Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, способствующие распространению ВБИ




Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Крым

«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Методическая разработка лекции:

 

I. Методический блок

 

 

Тема лекции: «Способы передачи инфекции. Группы риска ВБИ »

Дисциплина: Теория и практика сестринского дела

Специальность: Сестринское дело

Курс: 1 Семестр: I Количество часов: 2

Цель лекции: объяснить значение ВБИ, дать представление о группах риска и мерах безопасности медицинских работников.

 

1. Учебные цели:

Студент должен знать:

- значение и характерные особенности ВБИ;

- группы риска;

- причины распространения ВБИ;

- источники ВБИ;

- способы передачи ВБИ и факторы, повышающие восприимчивость;

- меры безопасности.

2. Развивающие цели:

способствовать развитию: общения, внимания, памяти, профессионального мышления, уважения к больному, развитию логического и клинического мышления.

 

3. Воспитательные цели:

· воспитывать в студентах чувство гордости и любви к будущей профессии;

· формировать неотъемлемые человеческие качества: честность, порядочность, отзывчивость, достоинство, доброту.

4. Общие компетенции:

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 10.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 12.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 

Межпредметные связи:

анатомия, латинский язык, психология, этика и деонтология

Организационная структура лекции

 

№ пп Основные этапы лекции и их содержание Цели в уровнях усвоения Тип лекции, методы и способы обучения Дидактическое обеспечение, наглядность, ТСО
I Подготовительный этап. 1.Организационный момент. 2. Формулирование темы, обоснование актуальности. 3. Определение учебных целей и мотивация учебной деятельности студентов.     Тематическая лекция
II Основной этап План изучения лекционного материала: 1. Проблема ВБИ. 2. Группы риска ВБИ. 3, Причины распространения ВБИ. 4. Факторы, способствующие распространению ВБИ. 5. Характерные особенности ВБИ. 6. Основные источники госпитальных инфекций. 7. Способы передачи ВБИ. 8. Факторы, влияющие на восприимчивость к инфекции. 9. Меры безопасности.     Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала   таблицы, конспект лекции, наглядные пособия, оборудование кабинета доклинической практики.
III   Заключительный этап 1. Резюме лекции. 2. Ответы на заданные вопросы 3. Задание для самоподготовки     Студентам предлагается ответить на вопросы, изучить теоретический материал и подготовить ответы на контрольные вопросы   Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова, Основы сестринского дела, Феникс, Р.-на-Д., 2015, с. 197 - 201 Т.П. Обуховец, Основы сестринского дела. Феникс, Р.-на-Д., 2015,с.87 - 95

II. Информационный блок

Текст лекции

ЛЕКЦИЯ 2

Тема: Способы передачи инфекции. Группы риска ВБИ.

Проблема ВБИ

Проблема ВБИ и инфекционного контроля является приоритетной по ряду причин, к которым относятся следующие:

1) смертность от ВБИ в медицинских стационарах выходит на первое место;

2) инфекция, полученная больным в стационаре, значительно удорожает его лечение, т.к. предполагает использование дорогостоящих антибиотиков и увеличивает сроки госпитализации;

3) инфекции - основная причина болезни и смерти новорожденных, особенно недоношенных (например, у 25 % недоношенных детей в отделении интенсивной терапии развивается сепсис, делая частоту смерти в 2 раза выше и госпитализацию длиннее);

4) потеря трудоспособности в связи с ВБИ несет значительные финансовые проблемы для больного и его семьи.

Во всех лечебных учреждениях, особенно в отделениях хирургического профиля, палатах и отделениях реанимации, интенсивной терапии, проводят мероприятия по профилактике внутрибольничной инфекции, соблюдают дезинфекционный режим.

2. Группы риска ВБИ

Группы риска:

Пациенты, поступающие в стационар в связи с каким-то заболеванием, обладают пониженной сопротивляемостью к различным воздействиям, в том числе к микроорганизмам.

Необходимо заметить, что наиболее высокий риск возникновения ВБИ имеется у пациентов следующих отделений (стационаров):

- урологии (через инструментарий, в т.ч. мочевыводящие катетеры и эндоскопические исследования);

- хирургии;

- ожоговых, в связи с обширной раневой поверхностью;

- реанимации и блоков интенсивной терапии (БИТ) (воздушно-капельный путь передачи инфекции (по средством аппарата вентиляции легких), контактный - как прямой, так и через предметы ухода, белье, перевязочный материал и т.д.);

- родовспоможения;

- гемодиализа;

- переливания крови и др.

3.Причины распространения ВБИ

Характерными причинами для всех учреждений, где возникли вспышки ВБИ, были:

· нарушения санитарно-противоэпидемического режима, в частности несоблюдение цикличности заполнения палат;

· неудовлетворительное качество проведения текущей дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации медицинского инструментария и изделий медицинского назначения;

· использование малоэффективных хлорсодержащих дезинфекционных средств;

· перебои в обеспечении холодной и горячей водой;

· несвоевременные изоляция больных и проведение противоэпидемических мероприятий.

Факторы, способствующие распространению ВБИ

Распространению ВБИ способствуют следующие факторы.

1. Создание крупных больничных комплексов со своей специфической экологией:

- скученность в стационарах и поликлиниках;

- особенности основного контингента (преимущественно ослабленные пациенты);

- относительная замкнутость помещений (палаты, процедурные кабинеты);

- естественный кругооборот условно-патогенной микрофлоры по схеме: медицинский персонал (пациенты) — внешняя среда — медицинский персонал (пациенты), поддерживающий постоянный эпидемический процесс в ЛПУ.

2. Медицинские манипуляции и их характер:

- возрастает роль инвазивных лечебных и диагностических процедур (например, катетеризация вен и мочевого пузыря);

- не менее часто госпитальные инфекции возникают после оперативных вмешательств;

- увеличение количества наносимых пациенту микротравм при проведении многочисленных процедур, например повреждений слизистых оболочек и кожных покровов.

3. Длительность пребывания пациентов в стационаре:

- частота ВБИ возрастает пропорционально продолжительности госпитализации;

- минимум 50% инфекций, излеченных в инфекционных стационарах, нозокомиальны по этиологии;

- в «чистых» хирургических отделениях заболеваемость составляет 6—10%, а при проведении условно «чистых» операций — 15-31%;

- неонатальные гнойно-воспалительные поражения отмечают у 6-10% новорожденных (на отдельных территориях до 25%). В педиатрических клиниках ВБИ регистрируют у 68% детей, при этом 54% детей инфицируются внутриутробно, интра-натально и в акушерских стационарах.

4. Использование новой аппаратуры, требующей особых методов стерилизации.

5. Нарушение правил асептики и антисептики и любые отклонения от санитарно-гигиенических норм.

6. Значительная частота носительства патогенной микрофлоры (например, золотистого стафилококка) среди медицинского персонала.

7. Медленная психологическая перестройка медицинского персонала: многие заболевания (пневмония, воспалительные поражения кожи, подкожной клетчатки, слизистых оболочек, альвеолит, периостит, остеомиелит и др.) не рассматриваются как ВБИ, что приводит к несвоевременному их выявлению и лечению.

8. Психологические факторы, например стресс, у относительно здоровых пациентов, госпитализированных для проведения плановой операции или из-за других неопасных для жизни состояний.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...