Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бухгалтерский учет в ходе процедуры внешнего управления

 

В плане внешнего управления может быть предусмотрено повышение эффективности деятельности предприятия за счет прекращения какого-либо убыточного или нерентабельного вида деятельности.

Вопросы учета такой деятельности регламентируются ПБУ 16/02 "Информация о прекращаемой деятельности". В этом случае создается резерв по прекращаемой деятельности по каждому виду обязательств. Общие правила его формирования регламентируются ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности". Куда относится данный резерв - к расходам по обычным видам деятельности или к прочим расходам. - зависит от вида обязательств. Например, резерв на оплату расходов по увольнению работников относится к расходам по обычным видам деятельности, а резерв на выплату штрафов за нарушение хозяйственных договоров - к прочим расходам организации и учитывается на счете 96 "Резервы предстоящих расходов". При продаже имущественного комплекса резерв создается только после заключения соответствующего договора.

 

Дебет счета Кредит счета Хозяйственная операция
20 96 Сформирован резерв на сумму выходного пособия работникам по прекращаемой деятельности
96 70 Начислено выходное пособие
70 50 Выплачено выходное пособие

 

Резерв формируется по состоянию на конец года в сумме предполагаемых затрат (расходов на увольнение работников, сумм штрафов, неустоек и т.д.). Использование резерва осуществляется только на погашение обязательств, для которых он был создан. На конец года, начиная с признания деятельности прекращаемой до завершения прекращения этой деятельности, бухгалтер должен скорректировать сумму резерва. Если зарезервированных сумм недостаточно для погашения обязательств, то непокрытая сумма расходов списывается в общем порядке. При избыточности резерва неиспользованная сумма признается внереализационным доходом организации. В случае отмены программы прекращения деятельности должны быть восстановлены суммы ранее созданных резервов.

После принятия решения о прекращаемой деятельности в соответствии с ПБУ 16/02 необходимо снизить стоимость активов, связанных с прекращаемой деятельностью. Убыток от снижения стоимости отражается по состоянию на конец года, в котором деятельность признана прекращаемой, и является операционным расходом.

Данные о прекращаемой деятельности обязательно должны быть отражены в годовой отчетности. Однако резерв по прекращаемой деятельности создается только в бухгалтерском учете, поскольку для целей налогового учета понятия "прекращаемая деятельность" не существует. Налоговый кодекс не предусматривает создания аналогичного резерва, следовательно, расходы на его создание в целях налогообложения прибыли не учитываются.

После того как сформирована конкурсная масса, составляется промежуточный ликвидационный баланс, а после погашения предъявленных кредиторами требований - окончательный ликвидационный баланс.

В промежуточном балансе отражается фактическая стоимость имущества должника, за счет которого будут погашены требования кредиторов. Промежуточный ликвидационный баланс отражает величину реальной конкурсной массы предприятия (актив), суммы предъявленных и непредъявленных требований кредиторов, а также собственный капитал предприятия (пассив).

Основой для составления промежуточного ликвидационного баланса предприятия служит бухгалтерский баланс на последнюю дату, которая предшествовала открытию конкурсного производства.

Выделим основные особенности формирования ликвидационных балансов в сравнении с операционными бухгалтерскими балансами.

Ликвидационный баланс как любой заключительный баланс относится к инвентарным, т.е. формируется по данным инвентаризации.

Учетные регистры, на основе которых формируется баланс, не должны содержать остатков по регулирующим (02, 05, 14, 16, 59, 63) и бюджетно-распределительным (96,97,98) счетам бухгалтерского учета ввиду ограниченности периода существования организации.

Способы оценки статей актива ликвидационного баланса могут отличаться от установленных в ст.11 Федерального закона "О бухгалтерском учете", поскольку в процессе ликвидации определяется та стоимость имущества (рыночная, ликвидационная и т.п.), которая позволит пользователям отчетности - участникам, инвесторам, кредиторам - с максимальной точностью рассчитать наиболее вероятное изменение собственных финансовых результатов вследствие ликвидации экономически связанного с ними лица.

В ликвидационном балансе должна применяться иная группировка статей актива и пассива, соответствующая фактической степени ликвидности имущества и установленному законом или нормативным документом (уставом организации, договором) порядку удовлетворения требований кредиторов.

По форме промежуточный ликвидационный баланс как любой инвентарный баланс, является сальдовым. Его можно построить (без детализации убытков, полученных до и после открытия конкурсного производства, и раскрытия результатов оценки) при отсутствии взаимосвязи с последним периодическим бухгалтерским балансом. Для этого определяются общий размер требований кредиторов, наличие, состояние и рыночная стоимость имущества.

 

Мировое соглашение

 

Мировое соглашение между должником и кредиторами может предусматривать следующие условия: отсрочку или рассрочку исполнения обязательств, уступку права требования должника, исполнения обязательств должника третьими лицами, скидку долга, обмен требований на акции и др.

Отсрочка или рассрочка исполнения обязательств в бухгалтерском учете отражается только в аналитическом учете. Скидка долга в бухгалтерском учете у должника представляет собой безвозмездные поступления. Порядок отражения в учете сделок по переуступке прав требования был рассмотрен нами в предыдущих главах.

В процессе мирового соглашения возможен обмен требований на акции. Обменять требования можно как на акции, уже выкупленные у акционеров, так и на акции, выпущенные в связи с увеличением уставного капитала. Операции, связанные с первой ситуацией, отражаются в учете следующим образом:

 

Дебет счета Кредит счета Хозяйственная операция
76 84 На сумму обмена акций на требования по договору
84 91 На сумму разницы между номинальной стоимостью и стоимостью обмена акций на требования по договору в случае превышения номинальной стоимости
84 81 На сумму номинальной стоимости
60 76 На сумму обмена акций на требования по договору
84 91 На сумму разницы между суммой обмена и суммой требований в случае превышения суммы требований

 

Операции, связанные с увеличением уставного капитала и обменом требований на вновь выпущенные акции, отражаются записями:

 

Дебет счета Кредит счета Хозяйственная операция
75 60 80 75 На сумму увеличения уставного капитала На сумму обмена требований на акции

 

Обмен требований на акции означает, что бывшие кредиторы получают возможность участвовать в управлении должника, становясь его акционерами.

 

Конкурсное производство

Конкурсное производство - ликвидационная стадия развития конкурсных отношений, стадия, когда о спасении должника речь уже не идет. Мероприятия конкурсного производства направлены на достижение следующих целей:

поиск и аккумулирование имущества должника;

реализацию этого имущества;

распределение средств между кредиторами;

ликвидацию должника - юридического лица.

На осуществление всех мероприятий конкурсного производства предоставляется один год. Этот срок может быть продлен судом на шесть месяцев.

Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства выносит арбитражный суд. В нем должна содержаться следующая информация:

^ о признании должника банкротом;

^ открытии конкурсного производства;

^ назначении конкурсного управляющего;

^ признании утратившей силу регистрации должника.

Открытие конкурсного производства влечет возникновение для должника и кредиторов определенных последствий:

Наступление срока исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей.

Прекращение режима конфиденциальности любых сведений, касающихся финансового состояния должника.

Совершение определенных действий и сделок (включая предъявление требований) только в соответствии с нормами Закона о банкротстве, регулирующими проведение конкурсного производства. Речь идет о сделках, связанных с отчуждением имущества должника либо апекущих его передачу в пользование третьим лицам; вве введении (наложении) арестов имущества должника или иных ограничений по распоряжению им имуществом; предъявлении любых требований к должнику; исполнении любых обязательств должника.

Отстранение руководителя и органов управления должника от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом, прекращение полномочий собственника имущества должника - унитарного предприятия.

Прекращение всех финансовых санкций по всем видам задолженности должника.

Конкурсный управляющий действует с момента его утверждения арбитражным судом до даты завершения конкурсного производства. К нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.

Конкурсным управляющим осуществляется опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства за счет средств должника в "Российской газете" не позднее 10 дней с момента назначения конкурсного управляющего.

В течение месяца с даты введения конкурсного производства управляющий должен предупредить всех работников должника о предстоящем увольнении.

После того как управляющий примет в ведение имущество должника, он должен провести инвентаризацию этого имущества и пригласить независимого оценщика для его оценки. В ходе конкурсного производства управляющий принимает меры для сохранения имущества должника, а также для выявления и возврата его имущества, находящегося у третьих лиц.

Кроме того, управляющий должен вести реестр требований кредиторов, настаивать на возврате третьими лицами задолженности организации-должника, а также, в случае необходимости, возражать против требований кредиторов, предъявленных должнику.

Когда расчеты с кредиторами завершены, конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о проведении конкурсного производства.

К отчету конкурсный управляющий должен приложить:

документы, подтверждающие продажу имущества должника;

реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований;

документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Поскольку конкурсный управляющий обязан действовать в интересах кредиторов, то контроль за его деятельностью осуществляют кредиторы и арбитражный суд. По требованию как суда, так и кредиторов управляющий обязан в любое время предоставить отчет о ходе конкурсного производства. Особо регламентирован контроль за использованием финансов должника. Отчеты об использовании денежных средств представляются управляющим по требованию, но не чаше чем раз в месяц.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей арбитражный суд может отстранить конкурсного управляющего от их исполнения.

Как видим, в ходе конкурсного производства полномочия управляющего складываются из двух составляющих:

^ полномочия отстраненного руководства, связанные с хозяйственной деятельностью и управлением юридического лица;

^ полномочия, свойственные только арбитражному управляющему, связанные с достижением целей конкурса.

Полномочия конкурсного управляющего весьма обширны, их цель - осуществление ликвидации должника с максимальным учетом интересов кредиторов.

Ликвидация предприятия, т.е. прекращение деятельности юридического лица без правопреемника, - это длительный процесс, который состоит из двух этапов:

формирования конкурсной массы предприятия-должника и определения всей совокупности предъявляемых к предприятию требований кредиторов;

продажи имущества должника и погашения предъявленных претензий кредиторов за счет конкурсной массы предприятия-банкрота.

Конкурсная масса - понятие, в которое Закон вкладывает вполне определенный смысл: в соответствии с п.1 ст.131 Закона все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Недостаток данного Законом определения в том, что не дифференцируется статус имущества должника сразу после открытия конкурсного производства и к моменту начала распределения средств между кредиторами. Между тем состояние имущества должника может претерпеть в течение этого периода значительные изменения. В связи с этим представляется более целесообразным использовать другой термин - имущественная масса - для обозначения имущества, имеющегося у должника на момент признания его банкротом и открытия конкурсного производства. Далее производятся определенные добавления и изъятия из имущественной массы. Все это осуществляется в целях формирования конкурсной массы.

Таким образом, конкурсной массой предлагается называть имущество, готовое к распределению между кредиторами, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущественной массы, и неликвидное имущество.

В целях формирования конкурсной массы в имущественную массу осуществляют определенные дополнения и изъятия. Выделим сначала виды имущества, добавляемые в имущественную массу:

Имущество должника, без правовых оснований находящееся у третьих лиц.

Имущество, полученное в результате реализации дебиторской задолженности.

Денежные средства, полученные в результате осуществления субсидиарной ответственности - имущество субъектов, своими действиями доведших должника до банкротства.

Имущество, являющееся предметом залога, переданным кредитору-залогодержателю (заклад).

Денежные средства, полученные в результате истребования управляющим средств на содержание определенных объектов, которые должны были, но не были приняты третьими лицами, названными в Законе.

Из имущественной массы изымаются:

Имущество, исключенное из гражданского оборота.

Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе и права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности.

Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные по конкурсу. К социально-значимым объектам относят дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, связанные с системами жизнеобеспечения региона.

Имущество третьих лиц, находящееся у должника без правовых оснований.

Одна из обязанностей конкурсного управляющего, связанных с формированием конкурсной массы и ее распределением между кредиторами, заключается в ведении реестра кредиторов. В настоящее время ведение реестра может осуществляться не только самим управляющим, но и реестродержателем, статус которого определен п.1 ст.16 Закона. Решение о привлечении реестродержателя принимается собранием кредиторов.

При ведении реестра реестродержателем управляющий передает ему необходимые сведения, подлежащие внесению в реестр. Сам реестродержатель исполняет функции технического характера. Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена ст.134 Закона о банкротстве:

в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсации морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений поавторским договорам;

в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Из состава кредиторов третьей очереди выделяются требования:

^ обеспеченные залогом имущества организации, которые удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очередей, права требования которых возникли до заключения договора залога;

^ по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней), иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, которые подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Вне очереди погашаются следующие обязательства:

судебные расходы, в том числе на опубликование предусмотренной Законом информации;

расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему и реестродержателю:

текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;

требования кредиторов и задолженность по заработной плате, которые возникли в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до вынесения соответствующего решения о признании, а также входе конкурсного производства.

Требования кредиторов, а также уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра (кроме требований кредиторов первой и второй очередей) и признанные в установленном порядке, удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации, оставшегося после расчетов с кредиторами, требования которых включены в реестр.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ от 26 октября 2002 г.

За последнее десятилетие Государственная Дума РФ, учитывая важность для экономики страны законодательной базы такого регулирования, трижды занималась разработкой и принятием Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (от 19 ноября 1992 г. № 3929-1, от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ, от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

Следует отметить, что целенаправленность действия нового Закона претерпела принципиальные изменения. Так, если Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" прежде всего был направлен на защиту интересов кредиторов, то цель Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" существенно изменена. Реализация его положений позволяет решить более широкий и значимый круг задач:

^ по оздоровлению экономики путем банкротства неэффективно работающих предприятий;

^ защите интересов кредиторов, которые так и не получили от заемщика ожидаемых доходов на вложенный капитал в связи с его нерациональным использованием;

^ защите интересов инвесторов;

^ восстановлению финансовой устойчивости несостоятельных предприятий, оказавшихся не по своей вине в трудном финансовом положении, хотя многих из них можно отнести к потенциально перспективным хозяйствующим субъектам.

Федеральным законом № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" понятие банкротства определено следующим образом: " Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей" (ст.3).

В названном Законе установлены признаки банкротства: должник считается несостоятельным (банкротом), если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются размеры денежных обязательств и обязательных платежей. В размер денежных обязательств включают:

размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;

суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;

размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов.

К обязательным платежам относят налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации. Размер обязательных платежей исчисляется без учета штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., к должнику - гражданину не менее 10 тыс. руб., а также имеются признаки банкротства.

В Законе определены состав участников и их функции в процедурах банкротства. Закон состоит из 12 глав и содержит 233 статьи.

В нем регулируются порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) предприятий, определяются следующие процедуры банкротства (ст.27):

наблюдение применяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового

состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведении первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление применяется к должнику с целью восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство применяется к должнику, признанному банкротом, с целью соразмеренного удовлетворения требований кредиторов:

мировое соглашение представляет собой процедуру банкротства, которая может быть применена на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

С экономической точки зрения в системе предложенных процедур важную роль играет финансовое оздоровление организаций, оказавшихся в столь затруднительном финансовом положении. Такая процедура на законных основаниях в систему банкротства российских предприятий введена впервые. В финансовом оздоровлении заинтересован прежде всего сам должник, поскольку он продолжает свою деятельность, но с ограничениями органов управления должника. У него появляется реальная возможность избежать банкротства, продолжая удовлетворять требования кредиторов, не доводя дело до конкурсного производства и продажи имущества.

В Законе раскрывается система мер по восстановлению платежеспособности должника.

Как видим, законодательство о банкротстве предприятий основывается на принципе их неплатежеспособности. Руководство предприятия, столкнувшись с финансовыми затруднениями, должно дать оценку сложившейся ситуации и, оценив степень своих финансовых проблем, принять решение о его дальнейшем функционировании, своевременно выработать меры по предупреждению банкротства либо принять решение о ликвидации предприятия, распродаже его по частям.

Процедуры банкротства начинаются с анализа финансового состояния предприятия с целью прогнозирования вероятности банкротства. В результате анализа выявляются формальные и неформальные признаки банкротства.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

С целью предупреждения банкротства предприятия учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности предприятия. Эти меры могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником. В рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть оказана финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника, т.е. проведена досудебная санация предприятия. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, явственно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

В заявлении должника должны быть указаны:

наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление;

сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником;

сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, оплате труда работников должника и выплате им выходных пособий, сумма вознаграждения, причитающегося для выплаты вознаграждений по авторским договорам;

размер задолженности по обязательным платежам;

обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или существенного осложнения хозяйственной деятельности при обращении взыскания на имущество должника;

сведения о принятых к производству судами обшей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлениях к должнику, исполнительных документах, а так же об иных документах, предъявленных для списания денежных средств со счетов должника в безакцептном порядке;

сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах, и о дебиторской задолженности;

номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, адреса банков и иных кредитных организаций;

наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего;

размер вознаграждения арбитражного управляющего.

Конкурсные кредиторы вправе объединить свои требования к

должнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора. Такое заявление подписывается конкурсными кредиторами, объединившими свои требования.

К заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам должно быть приложено решение налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника, а также сведения о размере задолженности по обязательным платежам.

При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника арбитражный суд вводит процедуру наблюдения и утверждает временного управляющего. Определение о введении наблюдения выносится судьей арбитражного суда единолично. В случае, если невозможно сразу определить кандидатуру временного управляющего, вопрос о его утверждении может быть рассмотрен в течение 15 дней с момента вынесения определения о введении процедуры наблюдения.

При подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд рассматривает заявление, жалобы и ходатайства лиц. участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов. Арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. В случае, если выявлено отсутствие признаков банкротства или в ходе экспертизы установлено фиктивное банкротство, арбитражный суд выносит решение об отказе в признании должника банкротом.

Временный управляющий при проведении процедуры наблюдения осуществляет анализ финансового состояния должника, инвентаризацию его имущества, формирует реестр требований кредиторов, готовит предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Кроме того он определяет дату первого собрания кредиторов, которое должно состояться не позднее чем за 10 дней до даты окончания процедуры наблюдения, и организует его проведение. К компетенции первого собрания кредиторов относится:

принятие решения о введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

образование комитета кредиторов;

определение требований к кандидатуре административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуру арбитражного управляющего;

выбор реестродержателя.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и начинает осуществление ликвидационных процедур, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

Суд может вынести определение о введении финансового оздоровления, даже если первое собрание кредиторов приняло другое решение, при условии предоставления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьих лиц и предъявления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов, не менее чем на 20%. График погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов пропорционально равными долями в течение одного года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

При введении процедуры финансового оздоровления по инициативе первого собрания кредиторов арбитражный суд утверждает срок проведения финансового оздоровления (не более двух лет), график погашения задолженности, административного управляющего.

В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с определенными ограничениями. Должник не вправе без согласия собрания кредиторов совершать сделки, связанные:

^ с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника;

^ с выдачей займов (кредитов).

Должник не может самостоятельно принимать решения о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).

Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету прилагаются:

баланс должника на последнюю отчетную дату;

отчет о прибылях и убытках должника;

документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

В случае, если требования кредиторов не удовлетворены, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое полномочно принять одно из решений об обращении с ходатайством в арбитражный суд:

^ о введении внешнего управления;

^ признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на срок до 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и по уплате обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения процедуры внешнего управления.

Не позднее чем через месяц после своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его на утверждение собранию кредиторов.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

перепрофилирование производства;

закрытие нерентабельных производств;

взыскание дебиторской задолженности;

продажа части имущества должника;

уступка прав требования должника;

исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьими лицами;

увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

продажа предприятия должника;

замещение активов должника;

иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Внешний управляющий обязан представить на рассмотрение

собрания кредиторов свой отчет по результатам проведения внешнего управления, при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления, в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр, а также по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов.

В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из предложений:

^ о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

^ продлении установленного срока внешнего управления:

прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром;

^ прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из его предложений в качестве своего решения и обратиться в арбитражный суд с соответствующим ходатайством.

В случае, если арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, внешний управляющий обязан передать дела конкурсному управляющему не позднее чем через три дня с даты утверждения конкурсного управляющего.

В случае, если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя предприятия.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Конкурсное производство вводится сроком на год и может продлеваться не более чем на шесть месяцев. Одновременно с открытием конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего.

Конкурсный управ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...