Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно-методические пособия по экспертизе ценности документов: перечни




 

Современная экспертиза ценности документов проводится, как правило, на основе нормативно-методических пособий: номенклатур дел, перечней, классификаторов и т.п. Можно констатировать тот факт, что для установления комплекса документов постоянного хранения, определения конкретных сроков хранения по отдельным группам документов, унификации сроков хранения однородных документов в различных учреждениях, организациях и предприятиях, а также для оперативного «избавления от ненужных бумаг» в настоящее время разработана целостная система нормативно-методических пособий по отбору документов.

Ведущую роль в процессе установления сроков хранения документов играют перечни, являющиеся «ключом» к созданию прообраза Архивного фонда страны.

Перечни документов–это систематизированные списки документов учреждений, организаций и предприятий, содержащие нормативные указания о сроках хранения документов или о составе документов, подлежащих постоянному хранению.

Первые перечни, так же, как и исторические архивы, были ведомственными. Ведомства приступили к разработке правил хранения и уничтожения «решенных дел» к середине XIX века, когда «помещения канцелярий действующих учреждений до того переполнились деловыми бумагами нового времени, что трудно было размещаться канцелярским чиновникам, а передвигать устаревшие делопроизводства в свободные подвалы, на чердаки, в башни, сараи было невозможно, потому что таких помещений уже недоставало.

Все ведомства делили свои документы на три разряда: дела, не подлежащие хранению в архиве, дела временного и дела постоянного хранения. Главным недостатком ведомственных перечней XIX века был полный разнобой и произвол ведомств в отнесении дел к какой-либо категории – в разных министерствах судьба одних и тех же категорий дел решалась порою противоположно.

К 1925 году уже имелся список материалов, подлежащих или не подлежащих хранению. Однако он был слишком длинным и не помещался в одном законодательном акте. Тогда было высказано требование о подготовке специальных справочников (перечней) с указанием категорий дел временного, постоянного хранения и не подлежащих хранению силами каждого ведомства и учреждения

Работа по созданию ведомственных перечней развернулась во второй половине 1930-х годов. В 1930-40-е годы было издано более 80-ти ведомственных перечней. Однако они были немногим лучше своих предшественников XIX века. Разнобой в сроках хранения однородных материалов разных ведомств так и не удалось преодолеть. К 1929 году относится идея создания типового перечня для документов всех ведомств. Основные этапы разработки типовых перечней документов представлены в таблице.[1]

Типовые перечни послужили основой для разработки ведомственных перечней. К 1991 году в организациях и на предприятиях использовалось около 60-ти ведомственных перечней, которые образовали систему нормативно-методических пособий по экспертизе ценности документов во всех отраслях управления.

Но уже с начала 90-х годов, когда в стране поменялись политические, экономические устои, и в связи с этим возникли организации иных форм собственности, в систему нормативно-методических пособий по отбору документов, естественно, были привнесены и новые моменты. В большей степени они коснулись именно перечней.

Так, очень своевременным явился перечень для негосударственных коммерческих организаций – справочное пособие «Управленческие документы постоянного срока хранения, образующиеся в деятельности негосударственных коммерческих организаций (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов)» (М., 1996). Данное пособие может быть отнесено к системе перечней, так как в первую очередь включает Примерный перечень управленческих документов негосударственных коммерческих организаций –

это новый тип перечней, где даны группы документов постоянного и временного хранения, но последние не дифференцированы по срокам, а обозначены лишь как «тяготеющие» к постоянному сроку хранения, среди них нет документов, однозначно имеющих тот или иной временный срок хранения.

Такой перечень типовых видов управленческих документов негосударственных организаций был дан в Методических рекомендациях «Отбор на государственное хранение управленческих документов, образующихся в деятельности негосударственных организаций (новых экономических – хозяйственных структур)».

Пособия, подготовленные для отбора документов негосударственных организаций, построены по типовым функциям (по производственно-отраслевой схеме), а именно:

· организационно-распорядительным, контроля, правового обеспечения управления, документационного обеспечения управления и организации хранения документов, экономического прогнозирования, текущего планирования, ценообразования, финансирования, учета и отчетности;

· организации экономических связей, оперативно-коммерческой деятельности, информационного обслуживания и маркетинга;

· трудоустройства, организации и нормирования, оплате и охране труда, работы с кадрами;

· материально-технического снабжения, административно-хозяйственного обслуживания;

· социально-бытовым, жилищным, деятельности общественных организаций.

В перечнях для негосударственных организаций особо акцентируется внимание на документах, содержащих сведения о «коммерческой тайне»

В 2000 г. вышел новый типовой перечень: «Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения», который явился логическим продолжением типового перечня документов 1989 года.

Само название нового типового перечня указывает на то, что он включает однотипные документы, образующиеся в организациях независимо от их назначения, уровня и масштаба деятельности, и даже форм собственности, т.е. действие нового типового перечня, распространяется и на документы негосударственных организаций.

Новый типовой перечень необходим в качестве основного нормативного пособия, в первую очередь при подготовке номенклатур дел и формировании дел в делопроизводстве, а также при определении сроков хранения и отборе документов на постоянное (вечное) хранение.

Для сроков хранения в новом типовом перечне отведена лишь одна графа. Но пользуются перечнем все учреждения: источники и не источники комплектования.

Учреждения – источники комплектования(или потенциальные источники комплектования – негосударственные организации) без изменений используют те сроки хранения, которые указаны в сроках хранения документов.

Государственные или муниципальные учреждения, не являющиеся источниками комплектования, вместо срока хранения Постоянно используют срок хранения «10 лет», т.е. сами преобразуют указанный срок хранения.

Более того, в данном случае негосударственным учреждениям рекомендовано документы хранить не менее 10-ти лет. Дальнейший срок хранения документов определяет организация в соответствии с действующим законодательством и необходимостью практического использования документов. Но это правило распространяется не на все документы.

Есть целые комплексы документов, которые необходимо хранить во всех организациях, не являющихся источником комплектования – государственных, муниципальных, негосударственных – до момента их ликвидации. Это такие документы, как приказы по основной деятельности, бюллетени голосования, уставы и положения, учредительные документы и документы по регистрации, а также другие документы, нормативно-правового, имущественно-хозяйственного характера, перечень которых дан в п. 2.4.2. указаний по применению перечня.

Особо следует обратить внимание на существенное изменение сроков хранения документов по личному составу в учреждениях всех форм собственности.

Ранее в перечне (1989 г.) срок хранения этих дел определялся 75 л-в или 75 л-в ЭШС (возраст лица на момент его увольнения из организации), хотя в практической деятельности использовали срок 75 лет. В новом типовом перечне срок хранения личных дел и большинства документов по личному составу определен 75 лет ЭПК. При этом следует помнить, что в стране существует запретная дата, которой является 1945 год. Это означает, что документы, образовавшиеся до этого срока нельзя уничтожать без согласования с ЭПК, а для местных дел, отложившихся до 1945 года, практически устанавливается срок хранения «Постоянно».

Необходимо обратить внимание и на отметку ЭПК рядом с определенным сроком хранения, которая означает, что указанная документация в организациях государственного типа, возможно, будет иметь срок хранения «Постоянно», что решается после ее изучения и по согласованию с экспертно-проверочной комиссией государственного или муниципального архива.

В организациях негосударственного типа отметка верна лишь в том случае, если данная организация заключила договор с архивным учреждением на передачу документов. Если негосударственная организация «не контактирует» с архивным учреждением, то вопрос о сроках хранения таких документов (срок хранения которых по перечню указан с отметкой ЭПК) решается экспертной комиссией (ЭК) самой организации.

В 2000 г. вышел в свет новый, не имеющий аналогов, «Примерный перечень документов, образующихся в деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения». В его составе отражены документы по организационным вопросам управления, экономическому прогнозированию и кредитованию, кассовым операциям и инкассации, операциям с ценными бумагами и внешнеэкономической деятельности, бухгалтерскому учету и отчетности, автоматизации банковских работ и другие.

Данный перечень направлен на рационализацию организации документов в делопроизводстве, обеспечение сохранности, отбор документов на постоянное (вечное) хранение, установление конкретных сроков хранения документов, а также защиту законных интересов кредиторов, вкладчиков, клиентов кредитных организаций.

Особо следует отметить, что применение этого перечня является обязательным для кредитных организаций, заключивших договор с архивным учреждением системы Федеральной архивной службы.

Несколько слов следует сказать о ведомственных перечнях и перечнях, разработанных архивными учреждениями субъектов Федерации. В регионах России в 1990-е годы проводилась большая работа по созданию перечней для различных категорий фондообразователей. При этом приоритет принадлежит перечням для вновь созданных государственных учреждений, а также перечням для негосударственных учреждений. Разработаны перечни и для общественных организаций.

В современной системе перечней документов различают три типа:

· с указанием сроков хранения;

· постоянного хранения;

· постоянного и долговременного хранения.

Перечни документов могут быть следующих видов.

1. Типовые для всей системы учреждений.

Их назначение – унификация сроков хранения однородной типовой документации, образующейся в деятельности всех учреждений, организаций и предприятий, независимо от их ведомственной подчиненности и отраслевой направленности.

Создание типовых перечней обусловлено тем, что во всех учреждениях, организациях и на предприятиях формируются дела с приказами руководства, с планами и отчетами, с документами по личному составу, с бухгалтерской документацией, материалами общественных организаций. Все эти и другие, так называемые типовые документы, выполняют одинаковые для всех учреждений функции, а поэтому должны иметь и одинаковые сроки хранения.

2. Примерные для однородных организаций.

Они обычно разрабатываются для больших и сложных фондов, а также для групп однородных фондов и являются своего рода методическими пособиями по экспертизе ценности при научно-технической обработке документов фонда.

В примерных перечнях называются виды документов, подлежащих вечному хранению и документы, подлежащие выделению к уничтожению, как не представляющие научной, исторической, экономической ценности.

3. Ведомственные – по отдельным отраслям деятельности в рамках государственной подведомственности.

Ведомственный перечень это справочник о составе и содержании документов учреждений, организаций и предприятий одного ведомства, одной отраслевой системы. Он предусматривает максимально полный охват видов и разновидностей документов, систематизированных в соответствии с основными функциями и направлениями деятельности учреждений этого ведомства, с указанием сроков хранения каждого вида документов.

Для того чтобы овладеть методикой определения сроков хранения документов по перечням, следует тщательно изучить структуру перечня.

Любой перечень состоит из основной части и справочного аппарата.

Основная часть описательные статьи — представляет собой наименования видов и разновидностей документов с указанием сроков хранения и вопросов деятельности учреждений, систематизированных в соответствии с классификационной схемой и имеющих сквозную валовую нумерацию.

Каждая описательная статья в перечне включает в себя: порядковый номер; наименование видов и разновидностей документов, иногда указывается автор или корреспондент, вопрос или тема, для планов или отчетов – период планирования или отчетности и др.; сроки хранения документов, дифференцированные по звеньям перечня; примечания, уточняющие сроки хранения документов. Иногда «Примечания» располагаются под строкой, что позволяет не повторять одни и те же примечания на одной странице.

Справочный аппаратпомогает ориентироваться в перечне, пользоваться им при экспертизе документов и включает в себя титульный лист с названием перечня и выходными данными, указания по применению перечня, список сокращений, указатель видов документов.

Таким образом, перечни документов являются одновременно инструментом экспертизы ценности для установления сроков хранения документов и инструментом по комплектованию архивных учреждении.

С точки зрения типологии перечней приоритет принадлежит так называемым «перечням для архивиста», то есть перечням документов постоянного срока хранения. Разработка этой категории перечней вызвана необходимостью сохранить наиболее ценные документы в эпоху реформ и социальных потрясений. Активно развивается и такой вид перечней, как перечни документов для архивиста ведомственного архива, то есть перечни документов постоянного и долговременного хранения. Это объясняется возрастанием роли архивов организаций в обеспечении сохранности документов как государственной, так и негосударственной частей Архивного фонда Российской Федерации.

 


 

Заключение

 

Своеобразным итогом деятельности ВНИИДАД на первом этапе стало включение в 1970 г. двух научных дисциплин – архивоведение и документоведение – в номенклатуру научных специальностей.

Работами в сфере документоведения ВНИИДАД на этом этапе сумел завоевать определенный авторитет в государственных учреждениях и организациях, особенно ведавших вопросами совершенствования управления. В области архивоведения несомненной заслугой института явилось внедрение в архивную практику понятий, получивших наименование информационного подхода в архивоведение, как результат синтеза традиционных архивоведческих и источниковедческих представлений и понятий документалистики, информатики и кибернетики. Немалую роль в этом сыграл существовавший тогда в институте научно-теоретический семинар, генератором идей которого были К.И. Рудельсон, В.Н. Автократов, Г.Г. Воробьев и др.

Коротко резюмируя итоги второго периода научной деятельности в институте можно сделать вывод, что она в целом соответствовала существовавшей советской административно-командной системе централизации архивного дела, отвечала ее запросам в области унификации, стандартизации, организации процессов работы с документами в делопроизводстве и архивов, в деле научно-методического обеспечения архивной системе в области отбора, описания, архивного поиска, методов публикации и бюджетной экономики архивного дела.

Рассматривая итоги третьего периода, где накапливается научный потенциал для создания новой общероссийской системы управления документацией, которая должна перейти на смену ЕГСДОУ, и комплекса обновленных стандартов на документацию.

Эти и другие работы, созданные ВНИИДАД в последнее время, подтверждают, что его научный потенциал соответствует потребностям архивных учреждений системы Государственной архивной службы России и документационных служб. Институт способен откликаться на сегодняшние требования на уровне возможностей отраслевой науки. Но, очевидно, для научного учреждения сегодня этого недостаточно. Необходимо развить творческие контакты всех научных сил, которые сосредоточены в научных и учебных учреждениях Москвы и которым небезразличны судьбы отечественного архивного дела.

Исходя из выше перечисленной информации по истории делопроизводственных фондов XVIII в. Очевидно, что задача их полного охвата системой справочников по их составу и содержанию, долго являвшаяся главной, к настоящему моменту в целом разрешина. Конкретные направления совершенствования этой системы могут быть бесконечно разработаны и едва ли поддаются точному прогнозированию. Однако дальнейшее развитие научно-поискового аппарата пойдет по линии соотнесения новых разработок с уже существующими и сохранения последних от необоснованного забвения, а более пристальное внимание будет уделено проблемам восстановления утраченной целостности документального наследия высших, центральных и местных учреждений эпохи.

Так же важна и научно-методическая деятельность ВНИИДАД. Основной нормотивно-методический документ, где раскрывается требования по ведению делопроизводства и сохранности архивных документов, является «Основные правила работы архивов организации», вышедший в свет в 2002 году взамен правил 1987 года.

Делая вывод, с точки зрения типологии перечней приоритет принадлежит «перечням для архивиста», то есть перечням документов постоянного срока хранения. Разработка этой категории перечней, вызвана необходимостью сохранить, наиболее ценные документы в эпоху реформ и социальных потрясений. Активно развивается и такой вид перечней, как перечни документа для архивиста ведомственного архива, то есть перечни документов постоянного и долговременного хранения. Это объясняется возрастанием роли архивов организаций в обеспечении сохранности документов, как в государственной, так и негосударственной частей Архивного фонда Российской Федерации.

Создание новой нормативно-методической базы экспертизы ценности документов идет поэтапно – создание типовых перечней документов постоянного хранения. Затем типовых перечней документов с указанием сроков хранения.

В планах научно-исследовательской работы (НИР) учреждений и организаций федеральной архивной службы и организаций федеральной архивной службы на 2002-2003 гг. предусмотрено новое направление – создание баз данных для архивов организаций. В 2005 г. запланировано и осуществлено внедрение ВНИИДАД программного комплекса «Архив организации». В плане отражена работа с общеотраслевыми базами данных («Зарубежная архивная Россия».), разработка общеотраслевого классификатора документной информации, создание аналитического обзора по опыту публикации исторических документов на компакт-дисках (CD-ROM).

Реформирование в ВНИИДАД отразилось и на развитии архивного дела в Омской области, министр министерства государственно-правового развития Бутаков внес большой вклад в развитие архивного дела - реструктуризировал архивную службу города Омска; построен новый исторический архив с учетом зарубежного опыта сохранности документов.

Автором курсовой работы в результате анализа деятельности ВНИИДАД были сделаны следующие выводы:

1. Создана законодательная и нормативная база архивоведения, документоведения, делопроизводства;

2. Разработаны критерии экспертизы ценности документов по перечням;

3. Осуществляется повышение квалификации специалистов архивов.


Список литературы

 

1. Основные правила работы государственных архивов Российской Федерации, 2002.

2. Основные правила работы архивов организаций, 2004.

3. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, 2006.

4. Перечень современных федеральных госархивов, 2004.

5. Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования / Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова; под ред. В.П. Козлова. – М.: ПрофОбр-Издат, 2002. – 272 с.

6. Теория и практика экспертизы ценности документов и комплектования государственных архивов СССР / Труды ВНИИДАД. – Т. 4. – Ч. 1, 2. – М., 1974

7. Жукова М.П. Экспертиза ценности документов современных учреждений, предприятий, организаций – Отечественные архивы, 2004. - № 5.

8. Управленческие документы постоянного срока хранения, образующиеся в деятельности негосударственных коммерческих организаций (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов): Справочное пособие. – М.: ВНИИДАД, 1996, в ред. 2004.

9. Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения. – М., 1989.

10. Перечень документов, подлежащих приему в государственные архивы СССР. – М., 1973.

11. Архивоведческие аспекты в делопроизводстве: Экспертиза ценных документов / Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова, Г.А. Осичкина // Секретарское дело. –2004. - № 1 (14).

12. Информационное обеспечение деятельности архивных учреждений. – М., 2003

13. Организация использования документов ГАФ СССР: Пособие для архивистов. – М., 1999.

14. Основные правила работы государственных архивов СССР. М., 1984.

15. Основные правила работы ведомственных архивов. – М., 2004.

 


 

Приложение 1

 

1929 год «Перечень документальных материалов денежно-материальной отчетности и второстепенного значения»
1938 год «Перечень материалов денежно-материальной отчетности второстепенного значения и материалов массового трафаретного характера, подлежащих выделению без утверждения архивных органов»
1955 год «Примерный перечень типовых документальных материалов, хранящихся в районных (городских) государственных архивах и образующихся в деятельности районных городских, поселковых и сельских учреждений предприятий и организаций Союза ССР с указанием сроков хранения материалов»
1956 год «Примерный перечень технических документальных материалов с указанием сроков и мест хранения»
1957 год «Перечень типовых документальных материалов, образующихся в деятельности министерств, других учреждений организации и предприятий, с указанием сроков хранения материалов»
1965-1969 годы 4 выпуска «Перечня документальных материалов подлежащих приему в государственные архивы СССР» Вып. 1, Типовые категории документальных материалов Вып. 2. Вопросы народного хозяйства Вып. 3. Вопросы народного образования, здравоохранения, социального обеспечения торговли и коммунального хозяйства Вып. 4. Вопросы культуры
1973 год Сводный «Перечень документов, подлежащих приему в государственные архивы СССР»
1989 год «Перечень типовых документов образующихся в деятельности госкомитетов министерств ведомств и других учреждении, организации предприятии с указанием сроков хранения»
1999 год «Перечень современных федеральных госархивов»

 


[1] См. Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...