Электронные ресурсы по отдельным темам дисциплины
ПРОГРАММА КУРСА Тема 1. Организация научно-исследовательской работы в вузах. Цели и задачи дисциплины «Организация научного исследования». Управление в сфере науки. Государственное руководство научно-исследовательской работой в России. Организация научных исследований в высших учебных заведениях. Ученые степени и ученые звания. Подготовка магистров. Подготовка научных и научно-педагогических кадров. Обучение в аспирантуре. Докторантура. Соискательство. Научно-исследовательская работа студентов и ее формы. Учебно-исследовательская работа студентов и ее формы. Тема 2. Наука и научное исследование. Понятие науки. Классификация наук. Научное исследование. Научное исследование как деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Понятие и классификация научных исследований. Объекты научного исследования. Предмет научного исследования. Классификация научных исследований: фундаментальные и прикладные. Формы и методы исследования: экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа. Уровни научного исследования. Теоретические и эмпирические уровни исследования. Проблема, гипотеза и теория как структурные компоненты теоретического познания. Структурные элементы теории. Факты, теоретические обобщения и законы как структурные элементы эмпирического исследования. Этапы научно-исследовательской работы. Планирование, организация и реализация научно-исследовательской работы. Этапы проведения научных исследований: подготовительный, проведение теоретических и эмпирических исследований; работа над рукописью и её оформление; представление результатов работ и внедрение результатов научного исследования.
Тема 3. Методология научных исследований. Понятие метода научного исследования. Классификация методов. Понятие методики научного исследования. Понятие методологии научного исследования. Уровни методологии научных исследований. Метод, способ и методика. Философские методы исследований. Диалектический метод познания. Общенаучные методы научного исследования. Общелогические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Теоретические методы исследования: аксиоматический, гипотетический, формализация, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, системного анализа. Методы эмпирического уровня исследования: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование. Частные методы исследования. Методы конкретно-социологического исследования. Документальный метод. Анкетирование. Правила разработки анкеты и анкетного опроса. Интервьюирование. Метод экспертных оценок. Методы сводки, группировки и статистического анализа. Тема 4. Подготовительный этап научно-исследовательской работы. Выбор темы научного исследования. Планирование научно-исследовательской работы. Рабочая программа конкретного научного исследования. Субъект и объект научного исследования. Интерпретация основных понятий. План и его виды. Анализ теоретико-экспериментальных исследований. Формулирование выводов. Методологический и процедурный разделы программы. Составление планов научно-исследовательских работ (реферат, курсовая, выпускная квалификационная работа). Тема 5. Сбор научной информации.
Основные источники научной информации. Классификация источников научной информации. Классификация изданий. Виды научных изданий. Виды учебных изданий. Справочно-информационные издания. Библиографические, реферативные и обзорные издания. Периодические и продолжающиеся издания. Изучение литературы. Поиск литературных источников. Изучение специальной литературы. Изучение практики. Источники опубликованной практики. Источники неопубликованной практики. Изучение статистических материалов. Тема 6. Написание и оформление научных работ студентов. Структура учебно-научной работы студента. Рубрикации. Правила деления текста на главы и параграфы. Построение перечней. Внутриабзацные перечни. Перечни с элементами-абзацами. Способы написания текста. Типы изложения материала. Язык и стиль речи. Сокращения слов. Правила сокращения слов. Оформление таблиц. Правила составления таблиц. Вывод. Графический способ изложения иллюстративного материала. Линейный график. Столбиковый график. Полосовой график. Секторная диаграмма. Схема. Оформление библиографического аппарата. Составление и оформление библиографического списка использованных источников. Группировка источников в библиографических ссылках. Требования к печатанию рукописи. Тема 7. Особенности подготовки, оформления и защиты студенческих работ. Особенности подготовки рефератов и докладов. Особенности подготовки и защиты курсовых работ. Особенности подготовки и защиты выпускных квалификационных работ. Навыки самопрезентации, организации и проведения защиты результатов работ. Подготовительные мероприятия к выступлению. Техника и тактика ответов на вопросы. Технология удержания внимания целевой аудитории.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБЩИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Видеоресурсы | Электронная литература |
Тестовые задания | ||||||||||||
Электронные библиотеки | Электронные словари | Электронные учебники | Электронные журналы | |||||||||||
Организация научного исследования. Видеолекция Электронный образовательный портал Организация научного исследования Организация научного исследования. Часть 2 | Электронная библиотека МИУ Электронно-библиотечная система (ЭБС) http://window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://flogiston.ru/library Флогистон (библиотека по психологии) | http://pedagogicheskaya.academic.ru/1597/%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%94%D0%AB_%D0%98%D0%A1%D0%A1%D0%9B%D0%95%D0%94%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%AF Российская педагогическая энциклопедия Электронный словарь ABBYY Lingvo Электронный словарь — Википедия Словари - Словопедия | http://192.168.1.85/bibl/item_info/20691/Планирование%20и%20организация%20научных%20исследований Планирование и организация научных исследований. Автор: Комлацкий Василий Иванович Вид лит.: Учебное пособие https://www.book.ru/book/917315 Методология научного исследования: учебное пособие / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. — Москва: Новиков Дмитрий Александрович, 2009. Аксиологические проблемы современной науки. Автор: Титаренко И.Н. Вид лит.: Учебное пособие http://www.e-reading.club/bookreader.php/136004/Ruzavin_-_Metody_nauchnogo_issledovaniya.pdf Рузавин Г.И. Методы научного исследования | http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html Психологический журнал РАН | http://62.76.179.222/ Аргус-М. Система онлайн-обучения. Тестирование |
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
Тема | Задание | Видеоресурсы | Электронная литература | Тестовые задания |
Тема 1. Место и роль методологии в системе исследования | Изучить теоретический материал и раскрыть: *Основная функция метода научного познания *Классификация методов научного познания *Методы эмпирических исследований *Методы теоретического познания *Исследовательские возможности различных методов | Организация научного исследования Организация научного исследования. Часть 2 Организация научного исследования. Видеолекция Электронный образовательный портал | http://192.168.1.85/bibl/item_info/20691/Планирование%20и%20организация%20научных%20исследований Планирование и организация научных исследований. Автор: Комлацкий Василий Иванович Вид лит.: Учебное пособие https://www.book.ru/book/917315 Методология научного исследования: учебное пособие / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. — Москва: Новиков Дмитрий Александрович, 2009. | 1. Наука – это… а) форма общественного сознания; б) сфера человеческой деятельности; в) необходимый показатель развития общества; г) форма человеческого мышления. 2. Какая из функций науки соответствует данной характеристике «познание природы, общества и человека, рационально- теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, т.е. производство нового научного знания». а) культурная (образовательная); б) производственная, технико-технологическая; в) познавательная; г) мировоззренческая. 3. Группа наук, объектом изучения которых является общество и человек называется: а) технические; б) формальные; в) общественные; г) естественные. |
Тема 2. Методология научного познавательного процесса | Изучить теоретический материал и раскрыть: *Виды исследований *Классификация научных исследований *Этапы научного исследования *Основные компоненты методики исследования | Организация научного исследования Организация научного исследования. Часть 2 Организация научного исследования. Видеолекция Электронный образовательный портал | http://192.168.1.85/bibl/item_info/20691/Планирование%20и%20организация%20научных%20исследований Планирование и организация научных исследований. Автор: Комлацкий Василий Иванович Вид лит.: Учебное пособие https://www.book.ru/book/917315 Методология научного исследования: учебное пособие / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. — Москва: Новиков Дмитрий Александрович, 2009. | 4. Не относится к гуманитарным наукам: а) культурология; б) астрономия; в) педагогика; г) история. 5. Общественные науки включают: а) формальные науки; б) гуманитарные науки; в) технические науки; г) социальные. 6. Группа наук, объектом изучения которых являются природные процессы и явления, называется а) технические; б) формальные; в) общественные; г) естественные. |
Тема 3. Методология теоретического уровня научного анализа | Изучить теоретический материал и оформить конспект по темам: 1.Транзитивные (переходные) процессы. Трансформация общества как форма его самоорганизации | Организация научного исследования Организация научного исследования. Часть 2 Организация научного исследования. Видеолекция Электронный образовательный портал | http://192.168.1.85/bibl/item_info/20691/Планирование%20и%20организация%20научных%20исследований Планирование и организация научных исследований. Автор: Комлацкий Василий Иванович Вид лит.: Учебное пособие https://www.book.ru/book/917315 Методология научного исследования: учебное пособие / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. — Москва: Новиков Дмитрий Александрович, 2009. | 7. Область действительности, которую исследует наука: а) предмет исследования; б) логика исследования; в) объект исследования; г) метод исследования. 8. Какую концепцию науки раскрывает данное высказывание «это способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом». а) наука как знание; б) наука как деятельность; в) наука как социальный институт; г) как социальная сила. 9. Какая концепция все более отчетливо обнаруживается у науки в последнее время: а) наука как деятельность; б) как социальная сила; в) наука как знание; г) наука как социальный институт. |
Тема 4. Методология системного анализа | Изучить теоретический материал и оформить конспект по темам: 1.Специфика современной исторической методологии в анализе социальных процессов. Историческое место и роль в ней метода актуализации и принципа соответствия. 2.Черты синергетического анализа социальных проблем современности | Организация научного исследования Организация научного исследования. Часть 2 Организация научного исследования. Видеолекция Электронный образовательный портал | http://192.168.1.85/bibl/item_info/20691/Планирование%20и%20организация%20научных%20исследований Планирование и организация научных исследований. Автор: Комлацкий Василий Иванович Вид лит.: Учебное пособие https://www.book.ru/book/917315 Методология научного исследования: учебное пособие / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. — Москва: Новиков Дмитрий Александрович, 2009. | 10. Какую концепцию науки раскрывает данное высказывание «данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития общества». а) наука как знание; б) наука как деятельность; в) наука как социальный институт; г) как социальная сила. 12. Высший научный орган Российской Федерации. а) Министерство образования и науки; б) Московский государственный университет (МГУ); в) Российская академия наук (РАН); г) Высшая аттестационная комиссия (ВАК). |
Тема 5. Методика проведения научного исследования | Изучить теоретический материал и оформить конспект по темам: 1.Взаимосвязь эмпирического и теоретического знания в методологии социального проектирования. 2. Моделирование в социально – гуманитарной сфере как элемент системы общенаучной методологи: виды моделирования и проблемы верификации моделей | Организация научного исследования Организация научного исследования. Часть 2 Организация научного исследования. Видеолекция Электронный образовательный портал | http://192.168.1.85/bibl/item_info/20691/Планирование%20и%20организация%20научных%20исследований Планирование и организация научных исследований. Автор: Комлацкий Василий Иванович Вид лит.: Учебное пособие https://www.book.ru/book/917315 Методология научного исследования: учебное пособие / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. — Москва: Новиков Дмитрий Александрович, 2009. | 13. Какие формы работы относятся к учебно-исследовательской деятельности студентов: а) проведение исследовательских работ в период практики и стажировки; б) выступление с докладами на научно-теоретических и научно-практических конференциях; в) написание рефератов, курсовых и дипломных работ; г) участие в конкурсах на лучшую научную работу и олимпиадах. 14. Какие формы работы относятся к научно-исследовательской деятельности студентов: а) работа в научных кружках и проблемных группах, студенческих лабораториях; б) проведение научных исследований при выполнении дипломных работ; в) выступление с докладами на научно-теоретических и научно-практических конференциях г) переводы научных работ, текстов. |
|
|
|
|
|
|