Тема 6. Механизм индивидуального преступного поведения
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Криминология и профилактика преступлений Рабочая учебная программа
Специальность: 030505.65 "Правоохранительная деятельность" Форма обучения: очная (на базе среднего общего образования); заочная(на базе среднего профессионального образования) Срок обучения: очная 4 года 6 месяцев; заочная 3 года 6 месяцев
Челябинск, 2006г. Криминология и профилактика преступлений: рабочая учебная программа по специальности 030505.65 "Правоохранительная деятельность" для слушателей очного обучения. Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2006г.
Составитель: Старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, кандидат юридических наук А.С. Черепашкин Рецензенты: старший преподаватель кафедры криминологии, психологии и педагогики Тюменского юридического института МВД России кандидат юридических наук Т.А. Смолина Заместитель начальника МОБ ГУВД по Челябинской области полковник милиции О.Н. Сидунов.
Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовного права и криминологии "___" _________ 2006 г. протокол №___ Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического совета института "___" _________ 2006 г. протокол №___ Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого совета института "___" _________ 2006 г. протокол №___
Содержание Пояснительная записка....................................................................................... 4 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы....................................... 6 Содержание дисциплины.................................................................................. 10 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.............................................. 32
Вопросы для зачета.................................. Ошибка! Закладка не определена. Пояснительная записка Примерная программа определяет содержание и структуру дисциплины "Криминология и профилактика преступлений" и предназначена для обучения курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России по специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность. Цель преподавания дисциплины "Криминология и профилактика преступлений" в образовательных учреждениях высшего образования МВД России заключается в формировании у слушателей теоретических знания, практических учений и навыков, позволяющих им на основе научного мировоззрения познавать и оценивать явления и процессы, связанные с преступностью и мерами воздействия на нее. В результате изучения дисциплины слушатели должны: Иметь представления: · О закономерностях, связях и отношения в криминальной среде, состоянии, структуре, динамике и территориальной распространенности преступности, ее отдельных видах и типах в стране и зарубежом; Знать: · Закономерности, связи и отношения в криминальной среде; · Состояние, динамику и территориальную распространенность преступности, ее отдельных видов и типов; · Особенности личности совершающих преступления и их жертвы; · Обстоятельства, способствующие преступности и индивидуальному преступному поведению, специфику механизма преступного поведения и его детерминанты; Уметь: · Измерять преступность и устанавливать ее взаимосвязи с другими явлениями и процессами; · Разрабатывать программы эмпирических криминологических исследований на заданную тему; · Осуществлять научное прогнозирование основных тенденций развития преступности и ее структурных составляющих, других криминологических значимых факторов; · Планировать на этой основе правоохранительную деятельность органов внутренних дел, в том числе по предупреждению (профилактике) отдельных видов преступности и групп преступлений;
Владеть: · Навыками организации и проведения криминологических исследований, самостоятельного поиска, обработки, анализа и интерпретации соответствующей научной информации; · Приемами расчета необходимых статистических и иного рода показателей, в том числе и использованием ЭВМ; · Составления и реализации программ и планов профилактики преступности и отдельных преступлений. Бюджет времени на изучение дисциплины определяется рабочим учебным планом образовательного учреждения. Примерная программа служит основой для разработки кафедрой рабочей учебной программы по данной дисциплине. Кафедра имеет право; · Распределять учебное время между темами и по видам занятий; · Объединять отдельные темы, изменять последовательность их изучения; · Дополнять содержание дисциплины, вводить новые темы. Объем дисциплины и виды учебной работы для слушателей очной формы обучения, обучающихся на бюджетной основе и имеющих среднее (полное) общее образование
Объем дисциплины и виды учебной работы для слушателей заочной формы обучения, обучающихся на бюджетной основе имеющих среднее профессиональное образование Заочная форма обучения
Тематический план дисциплины «Криминология и профилактика преступлений» (очная форма обучения, на базе среднего общего образования)
По итогам курса слушатели сдают экзамен
Тематический план дисциплины "Криминология и профилактика преступлений" (заочная форма обучения, на базе среднего профессионального образования)
По итогам курса слушатели сдают экзамен
Содержание дисциплины Общая часть Тема 1. Понятие, предмет и система криминологии
Криминология как социолого-правовая междисциплинарная наука. Происхождение термина “криминология”. Особенности становления отечественной криминологии. Современная криминология как наука о закономерностях преступности и ее сдерживании, причинах и условиях преступности, личности преступника, отдельных видах преступлений и их системе, о проблемах борьбы с преступностью. Эмпирический характер криминологии. Предмет криминологии: преступность, личность преступника, причины и условия преступности, предупреждение преступности. Дискуссионность вопроса о делении криминологии на Общую и Особенную части с последующим их вычленением. Система криминологии, ее перспективы. Криминология и смежные дисциплины: уголовное право, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право, государственное, гражданское, административное, налоговое право, правовая статистика. Связь криминологии с социологией, политологией, философией. Цели криминологии. Связь целей и задач криминологии. Функции криминологии (теоретическая и практическая). Задачи криминологии на современном этапе развития российского общества: аналитическая, прогностическая, практическая. Значение криминологических знаний для практической деятельности правоохранительных органов.
Тема 2. Развитие криминологии и ее современное состояние в России
Возникновение криминологии как науки. Чезаре Беккариа (1738 - 1794). Выделение в развитии криминологии трех периодов: классического (со второй половины XVIII века до последней трети XIX века), позитивистского (с последней трети XIX века по 20-е годы XX века), современного (с 30-х годов XX века по настоящее время). Чезаре Ломброзо (1835 - 1909) и антропологическая (туринская) школа. Концепция социальной детерминации преступного поведения. А.Ж.Кетле о подчиненности человеческих действий определенным законам. Г. Тард о преступности как явлении одновременно социальном и антисоциальном. Э.Дюркгейм (структурно-функциональный анализ в криминологии). “Аномия” как проявление социальной дезорганизации общества и как основная причина самоубийств и определенных разновидностей преступлений в частности. Р.Мертон и социологическая теория причин преступности в современном американском обществе. Функциональная предопределенность преступности конкретными характеристиками социальной структуры и культуры общества. Изучение преступности в России в рамках социологической школы уголовного права. Вклад А.Н.Радищева в развитие отечественной криминологии (“О законоположении”, 1801). А.В.Духовской об активном использовании материалов уголовной статистики в изучении причин преступности. Рассмотрение преступления не только как юридического понятия, но и как социального явления. Антропологическое направление. Д.А. Дриль о необходимости изучения индивидуальных факторов преступности. Развитие криминологии в 20-30-е годы XX века. Образование отделов моральной статистики, а также кабинетов по изучению преступности и преступника. Образование в марте 1925 года при Народном комиссариате внутренних дел РСФСР государственного института по изучению преступности и преступника. М.Н. Гернет - автор первого советского курса уголовной статистики. Прекращение криминологических исследований с 30-х до конца 50-х годов нашего столетия. Развитие криминологии в 60-е годы. Начало преподавания основ советской криминологии с 1964 года на юридическом факультете МГУ и в Свердловском юридическом институте. Публикация в начале 60-х годов первых теоретических трудов по проблемам криминологии. Развитие конкретных криминологических исследований. Образование в 1963 году Всесоюзного института по изучению причин преступности и разработке мер по ее предупреждению. Первый отечественный учебник по криминологии (1966). Внедрение в практику криминологических экспертиз. Развитие социально-психологических исследований в криминологии. Переход общества на путь рыночной экономики, трансформация всех сфер жизни общества как толчок к новым исследованиям. Зарубежная криминология, современные тенденции развития, обобщение международного опыта борьбы с преступностью.
Тема 3. Преступность и ее основные характеристики
Понятие преступности. Соотношение понятий: девиантность, делинквентность, преступность. Преступность как исторически изменчивое, социальное и правовое явление, представляющее собой систему преступлений. Преступность как совокупность и система преступлений и лиц, их совершивших, в определенных пространственно-временных границах. Историческая изменчивость преступности. Уголовно-правовой характер преступности. Качественные и количественные показатели преступности (состояние, структура, уровень, динамика, характер). Латентная преступность. Понятие “цифра латентности”. Преступления с высоким, средним, низким уровнем латентности. Методы анализа латентной преступности. Причины латентной преступности. Понятие “часы” преступности. Их характеристика. Понятие “цена” преступности. Характеристика ее слагаемых. География, экология, топография преступности.
Тема 4. Факторы и тенденции преступности в России
Понятие детерминации, факторы преступности. Принципы детерминации. Криминогенные детерминанты: понятие и классификация. Теория причинности в криминологии и проблема криминологической детерминации. Диалектика причин и условий. Соотношение понятий “причины и условия конкретного преступления”, “причины и условия преступности”. Классификация причин и условий преступности. Социальные противоречия как основа криминологической классификации причин и условий преступности. Современные теории о причинах преступности (социологические, социально-психологические, биопсихологические, клинические и др.). Факторы и условия преступности на современном этапе развития российского общества. Связь причин и условий преступности с противоречиями политического, экономического и культурного характера. Проблемы национальных отношений и преступность. Организованная преступность как международная проблема. Экология и преступность. Экологическая преступность как явление не только национального, но и международного уровня. Неблагоприятные тенденции в развитии преступности. Социальные конфликты и преступность. Проблемы маргинальности. Противоречия между групповыми интересами и межличностные отклонения как факторы, определяющие мотивацию криминогенного поведения при совершении широкого круга преступлений. Суть теорий субкультур и “конфликта” культур для понимания и объяснения преступности несовершеннолетних, национально-этнических конфликтов, тенденций организованной преступности. Преступность и нравственное состояние общества. Криминогенно детерминированные формы психологии общества и общностей как причина преступности.
Тема 5. Лица, совершившие преступление
Общефилософское понятие личности. Личность преступника как совокупность интегрированных в ней социально значимых негативных свойств. Дискуссии вокруг понятия “личность преступника”. Соотношение с понятиями “лицо, совершившее преступление”, “криминальная”, “криминогенная” личность, “субъект преступления”. Подсистемы, входящие в систему личности преступника: социально-демографическая, социально-ролевая (функциональная) и социально-психологическая. Дискуссии вокруг проблемы соотношения биологического и социального в личности преступника. Человек как биосоциальная система. Значение генетических аномалий и психических отклонений. Типология и классификация преступников. Наиболее обобщенные классификации по степени и характеру общественной опасности. Примеры других видов классификаций. Типизация личностей преступников как основа планирования и организации работы по предупреждению преступлений. Классификация личности преступника на основе систематизации глав и разделов в Особенной части Уголовного кодекса. Отличие криминологической классификации и характеристики личности преступника от уголовно-правовой и уголовно-исполнительной. Значение криминологической характеристики личности преступника для уголовного законодательства, для индивидуализации наказания, в процессе исполнения наказания и освобождения от него. Общесоциальный, групповой, индивидуальный уровни изучения личности преступника. Социальная обусловленность формирования личности преступника. Психические аномалии и преступность. Значение изучения личности, совершившей преступление (личности преступника), для организации предупредительной деятельности органов внутренних дел.
Тема 6. Механизм индивидуального преступного поведения Понятие и общая характеристика механизма преступного поведения. Соотношение понятий “преступление” и “преступное поведение”. Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления. Мотив. Мотивировка. Мотивация. Классификация мотивов конкретного преступления. Функции криминогенной мотивации: отражательная, побудительная, регулятивная и контрольная. Условия неблагоприятного формирования личности и их роль в совершении преступления. Роль семьи. Проблемы школьной социализации. Негативные тенденции в производственно-трудовой сфере. Криминогенное воздействие на личность негативных факторов в бытовой и досуговой сферах. Понятие и роль конкретной жизненной ситуации. Элементы криминогенной ситуации. Классификация ситуаций по времени и объему действия, источнику возникновения, содержанию, характеру воздействия на виновного и т.д. Криминогенность недостатков законодательства. Программы помощи жертвам преступлений. Защита жертв преступлений в западных странах. Система профилактических мер с потенциальными жертвами: общая и индивидуальная профилактика. Применение криминологических знаний о механизме преступного поведения в деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений.
Тема 7. Виктимологические факторы преступлений
Учение о жертве преступления как научное направление. Этимология понятия “жертва”. Понятие виктимологии. Виктимность как социально-психологическое явление. Криминальная Виктимология - научная дисциплина, изучающая количественные и качественные социальные, психологические, биофизические характеристики жертвы преступления, закономерности ее взаимоотношений с преступником, формы и методы профилактики потенциальных жертв от преступных посягательств. “Вклад” самой жертвы в зарождение и развитие противоправного акта. Классификация отношений между преступником и его жертвой. Классификация жертв преступлений. Криминологическое и уголовно-правовое значение изучения поведения жертвы преступления.
Тема 8. Организация и методика криминологических исследований
Анализ законов и категорий диалектики с учетом конкретных исторических условий как способ углубленного понимания и исследования криминологических объектов, целенаправленного и последовательного антикриминального воздействия на социальные явления. Диалектический и историко-материалистический принципы как методологическая база криминологии. Методика криминологических исследований. Использование комплекса различных методов в конкретных криминологических исследованиях. Сравнительный метод (временной, исторический; пространственный, географический; сравнительный анализ различных социальных систем). Применение социологических методов: массовых опросов, анализа документов, прямо или косвенно содержащих информацию о преступности, экспертных оценок, наблюдения. Составление программы криминологического исследования (этапы работы). Две части программы исследования: методологическая и методическая. Статистические методы в криминологии. Уголовная и гражданско-правовая статистика, статистика административных правонарушений, дисциплинарных правонарушений, статистика органов дознания, следствия, прокуратуры, судов, исправительных учреждений. Общие требования к статистической информации. Объекты наблюдения уголовной статистики. Деление уголовной статистики по стадиям уголовного процесса. Психологические методы. Выделение трех основных групп тестов: обще личностных, личностных и групповых. Анализ собранной информации: методы логической обработки фактов (классификация), методы анализа зависимостей (дисперсионный и корреляционный анализы).
Тема 9. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью
Понятие криминологического прогноза. Цель, задачи и практическая значимость криминологического прогнозирования. Виды и сроки криминологических прогнозов. Применение методов экстраполяции, экспертной оценки, моделирования при криминологическом прогнозировании. Проблемы криминологического прогнозирования в условиях трансформации современного российского общества на пути к рыночным отношениям и гражданскому обществу. Индивидуальное криминологическое прогнозирование как процесс познания личности. Профилактическая роль индивидуального прогнозирования. Понятие криминологического планирования (программирования). Виды планирования: по масштабу, составу участников и их роли, направленности, предмету, срокам. Криминологическое планирование как часть социального планирования. Субъекты социального планирования предупреждения преступлений. Особенности криминологического планирования на отдельном объекте и в районе. Федеральная программа по усилению борьбы с преступностью в России. Прогноз в развитии преступности (по отдельным видам) на следующий год. Региональные программы предупреждения преступности.
Тема 10. Предупреждение преступности
Понятие предупреждения преступности. Многоуровневый характер системы предупредительных мер. Соотношение понятий: борьба с преступностью, предупреждение преступности, профилактика преступления. Основные требования, предъявляемые к предупредительным мерам. Этапы предупредительной деятельности. Пресечение и предотвращение преступлений. Классификация предупредительных мер по уровню, масштабу и иные виды классификаций. Виды предупредительной деятельности. Субъекты предупреждения преступлений. Роль органов внутренних дел как специализированных субъектов специального предупреждения. Понятие тактики профилактической деятельности. Усиление уголовно-правовой защиты представителей правоохранительной системы как актуальная проблема в условиях нарастания противодействия преступных элементов деятельности представителей соответствующих органов власти. Уголовный кодекс России о расширении базы для активной деятельности сотрудников правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Расширение круга обстоятельств, исключающих преступность деяния. Вопросы личной безопасности и правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел. Изучение опыта деятельности полицейских в развитых странах и проблем международного сотрудничества. Особые задачи правоохранительных органов по предупреждению террористической деятельности. Роль служб внутренней безопасности в предупреждений преступлений сотрудников правоохранительных органов. Усовершенствование процесса подготовки сотрудников ОВД по тактике действий при пресечении административных правонарушений, по доставлению нарушителей, проведению неотложных следственных действий - основные задачи подготовки и переподготовки работников ОВД и слушателей института. Создание программ и включение в них вопросов, касающихся действий милиционеров по установлению контактов с гражданским населением; умения внимательно запоминать все обстоятельства совершаемого деяния и его свидетелей; заострять внимание окружающих на сути и правовой оценке наблюдавшегося ими преступления. Проблемы сотрудничества ОВД и населения. Современные теории предупреждения преступности, приказ МВД России № 847 от 25.10.2006 года.
Тема 11. Правовые, организационные и тактические основы деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений и иных правонарушений
Место органов внутренних дел в системе предупреждения преступности. Правовая основа предупредительной деятельности. Научная организация предупреждения преступлений. Основные задачи ОВД по предупреждению преступлений. Объекты предупредительной деятельности ОВД. Субъекты предупредительной деятельности ОВД. Специфика работы отдельных служб и подразделений ОВД. Краткий обзор основных профилактических функций различных служб и подразделений ОВД. Информационное обеспечение профилактической работы. Виды информации, используемые ОВД. Учет мнения населения как критерий оценки деятельности ОВД. Тактика профилактической деятельности ОВД. Использование общественных формирований в профилактической деятельности. Индивидуальная профилактика.
Особенная часть Тема 12. Криминологическая характеристика и предупреждение негативных социальных явлений, их связь с преступностью
Девиантное и делинквентное поведение. Пьянство как причина преступлений. Особенности преступлений на почве пьянства. Состояние опьянения как виктимный фактор. Дискуссионный характер проблемы эффективных мер профилактики пьянства (“сухой” закон в США, борьба с пьянством в СССР). Уголовно-правовые меры предупреждения преступности на почве пьянства и алкоголизма. Наркомания как патологическое (болезненное) влечение к приему наркотических веществ. Причины данной социальной патологии. Понятие наркотического средства. Понятия “оборот наркотических средств”, “психотропные вещества” и “прекурсоры”. Психотропные вещества. Особенности личности наркомана. Связь наркомании и преступности. Токсикомания. Особенности личности токсикомана. Осложнение процессов реабилитации. Связь преступности с употреблением одурманивающих веществ. Уголовно-правовые меры предупреждения преступности на почве наркомании. Статистика и прогноз преступности, связанной с наркотиками. Борьба с незаконным оборотом наркотических средств на национальном и местном уровнях. Понятие проституции. Общественная опасность этого социального явления. Борьба с проституцией в других странах. Координация и взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами предупреждения негативных социальных явлений.
Тема 13. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних
Понятие преступности несовершеннолетних. Особенности преступности несовершеннолетних, ее уровни, тенденции, причины и мотивации. Связь понятия преступности несовершеннолетних с возрастными группами (от 14 до 18 лет). Характеристика среды младших подростков (10-13 лет), лиц молодого возраста. Учет особенностей этой среды при разработке мер борьбы с преступностью несовершеннолетних. Особенности криминологического анализа контингента несовершеннолетних (учащихся школ, профтехучилищ, колледжей, работающих и неработающих подростков). Характеристика структуры преступности несовершеннолетних. Динамика. Групповой характер преступности несовершеннолетних. Рецидив в структуре преступности несовершеннолетних. Возрастные особенности личности несовершеннолетних преступников. Криминогенность семьи. Недостатки школьного воспитания. Различия правонарушений несовершеннолетних мужского и женского пола. Особенности потребностей и интересов несовершеннолетних, совершивших преступления. Классификация несовершеннолетних преступников. Система специальных и общественных мер предупреждения преступности несовершеннолетних. Правовая база предупредительной деятельности. Профилактический учет несовершеннолетних. Субъекты предупредительной деятельности. Этапы профилактики преступности несовершеннолетних: ранняя, непосредственная профилактика на момент предпреступного поведения и профилактика рецидива. Задачи каждого этапа. Проблемы борьбы с детской безнадзорностью и бродяжничеством.
Тема 14. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственной преступности
Понятие и общая характеристика насильственных преступлений и хулиганства как особой группы преступлений по криминологической классификации. Состояние, структура и динамика насильственных преступлений и хулиганства. Криминологическая характеристика умышленных убийств, умышленного причинения вреда здоровью и изнасилований. Характеристика “бытовых” насильственных преступлений. Новое в структуре насильственных преступлений. Криминологическая характеристика лиц, совершивших насильственные преступления. Социально-психологические и нравственные особенности. Система мотивов насильственных преступлений. Межнациональные конфликты и насильственная преступность. Изучение характера ситуации и взаимоотношений преступников с потерпевшими для выяснения причин и условий преступлений. Причины и условия хулиганства. Особенности хулиганской мотивации, ее связь с мотивацией других преступлений. Предупреждение насильственных преступлений. Ранняя профилактика бытовых конфликтов, насилия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|