Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние особенностей интерпретации на адекватность восприятия музыки




Сложность музыкального языка всегда опосредована характе­ром интерпретации. История исполнительства знает немало примеров гениального прочтения труднодоступных произведе­ний, которые благодаря таланту интерпретатора становились сразу любимыми и «легкими» для восприятия. Индивидуальное исполнительское прочтение музыки ока­зывает огромное явление на процесс постижения слушателями

124_____________________________Бочкарев А. Л.

композиторского замысла. С одной стороны, исполнитель, адекватно раскрывающий смысл произведения, может в зна­чительной степени помочь слушателю понять содержание му­зыки, с другой стороны, выйдя за рамки «дозволенного», ис­полнитель может настолько исказить логику музыкального раз­вития, что слушательское восприятие станет неадекватным. Проблема влияния индивидуальности исполнительского стиля на характер восприятия является актуальной для всех исполнительских искусств. Представители музыкальной эсте­тики, психологии, теории и истории искусства с разных сто­рон освещает эту проблему, споря о границах творческой сво­боды интерпретатора, анализируя закономерности общения исполнителя с публикой, трактуя механизмы катарсического действия искусства, рассматривая условия восприятия искус­ства в эпоху НТР [117, 157, 304, 386, 387]. Индивидуальность исполнителя проявляется в особенностях прочтения художественного замысла, специфике художе­ственного мышления, артикуляционных, динамических, темпо-ритмических особенностях интерпретации, манере игры, а так­же в своеобразии внешне выраженных эмоционально-экспрессив­ных реакций исполнителя, его способностях и эмоциональному сопереживанию. Экспериментальному изучению влияния исполнительской интерпретации на степень адекватности восприятия музыки в отечественном музыкознании и музыкальной психологии посвящено сравнительно небольшое количество работ [8, 10, 254-255]. Так, О. М. Агаркова [10] интересовал лишь один важный аспект в интерпретации и восприятии музыки — метроритм. Испытуемым с различным уровнем подготовки предлагалось после трехкратного прослушивания 20 отрывков из различных музыкальных произведений, записанных на пленку, выставить воспринимаемый ими размер и поставить тактовые черты в соответствии со своим восприятием сильной доли. Проанализировав результаты исследования, автор убедительно показал на многочисленных интересных примерах, нас­колько исполнительская свобода в ритме мешает слушателям адекватно воспринимать метричность. На экспериментальных бланках примеры были записаны услов­но и сокращенно (без тактовых черт, указания размера, иногда — без штилей).

Музыкально-слуховая деятельность__________________125

Так, певец Ф. Корелли, исполняя арию Каварадоси из III акта оперы Д. Пуччини «Тоска», сделал две длинные ферматы в 1 и 4 тактах, что значительно затруднило для слушателей задачу опре­деления тактов, этому способствовало и отсутствие у Д. Пуччини регулярно ритмизированной фактуры в сопровождении. Ни один из испытуемых О. М. Агаркова не воспринял метро-ритм адекватно композиторскому замыслу, 24 человека не ответи­ли совсем, 30 человек ответили неопределенно или необоснованно. Однако удручающие, на первый взгляд, результаты восприя­тия метрики данного фрагмента, автор правильно психологичес­ки интерпретирует с точки зрения главного-музыкально-смыс­лового начала, подчеркивая, что различные метрические вари­анты восприятия этой музыки в целом не снижает качества воздействия выразительной мелодии, красоты и эмоционально­сти голоса певца. В этом же акте оперы Д. Пуччини можно най­ти и другие метрические варианты изложения этой мелодии. Комплексному экспериментальному изучению степени влия­ния неспецифических-музыкально-исполнительских средств (тем­па, динамики, штрихов) на структурно-динамические харак­теристики восприятия посвящено диссертационное исследо­вание В. М. Авдеева [8]. Подход к музыкальному восприятию как к полиструктурному психологическому образованию, вклю­чающему эмоциональный, мыслительный и двигательный ком­поненты, позволил автору на экспериментальном материале выявить причины различий в переживаниях слушателей в зависимости от характера интерпретации. Исследователь показал эффект целостного воздействия вы­разительных средств на эмоциональный и мыслительный ком­поненты восприятия при слушании классической музыки, отметив в то же время незначительное влияние исполнитель­ской интерпретации на структурные компоненты восприятия при слушании джазовой музыки. Выразительные исполнительские средства служат «вклю­чателем» эмоционально-ассоциативных процессов, способствуя возникновению адекватных художественных образов и пере­живаний у слушателей. Они не только «проясняют» смысловое значение и специфику музыкальных средств, но и выполняют формообразующие, композиционные функции: темп, динамика, штрихи активно участвуют в формировании пространственно-

1 Этот вывод, бесспорно, следует проверить на большем музы­кальном материале.

126______________________________Бочкарев А. А.

временных представлений слушателя о связанности, слитнос­ти, расчлененности частей произведения и формы в целом Именно на этом вопросе заостряет внимание автор. Так, в ис­полнении С. Рихтером финала Первого фортепианного концер­та П. И. Чайковского форма представляется перед слушателя­ми в виде вариационного цикла: главная партия звучит очень лирично, разделы, связанные с разработочным типом изложе­ния, представлены выпукло, рельефно, с большим количеством темповых отклонений — слушательское внимание приковывает множественность впечатлений. Напротив, в интерпретации этой же музыки В. Клиберном можно услышать черты рондо: в главной партии подчеркивается скерцозное начало мелодии, экспозиционный раздел звучит более укрупненно, по сравне­нию с разработкой. В концепции С. Рихтера ярко выражено стремление отразить полярные эмоциональные состояния, под­черкнуть многообразие эмоционально-контрастных моментов, для В. Клиберна, напротив, характерно стремление к устойчи­вости образов, их варьированию, повторности. Автор обнаружил различия и в психофизиологических реак­циях испытуемых при восприятии разных исполнительских трактовок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...