Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Констатирующий эксперимент.





 

Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии мышления и потребности выразить себя. Рисование, как игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокий, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасаются с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания [14, c. 22].

При проведении констатирующего эксперимента мы использовали методики выявления страхов у детей с помощью рисунков.

Такая методика проводится с целью понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира ребёнка [11, c. 46].

Детям предлагалось рисовать на темы: «В ДОУ», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее», «Кем я хочу стать».

Сначала детям было предложено рисовать цветными карандашами. С целью активизации интереса к рисованию дома, за месяц до этого, детям было дано задание принести и показать свои рисунки. На первых двух подготовительных занятиях было предложено детям темы выбрать самим. Дети рисовали: медведя, машины, деревья, лес, людей и т.д.

После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводились два раза в неделю и затрагивали одну или две темы.

                   Анализ рисунков. 

Рисунки на тему «В ДОУ»

Рисунки получились самые разнообразные. Некоторые дети рисовали только детский сад и воспитателя; другие рисовали только своих сверстников; третьи же рисовали только себя в центре внимания.



Таблица 1

Исследование страхов с помощью рисунков.

 

В центре внимания- Мало друзей среди Нет друзей среди
сам ребенок сверстников сверстников
20% 45% 35%

 

В рисунках на тему «В ДОУ» самое важное то, как ребёнок взаимно располагает фигуры сверстников и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы это дети с истерическими чертами характера. Те дети, у которых на рисунке оказалось мало сверстников или они отсутствуют совсем это дети с невротическими реакциями. Это также отражает проблемы взаимопонимания со сверстниками. То же самое относится к рисункам на тему «На улице, во дворе». Если в рисунке ребёнка мало сверстников, то это указывает на затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов и чрезмерную опёку в семье.

Рисунки на тему «Семья».

Детям даётся задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок.

Таблица 2

Исследование страхов с помощью рисунков.

Ребёнок между Ребёнок ближе к
родителями маме или к папе
35% 65%

   

В этих рисунках имеет большое значение порядок и близость расположения фигур, и особенно место ребёнка. Если ребёнок рисует себя между родителями - это говорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи к одному из них - это говорит о выраженной привязанности к одному родителю. Наконец, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.

 

Рисунки на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём».

Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каждый ребёнок должен выбрать его сам.

Таблица 3

Исследование страхов с помощью рисунков.

 

Не нарисовали Нарисовали
страх страх
30% 70%

 

Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.

Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно травмирующее звучание страха и психике ребёнка. Важно, во-первых, то, что задание задаёт воспитатель, ребёнок которому доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого воспитателя. 

 

Рисунки на тему «Самое хорошее или самое плохое»

Каждому ребёнку была предоставлена возможность выбора событий, происходивших с ним.

Таблица 4

Исследование страхов с помощью рисунков

 

Хорошие, радостные Неприятные
эпизоды события
80% 20%

                            

Большинство детей предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, в группе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтической ориентированной беседы с ними.

Преобладание в рисунке серых тонов и доминирование чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и после дующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитают другие виды деятельности.

Анализ полученных результатов показал позитивные и негативные тенденции в эмоциональной сфере. Выявил скрытые детские страхи.

Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.).

Экспериментальный материал -14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни старшего дошкольника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом - печальное.

Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, педагог даёт инструкцию следующего содержания:

1.Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2.Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3.Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

4.Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) одевается».

5.Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) играет со старшими детьми».

6.Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».

7.Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) в ванной».

8.Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

9.Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

10.Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

11.Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) убирает игрушки».

12.Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ?»

13.Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) со своими мамой и папой».

14.Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе.

        Протокол выявления тревожности у детей.

Имя: Роман       Возраст: 6 лет      Дата: 15.05.2002.

Рисунок Высказывание

  Выбор

    Весёлое Печальное
    лицо лицо
1.Игра с младшими Мальчику надоело играть +  
детьми      
2.Ребёнок и мать Я люблю гулять с мамой +  
с младенцем.      
3.Объект агрессии Хочется ударить его стулом   +
4.Одевание Я люблю одеваться на прогулку +  
5.Игра со старшими Мама играет с ребёнком +  
детьми      
6.Укладывание спать Когда иду спать, беру игрушку   +
в одиночестве      
7.Умывание Потому что он умывается +  
8.Выговор Мама его ругает   +
9.Игнорирование Потому что тут малыш +  
10.Агрессивность Кто-то отбирает игрушку   +
11.Собирание Мама заставляет его собирать   +
игрушек игрушки    
12.Изоляция Дети не хотят с ним играть   +
13.Ребёнок Родители играют с ним +  
с родителями      
14.Еда в одиночестве Пьёт чай, я тоже люблю пить чай +  

   

В тестировании принимали участие 15 человек.

                        Анализ данных.

Протоколы подвергаются количественному анализу. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (И.Т.),который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14)

  Число эмоционально негативных выборов  
ИТ= 14 100%  

Данные протокола заносятся в таблицу, где вычисляется индекс тревожности каждого ребёнка.

    Ф.И Вычисление ИТ    ИТ(%)
Роман Т. ИТ= 6/14*100% ИТ=42,8%
Катя И. ИТ= 3/14*100% ИТ=21,4%
Ваня С. ИТ= 1 /14*100% ИТ=7,1%
Руслан Г. ИТ= 10 /14*100% ИТ=71,4%
Юра В. ИТ= 2 /14*100% ИТ=14,2%
Таня М. ИТ= 4 /14*100% ИТ=28,5%
Айдар Ф. ИТ= 1 /14*100% ИТ=7,1%
Андрей А. ИТ= 5 /14*100% ИТ=35,7%
Лиля С. ИТ= 6 /14*100% ИТ=42,8%
Алия М. ИТ= 4 /14*100% ИТ=28,5%
Юля Д. ИТ= 7/14*100% ИТ=50%
 Витя Н. ИТ= 1 /14*100% ИТ=7,1%
Саша К. ИТ= 2 /14*100% ИТ=14,2%
Света М. ИТ= 3 /14*100% ИТ=21,4%
Раушан Н. ИТ= 6 /14*100% ИТ=42,8%

Высокий уровень тревожности

(индекс тревожности выше 50%)

Средний уровень тревожности.

(индекс тревожности от 20 до 50 %)

Низкий уровень тревожности.

(индекс тревожности от 0 до 20%)

Таким образом: из 15 человек, которые принимали участие в тестировании, выявлено, 4 человека с высоким уровнем тревожности, 6 человек со средним уровнем тревожности, 5 человек с низким уровнем тревожности. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте перед поступлением в школу возрастает уровень тревожности.

Диагностика количества страхов (тест: «Страхи в домиках». методика М.А. Панфиловой.)

Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови.

Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.

Таблица 4               

Страхи, которым подвержен ребёнок.

Ф.И Темнота Сказочные Кровь Стихии Врач транспорт Животные
    персонажи          
Таня М. +   +        
Оля П.   +   +      
Катя И.             +
Олег Р. +   +        
Саша К.   +   +      
Роман Т. +       +    
Алия М. +     +   +  
Руслан Г. +   +   +   +
Айдар Ф. + +          
Андрей А. +            
Рияз М.     +        
Саша Л. +     +   +  
Света М. +   +       +
Раушан Н.             +
Юра Б.         +    
Таня Б.   +          
Люда К.     +        
Лиля С. +            
Юля Ч.     +        

 

Исходя из данных таблицы, составляется график страхов детей.

 

Условные обозначения:

% - количество детей, которые подвержены страхам.

Cтрах, которым подвержен ребенок:

1 темнота

2 сказочные персонажи

3 кровь

4 стихии

5 врач

6 транспорт

7 животные

 

Таким образом, анализ собранных данных доказывает, что страх и боязнь – удел преимущественно дошкольного возраста, а тревожность и опасения – подросткового возраста. В старшем дошкольном возрасте страх и боязнь, тревожность и опасения могут быть представлены в одинаковой степени. Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети, выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты, менее подвержены страху крови, меньше всего дети подвержены всем остальным страхам.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.