Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Механизм индивидуального преступного поведения




Криминология и профилактика преступлений

Рабочая учебная программа

 

 

Специальность: 030505.65 "Правоохранительная деятельность"

Форма обучения: очная (на базе среднего общего образования);

заочная(на базе среднего профессионального образования)

Срок обучения: очная 4 года 6 месяцев; заочная 3 года 6 месяцев

 

 

Челябинск, 2006г.


Криминология и профилактика преступлений: рабочая учебная программа по специальности 030505.65 "Правоохранительная деятельность" для слушателей очного обучения. Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2006г.

 

 

Составитель: Старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, кандидат юридических наук А.С. Черепашкин

Рецензенты: старший преподаватель кафедры криминологии, психологии и педагогики Тюменского юридического института МВД России кандидат юридических наук Т.А. Смолина

Заместитель начальника МОБ ГУВД по Челябинской области полковник милиции О.Н. Сидунов.

 

Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовного права и криминологии "___" _________ 2006 г. протокол №___

Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического совета института "___" _________ 2006 г. протокол №___

Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого совета института "___" _________ 2006 г. протокол №___

 

Содержание

Пояснительная записка....................................................................................... 4

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы....................................... 6

Содержание дисциплины.................................................................................. 10

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.............................................. 32

Вопросы для зачета.................................. Ошибка! Закладка не определена.


Пояснительная записка

Примерная программа определяет содержание и структуру дисциплины "Криминология и профилактика преступлений" и предназначена для обучения курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России по специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность.

Цель преподавания дисциплины "Криминология и профилактика преступлений" в образовательных учреждениях высшего образования МВД России заключается в формировании у слушателей теоретических знания, практических учений и навыков, позволяющих им на основе научного мировоззрения познавать и оценивать явления и процессы, связанные с преступностью и мерами воздействия на нее.

В результате изучения дисциплины слушатели должны:

Иметь представления:

· О закономерностях, связях и отношения в криминальной среде, состоянии, структуре, динамике и территориальной распространенности преступности, ее отдельных видах и типах в стране и зарубежом;

Знать:

· Закономерности, связи и отношения в криминальной среде;

· Состояние, динамику и территориальную распространенность преступности, ее отдельных видов и типов;

· Особенности личности совершающих преступления и их жертвы;

· Обстоятельства, способствующие преступности и индивидуальному преступному поведению, специфику механизма преступного поведения и его детерминанты;

Уметь:

· Измерять преступность и устанавливать ее взаимосвязи с другими явлениями и процессами;

· Разрабатывать программы эмпирических криминологических исследований на заданную тему;

· Осуществлять научное прогнозирование основных тенденций развития преступности и ее структурных составляющих, других криминологических значимых факторов;

· Планировать на этой основе правоохранительную деятельность органов внутренних дел, в том числе по предупреждению (профилактике) отдельных видов преступности и групп преступлений;

Владеть:

· Навыками организации и проведения криминологических исследований, самостоятельного поиска, обработки, анализа и интерпретации соответствующей научной информации;

· Приемами расчета необходимых статистических и иного рода показателей, в том числе и использованием ЭВМ;

· Составления и реализации программ и планов профилактики преступности и отдельных преступлений.

Бюджет времени на изучение дисциплины определяется рабочим учебным планом образовательного учреждения.

Примерная программа служит основой для разработки кафедрой рабочей учебной программы по данной дисциплине.

Кафедра имеет право;

· Распределять учебное время между темами и по видам занятий;

· Объединять отдельные темы, изменять последовательность их изучения;

· Дополнять содержание дисциплины, вводить новые темы.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Объем дисциплины и виды учебной работы для слушателей очной формы обучения, обучающихся на бюджетной основе и имеющих среднее (полное) общее образование

 

Вид учебной работы Всего часов Распределение по семестрам 4 курса
6 семестр 7 семестр
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия      
Лекции      
Семинарские и практические занятия      
Самостоятельная работа      
Вид итогового контроля   зачет экзамен

 

Объем дисциплины и виды учебной работы для слушателей заочной формы обучения, обучающихся на бюджетной основе имеющих среднее профессиональное образование

Заочная форма обучения

 

Вид учебной работы Всего часов Распределение по курсам
5 курс 6 курс
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия      
Лекции      
Семинарские и практические занятия   -  
Самостоятельная работа      
Вид итогового контроля     Контрольная работа и экзамен

Тематический план дисциплины «Криминология и профилактика преступлений» (очная форма обучения, на базе среднего общего образования)

Номер и наименование темы Всего часов Лекции   Семинарские занятия Практические занятия Самостоятельная работа
Общая часть
1. Понятие, предмет и система криминологии          
2. Развитие криминологии и ее современное состояние в России          
3. Преступность и ее основные характеристики          
4. Факторы и тенденции преступности в России          
5.Лица, совершившие преступление          
6. Механизм индивидуального преступного поведения          
7. Виктимологические факторы преступлений          
8. Организация и методика криминологических исследований          
9. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью          
10. Предупреждение преступности          
11. Правовые, организационные и тактические основы деятельности ОВД по профилактике преступлений и иных правонарушений          
По итогам семестра - зачет          
Особенная часть
12. Криминологическая характеристика и предупреждение негативных социальных явлений, их связь с преступностью          
13. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних          
14. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственной преступности          
15. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в сфере семейно-бытовых отношений          
16. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против собственности          
17. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений в сфере экономики          
18. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности и коррупции          
19. Криминологическая характеристика и предупреждение профессиональной преступности          
20. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной преступности          
21. Криминологическая характеристика и предупреждение экологической преступности          
22. Криминологическая характеристика и предупреждение неосторожной преступности          
23. Криминологическая характеристика и предупреждение пенитенциарной преступности          
24. Криминологическая характеристика региональных особенностей преступности          
ИТОГО:          
               

По итогам курса слушатели сдают экзамен

Тематический план дисциплины "Криминология и профилактика преступлений" (заочная форма обучения, на базе среднего профессионального образования)

Номер и наименование темы Всего часов Лекции Устан. Лекции Итог. Семинарские занятия Самостоятельная работа
Общее кол. Аудит.
Общая часть
1. Понятие, предмет и система криминологии            
2. Развитие криминологии и ее современное состояние в России            
3. Преступность и ее основные характеристики            
4. Факторы и тенденции преступности в России            
5.Лица, совершившие преступление            
6. Механизм индивидуального преступного поведения            
7. Виктимологические факторы преступлений            
8. Организация и методика криминологических исследований            
9. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью            
10. Предупреждение преступности            
11. Правовые, организационные и тактические основы деятельности ОВД по профилактике преступлений и иных правонарушений            
Особенная часть
12. Криминологическая характеристика и предупреждение негативных социальных явлений, их связь с преступностью            
13. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних            
14. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственной преступности            
15. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в сфере семейно-бытовых отношений            
16. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против собственности            
17. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений в сфере экономики            
18. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности и коррупции            
19. Криминологическая характеристика и предупреждение профессиональной преступности            
20. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной преступности            
21. Криминологическая характеристика и предупреждение экологической преступности            
22. Криминологическая характеристика и предупреждение неосторожной преступности            
23. Криминологическая характеристика и предупреждение пенитенциарной преступности            
24. Криминологическая характеристика региональных особенностей преступности            
ИТОГО:            
                   

По итогам курса слушатели сдают экзамен

 

Содержание дисциплины

Общая часть

Тема 1. Понятие, предмет и система криминологии

 

Криминология как социолого-правовая междисциплинарная наука. Происхождение термина “криминология”. Особенности становления отечественной криминологии. Современная криминология как наука о закономерностях преступности и ее сдерживании, причинах и условиях преступности, личности преступника, отдельных видах преступлений и их системе, о проблемах борьбы с преступностью.

Эмпирический характер криминологии.

Предмет криминологии: преступность, личность преступника, причины и условия преступности, предупреждение преступности.

Дискуссионность вопроса о делении криминологии на Общую и Особенную части с последующим их вычленением. Система криминологии, ее перспективы.

Криминология и смежные дисциплины: уголовное право, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право, государственное, гражданское, административное, налоговое право, правовая статистика. Связь криминологии с социологией, политологией, философией.

Цели криминологии. Связь целей и задач криминологии. Функции криминологии (теоретическая и практическая).

Задачи криминологии на современном этапе развития российского общества: аналитическая, прогностическая, практическая.

Значение криминологических знаний для практической деятельности правоохранительных органов.

 

Тема 2. Развитие криминологии и ее современное состояние в России

 

Возникновение криминологии как науки. Чезаре Беккариа (1738 - 1794). Выделение в развитии криминологии трех периодов: классического (со второй половины XVIII века до последней трети XIX века), позитивистского (с последней трети XIX века по 20-е годы XX века), современного (с 30-х годов XX века по настоящее время).

Чезаре Ломброзо (1835 - 1909) и антропологическая (туринская) школа.

Концепция социальной детерминации преступного поведения. А.Ж.Кетле о подчиненности человеческих действий определенным законам.

Г. Тард о преступности как явлении одновременно социальном и антисоциальном.

Э.Дюркгейм (структурно-функциональный анализ в криминологии). “Аномия” как проявление социальной дезорганизации общества и как основная причина самоубийств и определенных разновидностей преступлений в частности.

Р.Мертон и социологическая теория причин преступности в современном американском обществе. Функциональная предопределенность преступности конкретными характеристиками социальной структуры и культуры общества.

Изучение преступности в России в рамках социологической школы уголовного права. Вклад А.Н.Радищева в развитие отечественной криминологии (“О законоположении”, 1801).

А.В.Духовской об активном использовании материалов уголовной статистики в изучении причин преступности. Рассмотрение преступления не только как юридического понятия, но и как социального явления.

Антропологическое направление. Д.А. Дриль о необходимости изучения индивидуальных факторов преступности.

Развитие криминологии в 20-30-е годы XX века. Образование отделов моральной статистики, а также кабинетов по изучению преступности и преступника. Образование в марте 1925 года при Народном комиссариате внутренних дел РСФСР государственного института по изучению преступности и преступника.

М.Н. Гернет - автор первого советского курса уголовной статистики.

Прекращение криминологических исследований с 30-х до конца 50-х годов нашего столетия.

Развитие криминологии в 60-е годы. Начало преподавания основ советской криминологии с 1964 года на юридическом факультете МГУ и в Свердловском юридическом институте.

Публикация в начале 60-х годов первых теоретических трудов по проблемам криминологии.

Развитие конкретных криминологических исследований. Образование в 1963 году Всесоюзного института по изучению причин преступности и разработке мер по ее предупреждению.

Первый отечественный учебник по криминологии (1966).

Внедрение в практику криминологических экспертиз. Развитие социально-психологических исследований в криминологии.

Переход общества на путь рыночной экономики, трансформация всех сфер жизни общества как толчок к новым исследованиям.

Зарубежная криминология, современные тенденции развития, обобщение международного опыта борьбы с преступностью.

 

Тема 3. Преступность и ее основные характеристики

 

Понятие преступности.

Соотношение понятий: девиантность, делинквентность, преступность.

Преступность как исторически изменчивое, социальное и правовое явление, представляющее собой систему преступлений.

Преступность как совокупность и система преступлений и лиц, их совершивших, в определенных пространственно-временных границах.

Историческая изменчивость преступности.

Уголовно-правовой характер преступности.

Качественные и количественные показатели преступности (состояние, структура, уровень, динамика, характер).

Латентная преступность. Понятие “цифра латентности”. Преступления с высоким, средним, низким уровнем латентности. Методы анализа латентной преступности. Причины латентной преступности.

Понятие “часы” преступности. Их характеристика.

Понятие “цена” преступности. Характеристика ее слагаемых.

География, экология, топография преступности.

 

 

Тема 4. Факторы и тенденции преступности в России

 

Понятие детерминации, факторы преступности. Принципы детерминации. Криминогенные детерминанты: понятие и классификация.

Теория причинности в криминологии и проблема криминологической детерминации. Диалектика причин и условий. Соотношение понятий “причины и условия конкретного преступления”, “причины и условия преступности”. Классификация причин и условий преступности.

Социальные противоречия как основа криминологической классификации причин и условий преступности. Современные теории о причинах преступности (социологические, социально-психологические, биопсихологические, клинические и др.).

Факторы и условия преступности на современном этапе развития российского общества. Связь причин и условий преступности с противоречиями политического, экономического и культурного характера.

Проблемы национальных отношений и преступность.

Организованная преступность как международная проблема. Экология и преступность. Экологическая преступность как явление не только национального, но и международного уровня. Неблагоприятные тенденции в развитии преступности.

Социальные конфликты и преступность. Проблемы маргинальности. Противоречия между групповыми интересами и межличностные отклонения как факторы, определяющие мотивацию криминогенного поведения при совершении широкого круга преступлений.

Суть теорий субкультур и “конфликта” культур для понимания и объяснения преступности несовершеннолетних, национально-этнических конфликтов, тенденций организованной преступности.

Преступность и нравственное состояние общества.

Криминогенно детерминированные формы психологии общества и общностей как причина преступности.

 

Тема 5. Лица, совершившие преступление

 

Общефилософское понятие личности. Личность преступника как совокупность интегрированных в ней социально значимых негативных свойств.

Дискуссии вокруг понятия “личность преступника”. Соотношение с понятиями “лицо, совершившее преступление”, “криминальная”, “криминогенная” личность, “субъект преступления”.

Подсистемы, входящие в систему личности преступника: социально-демографическая, социально-ролевая (функциональная) и социально-психологическая.

Дискуссии вокруг проблемы соотношения биологического и социального в личности преступника. Человек как биосоциальная система. Значение генетических аномалий и психических отклонений.

Типология и классификация преступников. Наиболее обобщенные классификации по степени и характеру общественной опасности. Примеры других видов классификаций. Типизация личностей преступников как основа планирования и организации работы по предупреждению преступлений.

Классификация личности преступника на основе систематизации глав и разделов в Особенной части Уголовного кодекса.

Отличие криминологической классификации и характеристики личности преступника от уголовно-правовой и уголовно-исполнительной. Значение криминологической характеристики личности преступника для уголовного законодательства, для индивидуализации наказания, в процессе исполнения наказания и освобождения от него.

Общесоциальный, групповой, индивидуальный уровни изучения личности преступника.

Социальная обусловленность формирования личности преступника. Психические аномалии и преступность.

Значение изучения личности, совершившей преступление (личности преступника), для организации предупредительной деятельности органов внутренних дел.

 

Тема 6. Механизм индивидуального преступного поведения

Понятие и общая характеристика механизма преступного поведения. Соотношение понятий “преступление” и “преступное поведение”.

Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления. Мотив. Мотивировка. Мотивация. Классификация мотивов конкретного преступления. Функции криминогенной мотивации: отражательная, побудительная, регулятивная и контрольная.

Условия неблагоприятного формирования личности и их роль в совершении преступления. Роль семьи. Проблемы школьной социализации. Негативные тенденции в производственно-трудовой сфере. Криминогенное воздействие на личность негативных факторов в бытовой и досуговой сферах.

Понятие и роль конкретной жизненной ситуации. Элементы криминогенной ситуации. Классификация ситуаций по времени и объему действия, источнику возникновения, содержанию, характеру воздействия на виновного и т.д. Криминогенность недостатков законодательства.

Программы помощи жертвам преступлений. Защита жертв преступлений в западных странах.

Система профилактических мер с потенциальными жертвами: общая и индивидуальная профилактика.

Применение криминологических знаний о механизме преступного поведения в деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений.

 

Тема 7. Виктимологические факторы преступлений

 

Учение о жертве преступления как научное направление. Этимология понятия “жертва”. Понятие виктимологии.

Виктимность как социально-психологическое явление.

Криминальная Виктимология - научная дисциплина, изучающая количественные и качественные социальные, психологические, биофизические характеристики жертвы преступления, закономерности ее взаимоотношений с преступником, формы и методы профилактики потенциальных жертв от преступных посягательств.

“Вклад” самой жертвы в зарождение и развитие противоправного акта. Классификация отношений между преступником и его жертвой. Классификация жертв преступлений.

Криминологическое и уголовно-правовое значение изучения поведения жертвы преступления.

 

Тема 8. Организация и методика криминологических исследований

 

Анализ законов и категорий диалектики с учетом конкретных исторических условий как способ углубленного понимания и исследования криминологических объектов, целенаправленного и последовательного антикриминального воздействия на социальные явления.

Диалектический и историко-материалистический принципы как методологическая база криминологии.

Методика криминологических исследований.

Использование комплекса различных методов в конкретных криминологических исследованиях.

Сравнительный метод (временной, исторический; пространственный, географический; сравнительный анализ различных социальных систем).

Применение социологических методов: массовых опросов, анализа документов, прямо или косвенно содержащих информацию о преступности, экспертных оценок, наблюдения.

Составление программы криминологического исследования (этапы работы). Две части программы исследования: методологическая и методическая.

Статистические методы в криминологии. Уголовная и гражданско-правовая статистика, статистика административных правонарушений, дисциплинарных правонарушений, статистика органов дознания, следствия, прокуратуры, судов, исправительных учреждений.

Общие требования к статистической информации. Объекты наблюдения уголовной статистики. Деление уголовной статистики по стадиям уголовного процесса.

Психологические методы. Выделение трех основных групп тестов: обще личностных, личностных и групповых. Анализ собранной информации: методы логической обработки фактов (классификация), методы анализа зависимостей (дисперсионный и корреляционный анализы).

 

Тема 9. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью

 

Понятие криминологического прогноза. Цель, задачи и практическая значимость криминологического прогнозирования. Виды и сроки криминологических прогнозов.

Применение методов экстраполяции, экспертной оценки, моделирования при криминологическом прогнозировании.

Проблемы криминологического прогнозирования в условиях трансформации современного российского общества на пути к рыночным отношениям и гражданскому обществу.

Индивидуальное криминологическое прогнозирование как процесс познания личности. Профилактическая роль индивидуального прогнозирования.

Понятие криминологического планирования (программирования). Виды планирования: по масштабу, составу участников и их роли, направленности, предмету, срокам. Криминологическое планирование как часть социального планирования. Субъекты социального планирования предупреждения преступлений. Особенности криминологического планирования на отдельном объекте и в районе.

Федеральная программа по усилению борьбы с преступностью в России. Прогноз в развитии преступности (по отдельным видам) на следующий год.

Региональные программы предупреждения преступности.

 

Тема 10. Предупреждение преступности

 

Понятие предупреждения преступности. Многоуровневый характер системы предупредительных мер. Соотношение понятий: борьба с преступностью, предупреждение преступности, профилактика преступления.

Основные требования, предъявляемые к предупредительным мерам. Этапы предупредительной деятельности. Пресечение и предотвращение преступлений. Классификация предупредительных мер по уровню, масштабу и иные виды классификаций. Виды предупредительной деятельности.

Субъекты предупреждения преступлений. Роль органов внутренних дел как специализированных субъектов специального предупреждения. Понятие тактики профилактической деятельности.

Усиление уголовно-правовой защиты представителей правоохранительной системы как актуальная проблема в условиях нарастания противодействия преступных элементов деятельности представителей соответствующих органов власти. Уголовный кодекс России о расширении базы для активной деятельности сотрудников правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Расширение круга обстоятельств, исключающих преступность деяния.

Вопросы личной безопасности и правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел. Изучение опыта деятельности полицейских в развитых странах и проблем международного сотрудничества. Особые задачи правоохранительных органов по предупреждению террористической деятельности. Роль служб внутренней безопасности в предупреждений преступлений сотрудников правоохранительных органов.

Усовершенствование процесса подготовки сотрудников ОВД по тактике действий при пресечении административных правонарушений, по доставлению нарушителей, проведению неотложных следственных действий - основные задачи подготовки и переподготовки работников ОВД и слушателей института. Создание программ и включение в них вопросов, касающихся действий милиционеров по установлению контактов с гражданским населением; умения внимательно запоминать все обстоятельства совершаемого деяния и его свидетелей; заострять внимание окружающих на сути и правовой оценке наблюдавшегося ими преступления.

Проблемы сотрудничества ОВД и населения.

Современные теории предупреждения преступности, приказ МВД России № 847 от 25.10.2006 года.

 

Тема 11. Правовые, организационные и тактические основы деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений и иных правонарушений

 

Место органов внутренних дел в системе предупреждения преступности. Правовая основа предупредительной деятельности. Научная организация предупреждения преступлений. Основные задачи ОВД по предупреждению преступлений. Объекты предупредительной деятельности ОВД. Субъекты предупредительной деятельности ОВД.

Специфика работы отдельных служб и подразделений ОВД. Краткий обзор основных профилактических функций различных служб и подразделений ОВД.

Информационное обеспечение профилактической работы. Виды информации, используемые ОВД. Учет мнения населения как критерий оценки деятельности ОВД.

Тактика профилактической деятельности ОВД. Использование общественных формирований в профилактической деятельности. Индивидуальная профилактика.

 

Особенная часть

Тема 12. Криминологическая характеристика и предупреждение негативных социальных явлений, их связь с преступностью

 

Девиантное и делинквентное поведение. Пьянство как причина преступлений. Особенности преступлений на почве пьянства. Состояние опьянения как виктимный фактор. Дискуссионный характер проблемы эффективных мер профилактики пьянства (“сухой” закон в США, борьба с пьянством в СССР). Уголовно-правовые меры предупреждения преступности на почве пьянства и алкоголизма.

Наркомания как патологическое (болезненное) влечение к приему наркотических веществ. Причины данной социальной патологии. Понятие наркотического средства. Понятия “оборот наркотических средств”, “психотропные вещества” и “прекурсоры”.

Психотропные вещества. Особенности личности наркомана. Связь наркомании и преступности.

Токсикомания. Особенности личности токсикомана. Осложнение процессов реабилитации. Связь преступности с употреблением одурманивающих веществ. Уголовно-правовые меры предупреждения преступности на почве наркомании. Статистика и прогноз преступности, связанной с наркотиками.

Борьба с незаконным оборотом наркотических средств на национальном и местном уровнях.

Понятие проституции. Общественная опасность этого социального явления. Борьба с проституцией в других странах.

Координация и взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами предупреждения негативных социальных явлений.

 

Тема 13. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних

 

Понятие преступности несовершеннолетних.

Особенности преступности несовершеннолетних, ее уровни, тенденции, причины и мотивации.

Связь понятия преступности несовершеннолетних с возрастными группами (от 14 до 18 лет). Характеристика среды младших подростков (10-13 лет), лиц молодого возраста. Учет особенностей этой среды при разработке мер борьбы с преступностью несовершеннолетних.

Особенности криминологического анализа контингента несовершеннолетних (учащихся школ, профтехучилищ, колледжей, работающих и неработающих подростков).

Характеристика структуры преступности несовершеннолетних. Динамика. Групповой характер преступности несовершеннолетних. Рецидив в структуре преступности несовершеннолетних. Возрастные особенности личности несовершеннолетних преступников.

Криминогенность семьи. Недостатки школьного воспитания.

Различия правонарушений несовершеннолетних мужского и женского пола. Особенности потребностей и интересов несовершеннолетних, совершивших преступления. Классификация несовершеннолетних преступников.

Система специальных и общественных мер предупреждения преступности несовершеннолетних. Правовая база предупредительной деятельности. Профилактический учет несовершеннолетних. Субъекты предупредительной деятельности.

Этапы профилактики преступности несовершеннолетних: ранняя, непосредственная профилактика на момент предпреступного поведения и профилактика рецидива. Задачи каждого этапа.

Проблемы борьбы с детской безнадзорностью и бродяжничеством.

 

Тема 14. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственной преступности

 

Понятие и общая характеристика насильственных преступлений и хулиганства как особой группы преступлений по криминологической классификации.

Состояние, структура и динамика насильственных преступлений и хулиганства. Криминологическая характеристика умышленных убийств, умышленного причинения вреда здоровью и изнасилований. Характеристика “бытовых” насильственных преступлений.

Новое в структуре насильственных преступлений.

Криминологическая характеристика лиц, совершивших насильственные преступления. Социально-психологические и нравственные особенности.

Система мотивов насильственных преступлений. Межнациональные конфликты и насильственная преступность.

Изучение характера ситуации и взаимоотношений преступников с потерпевшими для выяснения причин и условий преступлений.

Причины и условия хулиганства. Особенности хулиганской мотивации, ее связь с мотивацией других преступлений.

Предупреждение насильственных преступлений. Ранняя профилактика бытовых конфликтов, насилия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...