежды.

6) В популярном женском журнале было опубликовано исследование о вредности одежды из синтетических волокон.

Ответ: ___________________________.

14. Найдите в приведённом списке факторы, влияющие на повышение спроса на потребительские товары. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) снижение цен на товары               2) повышение налога на добавленную стоимость

3) снижение производства товаров   4) интенсивная реклама товаров

5) увеличение доходов семей            6) удорожание потребительских кредитов

Ответ:_____________

15. Найдите в приведённом списке неценовые факторы, влияющие на формирование спроса, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) стоимость энергоносителей                      2) сезонность

3) религиозные и культурные традиции       4) затраты производителей

5) налоги, уплачиваемые производителями  6) интенсивность рекламы товаров

Ответ: ________________

16. Найдите в приведённом списке факторы, влияющие на повышение спроса на потребительские товары. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) повышение налога на добавленную стоимость   

2) удорожание потребительских кредитов

3) интенсивная реклама товаров

4) снижение производства товаров

5) увеличение доходов семей

6) снижение цен на товары

Ответ: ___________________________.

17. Установите соответствие между факторами влияния (на спрос и предложение) и элементами рыночного механизма:

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ   ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
А) доходы потребителей 1) спрос
Б) количество покупателей 2) предложение
В) уровень технологии  
Г) количество товаропроизводителей  

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г
       

18. Выберите верные суждения о факторах, влияющих на формирование спроса?

1) Определяющее влияние на формирование спроса на любой товар оказывает реклама товаров и услуг.

2) Потребительский спрос на определённые товары меняется в зависимости от времени года.

3) Влияние на формирование спроса оказывает рост цен на сопряженные товары

4) На потребительский спрос оказывает влияние престижность товара

5) Фактором, влияющим на спрос, является снижение налогов на предприятия

6) Внедрение новых технологий в производство оказывает влияние на спрос

Ответ: ________________

19. Выберите верные суждения о факторах, влияющих на формирование предложения?

1) Предложение определяется стоимостью факторов производства.

2) Предложение в полной мере отражает производственные мощности фирм.

3) На предложение на рынке труда влияет количество фирм-производителей

4) На предложение оказывает влияние цены на альтернативные товары

5) Ожидание роста цен может привести к сокращению предложения

Ответ: ________________

20. Установите соответствие между факторами спроса и предложения и их примерами:

ПРИМЕР ФАКТОР
А) уровень доходов населения 1) фактор спроса
Б) цены на сырьё 2) фактор предложения
В) технология производства  
Г) потребительские предпочтения  
Д) число продавцов на рынке  

 

А Б В Г Д
         

21. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Спрос и __________(1) – это две стороны процесса установления конкурентной рыночной __________(2). Они едины лишь в моменте акта купли-продажи товара. С точки зрения функционального анализа, это две разные функции: спрос – функция __________(3), а предложение – функция __________(4), предоставления благ к продаже на рынке. При этом спрос выражает обратную зависимость между ценой и __________(5)

покупаемых благ. Предложение, напротив, выражает прямую зависимость между ценой и объёмом производимых и поставляемых на рынок благ (товаров). К примеру, снижение цены товара вызовет __________(6) его производства и поставок на рынок».

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.


А) цена

Б) увеличение

В) производство

Г) сокращение

Д) потребитель

Е) качество

Ж) тенденция

З) предложение

И) количество


1 2 3 4 5 6
           

22. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Важное значение в экономических процессах играет так называемый закон спроса. Действие этого закона полнее всего проявляется в рыночной экономике свободной _____(1). ______(2) определяется экономистами как общее количество товара, которое _____(3) в каждый конкретный момент времени желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести по определённым ценам. Этот закон означает, что при равных прочих условиях _____(4) спроса уменьшается по мере увеличения _____(5). Надо, однако, отметить, что изменение цены и изменение спроса на товар не находятся в прямой пропорциональной зависимости. В рыночной экономике существует ещё много факторов, влияющих на _____(6) цены и спроса».

Cписок терминов:


А) цена

Б) потребитель

В) производитель

Г) спрос

Д) производство

Е) конкуренция

Ж) объём

З) стоимость

И) соотношение


1 2 3 4 5 6
           

23. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов

«Каждый человек нуждается в тех или иных благах. И если он не может произвести эти блага сам или ему выгоднее купить их, он приходит за ними на _______(1). Естественно он должен для покупки располагать ________(2). А это значит, что мы сталкиваемся уже не с потребностями как таковыми, а со _________(3). Это понятие введено экономистами для того, чтобы провести грань между мечтами людей о получении благ и их реальными возможностями эти блага приобрести. Объем покупок, которые готов совершить ______(4), непосредственно зависит от _________(5), по которой эти ______(6) можно приобрести».


А) предложение

Б) рынок

В) деньги

Г) спрос

Д) покупатель

Е) количество

Ж) цена

З) стоимость

И) товар


1 2 3 4 5 6
           

Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара... Наличие спроса на какой-то товар предполагает чьё-то согласие уплатить за него определённую цену, а значит, и согласие пожертвовать «в обмен» на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг на ту же сумму. Следовательно, на спрос оказывают влияние не только вкусы и предпочтения покупателей, их желания, но и размеры их денежных доходов и сбережений, а также цены предлагаемых товаров. Объёмом спроса на какой-либо товар называют количество товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определённых условиях...

Потребитель, особенно конечный, зачастую не может квалифицированно судить о качестве предлагаемого ему товара. В этом случае он склонен принимать цену этого товара за своеобразный показатель его качества, полагая, что высокая цена свидетельствует о высоком качестве товара, и наоборот. На этом основана широко распространённая практика повышения цен без реального улучшения качества товаров. Фактически здесь имеет место направленное воздействие посредством цены на мнение потребителей о качестве товаров... Потребители, полагая, что рост цены означает и улучшение качества, увеличивают объём спроса. Но как только покупатели убедятся в том, что новый товар по своему качеству не отличается от старого, спрос на него вновь вернётся к предыдущим показателям...

Элемент престижа играет важную роль в формировании вкусов и предпочтений, а вслед за тем и спроса, когда информация о приобретении, наличии или потреблении того или иного товара легко доступна тем, чьим мнением и оценкой дорожит (или хотел бы дорожить) покупатель. Поэтому престижной ценностью могут обладать не только дорогостоящие, но и распределяемые бесплатно или по льготным ценам товары, если доступ к ним для широкого круга потребителей ограничен какими-то другими, неценовыми средствами.

(В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов)

21. Что, по мнению авторов, свидетельствует о наличии спроса на рынке? Какие факторы его формирования выделены в тексте? (Укажите три таких фактора.) Как авторы описывают условие, при котором престижной ценностью могут обладать распределяемые бесплатно товары?

22. Какое определение объёма спроса приведено в тексте? К каким действиям со стороны производителя, по мнению авторов, приводит принятие потребителями высокой цены за показатель высокого качества товара? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «потребитель».

23. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами любые три фактора, влияющие на снижение спроса на определённые виды товаров или услуг. (Сначала назовите фактор, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

24. Эксперты высказывают мнение о том, что повышение спроса на различные товары и услуги положительно сказывается не только на самих потребителях, но и на экономике в целом. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента в поддержку данной точки зрения.

 

25-28

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «спрос»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом из неценовых факторов, влияющих на формирование спроса, и одно предложение, раскрывающее закон спроса.

 

2. Назовите три неценовых фактора спроса и проиллюстрируйте их примерами

 

3. Назовите и проиллюстрируйте тремя примерами влияние неценовых факторов предложение на его объем. (Сначала назовите фактор, потом его влияние). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

 

4. Экономисты выделяют ряд факторов, влияющих на формирование и изменение спроса на определённые товары. Проиллюстрируйте тремя примерами влияние на спрос цены замещающих товаров (товаров - заменителей).

 

5. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три неценовых фактора, влияющих на формирование спроса

 

6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Неценовые факторы спроса и предложения в условиях рынка». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Один из вариантов плана раскрытия данной темы 1. Понятие рынка. 2. Условия функционирования рынка в обществе: а) свобода субъектов рынка; б) частная собственность; в) наличие личного интереса, стремление получить выгоду и др. 3. Понятие спроса и предложения. 4. Неценовые факторы спроса: а) вкусы и предпочтения потребителей; б) число потребителей; в) стоимость дополняющих и заменяющих товаров и услуг; г) изменение доходов потребителей; д) инфляционные ожидания и др. 5. Неценовые факторы предложения: а) количество фирм в отрасли; б) внедрение новых технологий; в) налоги и субсидии; г) инфляционные ожидания; д) издержки предпринимателя и др. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Наличие 4 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Из них один пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах, другой пункт может не быть детализирован ИЛИ быть подпунктом

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...