Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приоритетные направления обеспечения безопасности Республики Беларусь в информационной сфере, их политическая и социальная значимость

Жизненно важные интересы и факторы угроз Республики Беларусь в информационной сфере

 

В целом жизненно важные интересы Республики Беларусь в информационной сфере согласно Концепции национальной безопасности включают:

1. Обеспечение информационных потребностей личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности.

2. Обеспечение прав граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений.

3. Эффективное использование национальных информационных ресурсов, создание условий по поддержанию сохранности и систематическому их пополнению.

4. Защита сведений, составляющих государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законодательством тайну.

5. Развитие современных информационных технологий, национальной индустрии средств информатизации и связи, расширение участия республики в международной кооперации производителей таких средств и систем.

6. Обеспечение безопасности информационных систем и сетей связи.

7. Участие Республики Беларусь в работе международных организаций, определяющих принципы и направления сотрудничества в информационной области.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности основными факторами создающими угрозу безопасности Республики Беларусь в информационной сфере являются:

1. Распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, направленное на разрушение общественного согласия, духовных и нравственных ценностей общества, а также возбуждение национальной и религиозной вражды, социальной розни.

2. Зависимость информационной инфраструктуры Беларуси от импорта зарубежных информационных технологий, средств и систем информатизации, связи и программного обеспечения.

3. Недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами в области информационных технологий и защиты информации. Выезд на постоянное место жительства за рубеж высококвалифицированных специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.

4. Несоответствие информационного обеспечения государственных и общественных институтов современным требованиям управления экономическими, политическими и социальными процессами.

5. Недостаточное развитие государственной системы лицензирования, сертификации продуктов и систем информационных технологий и аттестации объектов информатизации в соответствии с требованиями информационной безопасности. Использование при создании и модернизации национальной инфраструктуры несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации и связи.

6. Рост числа преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий. Несанкционированная разработка и распространение программ, нарушающих функционирование информационных систем и сетей связи.

7. Отсутствие в республике эффективной системы обеспечения сохранности открытой информации, в том числе представляющей интеллектуальную собственность.

Приоритетные направления обеспечения безопасности Республики Беларусь в информационной сфере, их политическая и социальная значимость

 

Основными приоритетными направлениями обеспечения информационной безопасности в Республике Беларусь в соответствии с Концепцией национальной безопасности являются:

Совершенствование механизмов реализации прав граждан на получение информации, форм и способов взаимодействия государства со средствами массовой информации. Обеспечение доступа к открытым информационным ресурсам государственных органов, органов местного управления и самоуправления, к архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации.

Разработка и внедрение современных методов и средств защиты информационных технологий, прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами.

Осуществление государственного контроля за разработкой, созданием, развитием и использованием средств защиты информации.

Обеспечение правовых и организационных условий предупреждения, выявления, пресечения преступлений в информационной сфере.

Участие Беларуси в международных соглашениях, регулирующих на равноправной основе мировой информационный обмен, в создании и использовании межгосударственных и международных глобальных информационных сетей и систем.

Важнейшей задачей сегодня является организация скоординированной деятельности республиканских органов государственного управления по обеспечению безопасности информационной среды белорусского общества, разработка стратегии обеспечения информационной безопасности Беларуси.

Анализ мировой практики показывает, что для органов государственного управления в информационной сфере приоритетными являются следующие направления деятельности:

обеспечение прав, технических и экономических возможностей доступа к информационным ресурсам для всех категорий пользователей;

определение приоритетов и государственная поддержка информационных технологий и производств;

создание и развитие системы непрерывного образования в области информационных технологий;

обеспечение формирования государственных информационных ресурсов путем создания эффективной сети сбора и накопления информации, системы стандартизации, сертификации и контроля качества информационных продуктов и сетей;

создание единой развитой системы классификации и кодирования информации;

обеспечение информационной безопасности государства, юридических и физических лиц, защита от недостоверной информации, охрана коммерческой тайны и государственных секретов, защита персональных данных;

защита национального информационного и культурного пространства;

создание системы противодействия компьютерным преступлениям;

охрана авторских прав и интеллектуальной собственности;

создание и развитие рынка информационных технологий, продуктов и услуг;

обеспечение взаимодействия с международными организациями в сфере информационной безопасности;

контроль за эффективностью осуществления информационной безопасности государственных учреждений и расходованием бюджетных средств на эти цели.

Как отмечалось выше, в республике существует определенный пробел в разработке нормативно-правовой базы деятельности в области информационной безопасности.

Прежде всего вызывает обеспокоенность существующее состояние межведомственного взаимодействия и координации в области обеспечения информационной безопасности Беларуси. Рост влияния информационных факторов в системе обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, обусловленный усилением информатизации общества, объективно требует эффективного функционирования системы информационно-психологического обеспечения национальной безопасности (ИПО НБ) республики.

При этом следует иметь в виду, что при возникновении конфликтных ситуаций и усилении степени антагонизма между нациями и государствами с различной идеологией и культурой, "информационная борьба", ведущаяся ими практически постоянно в мирное время, может легко перерасти в агрессивную "информационную войну" как особую форму информационного империализма, вмешательства во внутренние дела населения и вооруженных сил других стран, попирающую суверенитет, культуру народов и разжигающую недоверие и вражду между ними, как прямую политико-психологическую подготовку к настоящей войне, а также как форму решения задач дестабилизации экономики, дезинформации противника и др. как в мирное, так и в военное время. Пример Югославии более чем нагляден. Широкое развитие исламского фундаментализма за последние десятилетия также можно объяснить неосознанной (или проводимой осознанно) попыткой менее развитых стран и народов противостоять информационной экспансии с запада.

Исходя из этого основными целями ИПО НБ должны являться:

защита от деструктивных информационно-психологических воздействий общественного мнения, психики населения, социальных групп, граждан;

противодействие попыткам манипулирования процессами восприятия информации населением со стороны враждебных Республике Беларусь политических сил, проводимых с целью ослабления политической стабильности и обороноспособности государства;

отстаивание национальных интересов, целей и ценностей Беларуси в информационном пространстве (глобальном, европейском, стран СНГ, национальном);

постоянное изучение отношения белорусского общества к важнейшим проблемам национальной безопасности (социальные показатели, диагностика общественного мнения);

противодействие враждебной информационной экспансии в духовно-нравственной сфере.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что национальная безопасность Беларуси во многом будет зависеть от эффективности обеспечения её информационной безопасности. Основными организационными направлениями развития технологии ИПО НБ на перспективу и в порядке важности являются:

1. Создание и внедрение специальных информационных технологий, ориентированных на инфраструктуру страны, достижения отечественной науки и техники, менталитет и техническую культуру персонала организаций (учреждений), различного государственного уровня.

2. Создание специальных информационных и технологических сил и средств, предназначенных для успешного ведения информационного противостояния (информационной борьбы) с противостоящими и противоборствующими информационными системами других государств.

3. Осуществление международной политики в области информационной безопасности, направленной на создание взаимобезопасных общих (общего назначения) информационных технологий и единых информационных сред (типа мегасети "Интернет"), гарантирующих возможность информационного сотрудничества на основе соблюдения норм международного права всеми субъектами информационного сотрудничества.

Все сказанное выше требует целенаправленной скоординированной деятельности, которые характеризуются: непрерывностью; планомерностью; конкретностью; активностью; надежностью; универсальностью; комплексностью.

Становится очевидным, что в настоящее время информация становится товаром и приобретает ряд потребительских свойств:

информация имеет потребителя;

информация имеет производителя;

информация имеет собственника;

информация имеет качественные характеристики;

в отношении информации установлены определенные правовые режимы.

Совокупность потребительских свойств информации и ее качественных характеристик определяет степень удовлетворения информационных потребностей личности, общества, государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...