Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования охраны труда перед началом работы




ИНСТРУКЦИЯ

По охране труда

Для слесарей по ремонту

Электроподвижного состава

ИОТ-ТЧ-10-002-2008

 

Введена взамен ИОТ-ТЧ-10-002-2002

 

Дата введения «___» _________ 200___г.

 

Приказ № ___ от «___» _________ 200___г.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие требования охраны труда …………………………………………………………….. 3

2. Требования охраны труда перед началом работы …………………………………………... 4

3. Требования охраны труда во время работы …………………………………………………. 8

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях …………………………………………..12

5. Требования охраны труда по окончании работы……………………………………………. 13

Обозначения и сокращения, используемые в данной инструкции:

СИЗ – средства индивидуальной защиты;

Слесарь по РПС – слесарь по ремонту подвижного состава;

МВПС – моторвагонный подвижной состав;

КРБ – колесно-редукторный блок;

РПДА – регистратор параметров движения поезда и автоведения;

ЭПК – электро-пневматический клапан;

КОН – контроль несанкционированного отключения;

БИВ – блок измерения высоковольтный;

КЛУБ – комплексное локомотивное устройство безопасности.

 

 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

 

Настоящая инструкция разработана на основании инструкции по охране труда для слесаря по ремонту электровозов и электропоездов в ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением №2595 от 29.12.06г., а также местных условий Моторвагонного депо Санкт-Петербург-Московское.

1.1. К работеслесарем по ремонту подвижного состава допускаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте, профессиональное обучение, стажировку 6 смен, проверку знаний по охране труда и сдавшие экзамен на группу по электробезопасности не ниже 3.

1.2. В процессе работы слесарь по ремонту подвижного состава должен проходить повторные инструктажи, не реже одного раза в три месяца, внеплановые, целевые инструктажи, а также периодические медицинские осмотры.

1.3. Не позднее одного месяца после приема на работу слесарь должен пройти обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

1.4. Слесарь выполняющий работы, связанные с управлением, грузоподъемными механизмами, строповкой агрегатов, подвешиванием их на крюк грузоподъемного крана или грузоподъемных механизмов, должен быть обучен смежной профессии стропальщика, иметь соответствующее удостоверение на право выполнения стропальных работ, работ по управлению грузоподъемными механизмами и не реже одного раза в год проходить проверку знаний.

1.3. Слесарь обязан выполнять требования следующих нормативных документов:

· Трудовой кодекс Российской Федерации;

· Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ЦРБ-756 от 26.05.2000 г.;

· Правила по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте тягового подвижного состава ПОТ Р О-32-ЦТ-668-99;

· Правила по охране труда при эксплуатации локомотивов и моторвагонного подвижного состава, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» № 788 от 24.04.2006 г.;

· Правила текущего ремонта и технического обслуживания электропоездов ЦТ-479 от 10.07.1997 г.;

· Типовая инструкция по охране труда для слесарей по ремонту электроподвижного состава ТОИ Р-32-ЦТ-535–98;

· Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей ПТЭ ЭП от 13.01.2003 г.;

· Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ Р М-016-2001 (РД 153-34.0-03.150-00);

· Правила электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах ЦЭ-346 от 22.09.1995 г.;

· Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе ЦТ-ЦУО-175 от 27.04.1993 г.;

· Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ЦУО-112 от 11.11.1992 г.

Слесарь по РПС несет ответственность за невыполнение требований указанных документов и настоящей инструкции в соответствии с Законодательством РФ.

1.4 Слесарь по ремонту подвижного состава должен знать:

· основные положения общей электротехники;

· назначение, устройство и принцип действия электрических машин и аппаратов, электрического, механического и пневматического оборудования, электрические схемы, технологические процессы ремонта моторвагонного подвижного состава, приписанного к депо;

· необходимые действия при оказании первой помощи себе и пострадавшим, а также знать, где находится аптечка или сумка с медикаментами и перевязочным материалом.

1.5. Слесарь по ремонту подвижного состава должен применять безопасные приемы работы, средства индивидуальной защиты; содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приспособления и измерительные приборы, используемые при ремонте.

1.6. Слесарь по ремонту подвижного состава должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), согласно установленным в депо нормам:

 

Наименование средств защиты Ед. измерения Норма выдачи на год
Костюм лавсано-вискозный с маслонефтезащитной пропиткой комплект 1 комплект
Полуплащ из плащ-палатки или полуплащ из прорезиненной ткани шт. 1 на 36 мес.
Рукавицы комбинированные пар  
Теплозащитный костюм комплект 1 на 30 мес.
Валенки пара 1 на 36 мес.
Галоши на валенки пара 1 на 24 мес.
Каска с подшлемником шт до износа
Защитная каскетка (бейсболка) «Престиж» шт 1 на 24
Сапоги резиновые пара до износа
Ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве пара  

 

1.7. Во время работы на слесаря могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы, уста­новленные ГОСТ 12.0.003:

· движущийся подвижной состав и транспортные средства;

· движущиеся машины, механизмы, элементы подъемно-транспорт­ного и другого оборудования;

· перемещаемые изделия, заготовки и материалы;

· падающие с высоты предметы и инструмент;

· повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

· повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

· повышенные уровни шума и вибрации на рабочем месте;

· недостаточная освещенность рабочей зоны;

· отсутствие или недостаток естественного света при работах в смотровых канавах, под эстакадами, замкнутых объемах и других рабочих местах;

· повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

· повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;

· физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную; нервно-психические перегрузки при выполнении работ на высоте, в замкнутых объемах и работах на железнодорожных путях;

· химически опасные и вредные производственные факторы при ра­боте со щелочами и кислотами;

· патогенные микроорганизмы;

· физические перегрузки.

 

1.8. На территории депо имеются следующие негабаритные места:

- въездные ворота депо;

- ворота диагностического корпуса "Аргус";

- ворота вспомогательного корпуса и эстакада цеха экипировки;

- ворота производственного корпуса и эстакады ремонтных позиций.

1.9. Слесарь по ремонту подвижного состава обязан:

· выполнять только ту работу, которая определена технологическим процессом ремонта подвижного состава или поручена мастером;

· о начале и конце выполняемой работы сообщать мастеру;

· выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, а также звуковой и световой сигнализации;

· соблюдать требования знаков безопасности труда и сигналов, предупреждающих об опасности;

· следить за движением электропоездов, локомотивов, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта;

· переходить смотровые стойла по переходным мостикам;

1.10. При нахождении на железнодорожных путях (далее - пути) слесарь по ремонту подвижного состава должен выполнять следующие требования:

  • при следовании к месту работы или с работы проходить только по маршрутам служебного прохода;
  • проходить вдоль путей по обочине пути или посередине междупутья, при этом проявлять осмотрительность, следить за передвижением подвижного состава, а также следить, нет ли на подвижном составе предметов, выступающих за пределы габаритов погрузки, подвижного состава и приближения строений;
  • следить за показаниями светофоров, положением стрелочных переводов, подачей звуковых и ручных сигналов, объявлениями по громкоговорящей связи, ориентируясь по ним о передвижениях подвижного состава;
  • переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельс, убедившись, в отсутствии движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;
  • переходить пути, занятые вагонами МВПС, разрешается через тамбуры, при условии, что на вагоне имеются низкие подножки и сняты «фартуки», при этом следует убедиться в исправном состоянии поручней, подножек и «фартуков»;
  • перед переходом следует убедиться, что в этом месте нет движущихся по смежному пути локомотивов, МВПС или других маневровых единиц;
  • при сходе с подножки вагона (локомотива) или выходе из служебного тамбура МВПС необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону (локомотиву), убедившись в отсутствии препятствий к сходу. В темное время суток место схода следует осветить фонарем;
  • проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями МВПС, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м;
  • обходить группы вагонов или локомотивов, находящихся на путях, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
  • в темное время суток для осмотра и ремонта подвижного состава следует пользоваться переносными фонарями;
  • обо всех замеченных нарушениях требований охраны труда, пожарной безопасности, о неисправном оборудовании, приспособлениях и инструментах, создающих опасность для жизни людей, или могущих привести к аварии, несчастному случаю немедленно сообщать мастеру. В случае получения травмы, сам пострадавший и работающий рядом слесарь, должны прекратить работу и известить мастера;

 

1.11. Слесарю по ремонту подвижного состава запрещается:

· приступать к работе без разрешения мастера;

· устранять неисправности электрического, механического, пневматического оборудования, работая в одно лицо;

· находиться на крыше подвижного состава без каски и страховочного пояса, закрепленного на неподвижных частях токоприемника, кронштейнах разрядников и пускотормозных сопротивлений;

· находиться на подножках, лестницах или других наружных частях электропоезда (локомотива, вагона) при его движении;

  • становиться или садиться на рельсы, становиться между остряком и рельсом или в желоба на стрелочном переводе; в месте стрелочных переводов переходить путь запрещено;

·переходить или перебегать через пути перед приближающимся подвижным составом;

· находиться без каски при работе под подвижным составом, в подкрановом поле;

· находиться под поднятым грузом;

· подлезать под подвижным составом и автосцепками при переходе через пути;

· находиться без спецодежды и СИЗ на рабочем месте;

· заходить за защитные ограждения оборудования;

· касаться электроприборов и их зажимов, арматуры общего освещения и опор контактной сети;

· открывать двери высоковольтных электрошкафов, ящиков с подвагонной аппаратурой, находящихся под высоким напряжением;

  • во время маневров, вводе (выводе) локомотива, электропоезда в депо и на ремонтные позиции (из депо и с ремонтных позиций) находиться в местах отмеченных знаком безопасности "Осторожно! Негабаритное место!".

·наступать на рельсы и концы железобетонных шпал;

Нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического, токсического или иного опьянения является грубейшим нарушением трудовой дисциплины и влечет ответственность в соответствии с Законодательством РФ.

1.13. Рабочую и домашнюю одежду следует хранить в шкафчиках для спецодежды. Уносить спецодежду и СИЗ за пределы депо запрещается.

1.14. Необходимо следить за исправностью спецодежды, своевременно (в соответствии с графиком работы химчистки) сдавать ее в стирку, химчистку и ремонт, а также содержать шкафчики в чистоте.

1.14.1. Слесарь, получающий СИЗ, обязан выполнять правила их применения.

1.14.2. При получении СИЗ слесарь внешним осмотром должен прове­рить их исправность, на диэлектрических перчатках и предохранительных поясах - дату испытания, у респираторов – целостность и чистоту фильтра.

1.15. Перед приемом пищи необходимо вымыть руки теплой водой с мылом. Пищу следует принимать в специально отведенном для этой цели помещении. Прием пищи и хранение пищевых продуктов на рабочих местах запрещается.

1.16. При контакте с нефтепродуктами, маслами, кислотами, щелочами следует применять защитные пасты и мази.

1.17. В целях предупреждения пожара в производственных помещениях запрещается:

— курить в помещениях и на территории депо, за исключением мест, установленных приказом начальника депо;

— бросать на пол или в корзину для мусора окурки, спички, класть непотушенные папиросы непосредственно на столы или предметы, покрытые бумагой, тканью или другими горючими материалами;

— применять для отопления помещений нестандартные (самодельные) нагревательные электропечи и электрические лампы накаливания, а также приборы с открытыми нагревательными элементами;

— использовать электроприборы с поврежденной изоляцией проводов и изоляцией, потерявшей в процессе эксплуатации защитные электроизоляционные свойства;

— сушить горючие материалы на электронагревательных приборах;

— загромождать подъезды, проезды, проходы к запасным выходам и наружным пожарным лестницам;

1.18. При обнаружении нарушений требований охраны труда, неисправностей оборудования, инструмента, защитных приспособлений, СИЗ, средств пожаротушения слесарь обязан немедленно сообщить об этом мастеру, а в его отсутствие вышестоящему руководителю.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

 

2.1. Перед началом работы слесарь по ремонту подвижного состава обязан:

· надеть спецодежду и спецобувь, а, при необходимости другие средства индивидуальной защиты;не допускается носить спецодежду расстегнутой. Спецодежда должна соответствовать размерам слесаря по РПС. Надеть спецодежду. Спецодежду и спецобувь слесарь не должен снимать в течение всего рабочего времени.

· при работе с механическим оборудованием электропоезда в ремонтной канаве, при работе на крыше, при работе на позициях ТР-2 и колесного цеха надеть каску (при работе на позициях ТО-3 и ТР-1 допускается использовать каскетку (бейскепку));

· при предстоящей работе на крыше электропоезда, стоящего на пути слесарь должен осмотреть и надеть предохранительный пояс и каску защитную. Металлические детали предохранительного пояса не должны иметь трещин, раковин надрывов и заусенцев. Карабин стропа предохраните6льного пояса должен иметь предохранительное устройство, исключающее случайное раскрытие карабина, и обеспечивать быстрое и надежное закрепление и открепление его одной рукой при надетой утепленной рукавице (перчатке). Замок и предохранительное устройство карабина должны закрываться автоматически.

· Осмотреть рабочее место, привести его в порядок, убрать посторонние детали.

2.2. Совместно с мастером слесарь внешним осмотром должен проверить состояние инструмента, приспособлений, строп, траверс для перемещения оборудования и деталей электропоездов, а у подъемных механизмов и переносных лестниц – наличие трафаретов со сроками испытаний. Неисправный инструмент и приспособления должны быть заменены на исправные. Инструмент на рабочем месте следует располагать так, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения.

2.3. Мастер допускает слесарей к выполнению работ только с разреше­ния дежурного по производственному корпусу. При этом мастер должен:

· на позициях ТР-2 и колесного цеха убедиться, что маневровые передвижения прекращены, а вагоны закреплены установленным порядком;

· на позициях ТО-3 и ТР-1 убедиться, что снято напряжение и заземлена контактная сеть в соответствии с требованиями Инструкции по охране труда при производстве работ по подаче и снятию напряжения контактной сети и ее заземлению над смотровыми эстакадами и тракционными путями главного парка основного депо Санкт-Петербург-Московское ИОТ-ТЧ-10-226-2006, а электропоезд закреплен установленным порядком.

2.3.2. Снятие и подачу напряжения на 7, 8 пути вспомогательного корпуса производит дежурный по депо по заявке мастера включенного в список, утвержденный начальником депо. Снятие и подачу напряжения с контактной сети на 33, 34, 35, 38, 39 и 40 пути осуществляет дежурный по производственному корпусу по заявке мастера, включенного в список, утвержденный начальником депо. Перед подачей напряжения дежурный по депо произносит по громкоговорящей связи «Внимание! В контактную сеть … пути подается напряжение!» и подает три звуковых сигнала. После этого сообщения все работы на электропоезде должны быть немедленно прекращены.

На высоковольтных частях оборудования разрешается работать только после выполнения машинистом опускания токоприемника, постановки крана клапана токоприемника в положение «ручное», закрытия на спецключ шкафа управления и постановки разъединителя в положение «заземлено» (приказ начальника дороги Степова от 07.09.07 № 414/Н).

2.3.3. В экстренных случаях при угрозе жизни людей или возникновения аварии допускается снимать напряжение также другим работникам с немедленным уведомлением дежурного по депо или дежурного по производственному корпусу.

2.4. Для подъема в вагон следует использовать эстакады или устройства для входа в салон вагона УВВ-1. Перед началом использования УВВ-1 необходимо зафиксировать рукоятку тормоза в нижнем положении, проверить его исправность. Запрещается нахождение людей на лестнице и площадке, запрещается использовать устройство для перемещения грузов и прицеплять его к транспортным средствам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...