Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива
Принцип индивидуального подхода — один из важнейших принципов отечественной педагогики и теории воспитания. Основной смысл данного принципа заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенности личности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методику обучения и воспитания. Индивидуальные качества, способности играют огромную роль. Именно в художественной деятельности, организации учебно-творческого процесса. В зависимости от способностей, индивидуальных склонностей и свойств участников определяется методика работы с коллективом. Это предполагает знание руководителем психических, физических, художественно-творческих свойств каждого участника. Поэтому руководитель должен владеть в совершенстве методикой выявления индивидуальных качеств участников, знать профессиональные тонкости этой методики. Индивидуальный подход в художественной самодеятельности — основа успешной работы коллектива. Нужно отметить, что важность обеспечения и реализации дидактических принципов касается не только учебных занятий, но и репетиционной и, отчасти, концертной практики самодеятельного коллектива. Для того чтобы организовать процесс обучения, руководитель должен знать наиболее общие положения методического характера, которые обеспечивали бы при наименьших затратах времени и усилий максимальную эффективность. [10] В начинающем коллективе используются три основные формы процесса обучения: индивидуальная, мелкогрупповая и групповая, или коллективная. Из-за специфики организации работы самодеятельного коллектива, когда приходится одновременно обучать 15—20, а иногда и более человек, наиболее удобная и оправданная в психологическом отношении мелкогрупповая форма занятий. В отличие от театральных, музыкальных, хореографических учебных заведений, где с каждым учащимся педагог много времени занимается индивидуально, в самодеятельном коллективе руководитель не имеет возможности таким образом организовать и проводить занятия из-за недостатка времени. Он вынужден проводить учебные занятия с группами из 5—7 человек. Одновременно могут заниматься 2—3 группы в разных помещениях, расположенных недалеко друг от друга. Каждая группа получает определенное задание и выполняет его под контролем руководителя.
Занятия не рекомендуется проводить одновременно со всеми группами или партиями. Это затрудняет контроль за каждым участником. С солистами—певцами, инструменталистами, танцорами — также целесообразно заниматься по отдельности и включать их в общие репетиционные занятия только после твердого усвоения партий. При составлении групп необходимо учитывать индивидуальные различия исполнителей, в первую очередь физиологические, психические, возрастные. Самодеятельный коллектив объединяет людей самой различной подготовки, разных по социальному составу, а главное, разных по одаренности и предрасположенности к художественной деятельности. Многие из них приходят в коллектив уже взрослыми людьми, со сложившейся психикой, другие, наоборот, только вступают на жизненный путь. Некоторые имеют недостатки в движениях (зажатость, скованность, несценичность и т. п.), не могут сразу исполнить требуемое, одинаково быстро усваивать учебный материал. Для развития творческих навыков у менее одаренных участников необходимо использовать различные дополнительные приемы — предоставлять длительное время небольшие роли, отрывки, партии; заниматься индивидуально по особому плану; не форсировать прохождения программы, заставляя тщательно усваивать задания и т. п. На занятиях важно постоянно обращать внимание на слабые места в подготовке каждого участника и в зависимости от этого подбирать соответствующий учебный материал и средства - для достижения поставленных целей. Эти методические приемы особенно важны в первый год занятий, когда происходит становление участника как исполнителя. [9]
Период этот сложный с точки зрения их психологического настроя на занятия, учебную работу. Утомительно на протяжении 1,5— 2 часов репетиции отрабатывать один и тот же прием, звук, штрих, движение, слово. Поэтому желательно чаще разнообразить задания, которые ставятся перед участниками. Помимо постановки рук, выработки правильной осанки, постановки корпуса, усвоения приемов игры, в занятия важно вводить элементы познавательные и игровые. Это значительно активизирует у участников интерес к занятиям, к познанию искусства и средств его выражения. Со слабыми, отстающими, как и с наиболее подготовленными участниками, необходимы, кроме мелкогрупповых, индивидуальные занятия. На групповых занятиях отстающих трудно контролировать, на ходу исправлять допущенные ими ошибки. Индивидуальные занятия дают возможность быстрее овладеть основами практических навыков, подтянуть к общему уровню исполнителей. Наиболее подготовленным участникам можно давать разучивать самостоятельно партии, роли, упражнения, этюды. В этом случае индивидуальные занятия с ними помогают быстрее формировать их творческое лицо. Реализация данной задачи основывается на диагностике творческих способностей участников, точном определении уровня их художественно-исполнительских и художественно-психологических данных. Речь идет о выявлении индивидуальности участника, прежде всего с точки зрения его творческих возможностей. На этом строится, из этого исходит организация педагогического процесса в художественной самодеятельности. [12] Разработка проблемы диагностики художественных способностей в целом, несмотря на предпринимаемые усилия, требует дальнейшего внимания. Это относится и к профессиональному художественному образованию, и к самодеятельному художественному творчеству. В обоих случаях используют при выявлении способностей одни и те же методы. И недостатки, наблюдаемые при этом, общие: крайняя условность, формализация оценок, эмпиризм и субъективизм. В результате нередки случаи, когда один и тот же человек может оцениваться как исполнитель противоположными оценками. В профессиональном образовании это приводит к большим отсевам студентов и учащихся как профессионально непригодных к художественной деятельности, в художественной самодеятельности - их нравственным издержкам в воспитании. Это недопустимо ни с точки зрения материальной (впустую расходуются огромные государственные средства), ни с точки зрения моральной (наносится иногда непоправимый вред, нравственный ущерб личности, калечатся судьбы).
Диагностика дает возможность определить наиболее интересные нормы вовлечения человека в творчество. Многие руководители принимают в коллектив не всех желающих, чтобы не снижать исполнительский уровень коллектива, так как не все желающие завираться художественным творчеством имеют ярко выраженные для этого способности. Тем не менее известно, что практически каждый человек обладает в той или иной мере художественными задатками. Но проявляются и реализуются они по-разному и, естественно, имеют разную направленность и интенсивность. Значит, для их развития нужна очень гибкая и дифференцированная методика. Поэтому так необходима диагностика способностей участников, их психологических и умственных особенностей развития: воображения, творческого мышления, скорости реакции и т. п. Обязательно также знать их интересы и устремления. Эти факторы следует учитывать, ориентируя участника самодеятельности на тот или иной вид творчества. Диагностика может касаться различных сторон личности участника или может иметь как бы несколько уровней: — диагностика общих способностей к художественной деятельности — способности к восприятию искусства, художественному воображению, эмоциональной отзывчивости, художественному мышлению и т. п.;
— более частных способностей к конкретному виду исполнительской деятельности: овладению навыками, игры на музыкальном инструменте, пению, актерскому мастерству, ритмике. В практике весь комплекс личностных качеств может проявиться более или менее полно с помощью различных типов деятельности— обычного восприятия искусства, исполнительства, критического анализа и т. д. Вместе с тем любая деятельность имеет конкретные формы организации и объединяет определенные группы людей — слушателей, любителей музыки, театра, хореографии, выступающих в основном потребителями искусства; непосредственных исполнителей в рамках организованного или неорганизованного любительства, фольклора и т. п. Что касается художественной самодеятельности, то подготовка участников опирается на исполнительское мастерство, художественные навыки. [24] Заключение
Проблема индивидуального подхода к личности в процессе обучения и воспитания в коллективах НХТ настолько актуальна, что ее изучению посвящены не только методические труды в сфере культурно-досуговой деятельности, но, а также в психологии и педагогике. Многие зарубежные и отечественные специалисты занимались вопросами данной темы, по крупицам собирая то необходимое, что в настоящее время позволяет изучать индивидуальные особенности развития личности. Принцип индивидуального подхода — один из важнейших принципов отечественной педагогики и теории воспитания. Основной смысл данного принципа заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенности личности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методику обучения и воспитания. Индивидуальные качества, способности играют огромную роль. Именно в художественной деятельности, организации учебно-творческого процесса. В зависимости от способностей, индивидуальных склонностей и свойств участников определяется методика работы с коллективом. Это предполагает знание руководителем психических, физических, художественно-творческих свойств каждого участника. Без четко сформулированного индивидуального подхода к каждому отдельному участнику самодеятельного коллектива невозможна и плодотворная педагогическая и воспитательная деятельность всего коллектива; руководитель коллектива обязан знать индивидуальные особенности каждого участника, и исходя из них строить как свою педагогическую деятельность, так и творческую атмосферу всего коллектива. Список использованной литературы
1. Веселова Ю.Г. Духовно-нравственный потенциал русского народа. – М., 2003.
2. Ефремов А.Л. Формирование личности в условиях любительского коллектива. – СПб., 2004. 3. Зимина Л.Т. Духовное возрождение России. – М., 2000. 4. Калинина С.А. Духовная культура России. – М., 2004. 5. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М.: Просвещение, 1984. 6. Каргин А.С. Народная художественная культура 7. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество. 8. Костромичева Е.Ф. Русский фольклор. – СПб., 2000. 9. Куликова С.Т. Культура и личность. – М., 2002. 10. Кусков М.Н. Культурное возрождение, как перелом… - М., 2001. 11. Магов И.Т. Путь художественного искусства 12. Наумова К.А. Художественное творчество и художественная культура 13. Незнанский Е.И. Культура, которая живет… - М., 2000. 14. Нестребов Г.Л. По следам истории прошли: о роли народных баллад 15. Панин Т.Д. Русский прорыв: быть или не быть народному искусству 16. Пахомова Н.К. Фольклорные традиции России. – М., 2003. 17. Петровский Е.Н. Культурное наследие. – М., 2001. 18. Поздных И.К. Народное художественное творчество в России 19. Померанцева Э.В. О русском фольклоре 20. Прохоров Ю.Н. Российская культура на пороге XXI столетия. – М., 2000. 21. Сергеев Л.В. Самодеятельные коллективы. – Киев, 2000. 22. Чичеров В.И. Русское народное творчество 23. Шведова М.Д. Русская культура. – СПб., 2001. 24. Яснополянская З.И. Культура личности. – М.: Просвещение, 1999.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|