Правила выполнения практических работ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для проведения практических работ
по дисциплине Информатика и ИКТ (1 курс)
для студентов специальности 15.02.08 Технология машиностроения 09.02.03 Программирование в компьютерных системах 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта 13.02.03 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
2016 г.
Рабочая тетрадь для проведения практических по дисциплине Информатика и информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) (1 курс) для студентов специальности: 15.02.08 Технология машиностроения 09.02.03 Программирование в компьютерных системах 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта 13.02.03 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Составитель: Майер Ю.В., преподаватель общепрофессиональных дисциплин Рекомендовано к использованию решением методического советаГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им.П.П. Аносова» (протокол № ____ от ____ ________ 20____г.) СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ. 4 ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ. 5 Глава 1 Математические и логические основы информатики. 6 Тема 1.1 Системы счисления. 6 Тема 1.2 Кодирование информации. 22 Тема 1.3 Алгебра логики. 26 Глава 2 Основы алгоритмизации. 34 Тема 2.1 Основы алгоритмизации. 34 Тема 2.2 Начала программирования на языке Паскаль. 39 Литература. 44
ПРЕДИСЛОВИЕ Рабочая тетрадь составлены для студентов среднего специального учебного заведения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Сборник должен оказать действенную помощь в усвоении важнейших понятий, определений и способствовать эффективному использованию учебного времени при овладении дисциплины Информатика и информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) (1 курс).
Цель данной методической разработки - помочь студентам овладеть базовыми знаниями, необходимыми для работы пользователю на персональном компьютере. Методические указания способствуют овладению: − основными понятиями систем счисления, − основ алгоритмизации. ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Практические работы выполняются каждым студентом самостоятельно в полном объеме. Перед выполнением работы студент должен отчитаться перед преподавателем за выполнение предыдущей работы (сдать на проверку рабочую тетрадь). Студент должен на уровне понимания и воспроизведения предварительно усвоить необходимую для выполнения практических работ теоретическую и практическую информацию. Студент, получивший положительную оценку по предыдущей работе, допускается к выполнению следующей. Студент, пропустивший практическую работу по уважительной либо неуважительной причине, закрывает задолженность в процессе выполнения последующих работ Глава 1 Математические и логические основы информатики Тема 1.1 Системы счисления Цель: Сформировать умения использовать методы записи чисел и представления чисел с помощью письменных знаков. Теоретический часть Система счисления — символический метод записи чисел, представление чисел с помощью письменных знаков. - Число — некоторая абстрактная сущность, мера для описания количества чего либо. - Цифры — знаки, используемые для записи чисел. Цифры бывают разные: самыми распространёнными являются арабские цифры, представляемые знаками от нуля (0) до девяти (9); менее распространены римские цифры, их можно встретить на циферблате часов или в обозначении века (XIX век).
Поскольку чисел гораздо больше чем цифр, то для записи числа обычно используется набор (комбинация) цифр. Только для небольшого количества чисел — для самых малых по величине — бывает достаточно одной цифры. Существует много способов записи чисел с помощью цифр, называемых системой счисления. Величина числа может зависеть от порядка цифр в записи, а может и не зависеть. Это свойство определяется системой счисления и служит основанием для простейшей классификации таких систем, что позволяет все системы счисления разделить на три класса (группы): - позиционные; - непозиционные; - смешанные. Позиционные системы счисления — это системы счисления, в которых значение цифры напрямую зависит от её положения в числе. Позиционные системы счисления позволяют легко производить арифметические расчёты. В непозиционных системах счисления величина числа не зависит от положения цифр в записи. Если к каждой цифре приписать знак номинала, то такие составные знаки (цифра + номинал) уже можно перемешивать, то есть такая запись является непозиционной. Примером «чисто» непозиционной системы счисления является римская система. Практическая часть 1. Заполните таблицу, записав в десятичной позиционной системе счисления числа, соответствующие числам, записанным в римской системе счисления:
2. Переведите числа из римской системы счисления в десятичную систему счисления:
3. Вычислите десятичный эквиваленты следующих чисел:
4. Вычислите десятичные эквиваленты следующих двоичных чисел:
5. Вычислите x, для которых верны равенства:
6. Один мудрец писал: «Мне 33 года. Моей матери 124 года, а отцу 131 год. Вместе нам 343 года». Какую систему счисления использовал мудрец и сколько ему лет? Решение: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ответ: ________________________________________________________ 7. Один человек имел 102 монеты. Он поровну разделил их между двумя своими детьми. Каждому досталось по 12 монет и одна осталось лишней. Какая система счисления использовалась и сколько было монет? Решение: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ответ: ________________________________________________________ 8. Постройте на координатной плоскости рисунок, отметив и соединив точки в следующей последовательности: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-7-11-12-13-14-11-12-13-14-11-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-21-1
9. Постройте на координатной плоскости рисунок, отметив и последовательно соединив точки:
Место для вычислений:
10. Постройте на координатной плоскости рисунок, отметив и последовательно соединив точки:
Место для вычислений:
|