Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: использование типологических опросников в практике профконсультирования

 

г. Одесса 2008г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РОЛЬ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСНИКОВ В ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИИ

1.1 Сущность, цели и задачи «профконсультирования»

1.2 Определение понятия «типология», её роль в самоидентификации личности

ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК MBTI

2.1 Типология Майерс-Бриггс

2.2 Шкалы MBTI (типологические индикаторы)

2.3 Психологические типы

2.4 Работа с опросником MBTI

ГЛАВА 3. ТЕСТ Д. КЕЙРСИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

3.1 Определение темперамента по методике Кейрси

3.2 Процедура работы с опросником и обработка информации

ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСНИКОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ И ТЕМПЕРАМЕНТОВ У СОТРУДНИКОВ ВЫСШЕГО ЗВЕНА В ОРГАНИЗАЦИИ «ЭНЕРГОМИР»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК МАЙЕРС-БРИГГС

Приложение 2 БЛАНК ОТВЕТОВ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСНИКА МВTI

Приложение 3 КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ МВTI

Приложение 4 ТЕСТ Д.КЕЙРСИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

Приложение 5 РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЛИСТ К ОПРОСНИКУ КЕЙРСИ

ЛИТЕРАТУРА


Введение

 

"Создать трудоспособный коллектив

единомышленников и энтузиастов

несравненно труднее,

чем построить самый хороший самолет"

Сергей Ильюшин, авиаконструктор.

 

В психологической науке и практике проблематика профессионального самоопределения человека, или профориентации имеет достаточно неоднозначный характер. С одной стороны, она является достаточно изученной областью, проработанной многими авторами и исследователями с теоретической точки зрения. Создано большое количество разнообразных методов, методик и инструментов оказания профориентационной помощи людям, в ней нуждающимся. Однако, с другой стороны, существует и ряд проблем, которые существенно ограничивают эффективность практического приложения имеющихся знаний и наработок. Одна из проблем связана с отсутствием системных технологий оказания профориентационной помощи. Профориентация носит зачастую частный характер, организовывается по инициативе лишь лично заинтересованных специалистов, не производится целенаправленной информирование населения о важности и пользе данных мероприятий. Это существенно ограничивает возможности людей в получении квалифицированной помощи по разным причинам: из-за недостатка информации (а где ее можно получить, а что это такое), из-за отсутствия в месте проживания специалистов и т.п. Ещё одна проблема связана с недостатком практических наработок в данной области: как организационного характера по созданию системы профориентации, так и содержательного характера самой услуги, которая удовлетворяла бы запросам современности. Частично данная проблема может быть решена за счет использования огромного опыта западных коллег по организации центров профориентации, центров карьеры и т.п.

При этом именно сейчас актуальность профориентации высока как никогда ранее. Поэтому несомненна важность адекватного обеспечения этого запроса со стороны психологической практики в рамках различных учреждений.

Ситуация профконсультирования предполагает установление психологического контакта с клиентом. При этом большое значение имеет психодиагностическая компетентность профконсультанта, т.е. способность с помощью какого-либо психодиагностического инструментария определить индивидуальные особенности клиента и, исходя из этого, решать задачи профориентации, профотбора или психологической консультации. По сути, профконсультант занимается прогнозированием того, как человек поведет себя в той или иной ситуации, какие его индивидуально-психологические свойства проявятся в конкретной деятельности (например, профессиональной), будут ли они способствовать успеху в этой деятельности.

Необходимы надежные и удобные в применении измерительные процедуры, позволяющие оптимизировать ситуацию профконсультирования. В настоящее время психология располагает многими методами, позволяющими определить устойчивые психологические качества человека. Но для практического применения гораздо важнее обратиться к социальным проявлениям психологических качеств, к тем поведенческим особенностям людей, которые проявляются в самых разных жизненных ситуациях. При этом целесообразно использовать какую-либо классификацию психологических типов людей.

В качестве такой классификации предлагается использовать социально-психологическую типологию К.Юнга, тем более что имеется методика, основанная на этой типологии и позволяющая получить информацию о многих сторонах жизни и деятельности человека. Это хороший инструмент для практической деятельности специалистов по вопросам профориентации и профотбора.

Актуальность выбранной темы вытекает из вышеуказанных проблем, а также тенденций на рынке труда и образования

В соответствии с вышеизложенным, целью настоящей работы является ознакомление с методиками определения социального типа личности, основанных на типологии личности Юнга, а именно: «Индикатор типов личности Майерс-Бриггс» (MBTI) и его модифицированный вариант – «Опросник Д.Кейрси для определения социального типа личности».

Предметом данной работы является социальная типология личности.

Обьектом работы стали 10 человек (7 мужчины и 3 женщин), сотрудники высшего звена в организации «Энергомир», которые были протестированы по методикам Майерс-Бриггс и Д.Кейрси для выявления их типов личности и темпераментов..

Основные задачи исследования:

1. Изучить методики определения социального типа личности.

2. Описать методики Майерс-Бриггс и Д.Кейрси и рассмотреть возможности их использования для определения индивидуальных и профессиональных особенностей личности.

3. На основе полученных результатах опросников составить психологический портрет, обеспечить достоверной диагностикой конкретного типа личности каждого участника.

Практическая значимость результатов исследования - все более важным в современных условиях труда становятся не знания человека (которые устаревают), а его потенциал и способность обучаться. Важным становится компетентностный подход к оценке специалистов. Данный подход позволяет определить потенциал человека, направленность данного потенциала, наиболее выраженные компетенции и сферу их наиболее эффективного трудового приложения.

В связи с тем, что данные методики не имеют широкого применения, а также по причине того, что источников информации по данной теме недостаточно, и они все разрознены, мы предполагаем, что данная работа положит начало сбору материалов, их систематизации, дальнейшей проработке; практического применения в организациях при подборе и расстановке персонала, а также установлению положительных интертипных отношений.


Глава 1. РОЛЬ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСНИКОВ В ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИИ

 

1.1 Сущность, цели и задачи «профконсультарования»

 

В соответствии с Конвенцией о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (от 04.06.1975г.) любой молодой человек имеет право на получение профориентационных услуг.

Профессиональная ориентация - это научно-обоснованная система форм, методов и способов, направленных на обеспечение помощи личности в активном осознанном профессиональном самоопределении и трудовом становлении.

Основой профессионального самоопределения личности является самопознание и объективная самооценка индивидуальных особенностей, сопоставление своих профессионально важных качеств и возможностей с условиями, необходимыми для приобретения конкретных профессий, и конъюнктурой рынка труда.

Профессиональная ориентация осуществляется в рамках ее основных взаимосвязанных направлений - профессиональной консультации, профессиональной информации, профотбора (профподбора) и профадаптации. А также должна обеспечить реализацию социально-экономической, медико-физиологической, психолого-педагогической функции.

В данной работе мы попытаемся более подробно осветить одно из направлений профессиональной ориентации - профессиональную консультацию.

На сегодняшний день, профессиональная консультация является не только элементом системы профессиональной ориентации, но и элементом психологической помощи. Профессиональная психологическая консультация проводится в ситуациях, когда человеку сложно принять решение в силу определенных обстоятельств (личностных проблем, либо социально-психологических факторов).

В Концепции государственной системы профессиональной ориентации населения (от 27.01.94) дано следующее определение: "профессиональная консультация - научно-организованная система взаимодействия психолога-профконсультанта и личности, которая нуждается в помощи в выборе или изменении выбора профессии или вида деятельности на основе изучения индивидуально-психологических характеристик, особенностей жизненной ситуации, профессиональных интересов, склонностей, состояния здоровья личности и с учетом потребностей рынка труда."

Таким образом, основной целью профконсультации можно считать формирование профплана личности и составление прогноза стратегий деятельности человека по достижению желаемой цели с учетом индивидуально-психологических его характеристик, особенностей жизненной ситуации, профессиональных интересов, склонностей, состояния его здоровья.

Достигнуть этой цели можно путем решения ряда задач профессиональной психологической консультации:

1. Определение запроса оптанта.

2. Выявление группы профессий, наиболее соответствующих индивидуально-психологическим особенностям человека, состоянием его здоровья, склонностям и способностям личности методом психолого-диагностического исследования.

3. В случае необходимости, проведение коррекции профплана личности, ее мотивационно-потребностной сферы, актуализации мотивов профессионального самоопределения.

4. Формирование профессионального плана оптанта.

5. Составление профконсультационного прогноза.

6. Совместная разработка стратегии действия по достижению намеченной цели. В то же время, следует учитывать, что профессиональная психологическая консультация имеет ряд особенностей.

· Профконсультанту необходимо в кратчайший срок получить сведения о человеке, пришедшем на консультацию, существенные для построения профплана.

· Профконсультация должна проходить как ситуация обучения правилам выбора профессии, ориентирования в мире профессий, без оказания какого-либо давления на личность или навязывании ему решений, без "выдачи" готовых "рецептов" и рекомендаций. Выбор должен сделать сам консультируемый, только в этом случае он будет стремиться реализовать сделанный выбор.

· В своей работе профконсультант опирается на уже сформированные или имеющиеся у личности ценностные представления, направленность личности, учитывая более или менее выраженные склонности и интересы. Сформировать за время профконсультации их не возможно, но можно в той или иной степени корректировать представления человека о субъективных и объективных условиях выбора профессии.

Из всего вышеизложенного вытекает вывод, что профконсультация проводится в несколько этапов и предполагает несколько встреч с консультируемым.

По целям профконсультацию можно разделить на следующие виды.

· Первичная профконсультация - направленная на определение запросов оптанта. Время беседы, наблюдений, интервьюирования или анкетирования - от 30 минут до 1часа. Стандартное диагностическое обследование длится от 1 часа 30 минут до 2 часов.

· Повторная профконсультация - проводится при необходимости поведения коррекции основ личности, ее мотивационно-потребностной сферы, актуализации мотивов профессионального самоопределения.

· Формирующая профконсультация - направлена на формирование профплана оптанта, составление прогноза, в процессе которого оптант будет ознакомлен с методами и средствами, направленными на самоопределение, самостоятельное формирование и развитие профессионально-важных качеств, а также вариантами индивидуального стиля деятельности, позволяющего компенсировать имеющиеся недостатки.

Прогноз профессиональной деятельности - это описание благоприятных и неблагоприятных особенностей конкретной деятельности, определяемых психологической структурой изученной личности. Этот прогноз должен быть:

o достоверным,

o структурным,

o отдаленным.

· Заключительная профконсультация - направленная на совместную разработку стратегии действия по достижению намеченной цели. Рекомендацию профконсультант вырабатывает и обсуждает совместно с клиентом. При окончательном решении они опираются на достоверные факты и оценки, экономические и социальные аргументы и прогнозы, правовые формы, помогая тем самым клиенту познать и осмыслить свои личные качества, сопоставить их с содержанием и требованиями к человеку различных профессий, видов работ, должностей, сделать обоснованные выводы. Окончательное решение в выборе профессии, а следовательно и учебного заведения принимает клиент.

По форме проведения профессиональные психологические консультации могут быть:

· индивидуальные,

· групповые.

Групповая консультация проводится с целью определить, кто из оптантов нуждается в помощи, чей профплан необходимо корректировать, а чей одобрить. Поскольку краеугольный камень профконсультации - изучение личности каждого, то групповая профконсультация имеет следующие составляющие:

· Информация о профессионально важных качествах, необходимости для различных видов профессиональной деятельности.

· Психолого-диагностическое исследование личности каждого присутствующего на групповой консультации (анкетирование и др.методы, которые профконсультант считает необходимым применять с целью получения более полной картины о личности оптанта).

· Информирование об условиях приема в учебные заведения. Индивидуальное ознакомление с результатами психодиагностических исследований и при необходимости назначение индивидуальных консультаций в зависимости от выявленных проблем. Индивидуальные консультации описаны выше.

 

1.2 Определение понятия «типологя», её роль в самоидентификации личности

 

Для проведения профконсультаций необходим инструментарий, определённые психологические методы. К одним из таких инструментов относятся методики типирования личности.

Так что же такое типология?

Разнообразны психические особенности людей, изучаемые в дифференциальной психологии. Однако все они – способности и интеллект, темперамент и характер человека, черты его личности – обладают общей фундаментальной характеристикой, а именно: глубоко индивидуальны. Индивидуальность человека есть та совокупность психических особенностей, которая будучи взятой как целое, отличает его от другого.

Выделение закономерностей сочетания индивидуальных черт конкретных людей имеет в научной психологии различные стратегии и результаты. С одной стороны, индивидуальностью человека можно считать именно совокупность, набор его психических свойств и качеств как отдельных элементов, составляющих в сумме определенный класс. Результатом классификации индивидуальностей будет собрание различных наборов индивидуальных черт, объединенных по законам статистики и наблюдаемых в эмпирии с той или иной частотой. С другой стороны, индивидуальность определяется как тип – целостная структура, внутри которой каждое конкретное свойство и качество человека получает закономерное объяснение. В результате построения типологии выделяются качественно своеобразные типы индивидуальностей, соотнесенные между собой и принципиально отличные друг от друга.

Способы выделения классов или типов индивидуальностей различаются также по характеру используемых критериев. Это могут быть эмпирические критерии, полученные при анализе и обобщении конкретных опытных данных. Как правило, эмпирическая классификация индуктивно, путем закономерного перехода от частных случаев к общим. Дедуктивный же способ построения типологии индивидуальностей – от общего к частному – предполагает теоретическое выделение ее основных принципиальных признаков, различений и затем – проверку и обоснование полученных типов на эмпирическом материале.

Общие подходы к типологии индивидуальности определяются основными познавательными и практическими задачами ее изучения. В этой теме будут рассмотрены три соответствующих им подхода, открытые в психологической науке и прикладных областях.

Первый из них связан с поиском объективных основ тех или иных устойчивых сочетаний психических свойств и качеств конкретных людей. Такова собственно познавательная задача изучения индивидуальности. Как правило, попытки ее объяснения выходят здесь за пределы собственно психических свойств и направлены на установление их соответствия особенностям организма – аналитическим и физиологическим – данным природой. Наличие психотелесных соответствий, если только оно доказано статистически, получает свое практическое значение: знание о них может стать хорошей опорой успешных профессиональных и межличностных отношений.

Второй подход дифференциально-психологического исследования заключается в том, чтобы описать все возможные сочетания индивидуальных психических черт. Ведь знание о конкретных поведенческих реакциях человека в тех или иных социально-житейских ситуациях необходимо для правильной организации взаимодействия и общения между людьми. Признание своеобразия и уникальности каждой человеческой индивидуальности – характерная черта данного подхода. Конечно, оба эти подхода являются эмпирическими, основанными на непосредственном опыте, который и определяет выделение индивидуальных типов.

Третий подход отвечает задаче осознания, осмысление человеком собственной индивидуальности. Он является теоретическим и состоит в дедуктивном выделении принципов построения типологии индивидуальностей, отвлекаясь от обилия эмпирических деталей. По существу, этот подход может быть также назван философским, ведь здесь возникает вопрос о том, почему эмпирически определенные типы индивидуальности складываются именно так, а не иначе. Однако чистая теория едва ли имела бы смысл при отражении постоянно меняющейся психической жизни. Поэтому результаты третьего подхода – знания о принципиальных типах человеческой индивидуальности – обретают статус тех реальных средств, с помощью которых люди могут представлять себе свои психические особенности, типологические отличия от индивидуальности других людей.

Каждый из названных подходов связан, главным образом, с изучение одного из трех основных уровней индивидуальности: организма, социального индивида, личности. Описание разнообразия типичных сочетаний психических черт, поведенческих реакций и относится, прежде всего, к прижизненным образованием и изменениям социального индивида. Понимание принципов разделения индивидуальностей на типы дает человеку средства сознательного овладения своим поведением самоопределения, личностного развития.

Теория психологических типов утверждает, что каждый из нас обладает естественными предпочтениями и что наш истинный психологический тип показывает, каким образом мы предпочитаем действовать в различных ситуациях и в какой обстановке чувствуем себя наиболее комфортно.

Изучение собственного психологического типа помогает узнать, почему некоторые сферы жизни даются легко, а другие только после упорной борьбы. Изучение психологических типов окружающих помогает найти наиболее эффективный способ общения с ними и понимание того, в каких сферах они проявляют себя лучше всего.

Типология широко применяется. Она особенно примечательна своей незаменимостью в областях личного роста и самосовершенствования. Изучение и применение теории психологических типов может стать мощным и полезным инструментом, если она используется в качестве инструмента познания, а не как метод заключения людей в рамки или оправдания поведения.

Необходимо отличать психологическое типирование личности от соционики, это не одно и те же. Соционика — типология личности, созданная Аушрой Аугустинавичюте на базе типологии Юнга и получившая распространение в некоторых странах бывшего СССР. В настоящее время, в виду существенной недостаточности экспериментального обоснования, соционика пока не признана официально разделом психологии как науки и является больше движением энтузиастов. Основные теории соционики были сформулированы Аугустинавичюте в 70-х и начале 80-х годов. Между соционикой и типологией Майерс-Бриггс существует много сходства, но присутствуют и теоретические разногласия, в частности, по поводу функциональной модели типа.

Используемые нами типологические опросники Катарины К. Бриггс и Изабель Бриггс Майерс, а также Д. Кейрси, основанные на исследовании Карла Густава Юнга, широко используются в профориентации, профконсультировании и профотборе.


Глава 2. ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК MBTI

 

2.1 Типология Майерс-Бриггс

 

Существует немало попыток объяснить и типологизировать индивидуальные особенности людей. Каждая типология отталкивается от своей "ключевой посылки", лежащей в основе объяснения человеческих сходств и различий.

Опросник Майерс-Бриггс (MBTI) разработан в США в конце 50-х годов Катариной Бриггс и Изабель Майерс (матерью и дочерью) на основе идей известного швейцарского психолога Карла Юнга. Толчком к созданию их типологии послужила проблема трудоустройства демобилизованных из армии солдат, над которой И. Майерс задумалась в ходе 2-й мировой войны. Размышления о том, как подобрать человеку работу, соответствующую его индивидуальным наклонностям, привели ее к более широкой проблеме понимания и выявления индивидуальных различий. И. Майерс интересовало создание рабочего инструмента, позволяющего достоверно выявлять индивидуальные сходства и различия, и использовать полученные результаты на практике (9).

С другой стороны, ее мать, К. Бриггс активно интересовалась работами К.Г. Юнга, посещала его лекции и даже вступила с ним в переписку, До появления работы Юнга в 1923 г. на английском языке, она пыталась самостоятельно классифицировать людей на основе их образа жизни. В 30-е гг. они с дочерью пытались совершенствовать методы исследования типов, предложенные Юнгом, а во время 2-й мировой войны наблюдали, как в условиях военного времени люди выполняли несвойственные им задачи.

Идентификатор типов Майерс-Бриггс широко применяется в бизнесе, и частности в некоторых крупных западных компаниях. В США до 70 % выпускников средних школ проходят определение типа личности с помощью MBTI для целей выбора будущей профессии[1] Изучение типологии Майерс-Бриггс одобрено Американской Психологической Ассоциацией в рамках продолжения образования по Категории 1 для психологов[2]

В начале 20-х годов Юнг высказал мысль, что поведение человека не является случайным, а поддается предсказанию, и, следовательно, классификации. По его мнению, различия в поведении определяются базовыми психическими функциями, свойственными человеку на протяжении всей жизни. Эти качества проявляются уже в первые мгновения жизни и со временем из них формируется характер. Юнг утверждал, что все склонности человека, его симпатии и антипатии по отношению к другим людям, событиям и жизненным проблемам коренятся в изначальном различии предрасположенностей.

В своей работе "Психологические типы" Юнг выделил различные психологические типы людей в соответствии с разными индивидуальными способами восприятия и оценки информации. Он выдвигает три пары оппозиций, описывающих психические процессы восприятия и переработки информации (экстраверсия - интроверсия, сенсорика - интуиция, мышление - эмоции), к которым И. Майерс и К. Бриггс добавили еще одну шкалу – восприятие – оценка [5].

Опросник MBTI основан на выявлении двух различных способов пополнения запаса энергии (шкала экстраверсия-интроверсия), двух противоположных способов сбора информации (шкала сенсорность-интуиция), двух различных способов принятия решений (шкала мышление-чувствование) и двух различных способов организации своего взаимодействия с внешним миром (решение-восприятие). Таким образом, существуют четыре основных шкалы предрасположенностей. Каждый человек в силу своей индивидуальности занимает определенное место на этих шкалах, выбирает тот или иной полюс в каждой паре оппозиций. Комбинация предпочтений по каждой паре оппозиций дает один из шестнадцати типов поведения, составляя индивидуальный профиль человека [15].

Типология Майерс-Бриггс имеет ряд преимуществ по сравнению с другими имеющимися типологиями. Она не содержит удручающего для многих людей сопоставления "нормы" и "патологии" и не умаляет достоинств ни одного из шестнадцати типов. Это социально-психологическая типология, позволяющая, в отличие от психологических типологий, рассматривать социальные проявления психологических качеств. Она дает описание различных типов поведения, т.е. поведенческие характеристики людей (как человек будет себя вести в той или иной жизненной ситуации). Для практического применения это более важно, чем просто выявление личностных качеств.

Основные положения типологии, отраженные в опроснике MBTI:

Þ с помощью опросника определяются индивидуальные различия в восприятии информации и принятии решений;

Þ с помощью опросника выявляются интересные и важные поведенческие стереотипы, знание которых полезно для понимания людей и их взаимодействия;

Þ это не тест, а индикатор, здесь нет "правильных" или "неправильных" ответов;

Þ теория постулирует дихотомию, поэтому в MBTI используются психометрические показатели;

Þ шкалы MBTI не являются независимыми, между ними существуют специфические динамические отношения;

Þ как теория, так и описания типов основаны на модели, которая рассматривает развитие личности как процесс, продолжающийся всю жизнь;

Þ тип – это удобный способ описания различных психических процессов (восприятия и оценки информации);

Þ нет "хороших" или "плохих" типов – у каждого из них есть свои достоинства и свои слабости;

Þ существуют четыре процесса (S, N, T, F) и четыре установки (E, I, J, P), они составляют четыре пары оппозиций: S-N, T-F, E-I, J-P;

Þ каждый респондент использует все процессы и установки, но больше любит или предпочитает один из полюсов в каждой паре;

Þ в интерпретации результатов приводятся конкретные примеры проявления каждого из элементов;

Þ шкалы MBTI относятся к базовым психическим функциям – восприятию и оценке информации, которые реализуются в любом поведении, – поэтому сфера практического применения опросника очень широка.

Области применения опросника MBTI:

В консультировании по проблемам карьеры и профориентации:

Þ MBTI помогает направлять личность в выборе той или иной ориентации школьного образования, профессии, рабочего места;

Þ MBTI позволяет принимать во внимание и сопоставлять возможности, которые дает работа для использования предпочитаемых способов восприятия и оценки информации, с одной стороны, и те требования, которые предъявляет трудовая деятельность – с другой;

Þ MBTI помогает при ведении деловых переговоров (как рабочий инструмент отслеживания особенностей разных людей и подбора "ключа" к ним);

Þ MBTI помогает более эффективно распределять задания между сотрудниками;

Þ MBTI помогает устанавливать оптимальные отношения с коллегами по работе.

MBTI также может быть использована в индивидуальном и семейном консультировании, она помогает клиенту понять преимущества и сильные стороны различных предпочтений; помогает подобрать практический ключ к развитию собственной индивидуальности и совершенствованию своего общения с окружающими.

Знакомство с методикой Майерс-Бриггс позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, приоткрывает "скрытые механизмы" человеческих поступков и решений и помогает подобрать "ключ" к людям, с которыми мы взаимодействуем.

 

2.2 Шкалы MBTI (типологические индикаторы)

 

Согласно Юнгу, каждый человек очень рано проявляет свои предрасположения. И чем больше он их сознательно или бессознательно в себе культивирует, тем больше он им доверяет и на них опирается. Вместе с тем, временами могут проявляться качества, не свойственные данному человеку. С возрастом поведение людей становится все более сложным и неоднозначным, однако предрасположения всегда остаются как бы центральным коммутаторным пунктом.

Задача профконсультанта состоит в определении того, какие из предрасположений являются стержнем поведения человека.

Согласно теории Юнга, важнейшими функциями являются сбор информации о внешнем мире и принятие решения, основанного на полученной информации [5].

Шкала S-N: сбор информации

S - Сенсорный тип, N - Интуитивный тип

Согласно Юнгу, существуют два разных способа восприятия информации: путь ощущений – S (sensation) и путь интуиции – N (intuition).

S (путь ощущений)

Стремление максимально использовать данные пять органов чувств для того, чтобы понять, что на самом деле происходит вокруг, особенно для точной оценки ситуации. Человек больше поглощен реальным миром вокруг себя, так что образы и идеи, которые он не может "потрогать", не привлекают его внимания. В первую очередь его интересуют практический опыт и происходящее "здесь и теперь".

N (путь интуиции)

Восприятие окружающего мира происходит не непосредственно, а путем своих осознаваемых или неосознаваемых ассоциаций и представлений. Стремление выйти за пределы непосредственно данного и известного – понять значения, смыслы, связи и отношения, используя для этого свою интуицию. Предпочтение отдается общей схеме и целостному взгляду на вещи.

Различие между S и N можно считать ключевым, так как способ, с помощью которого происходит сбор информации, лежит в основе дальнейших взаимоотношений между людьми.

 

Таблица 1. Характеристики типов

Сенсорный (S) Интуитивный (N)
Ключевые слова: Ключевые слова:
последовательность случайность
интерес к настоящему интерес к будущему
реалистичность отвлеченность
упорство вдохновение
действительный теоретичный
приземленный витающий в облаках
факты фантазии
практичный оригинальный
конкретный общий
Поведенческие проявления: Поведенческие проявления:
Любит "собирать" точные факты и сведения Легко устает от обилия фактической информации
Стремится работать с тем, что "дано" здесь и теперь, реально, ощутимо и актуально Концентрируется на том, как можно все улучшить
Любит применять на практике то, чему только что научился Везде ищет новые возможности и способы выполнения дел. Любит обучаться новым навыкам
Упорно работает, даже осознавая, что результат будет нескоро Работает, то периодически заражаясь энтузиазмом, то простаивая
Приходит к выводу шаг за шагом Может несколько искажать факты в свою пользу
Хорошо замечает и запоминает детали Не любит тратить время на детали
Нечасто испытывает вдохновение и не очень доверяет его результатам Ценит воображение и вдохновение. Следует своим идеям и догадкам
Хорош, когда нужна точность в работе Может делать поспешные выводы. Не любит делать одно и то же
Может переупростить задачу Может переусложнить задачу
Принимает данную реальность и работает с ней Задается вопросом, почему дела обстоят именно так, а не иначе
Любит традиционные способы выполнения заданий  

 

Шкала T-F: принятие решений

T - Мыслительный тип, F - Чувствующий тип

Концепция Юнга предполагает наличие двух путей к принятию какого бы то ни было решения, к вынесению суждения относительно полученной информации: на основе логики, объективного и беспристрастного мышления – T (thinking), и на основе субъективной системы ценностей, личных пристрастий и чувств – F (feeling).

Т (ориентация на мышление)

Мышление предсказывает логические последствия того или иного развития событий. Оценка строится на объективном анализе ситуации, причин и следствий, фактов, в том числе неприятных; для суждения о том, что правильно, а что – нет, подыскиваются объективные критерии. Принимая решение, человек старается быть логичным, непредубежденным, анализирует ситуацию и руководствуется объективными ценностями. Он стремится, чтобы решение не зависело от него лично, предпочитает определенную последовательность действий. Люди этого типа радеют о справедливости и ясности, про них часто говорят, что они верны своим убеждениям.

F (ориентация на чувства, эмоции)

При работе с информацией исходят из ее (личностного) значения и смысла для себя и других. Принимая решение, ориентируются на ценности людей, а не на абстрактную логичность, учитывают, как это решение подействует на людей. Любят иметь дело с людьми, принимают на себя их проблемы. Главное значение для них имеют субъективные ценности. Таких людей лучше характеризуют такие слова, как гармония, сострадание. При принятии решений ставят себя на место другого.

 

Таблица 2. Характеристики типов

Мыслительный Чувствующий
Ключевые слова: Ключевые слова:
объективный субъективный
верный своим убеждениям милосердный
законы обстоятельства
настойчивость убеждение
точный человечный
ясность гармония
критика понимание
политика общие ценности
беспристрастный сочувствующий
Поведенческие проявления: Поведенческие проявления:
Хорошо восстанавливает логическую цепочку событий Любит гармонию в отношениях, прилагает усилия для ее достижения
Имеет талант к анализу проблемы или ситуации. Реагирует скорее на идеи других людей, чем на их чувства Хорошо предсказывает то, как изменения ситуации повлияют на поведение людей
Нуждается в справедливом отношении Нуждается в том, чтобы время от времени его хвалили
Может быть жестким и упорным. Может обидеть человека, не осознавая этого Обычно с симпатией относится к людям
Способен наказывать или увольнять людей, если это необходимо Испытывает проблемы, если надо говорить людям неприятные вещи
Склонен скорее иметь дело с неживыми объектами Любит делать приятное
Не включает себя в картину ситуации, стремится анализировать "со стороны" За работой или идеей в первую очередь видит и интересуется человеком
Критичен, любит искать и хорошо находит ошибки, несоответствия в чем-либо Принимая решение, в первую очередь задается вопросом, насколько мне это важно, "
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...