Формы работы по физическому воспитанию школьников.
Формами работы по физическому воспитанию детей школьно* го возраста являются: уроки физической культуры; физкультурные мероприятия в режиме учебного дня: гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уроках, игры и упражнения на переменах; внеклассная и внешкольная работа по физической культуре и спорту; занятия физическими упражнениями дома. Основной формой работы по физическому воспитанию детей школьного возраста являются уроки физической культуры, проводимые учителями по государственной программе, в соответствии с учебным планом школы, по твердому расписанию. Уроки являются обязательными для всех учащихся, допущенных по состоянию здоровья к занятиям физическими упражнениями. Учебные занятия на уроках физической культуры обеспечивают необходимый минимум знании и разносторонней физической подготовки учащихся и служат основой для организации всех других форм физического воспитания детей. Значительная роль в физическом воспитании учащихся принадлежит физкультурным мероприятиям в режиме учебного дня школы. Главными из них являются: ежедневная гимнастика перед уроками, физкультурные минутки, проводимые учителями во время уроков для предупреждения утомления детей, и организованное проведение перемен. Все эти мероприятия в течение учебного дня направлены на решение определенных задач физического воспитания, на подготовку школьников к предстоящей умственной деятельности в процессе учебных занятий. Кроме указанных форм организации физического воспитания, проводимых в течение учебного времени, важное значение имеет внеклассная и внешкольная работа. Внеклассная работа по физическому воспитанию способствует углублению и расширению учебной работы по физическому воспитанию в школах. Она проводится в виде игр, прогулок, экскурсии, походов, занятий в группах V, секциях коллектива физической культуры, на сборах пионерских звеньев, отрядов, дружин, путем организации спортивных развлечений, соревнований, физкультурных выступлений и праздников.
Вся внеклассная работа организуется и проводится на основе самодеятельности и активности детей. Внешкольная работа по физическому воспитанию учащихся осуществляется отделами народного образования, внешкольными учреждениями, Домами и Дворцами пионеров, детскими спортивными школами, экскурсионно-туристскими станциями, пионерскими лагерями, физкультурными организациями, добровольными спортивными обществами, парками культуры и отдыха, стадионами, катками, лыжными станциями и другими спортивными базами. Внешкольная работа способствует широкому развитию различных форм занятий по физической культуре и спорту среди детей, удовлетворяет повышенный интерес многих учащихся к занятиям гимнастикой, играми и в доступной форме другими видами спорта, охватывает массы учащихся различными видами здорового культурного отдыха в свободное от учебных занятий время, в зимние, весенние и летние каникулы. Большое значение для физического воспитания детей имеют различные формы занятий физическими упражнениями дома, в семье: гимнастика по радио, подвижные игры на свежем воздухе, летние и зимние спортивные развлечения (катание на санках, коньках, лыжах, купание и т. п.). К этим занятиям относится также и выполнение заданий на дом, которые даются учителем на уроках физической культуры. Эти мероприятия приносят большую пользу, если они входят в режим дня учащихся и увязаны со школьными и внешкольными занятиями. Особенно успешно проходят занятия физическими упражнениями дома, когда родители всячески поощряют эти занятия и создают для детей определенные условия: приобретают необходимый костюм, спортивный инвентарь, соответствующую литературу, помогают в подборе физических упражнений, участвуют в оборудовании спортивных площадок для детей по месту жительства, организуют кружки, секции, команды.
Важнейшим условием успеха в физическом воспитании учащихся является работа всего педагогического коллектива школы пол руководством директора. Организация работы по физическому воспитанию в школе. Все работники школы должны правильно понимать цели, задачи, содержание и формы организации физического воспитания учащихся, принимать посильное участие в проведении практической работы и активно пропагандировать физическую культуру и спорт среди учащихся и родителей. Ответственность за правильную постановку физического воспитания в школе возлагается на директора школы. Он лично и через заведующего учебной частью направляет и контролирует всю работу по физическому воспитанию в школе, проводимую учителями и пионервожатыми. В обязанности директора школы входит: обеспечение правильной постановки преподавания физической культуры в школе, охват различными формами внеклассной или внешкольной работы по физической культуре всех учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам; организация занятий физическими упражнениями со школьниками специальной медицинской группы; обеспечение регулярных медицинских осмотров учащихся с распределением их по медицинским группам для занятий физическими упражнениями; создание в школе необходимых условий для проведения занятий по физическому воспитанию: устройство и оборудование спортивной площадки, выделение помещения внутри школы (если нет специального зала) для занятий физическими упражнениями, приобретение оборудования и инвентаря для учебных и внеклассных занятий по физическому воспитанию; систематический контроль за постановкой работы по физическому воспитанию, проводимой учителями (посещение уроков и внеклассных занятий); рассмотрение, утверждение и проверка выполнения планов учебной и внеклассной работы по физическому воспитанию;
забота о постоянном повышении общей педагогической и специальной подготовки учителей, необходимой для полноценной работы по физическому воспитанию детей; постановка и обсуждение вопросов физического воспитания на педагогическом совете школы. Практическая работа по физическому воспитанию учащихся проводится учителями начальных классов школы. Они несут полную ответственность за правильную организацию и проведение уроков физической культуры в соответствии с утвержденным учебным планом и расписанием уроков. Учителя начальных классов обязаны: обеспечить высокое качество проведения уроков и полностью выполнить программу по физической культуре для соответствующего класса; совместно с врачом обеспечить своевременное проведение медицинского осмотра учащихся и учитывать данные этого осмотра в своей работе; заботиться о надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии мест для проведения уроков; 4 Заказ № ЙЮ5 49 добипаться, чтобы все дети занимались физическими упраж- псииямп в удобных костюмах; участвовать в организации и проведении внеклассной работы по физическому воспитанию и широко привлекать к ней учащихся; проводить среди родителей разъяснительную работу о значении физического воспитания детей; постоянно повышать свои знания в области физического воспитания детей; заинтересовать учащихся физической культурой и сформировать у них устойчивую привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Для повышения своей квалификации учителя обмениваются опытом, организуют взаимное посещение уроков, на методических объединениях заслушивают и обсуждают специальные доклады, планы учебной работы и методические разработки. Учителям начальных классов оказывает помощь учитель физической культуры, работающий в старших классах: он консультирует учителей по различным вопросам учебной и внеучебной работы, активно участвует в организации внеклассной работы, в проведении массовых физкультурных мероприятий.
Учителя начальных классов, которые не могут вести работу по физическому воспитанию (по состоянию здоровья, в силу преклонного возраста или в связи с отсутствием необходимой подготовки), освобождаются от проведения уроков физической культуры. Уроки в их классах могут проводить учителя других классов или же учитель физической культуры. Большую работу по организации и проведению массовых внеклассных форм физического воспитания учащихся должен выполнять пионервожатый школы. Он организует пионерский актив для проведения в звеньях и отрядах игр, физкультурных выступлений, прогулок, походов, лыжных вылазок, катании на санках, на коньках, спортивных соревнований и др. Всю работу он проводит вместе с учителями соответствующих классов под руководством директора школы на основе утвержденного плана учебно-воспитательной работы школы. Для проведения внеклассной работы в школе организуется коллектив (кружок) физической культуры, который работает в соответствии с «Положением о коллективе физической культуры», утвержденным Министерством просвещения РСФСР. К работе по физическому воспитанию в школе рекомендуется привлекать шефствующие над школой организации, в том числе и добровольные спортивные общества, которые для этой цели выделяют в качестве руководителей секций (кружков) наиболее опыт-пых спортсменов, мастеров спорта, а также оказывают школе необходимую помощь в создание материальной базы для занятий физической культурой. Медицинский контроль над физическим воспитанием. Одним из основных условий для правильной постановки физического воспи- тания в школе является хорошо организованный медицинский контроль. Задачи медицинского контроля в школе — широкое применение основных средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья детей и контроль за их правильным применением, а также содействие в создании надлежащих условий для работы по физическому воспитанию. Для выполнения этих задач врач, прикрепленный к школе, проводит медицинские обследования учащихся для определения состояния их здоровья и физического развития, систематически контролирует занятия физическими упражнениями и санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, проводит санитарно-про-светительную работу среди учащихся, родителей и учителей, участвует в разработке и проведении школой мероприятий по улучшению здоровья детей и предупреждению травматизма. Школьный врач является ближайшим советчиком учителя по вопросам здоровья и физического воспитания детей и в то же время контролером в отношении выполнения санитарно-гигиенических требований. Все указания врача, касающиеся здоровья и физического воспитания детей, являются обязательными для учителя.
Все учащиеся школы в обязательном порядке подлежат ежегодному медицинскому освидетельствованию в соответствии с «Временным положением о врачебном контроле за физической культурой и спортом», утвержденным приказом министра здравоохранения СССР № 826 от 9 ноября 1966 г. В результате медосмотра школьники распределяются на тря медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. С учетом распределения детей по медицинским группам учитель осуществляет дифференцированный подход к учащимся при проведении всей учебно-воспитательной работы. Об итогах медицинских осмотров врач докладывает на педагогическом совете школы. При проведении медицинского обследования врач подробно знакомится с состоянием здоровья каждого школьника: выясняет, какие заболевания были в семье и у самого обследуемого; обращает внимание на частоту заболеваний ангиной, гриппом; интересуется перенесенными инфекционными заболеваниями; проводит наружный осмотр и отмечает состояние кожи, лимфатических желез, грудной клетки, позвоночника, формы ног и стопы; по возможности проводит антропометрические обследования (рост, вес, окружность грудной клетки и др.); большое внимание уделяет исследованию состояния нервной системы, органов дыхания и крс-вообращения, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. По мере необходимости проводятся также рентгенография или рентгеноскопия, исследование крови, мочи н другие лабораторные исследования. Школьники младшего возраста не всегда могут ответить на все интересующие вопросы, поэтому врач обращается к учителю и родителям. 4* 51 К основной группе относятся учащиеся, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также школьники с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при условии достаточной физической подготовленности. В подготовительную группу зачисляются дети, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, с недостаточной физической подготовленностью. Учащиеся, имеющие в состоянии здоровья значительные отклонения постоянного или временного характера, относятся к специальной группе. Некоторые учащиеся временно, впредь до улучшения состояния здоровья полностью освобождаются от занятий физическими упражнениями. В необходимых случаях, при наличии соответствующих показаний отдельным учащимся могут быть назначены занятия лечебной физической культурой. Дети, временно освобожденные от занятий физическими упражнениями, обязаны присутствовать на уроках физической культуры. Учитель может привлекать их себе в помощь для подготовки и проведения занятий. Школьники, отнесенные к основной группе, допускаются: а) к занятиям по программам физического воспитания в полном объеме; б) к занятиям в секциях коллектива физической культуры; в) к участию в соревнованиях. Учащиеся подготовительной группы допускаются к занятиям по общим программам физического воспитания, но при прохождении программного материала следует соблюдать большую постепенность. В соответствии с указаниями врача учащиеся подготовительной группы ограничиваются в упражнениях, связанных с большим физическим напряжением, и прежде всего в беге и прыжках. Для школьников подготовительной медицинской группы в школе организуются дополнительные занятия, проводимые один-два раза в неделю по 45—60 минут во внеурочное время. Основное содержание таких занятий составляют упражнения школьной программы. Особое внимание при проведении занятий обращается на индивидуальный подход к детям, последовательность упражнении, нарастание числа повторений упражнений и нагрузки в течение одного урока и от одного урока к другому. Со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, организуются занятия один-два раза в неделю во внеурочное время. Занятия проводятся в соответствии со специальном программой ' медицинскими работниками или учителями, имеющими необходимую подготовку. 1 См.: «Физическое воспитание детей п подростков с отклонениям» в состоянии здоровья». Изд. Министерства просвещения СССР и Министерства здравоохранения СССР. М., 1970. Учащиеся, отнесенные к специальной группе, допускаются К занятиям по особой программе. Планомерные занятия, проводимые в соответствии с данными медицинского осмотра и с учетом индивидуальных особенностей, способствуют улучшению здоровья и показателей физического развития учащихся. Обычно в результате таких занятий учащиеся из специальной группы переводятся в подготовительную, а из подготовительной в основную. Перевод учащихся из одной медицинской группы в другую производится врачом во время ежегодных и очередных обследований и при досрочном дополнительном обследовании по просьбе родителей или учителя. Дополнительное обследование состояния здоровья обязательно в тех случаях, когда учащийся начинает посещать школу после какого-либо заболевания. Весьма возможно, что дети, относившиеся до заболевания к основной медицинской группе, после вы-здорозленпя будут заниматься в подготовительной, а может быть и в специальной. Любой перевод учащихся из одной медицинской группы в другую должен быть известен учителю класса и учителю физической культуры, которые в своей практической работе с детьми особенно внимательно осуществляют индивидуальный подход. Это прежде всего относится к физическим нагрузкам на уроках. С учащимися, переведенными в специальную медицинскую группу, занятия проводятся в строгом соответствии с предписаниями врача, определяющего и виды и дозировку упражнений. Учащиеся, переведенные из подготовительной группы в основную и особенно из специальной группы в подготовительную, должны быть под постоянным и неослабным наблюдением учителя. Внимание учителя направляется на весьма умеренное нарастание физической нагрузки, на постепенную адаптацию организма занимающегося к этому нарастанию. ГЛАВА III _____________________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|