Влияние особенностей интерпретации на адекватность восприятия музыки
Сложность музыкального языка всегда опосредована характером интерпретации. История исполнительства знает немало примеров гениального прочтения труднодоступных произведений, которые благодаря таланту интерпретатора становились сразу любимыми и «легкими» для восприятия. Индивидуальное исполнительское прочтение музыки оказывает огромное явление на процесс постижения слушателями 124_____________________________Бочкарев А. Л. композиторского замысла. С одной стороны, исполнитель, адекватно раскрывающий смысл произведения, может в значительной степени помочь слушателю понять содержание музыки, с другой стороны, выйдя за рамки «дозволенного», исполнитель может настолько исказить логику музыкального развития, что слушательское восприятие станет неадекватным. Проблема влияния индивидуальности исполнительского стиля на характер восприятия является актуальной для всех исполнительских искусств. Представители музыкальной эстетики, психологии, теории и истории искусства с разных сторон освещает эту проблему, споря о границах творческой свободы интерпретатора, анализируя закономерности общения исполнителя с публикой, трактуя механизмы катарсического действия искусства, рассматривая условия восприятия искусства в эпоху НТР [117, 157, 304, 386, 387]. Индивидуальность исполнителя проявляется в особенностях прочтения художественного замысла, специфике художественного мышления, артикуляционных, динамических, темпо-ритмических особенностях интерпретации, манере игры, а также в своеобразии внешне выраженных эмоционально-экспрессивных реакций исполнителя, его способностях и эмоциональному сопереживанию. Экспериментальному изучению влияния исполнительской интерпретации на степень адекватности восприятия музыки в отечественном музыкознании и музыкальной психологии посвящено сравнительно небольшое количество работ [8, 10, 254-255]. Так, О. М. Агаркова [10] интересовал лишь один важный аспект в интерпретации и восприятии музыки — метроритм. Испытуемым с различным уровнем подготовки предлагалось после трехкратного прослушивания 20 отрывков из различных музыкальных произведений, записанных на пленку, выставить воспринимаемый ими размер и поставить тактовые черты в соответствии со своим восприятием сильной доли. Проанализировав результаты исследования, автор убедительно показал на многочисленных интересных примерах, насколько исполнительская свобода в ритме мешает слушателям адекватно воспринимать метричность. На экспериментальных бланках примеры были записаны условно и сокращенно (без тактовых черт, указания размера, иногда — без штилей).
Музыкально-слуховая деятельность__________________125 Так, певец Ф. Корелли, исполняя арию Каварадоси из III акта оперы Д. Пуччини «Тоска», сделал две длинные ферматы в 1 и 4 тактах, что значительно затруднило для слушателей задачу определения тактов, этому способствовало и отсутствие у Д. Пуччини регулярно ритмизированной фактуры в сопровождении. Ни один из испытуемых О. М. Агаркова не воспринял метро-ритм адекватно композиторскому замыслу, 24 человека не ответили совсем, 30 человек ответили неопределенно или необоснованно. Однако удручающие, на первый взгляд, результаты восприятия метрики данного фрагмента, автор правильно психологически интерпретирует с точки зрения главного-музыкально-смыслового начала, подчеркивая, что различные метрические варианты восприятия этой музыки в целом не снижает качества воздействия выразительной мелодии, красоты и эмоциональности голоса певца. В этом же акте оперы Д. Пуччини можно найти и другие метрические варианты изложения этой мелодии. Комплексному экспериментальному изучению степени влияния неспецифических-музыкально-исполнительских средств (темпа, динамики, штрихов) на структурно-динамические характеристики восприятия посвящено диссертационное исследование В. М. Авдеева [8]. Подход к музыкальному восприятию как к полиструктурному психологическому образованию, включающему эмоциональный, мыслительный и двигательный компоненты, позволил автору на экспериментальном материале выявить причины различий в переживаниях слушателей в зависимости от характера интерпретации. Исследователь показал эффект целостного воздействия выразительных средств на эмоциональный и мыслительный компоненты восприятия при слушании классической музыки, отметив в то же время незначительное влияние исполнительской интерпретации на структурные компоненты восприятия при слушании джазовой музыки. Выразительные исполнительские средства служат «включателем» эмоционально-ассоциативных процессов, способствуя возникновению адекватных художественных образов и переживаний у слушателей. Они не только «проясняют» смысловое значение и специфику музыкальных средств, но и выполняют формообразующие, композиционные функции: темп, динамика, штрихи активно участвуют в формировании пространственно-
1 Этот вывод, бесспорно, следует проверить на большем музыкальном материале. 126______________________________Бочкарев А. А. временных представлений слушателя о связанности, слитности, расчлененности частей произведения и формы в целом Именно на этом вопросе заостряет внимание автор. Так, в исполнении С. Рихтером финала Первого фортепианного концерта П. И. Чайковского форма представляется перед слушателями в виде вариационного цикла: главная партия звучит очень лирично, разделы, связанные с разработочным типом изложения, представлены выпукло, рельефно, с большим количеством темповых отклонений — слушательское внимание приковывает множественность впечатлений. Напротив, в интерпретации этой же музыки В. Клиберном можно услышать черты рондо: в главной партии подчеркивается скерцозное начало мелодии, экспозиционный раздел звучит более укрупненно, по сравнению с разработкой. В концепции С. Рихтера ярко выражено стремление отразить полярные эмоциональные состояния, подчеркнуть многообразие эмоционально-контрастных моментов, для В. Клиберна, напротив, характерно стремление к устойчивости образов, их варьированию, повторности. Автор обнаружил различия и в психофизиологических реакциях испытуемых при восприятии разных исполнительских трактовок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|