Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интерпол как международное сотрудничество




Правоохранительных органов государств мира

 

Штаб-квартира Интерпола расположена в Лионе. Именно там содержатся досье на всех известных мировых преступников с подробным описанием обстоятельств их преступлений, личных характеристик, отпечатков пальцев, результатов тестов ДНК, а также специфики их преступной специализации. В случае необходимости, эта информация пересылается по конфиденциальным каналам в различные страны.

Интерпол — это и механизм, и посредник в практическом сотрудничестве служб уголовной полиции разных государств в их повседневной работе над раскрытием конкретных преступлений, координации и кооперации предпринимаемых ими совместных усилий. В этом механизме сотрудничества Интерпол действует как единый мировой центр по выработке совместной полицейской стратегии и тактики борьбы с международной уголовной преступностью[6].

 

Структура

 

Интерпол имеет следующую организационную структуру.

Генеральная Ассамблея состоит из делегатов, назначаемых государствами-членами. Ассамблея определяет задачи и принципы деятельности Интерпола, избирает должностных лиц Интерпола, дает рекомендации членам Организации. Ассамблея проводит свои сессии ежегодно[7].

Исполнительный комитет состоит из Президента Интерпола, трех вице-президентов и девяти делегатов, избираемых Генеральной Ассамблеей (Президент на четыре года, остальные лица - на три года). Исполком готовит заседания Генеральной Ассамблеи, контролирует исполнение ее решений, выполняет другие функции. Исполком собирается на заседания не реже одного раза в год. Постоянно действующим органом Интерпола является Генеральный секретариат, состоящий из Генерального секретаря (избирается Генеральной Ассамблеей на пять лет) и технического и административного персонала (назначается Генеральным секретарем).

Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государство-участник определяет орган (национальное центральное бюро - НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Организацией.

Советники осуществляют научное консультирование Интерпола и назначаются Исполкомом на три года[8].

 

Цели, задачи и направления деятельности Интерпола по

Борьбе с преступностью

 

Целями Интерпола являются:

а) обеспечение широкого взаимодействия всех органов уголовной полиции в рамках внутреннего законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека;

б) создание и развитие учреждений, которые могут способствовать предупреждению уголовной (в отличие от политической) преступности и борьбе с ней.

При этом подчеркивается, что речь идет прежде всего о международной преступности. Здесь сталкиваемся со специфическим понятием международного преступления. Оно не включает такие преступления, как преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности. Речь идет лишь об общеуголовных преступлениях, включая и некоторые конвенционные.

Принципами Интерпола являются уважение законодательства государств и международного права, недопустимость вмешательства в деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Интерпол собирает и систематизирует уголовно-розыскную и иную криминалистическую информацию; участвует в международном розыске; снабжает информацией национальные полицейские службы. Основными задачами деятельности являются: борьба с преступлениями против личности и собственности; борьба с организованной преступностью и терроризмом; борьба с незаконной торговлей оружием, наркотиками, драгоценными металлами и камнями[9]; борьба с торговлей людьми, проституцией[10]; борьба с преступлениями сексуального и иного характера в отношении несовершеннолетних; борьба с мошенничеством и фальшивомонетничеством; борьба с преступлениями в сфере экономики и кредитно-финансовой области.

В Стратегическом плане развития Интерпола (на начало XXI века) отмечено, что все сферы преступной деятельности должны быть охвачены всемирной системой обмена полицейской информацией с определенной формой представления данных. В этих целях Генеральный Секретариат Интерпола оснащен современными коммуникациями, которые позволяют Национальным центральным бюро во всем мире связываться друг с другом при помощи системы электронной почты. При использовании этого оборудования можно войти в базы данных, содержащие информацию о находящихся в международном розыске преступниках, похищенных автомобилях и художественных работах. Время ответа колеблется от нескольких минут до секунд, то есть оперативные сотрудники могут почти немедленно получить ответ на запрос по базам данных криминальной информации. При идентификации личности подозреваемого система может также использоваться для передачи фотографий и отпечатков пальцев. Информация о международных преступлениях и данные о преступниках, передаваемые через сеть телекоммуникации, хранятся в многочисленных базах данных, сосредоточенных в штаб-квартире Интерпола (г. Лион, Франция). Базы данных, которые входят в информационную систему Интерпола, являются глобальным хранилищем существующей криминальной информации. Все поступающие данные автоматически подвергаются перекрестным проверкам с уже имеющейся информацией для выявления совпадений и установления ранее неизвестных связей[11].

Новейшей стратегической системой, которую уже устанавливают в Интерполе, является автоматизированная система идентификации отпечатков пальцев. Эта система будет полностью интегрирована с компьютерной телекоммуникационной системой Интерпола, с тем чтобы отпечатки пальцев могли быть переданы электронным способом[12].

Информационная деятельность Интерпола включает рассылку розыскных карт, содержащих установочные данные, описывающих внешность, содержащих фотографии, отпечатки пальцев лиц, находящихся в розыске. Рассылаются также карты-уведомления, содержащие сведения о международных преступниках, а также карты на лиц, пропавших без вести, и карты на неопознанный труп, карты похищенной собственности. Рассылается информация о новых и вызывающих особый интерес способах совершения преступлений[13].

Опыт свидетельствует о наличии трех основных факторов, которые обычно препятствуют успешному международному сотрудничеству. Во-первых, из-за структурных различий между правоохранительными органами разных стран иностранным представителям часто сложно разобраться в том, какое именно подразделение уполномочено заниматься конкретным видом деятельности, либо предоставлять определенную информацию. Во-вторых, между различными странами существуют языковые барьеры, которые могут препятствовать успеху сотрудничества. В-третьих, проблемы возникают по причине существования значительных различий в законодательстве и юридической практике в разных уголках мира.

С целью устранения подобных проблем было принято решение об учреждении правительствами всех стран-членов Интерпола на своей территории постоянных полицейских бюро, которые должны осуществлять функции Национальных центральных бюро Интерпола и служить центрами международного сотрудничества между правоохранительными органами различных стран.

В центральных органах Интерпола и НЦБ Интерпола в государствах-участниках ведется большая научно-исследовательская работа, в частности собирается и распространяется информация в области криминалистики, криминологии, уголовного права и т.д., издают многочисленные ведомственные бюллетени (например, Бюллетень "Подделки и подлоги") и др.

Российская Федерация является членом Интерпола с сентября 1990 г. (в порядке правопреемства). В МВД России создано НЦБ Интерпола в РФ, принято Положение о НЦБ Интерпола[14].

НЦБ Интерпола в Российской Федерации - это подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД России, имеющее статус главного управления. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений (филиалов) НЦБ осуществляются Министром внутренних дел РФ.

В задачи НЦБ Интерпола в Российской Федерации входят: 1) обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях; 2) оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации; 3) наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является Российская Федерация.

Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе взаимодействия с правоохранительными и иными государственными органами РФ, а также международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола.

НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.

НЦБ Интерпола осуществляет следующие функции:

1) принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ других государств запросы, следственные поручения и сообщения госорганов РФ для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления обыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов;

2) принимает меры по исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами государств - членов Интерпола запросов из Российской Федерации;

3) определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола и обязательным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международным договорам РФ исполнению на территории РФ запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных государств, и направляет их в соответствующие госорганы РФ;

4) иные функции, предусмотренные Положением о НЦБ[15].

Основными «клиентами» агентов Интерпола являются международные преступники, определяемые по трем категориям: их преступная деятельность распространяется более чем на одно государство (например, фальшивомонетчики, контрабандисты, торговцы наркотиками); лица, не выезжающие за пределы одного государства, но чья деятельность подрывает национальные интересы другой страны (например, хакеры); лица, совершившие преступления на территории одного государства, а скрывающиеся в другом[16].


Заключение

 

В настоящее время Интерпол - это крупная международная организация, вторая по численности после ООН и самая крупная организация правоохранительных органов, членами которой являются 184 государства. Сотрудничество полицейских органов в рамках Интерпола основано на действиях, предпринимаемых этими органами на территории своих стран и в строгом соответствии с их национальными законодательствами.

Советский Союз стал членом Интерпола в 1990 г. 7 апреля 1990 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 338 «О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции – Интерпол». 27 сентября 1990 г. на 59-й сессии Генеральной ассамблей Интерпола (Оттава, Канада) СССР был принят в члены Интерпола. С 1 января 1991 г. в структуре МВД СССР начало действовать Национальное центральное бюро Интерпол.

После распада СССР НЦБ Интерпола в России стало правопреемником союзного Бюро. Днем образования российского НЦБ Интерпола считается 27 сентября 1990 г.

Первым начальником НЦБ Интерпола стал первый заместитель Министра внутренних дел СССР генерал-полковник внутренней службы Трушин Василий Петрович.

Работа Интерпола еще раз доказывает неотвратимость наказания за совершенные преступления. Преступник должен осознать, что правосудие не имеет территориальной привязанности и независимо от того, где совершено преступление, наказание будет неминуемы

 


Список литературы

 

1. Зайцева Е. Система международных уведомлений Интерпола // Российский следователь. – 2007. - №7.

2. Ищенко Е.П., Топорков А. Криминалистика. – М., 2006.

3. Казанцев С. Борьба с международной преступностью. – М., 2006.

4. Калугина М. Информационное обеспечение организации противодействия торговле людьми по каналам Интерпола // Общество и право. – 2008. - №3.

5. Лукашук И. Международное право. – М., 2005.

6. Мацкевич И. Преступность в условиях глобализации // Международный уголовный процесс и международная юстиция. – 2009.- №1.

7. Международные организации: Словарь – справочник / Сост. Т. Каверин. – М., 2006.

8. Нигматуллин Р. Сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков // История государства и права. – 2008. - №22.

9. Радионов К. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. – М., 1990.

10. Шлянцев Д.А. Международное право. – М., 2006.


[1] Международные организации: Словарь – справочник / Сост. Т. Каверин. – М., 2006. – С. 158.

[2] Казанцев С. Борьба с международной преступностью. – М., 2006. – С. 47.

[3] Радионов К. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. – М., 1990.

[4] Шлянцев Д.А. Международное право. – М., 2006. – С. 144.

[5] Казанцев С. Борьба с международной преступностью. – М., 2006. – С. 49.

[6] Лукашук И. Международное право. – М., 2005. – с. 445.

[7] Шлянцев Д.А. Международное право. – М., 2006. – С. 144.

[8] Международные организации: Словарь – справочник / Сост. Т. Каверин. – М., 2006. – С. 158.

[9] Нигматуллин Р. Сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков // История государства и права. – 2008. - №22.

[10] Калужина М.А. Информационное обеспечение организации противодействия торговле людьми по каналам Интерпола // Общество и право. – 2008. - №3. – С. 18.

[11] Радионов К. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. – М., 1990.

[12] Ищенко Е.П., Топорков А. Криминалистика. – М., 2006. – С. 456.

[13] Зайцева Е.С. Система международных уведомлений Интерпола // Российский следователь. – 2007. – №7. – С. 19.

[14] Международные организации: Словарь – справочник / Сост. Т. Каверин. – М.,2006. – С.158.

[15] Казанцев С. Борьба с международной преступностью. – М., 2006. – С. 56.

[16] Мацкевич И.М. Преступность в условиях глобализации // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2009. - №1. – С.3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...