Билет 1. вопрос 2. частная опера мамонтова
Стр 1 из 4Следующая ⇒ МАМОНТОВ Савва Иванович [3 (15) октября 1841, г. Ялуторовск, Тобольской губернии, ныне Тюменской обл. — 6 апреля 1918, Москва], российский промышленник и меценат. Из семьи винного откупщика. В 1849 семья переехала в Москву, где для Саввы был нанят гувернер. В дальнейшем получил хорошее образование в Москве и Петербурге, где окончил Петербургский институт корпуса гражданских инженеров. С 1862 по желанию отца занялся предпринимательской деятельностью. В 1865 женился на Елизавете Григорьевне Сапожниковой из известного в Москве купеческого рода, разделявшей любовь мужа к искусству. Мамонтов обладал несомненной деловой хваткой и составил крупное состояние на развивавшемся тогда железнодорожном строительстве. По его инициативе и при его активном участии были построены: дорога Ярославль — Архангельск и Донецкая каменноугольная железная дорога, соединявшая Донбасс с Мариупольским портом. Главный акционер общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов. Общался с крупнейшими деятелями русской культуры. Несколько лет жил в Италии, где занимался пением и изучал живопись. В 1870-90 подмосковное имение Мамонтова Абрамцево стало центром художественной жизни; здесь собирались крупнейшие русские художники (В. А. Серов, М. А. Врубель, В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, В. Д. и Е. Д. Поленовы, К. А. Коровин, И. Е. Репин), музыканты (Ф. И. Шаляпин, карьере которого Савва Мамонтов немало способствовал). В Москве супруги жили в доме на Садово-Спасской, 6 (ныне Московский полиграфический университет) в создании и украшении которого участвовали виднейшие художники того времени, русские и иностранные. Савва Мамонтов и его жена отличались несомненным художественным вкусом. При их содействии были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества. В 1885 основал на свои средства Московскую частную русскую оперу (действовала до 1904).
Широкий образ жизни Мамонтовых вызвал огромную волну недоброжелательства. В 1899 было возбуждено уголовное дело о растрате им средств Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Суть дела заключалась в том, что средства одних принадлежавших Мамонтову предприятий перебрасывались в другие. На время разбирательства имущество было опечатано, Савва Иванович помещен в тюрьму. В конце 1900, после выхода на свободу, Мамонтов поселился при гончарном заводе «Абрамцево», где и провел последние годы жизни, занимаясь художественной керамикой. Хотя его виновность в преднамеренной растрате средств не была доказана, но деловая репутация подорвана, в 1902 имущество было распродано за долги. Несколько картин из его собрания приобрели Третьяковская галерея, Русский музей. Был крупным промышленником, но своим истинным призванием считал театральное искусство. Покровительствовал художникам. Коллекционировал картины русских художников. Познакомившись в 1873 году с художниками В. Д. Поленовым, И. Е. Репиным, скульптором М. М. Антокольским, он организовал в своем имении в Абрамцеве мастерские живописи, резьбы по дереву, керамики, скульптуры. Так образовался так называемый "Абрамцевский художественный кружок". Там жили и работали братья Васнецовы, Антокольский, Поленов, Головин, Репин, Суриков, Коровин, Левитан, Серов, Римский-Корсаков, а также Врубель, которого открыл и поддержал Савва Иванович. Художники жили там подолгу, зачастую с семьями. Здесь было создано большое количество шедевров мировой живописи. Абрамцево при Мамонтовых стало очагом возрождения лучших традиций национальной культуры.
Кроме покровительства художникам Савве Ивановичу принадлежит заслуга в том, что он был настоящим реформатором театрального дела. Мамонтов был создателем и режиссером первого в России частного оперного театра. Частная опера Мамонтова прошла три периода своего существования: с 1885 по 1887 гг., с 1896 по 1899 гг., с 1899 по 1904 гг. Второй период Частной оперы - пора расцвета. Была сделана ставка на русскую оперу, на интенсивный поиск талантливых молодых исполнителей в России. Осенью 1896 года в Частную оперу приходит Ф. И. Шаляпин, осенью 1897 года - С. В. Рахманинов. Именно Мамонтов открыл и поддержал Шаляпина как оперного певца. Савве Ивановичу удалось путем постоянных поисков создать сильный оперный коллектив. Именно из Частной оперы вышли многие певцы, с большим успехом выступавшие в дальнейшем на столичных сценах. К сожалению финал второго этапа существования Частной оперы заканчивается трагически. В 1899 году уходят на императорскую сцену в Большой театр Шаляпин, художник Коровин и несколько позже режиссер Мельников. Осенью того же года Мамонтов был арестован, его обвинили в злоупотреблении и растратах при постройке Ярославской железной дороги. Затем его оправдали, но это дело разорило этого выдающегося человека. На третьем этапе (1899 - 1904 гг.) театр существовал уже без Мамонтова как Товарищество русской частной оперы под руководством М. И. Ипполитова - Иванова. Значение деятельности частной оперы не будет понято до конца, если не отметить, что многие находки Мамонтова-режиссера, его требования к артистам и спектаклю в целом, станут в дальнейшем органической частью театральной системы, созданной К. С. Станиславским. Не случайно Константин Сергеевич не пропускал ни одной мамонтовской постановки, часто бывал на репетициях Шаляпин, выступая по случаю победы на конкурсе оперного искусства в Лондоне в 1933 году, произнес речь посвященную Мамонтову: "...Я хочу вспомнить о своем друге и учителе, Савве Ивановиче Мамонтове... Прекрасный певец, он неожиданно бросил этот заманчивый путь и отдал свою жизнь, все знания, весь большой капитал бескорыстному служению русскому искусству... ".
Мамонтов скончался в Москве в доме у Бутырской заставы 24 марта 1918 года, похоронен в Абрамцеве у Спасской церкви.
Оперный театр в Москве. Открыт в 1885. Был организован крупным промышленником, меценатом и театральным деятелем С. И. Мамонтовым и существовал на его средства. В 1885-88 работал под названием «Театр Кроткова», в 1896-99 — «Театр Винтер» (по имени директоров), в 1900-04 — «Товарищество частной оперы». Вынужденный перерыв (1888-96) был обусловлен финансовыми затруднениями, а также необходимостью изучения практического опыта других оперных театров. В 1904 театр был закрыт в связи с финансовым крахом Мамонтова. Деятельность Московской частной русской оперы сыграла значительную роль в утверждении на русской оперной сцене принципов реалистичности и художественной цельности спектакля. Стремясь к созданию оперного ансамбля, к сценически осмысленной режиссуре спектакля, Московская частная русская опера привлекала многих крупнейших деятелей различных областей русского искусства. В труппе театра были видные певцы — Н. И. Забела-Врубель, П. А. Лодий, П. С. Оленин, В. Н. Петрова-Званцева, Н. В. Салина, А. В. Секар-Рожанский, Ф. И. Шаляпин, Н. А. Шевелёв, Е. Я. Цветкова, В. А. Эберле и др. Из артистического коллектива театра выдвинулась группа крупных оперных режиссёров-воспитателей — В. А. Лосский, П. И. Мельников, П. С. Оленин, В. П. Шкафер и др. Среди дирижёров Московской частной русской оперы — М. М. Ипполитов-Иванов и С. В. Рахманинов (впервые выступивший здесь как дирижёр). Над оформлением спектаклей работали крупнейшие художники-живописцы — В. М. и А. М. Васнецовы, М. А. Врубель, К. А. и С. А. Коровины, И. И. Левитан, С. В. Maлютин, В. Д. Поленов, В. А. Серов, Н. П. Чехов, В. В. Симов и др. Театр широко пропагандировал произведения русский композиторской школы и прежде всего оперное творчество композиторов «Могучей кучки» (в то время мало известное) и П. И. Чайковского. На сцене Московской частной русской оперы были осуществлены постановки многих произведений Н. А. Римского-Корсакова (некоторые впервые).
Событием общественного значения явились постановки в этом театре «Снегурочки» (1885); «Каменного гостя» Даргомыжского (1886), «Псковитянки» (1896), «Садко» (1897), «Хованщины» (1897), «Бориса Годунова» (1898), «Царской невесты» (1899), «Орлеанской девы» (1899), «Мазепы» (1900), «Кузнеца Вакулы» (1902), а также «Богемы» (1897) и «Вертера» (1904). В репертуаре театра были оперы — «Иван Сусанин» (1885), «Русалка» (1885), «Рогнеда» (1896), «Демон» (1896), «Князь Игорь» (1896), «Моцарт и Сальери» (1898), «Юдифь» (1898); «Ася» Ипполитова-Иванова (1900), «Купец Калашников» Рубинштейна (1901), «Руслан и Людмила» (1902); «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре» Василенко (1903) и др. На пути развития Московская частная русская опера не избежала крупных ошибок: постановочной и режиссёрской стороне спектаклей здесь нередко придавалось большее значение, чем безупречности музыкального исполнения. Постоянная спешка, дезорганизованность, боязнь финансового дефицита приводили иногда к художественной незавершённости премьер. Тем не менее историческая заслуга Московской частной русской оперы несомненна: здесь были впервые поставлены важнейшие вопросы, связанные со спецификой оперно-сценического мастерства. Стремление к созданию спектакля, проникнутого единым творческим замыслом, было одним из прогрессивных завоеваний этого театра. После закрытия Московской частной русской оперы творческая деятельность её бывших сотрудников продолжалась на императорской сцене, в Опере Зимина и в периферийных театрах. По словам Б. В. Асафьева, «...опыт этого театра надо считать поворотным пунктом в истории не только русского оперного спектакля, но и всей истории русской оперной музыки».
http://www.renclassic.ru/Ru/Phenomenon/630/640/
Билет 3. вопрос 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|