Неоромантизм и его характерные черты
Неоромантизм в английской литературе Неоромантизм — течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX—XX веков, возникающее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. В общем смысле слова может быть определён как возрождение литературных настроений первой четверти и половины XIX века в Европе (Романтизм). Может пониматься как ранняя фаза или одно из крыльев модернизма.Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но действуют в нём самые обычные люди. Героизм поступков-это стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе.("Остров сокровищ"Р. Л. Стивенсона, «Капитан Сорви-Голова» Л. Буссенара).Неоромантизм оказался очень плодотворным литературным направлением.В ХХ веке продолжают создаваться неоромантические произведения("Одиссея капитана Блада" Р.Сабатини и "Наследник из Калькутты").На формирование неоромантизма оказала значительное влияние философия Ницше и Шопенгауэра, поэтому в центре неоромантического произведения часто стоит личность особой силы.Среди ярких представителей неоромантизма — такие писатели, как Этель Лилиан Войнич, Джек Лондон, Майн Рид, Рафаэль Сабатини, Жюль Верн, Артур Конан Дойль, Генрик Ибсен, Кнут Гамсун, Редьярд Киплинг, Эйно Лейно, Эдмон Ростан, Роберт Стивенсон, Герман Гессе; в России — ранний Максим Горький, Николай Гумилёв, Александр Грин, Владимир Набоков.В Великобритании последней трети XIX века эффективность влияния концепции «нового империализма» на массовое сознание во многом объясняется не только глубокой и квалифицированной проработкой в трудах интеллектуалов и политиков-практиков, но и ее воплощением в художественной форме, в различных жанрах музыкального и изобразительного искусства. Проза и поэзия, наполненные яркими и запоминающимися образами, их экзотический колорит, острые и напряженные композиции, захватывающие сюжеты становились эффективными средствами ивдоктринации психики рядовых британцев. Таким образом, базовые тезисы концепции «нового империализма» внедрялись в викторианскую систему ценностей. При этом эволюция художественных образов довольно точно отражала смену приоритетов имперского строительства, экспансии и обороны.
Основным эстетическим принципом художественной версии «нового империализма» стал принцип «мужественного оптимизма» как творческое кредо неоромантизма. Это течение проявилось практически во всех жанрах искусства как вызов, с одной стороны, викторианской рутиле обывательского прозябания, бытописательству, ханжеству и лицемерию среднего класса, а с другой - упадническому декадентскому эстетизму интеллигенции. Неоромантизм ориентировался в нервую очередь па юношескую аудиторию, воплощая «не расслабленное и болезненное, а жизнелюбивое, яркое мироощущение здоровой юности». Неоромантические герои действовали «отнюдь не в тепличной среде, сталкивались при посредстве увлекательного сюжета с чрезвычайными обстоятельствами, требующими напряжения всех сил, энергичных, самостоятельных решений и действий». Для неоромантической системы ценностей были характерны противодействие духовной инерции и нравственным шаблонам, потребность личности в самостоятельности, в самореализации, не ограниченной никакими бытовыми условностями. Это естественным образом связывается с ценностями духовных и физических сил, проявляемых в борьбе с враждебным внешним миром и в победе над могущественными и опасными противниками. Одним из наиболее ярких и полных выражений имперской системы ценностей поздневикторианской Британии стала художественная литература, и особенно те ее жанры, которые были предназначены для юношества. «Новый романтизм» Р.Л. Стивенсона, Дж. Конрада, А. Конан Дойли, Р. Киплинга, Д. Хенти, У. Кингстона, Р, Баллантайна и других воплощал моральное кредо долга и самопожертвования, дисциплины и веры, гармоничного единства силы духа и физической мощи. Герои «новых романтиков» целеустремленны, готовы к риску и борьбе, полны жажды странствий и приключений. Они рвут связь с миром однообразного и добропорядочного мещанского благополучия ради моральных обязательств имперской миссии, ради поисков подвигов и славы.
Его идеал - герой, противопоставляющий себя обществу, отвергающий все викторианские ценности, как среднего класса, так и богемы. Их он считает кратковременными и случайными явлениями в вечной борьбе мирового бытия. Главный период творчества писателя начинается в 1880 году, когда он публикует «Дом на дюнах», с октября 1881 ио январь 1882 года в детском журнале «Юношеские разговоры» печатается «Остров сокровищ», авантюрный роман, ставший классическим образцом жанра. Если герои романтиков начала ХІК века - Байрона, Кольриджа, Уордсворта - являются идеальными типами людей, полностью противопоставленными обществу, то Фрэнк Кессилис из «Дома на дюнах» и Джим -Хокинс из «Острова сокровищ» так же самостоятельны и независимы, но они связаны с обществом через борьбу за его преобразование, через стремление преодолеть его ханжество и лицемерие, внести в него свои возвышенные идеалы. Шерлок Холмс как герой неоромантизма Неоромантизм и его характерные черты литературный неоромантизм шерлок холмс Некоторые исследователи, в частности Г.Е.Бен, В.П. Трыков, В.А. Луков, причисляют произведения Конан Дойла о Шерлоке Холмсе к литературе неоромантизма. Неоромантизм (от греч. немпт -- новый и романтизм), «новый романтизм», -- условное, неустойчивое наименование ряда эстетических тенденций, возникших в литературе европейских стран в конце XIX -- начале XX века как реакция на натурализм, а также на пессимизм и «безверие» декадентства, связывающего творчество со всем данным в действительности, случайным, мелочным и внешним.
Сегодня этот термин в историко-литературной практике и теории литературы употребляют как вполне определенный, прочно вошедший в научный обиход. Между тем проблема самого явления, как и дефиниции, его обозначающей, остается открытой. Термином "неоромантизм", как правило, обозначают феномен, передавший своеобразие переходной эпохи, «условное неустойчивое наименование ряда эстетических тенденций, возникших в литературе европейских стран в конце ХІХ - начале ХХ веков» [22; 21]. К этому термину прибегают советские исследователи истории английской, немецкой и итальянской литератур, а также ряд зарубежных исследователей (например, Дж. Лаини и Л. Пеш). Несмотря на свою распространенность, неоромантизм как историко-литературное понятие не стал устойчивым термином, поскольку "обозначал не столько конкретные стилистические модификации, сколько общие свойства, «дух времени», о котором говорили немецкие романтики. Термин был выведен И.Г. Гердером, однако у него значение термина менялось со временем (условно выделяется два периода - до и после «Писем для поощрения гуманности» [21; 43-45]). Дух эпохи или дух времени -- суммарная характеристика присущего исторической эпохе внутреннего единства, печать которого лежит на всем, что делается в данную эпоху. Дух эпохи сказывается на художественных, философских, научных произведениях, относящихся к конкретной эпохе, на ее оценках, нормах, обычаях и ритуалах, на способе жизни людей и характере их чувств и т.д. [35; 1072] «Дух времени» не только придает характер определенному времени, он меняет его, так как меняется сам. В неоромантизме проявились фундаментальные особенности переходного периода (каковым, несомненно, был рубеж XIX-XX веков). Среди них в первую очередь нужно выделить следующие: мозаичность картины литературной жизни, множественность направлений, течений, школ, отсутствие магистрального направления, открытость границ различных художественных систем, множественность влияний и традиций, расширение литературной «географии», неоформленность термина.
Не сложившись в самостоятельное, обособленное течение, неоромантизм в качестве идейных и стилевых тенденций повсюду переплетается и взаимодействует как с реалистическими, так и с декадентскими направлениями. Презирая прозаическое существование обывателя, неоромантики подобно романтикам начала XIX века воспевали мужество, подвиг и героику приключений в необычайной, часто экзотической обстановке. Типичный неоромантический герой -- мужественный или необыкновенный человек, нередко противостоящий обществу (изгой, отщепенец), подчас отчужденный от народа («сверхчеловек»); его жизнь полна романтики, сопряжена с риском и приключениями. Для неоромантического произведения характерен острый, напряженный сюжет, существенным элементом которого является борьба, опасности, нередко таинственные или сверхъестественные события. В основе творчества неоромантиков лежал романтический разлад между действительностью и мечтой. Однако, используя романтический метод, неоромантики существенно отличаются от своих предшественников-романтиков. Для неоромантического направления характерно не противопоставление обычным людям исключительных героев, а поиски идеала в самой действительности, «открытие» героя в обыкновенном человеке. Неоромантики полагали, что все зависит от угла зрения, под которым рассматривается действительность, от умения человека увидеть красоту и необычность окружающего его мира. Именно поэтому для неоромантиков характерен культ приключения, стремление к необычному. Неоромантизм показывает, как человек, сумевший увидеть окружающий его мир свежим взглядом, открывает в нем таинственное, необычное. Стремление к опасностям, авантюрам, к столкновению с трудностями и их преодолению делает, по мнению неоромантиков, жизнь человека яркой, насыщенной. Искусство не только приподнимает человека над будничностью деловой жизни, не только показывает ему чудесный мир фантазии, но и дает ему ключ к пониманию смысла жизни, требует от своего читателя изменения собственной жизненной позиции. Для неоромантизма характерен оптимизм, утверждение безграничности человеческих возможностей, борьба за духовную красоту человеческой жизни. В.М. Толмачёв, рассматривая различные связи неоромантизма с романтизмом и реализмом, констатирует следующее: "Суммарно неоромантизм можно обозначить как антиромантический романтизм и связать с ним попытку усложнения идеализма, его определенной рационализации, устранения того, что принималось в ХХ веке за "слабые" стороны романтизма в ХІХ веке…". Ученый понимает неоромантизм как "воспроизводство романтизма на новых (заведомо неромантических), глубоко личных основаниях" [34]. Мы же полагаем, что романтизм и "неоромантизм" представляют собой различные типы искусства, на что указывала еще в середине 80-х годов в своей монографии "Стивенсон и английская литература ХІХ века" Н.Я. Дьяконова [10; 179-192].
Неоромантизм связан с традициями романтизма, но возникает в иную историческую эпоху: это эстетический и этический протест против дегуманизации личности и реакция на натурализм и крайности декадентства. Неоромантики верили в сильную, яркую личность, они утверждали единство обыденного и возвышенного, мечты и действительности. Согласно неоромантическому взгляду на мир, все идеальные ценности можно обнаружить в обыденной действительности при особой точке зрения наблюдателя, иными словами, если смотреть на нее сквозь призму иллюзии. Известно, что характер культуры определяется картиной мира, а картина мира - пространственно-временной структурой [22; 22]. Романтический мир - двусферный мир: мир конечного и бесконечного, реальности и сверхреальности. Пространственная двусферность диктует структуру и семантику всех компонентов художественного мира и, следовательно, структуру всего романтического произведения. Неоромантический мир в основе своей - односферный мир. Как в реалистической культуре, это мир реальности. Высшая сфера - сверхреальная, мифологическая, по отношению к которой земная сфера объективна, - в неоромантической картине мира отсутствует. Благодаря этому конститутивному обстоятельству, неоромантизм несравненно ближе реализму, чем романтизму. В отличие от романтиков, в творчестве неоромантиков идеальное не отдалено во времени и пространстве, а находится рядом, хотя и требует от человека особых усилий для обнаружения. Неоромантизм неоднороден: в каждой стране, где он утвердился, он приобретал специфические черты. Английский неоромантизм представляет собой сложный феномен. Существование неоромантической литературы сочетается с почти полным отсутствием «чистых» писателей-неоромантиков. Термин «неоромантизм» в английской литературе связан с разработкой таких жанров, как приключенческий (Дж. Конрад, Хаггард, Киплинг), исторический (Л. Стивенсон), детективный (Г. К. Честертон, А. Конан Дойл). Неоромантизм отдельных произведений Оскара Уайльда неотделим от черт символизма, отчасти реализма, Джозефа Конрада -- от импрессионизма, в творчестве Редьярда Киплинга романтические рассказы (например, «Рикша-призрак», «Дети Зодиака») соседствуют с реалистическими зарисовками светского общества («Воспитание Отиса Айира», «Заурядная женщина»), неоднозначен творческий метод мастеров приключенческого жанра: Роберта Льюиса Стивенсона, Артура Конан Дойла, Гилберта Кита Честертона, Генри Райдера Хаггарта и др. Характерный для европейского неоромантизма образ героической личности в английском неоромантизме заменяется образом «незаметного героя» (Конан Дойл, Честертон), ребенка (Киплинг), молодого человека (Стивенсон), «маленького человека» (Киплинг) [26; 96]. Для английского неоромантизма свойственно ставить героя в зависимость от обстоятельств (вплоть до появления у Конрада темы рока в образе моря), которые не только не подавляют героя, но позволяют ему полнее раскрыться. Обстоятельства, в которые попадает герой, лишаются конкретного социального содержания (в их качестве выступают, например, природные стихии). Сюжет большинства неоромантических произведений выстраивается как напряженная интрига, и именно эта черта неоромантизма наиболее ярко выражена в произведениях о Шерлоке Холмсе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|