учебной дисциплины «Основы философии»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
«Основы философии»
для специальности 060501 Сестринское дело - 51
Среднее профессиональное образование базовой подготовки
(код и наименование специальности)
Год
| Одобрена
| Утверждена
|
| цикловой (предметной) комиссией
общеобразовательных, общих гуманитарных и
социально-экономических, математических и
общих естественнонаучных дисциплин
| Заместитель директора
по учебной работе
___________Смирнова А.В.
|
| Протокол №____ от __________ 2011 года
| 01 сентября 2011 года
|
| Председатель:
_________________Федорова И.П.
|
|
Составитель: Кучер Т.Е., преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО медицинского колледжа № 4 Департамента здравоохранения города Москвы
Рецензенты: Федорова И.П., преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО медицинского колледжа № 4 Департамента здравоохранения города Москвы.
Кузнецова Л.М. - преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО МУ №4.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060501 Сестринское дело – 51, рабочим учебным планом, примерной рабочей программой для образовательных учреждений Российской Федерации.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для реализации требований ГОС к ми-
нимуму содержания и уровню подготовки выпускников по «Основам философии» по специальности 060501 Сестринское дело - 51 среднего профессионального образования базовой подготовки Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Актуальность изучения философии в деле подготовки специалистов среднего профессионального образования обуславливается рядом причин:
1. Необходимостью формирования навыков самостоятельного, критиче-
ского и творческого мышления.
2. Необходимостью знания методологии современной науки.
3. Необходимостью формирования научного мировоззрения, умения раз-
личать научное, объективное, доказанное знание от псевдонаучного и оккульт-
ного.
4. Необходимостью формирования представления о человеке как много-
гранной целостности биологического и духовного, объективного и субъектив-
ного, без учета которой медицинская помощь не будет полностью эффектив-
ной.
5. Необходимостью формирования гуманного отношения к человеку.
6. Важностью духовной полноты личности для медицинского работника.
Философское знание как синоним мудрости глубоко укоренено в природе
человека, и нет необходимости доказывать, что без овладения хотя бы основа-
ми этого знания возможно подлинное развитие человеческой личности.
Целью учебной дисциплины и является раскрытие у обучающегося видения глубины и многообразия действительности, включая те стороны собственного «Я», кото-
рые скрыты до времени. А также способствовать формированию культуры
мышления и самообразования, уважительному и гуманному отношению к дру-
гим людям как к неповторимой и уникальной самоценности.
В соответствии с ГОС на изучение дисциплины отводится 44 часа, из них
на семинарские занятия - 10 часов. В соответствии с учебным планом ГОУ СПО МК №4 на изучение учебной дисциплины «Основы философии», для специальности 060501 Сестринское дело – 51 в 2011 – 2012 учебном году выделено 42 часа аудиторных теоретических занятий и 14 часов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
- о своеобразии философии, ее месте в культуре;
- о научных, философских и религиозных картинах мироздания;
- о сущности, назначении и смысле жизни человека;
- о многообразии форм человеческого знания;
- о соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и
иррационального в человеческой жизнедеятельности;
понимать:
- роль нравственных обязанностей по отношению к другим и самому се-
бе;
- всеобщую обусловленность и взаимосвязь форм и процессов действи-
тельности;
- смысл и значение объективного и субъективного в природе человече-
ской личности;
знать:
-
структуру, формы и методы научного познания;
категории и законы диалектики.
Тематический план
учебной дисциплины «Основы философии»
для специальности 060501 Сестринское дело – 51
среднее профессиональное образование базовой подготовки
| № занятия
| Названия разделов и тем
| Максимальная нагрузка
студента
| Количество аудиторных часов
| Внеаудиторная
самостоятельная работа студента
|
| Всего
| Теория
| Лабораторно-практические
занятия
|
| Раздел 1. Введение
|
|
|
|
|
|
| 1.
| 1.1
| Природа философского знания.
|
|
|
| -
| 1
|
| 2.
| 1.2
| Предмет и формы философского знания. Значение философии.
|
|
|
| -
| 1
|
| Раздел 2. История философии
|
|
|
| -
|
|
| Тема 1
Античная философия
|
|
|
| -
|
|
| 3.
| 2.1.
| Древний Восток - колыбель философской мысли.
|
|
|
| -
| 1
|
| 4.
| 2.2.
| Возникновение и основные этапы развития античной философии.
|
|
|
| -
| 1
|
| 5.
| 2.3.
| Великие греческие философы и философия эллинизма и Рима.
|
|
|
| -
| 1
|
| 6.
| 2.4.
| Тема 2. От теоцентризма Средневековья к антропоцентризму Возрождения.
|
|
|
| -
| 1
|
| 7.
| 2.5.
| Тема 3. Философия Нового времени.
|
|
|
| -
| 1
|
| 8.
| 2.6.
| Тема 4. Немецкая классическая философия и философия марксизма.
|
|
|
| -
| 1
|
| 9.
| 2.7.
| Тема 5. Русская философия.
|
|
|
| -
| 1
|
| 10.
| 2.8.
| Тема 6. Развитие философии в XX веке.
|
|
|
| -
| 1
|
| Раздел 3. Основные проблемы философии.
|
|
|
| -
|
|
| Тема 1. Учение о бытии (онтология).
|
|
|
|
|
|
| 11.
| 3.1.
| Понятие категории. Система философских категорий.
|
|
|
| -
|
|
| 12.
| 3.2.
| Бытие: понятие, формы и свойства.
|
|
|
| -
|
|
| 13.
| 3.3
| Категория материи и ее роль в философии.
|
|
|
| -
|
|
| 14.
| 3.4.
| Философское учение о развитии.
|
|
|
| -
|
|
| Тема 2. Человек и его свойства как предмет философии.
|
|
|
|
|
|
| 15.
| 3.5.
| Специфические особенности человека и их формирование в антропосоциогенезе.
|
|
|
| -
|
|
| 16.
| 3.6.
| Сознательное и бессознательное в природе человека.
|
|
|
| -
|
|
| 17.
| 3.7
| Теория познания.
|
|
|
| -
|
|
| 18.
| 3.8
| Философское понятие истины.
|
|
|
| -
|
|
| 19.
| 3.9.
| Тема 3. Философия общества.
|
|
|
| -
|
|
| 20.
| 3.10.
| Культура и цивилизация.
|
|
|
| -
|
|
| 21.
| 3.11.
| Тема 4. Философия и этические проблемы медицины.
|
|
|
| -
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
для специальности 060501 Сестринское дело – 51
среднее профессиональное образование базовой подготовки
1. ВВЕДЕНИЕ
Тема 1.1. Природа философского знания.
Студент должен:
знать
· понятия темы;
· определение философии;
· функции философии;
· методы философского познания;
· роль философии в жизни общества.
уметь
· анализировать методы исследования;
· характеризовать методы познания;
· логически мыслить и корректно передавать информацию;
· абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Мудрость и знание в духовном освоении действительности. Искусство,
религия, философия, наука - формы духовного освоения действительности и
самовыражения человека. Вечные вопросы как предпосылка философского ос-
воения действительности. Философия как выражение мудрости в рациональ-
ных формах. Категории как предмет философского знания и как результат его
развития. Мировоззрение и его структура. Мифология, религия и философия -
исторические формы мировоззрения. Понятийный характер зрелого философ-
ского мышления. Человек и его бытие как центральная проблема философии.
Философия как внутреннее единство объективно-теоретического, культурно-
смыслового и экзистенциально-личностного начала.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов:
Подготовить рефераты на темы:
1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии с другими науками.
2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия.
Тема 1.2. Предмет и формы философского знания. Значение философии.
Студент должен:
знать
· понятия темы;
· определение философии;
· функции философии;
· методы философского познания;
· роль философии в жизни общества.
уметь
· анализировать методы исследования;
· характеризовать методы познания;
· логически мыслить и корректно передавать информацию;
· абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Бытие как основной предмет философского знания. Понятие объективного
и субъективного. Понимание природы бытия в материализме и идеализме. Ос-
новной вопрос философии. Неотделимость проблемы познания от проблемы
бытия. Рациональное и внерациональное; рациональное и эмпирическое в фи-
лософском знании. Онтологичность субъективного и проблема человека, его
свободы и самоценности как предмет философии. Специфика категорий, зако-
нов, принципов и методов философии. Формы философской рациональности:
диалектика, метафизика, герменевика. Основные разделы философии: онтоло-
гия, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антрополо-
гия. История философии как источник философских идей, школа мысли. Соот-
ношение философского и научного знания. Философия как источник полноты
человеческой духовности. Методологическая роль философии.
II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 1. Античная философия.
2.1. Древний Восток - колыбель философской мысли.
Студент должен:
знать
· понятия темы;
· определение философии;
· функции философии;
· методы философского познания;
· роль философии в жизни общества.
уметь
· анализировать методы исследования;
· характеризовать методы познания;
· логически мыслить и корректно передавать информацию;
· абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Истоки прафилософского мировоззрения в Древней Индии. Атомизм шко-
лы вайшешика. Веды. Упанишады. Брахман и атман. Буддизм. Дхарма. Йога
как философия и медицина. Идеалы в философии, религии и медицине Древ-
ней Индии. Китайская специфика в философии. Даосизм и конфуцианство.
Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях. «Средний путь»
человека в китайском натурализме. Китайская медицина.
1.2. Возникновение и основные этапы развития античной философии.
Студент должен:
знать
· понятия темы;
· определение философии;
· функции философии;
· методы философского познания;
· роль философии в жизни общества.
уметь
· анализировать методы исследования;
· характеризовать методы познания;
· логически мыслить и корректно передавать информацию;
· абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Истоки и социокультурные основания греческой философии. Периоды
развития: досократовский, классический, эллинистическо-римский. Космоцен-
тризм ранней античной философии. «Единое и многое» как основная проблема
греческой философии. Проблема «первоначала» у милетских философов. Элеа-
ты. Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Софисты. Сократ.
1.3. Великие греческие философы и философия эпохи эллинизма и Рима.
Студент должен:
знать
· понятия темы;
· определение философии;
· функции философии;
· методы философского познания;
· роль философии в жизни общества.
уметь
· анализировать методы исследования;
· характеризовать методы познания;
· логически мыслить и корректно передавать информацию;
· абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Философская система Платона. Теория идей. Идеальное государство Пла-
тона. Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бы-
тии. Человек, общество, государство в философии Аристотеля. Духовные по-
следствия завоеваний Александра Македонского. Римское государство и его
отношение к культуре. Философия и этика Эпикура, стоиков, скептиков. Неоп-
латонизм. Натурфилософия античности и медицина: Гиппократ, Алкмеон,
Аристотель, Лукреций-Кар, Демокрит. Телеология Аристотеля и Галена.
Тема 2. От теоцентризма Средневековья к антропоцентризму
Возрожден ия.
Студент должен:
знать
· понятия темы;
· определение философии;
· функции философии;
· методы философского познания;
· роль философии в жизни общества.
уметь
· анализировать методы исследования;
· характеризовать методы познания;
· логически мыслить и корректно передавать информацию;
· абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии и ее
особенности в христианстве. Патристика. Философия отцов церкви. Блажен-
ный Августин. Схоластическая философия. Священные тексты как основной
источник знания. Авторитет античных авторов как препятствие к развитию эм-
пирического знания. Схоластическое мышление и его значение в развитии Ев-
ропейского рационализма. Учение об универсалиях: номинализм и реализм.
Философия Фомы Аквинского - вершина схоластики. Проблема человека в
схоластической философии. Дуализм души и тела. Исповедь как форма позна-
ния.
Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Че-
ловек-творец. Антропоцентризм. Достижения возрожденческой науки и искус-
ства. Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения. Ни-
колай Кузанский. Джордано Бруно. Иоганн Кеплер, Николай Коперник, Гали-
лео Галилей, Исаак Ньютон и философские основания современной науки. Ме-
дицина Ренессанса в работах Парацельса, Везалия и др.
Тема 3. Философия Нового времени.
Студент должен:
знать
· понятия темы;
· определение философии;
· функции философии;
· методы философского познания;
· роль философии в жизни общества.
уметь
· анализировать методы исследования;
· характеризовать методы познания;
· логически мыслить и корректно передавать информацию;
· абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Эпоха научной революции. Рациоцентризм. Формирование нового типа
знания - научно-технического. Проблемы методологии научного познания.
Френсис Бэкон и идея опыта как источника новых знаний о природе. Эмпи-
ризм и индукция. Рационализм Рене Декарта как источник целенаправленного
построения систематического научного знания. Декарт и становление экспери-
ментально-математического и медицинского естествознания. Философское
обоснование дедуктивного метода. Учение о субстанции. Рационализм Спино-
зы и Лейбница. Проблема человека. Философское обоснование «естественных
прав» человека.
Тема 4. Немецкая классическая философия и философия марксизма.
Студент должен:
знать
· понятия темы;
· определение философии;
· функции философии;
· методы философского познания;
· роль философии в жизни общества.
уметь
· анализировать методы исследования;
· характеризовать методы познания;
· логически мыслить и корректно передавать информацию;
· абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской фи-
лософской традиции. Немецкий идеализм и социально-исторические условия
эпохи.
Критическая философия И. Канта. Обоснование активности субъекта. Ап-
риорные формы знания. Понятие трансцедентального субъекта. Принципы
конструирования предмета опыта как попытка обоснования всеобщего харак-
тера научного знания. Ноумен и феномен в философии Канта. Кант о возмож-
ностях и границах спекулятивного теоретического разума. Агностицизм Канта.
Морально-практическая философия Канта. Категорический императив как ап-
риорный принцип практического разума. Свобода и долг.
Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности
в философии Гегеля. Тождество мышления и бытия в философии Гегеля. Диа-
лектическая логика и саморазвитие понятия. Категории и принципы диалекти-
ческого мышления.
Антропологический материализм Л. Фейербаха. Фейербах о гносеологиче-
ских и психологических корнях религии. Религия любви. Философия и меди-
цина.
Марксистская философия - синтез диалектики и принципа материализма.
Критика К. Маркса и Ф. Энгельса гегельянства как идеалистической философ-
ской системы. Функции научной философии: мировоззренческая, методологи-
ческая, аксиологическая. Диалектика как учение о развитии и познании. Фило-
софское осмысление проблемы единства мира. Материалистический взгляд на
историю человечества. Общественное бытие и общественное сознание. Теория
общественно-экономической формации. Марксистская теория личности. Чело-
век как субъект исторического развития.
Тема 5. Русская философия.
Студент должен:
знать
· понятия темы;
· определение философии;
· функции философии;
· методы философского познания;
· роль философии в жизни общества.
уметь
· анализировать методы исследования;
· характеризовать методы познания;
· логически мыслить и корректно передавать информацию;
· абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Специфические особенности русской духовности: исторические и соци-
альные условия ее формирования. Периодизация развития философской мысли
в России. Органическая связь русской философской мысли с наукой, религией,
искусством, моралью.
III. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
Тема 1. Учение о бытии (философская онтология).
1. 1. Бытие: понятие, формы и свойства.
Студент должен:
знать
· понятия темы;
· определение философии;
· функции философии;
· методы философского познания;
· роль философии в жизни общества.
уметь
· анализировать методы исследования;
· характеризовать методы познания;
· логически мыслить и корректно передавать информацию;
· абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Понятие бытия. Признаки бытия. Основные формы бытия: природа (вещи,
процессы, состояния); духовное (индивидуальное и объективированное); об-
щественное. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Идея
Бога в религии и философии.
Фундаментальные свойства бытия: единство многого.и единого; систем-
ность. Принцип системности. Основные атрибуты системы: элементы, связи,
структура. Понятие инобытия. Соотношение бытия и инобытия и его выраже-
ние в категории развития. Диалектический характер бытия. Свойства бытия и
их отражение в философских категориях. Понятие диалектики. Категории и за-
коны диалектики. Непосредственное и опосредованное. Качество, количество,
мера, общее, особенное, единичное. Причина, следствие, условие, повод. Со-
держание и форма. Сущность и явление. Вещь, свойство и отношение. Закон и
закономерность. Различие и тождество. Единство и симметрия. Понятие диа-
лектического противоречия и диалектического отрицания. Законы диалектики.
Фундаментальная противоречивость бытия. Диалектика и научная методоло-
гия.
1.2. Категория материи и ее роль в философии.
Студент должен:
знать
· понятия темы;
· определение философии;
· функции философии;
· методы философского познания;
· роль философии в жизни общества.
уметь
· анализировать методы исследования;
· характеризовать методы познания;
· логически мыслить и корректно передавать информацию;
· абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Материальное единство мира. Основные атрибуты материи (пространство,
время, движение) и их свойства. Формы движения материи. Концепции про-
странства и времени в философии и физике.
Уровни организации материи и их диалектическая взаимосвязь. Совре-
менные естественнонаучные представления о строении материи и роль фило-
софии в их интерпретации. Поле, вещество и концепция физического взаимо-
действия. Принцип симметрии и теории объединения взаимодействий. Единст-
ва микромира и «большой» Вселенной - важнейшее доказательство принципа
материального единства мира.
Тема 2. Человек и его свойства как предмет философии.
2.2. Специфические особенности человека и их формирование в антропо-
социогенезе.
Студент должен:
знать
· понятия темы;
· определение философии;
· функции философии;
· методы философского познания;
· роль философии в жизни общества.
уметь
· анализировать методы исследования;
· характеризовать методы познания;
· логически мыслить и корректно передавать информацию;
· абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Способность к познанию и деятельности - фундаментальные особенности
человека. Духовное и материальное в человеке. Понятие деятельности. Пред-
метно-практический характер деятельности как следствие «определенности»
материально-телесной основы познания. Сознание и его вербальность как
следствие предметно-практического характера познания и как способ его су-
ществования.
Понятие социального в человеке. Проблема соотношения биологического
и социального в человека. Необходимость диалектического подхода к пробле-
ме. Внутренняя противоречивость человеческой природы как соотношение ин-
дивидуального и надиндивидуального. Язык как объективированное духовное
и как внешняя реальность, ограничивающая самовыражение индивидуального,
Социализация индивида как единственная возможность и условие его самореа-
лизации. Изначальная трагичность и отчужденность человеческого бытия. Че-
ловек как единство разума и экзистенции. Онтологизация субъективности.
Антропосоциогенез — процесс формирования человека из животного. Ос-
новные этапы антиропосоциогенеза. Становление сознания и социальных
свойств человека как процесс разрешения диалектической противоречивости
биологического в человеке (прямохождение —> рождение биологически незре-
лого потомства —> постэмбриональное социальное «дозревание» —> неравенст-
во полов и возникновение долговременных семей -> возникновение системы
поведенческих запретов как способ консолидации рода —> подчинение
индивидуально-инстинктивного начала в человеке общественному).
Проблема биологического начала в человеке и его влияние на социальные
процессы.
2.3. Сознательное и бессознательное в природе человека.
Студент должен:
знать
· понятия темы;
· определение философии;
· функции философии;
· методы философского познания;
· роль философии в жизни общества.
уметь
· анализировать методы исследования;
· характеризовать методы познания;
· логически мыслить и корректно передавать информацию;
· абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
От понятия «души» к понятию «сознание». Религиозные представления о
душе. Душа и глубинный внутренний мир личности. Основные традиции в
объяснении природы сознания. Сознание как субстанция. Сознание как отра-
жение бытия. Сознание - продукт высокоорганизованной материи мозга (онто-
логический аспект). Сознание - отражение действительности (гносеологиче-
ский аспект).
Сознание в генетико-социальном и функциональном аспектах. Феномено-
логия сознания: явления, состояния, акты действия, способности, функции.
Основные структурные компоненты сознания: ощущения, восприятие,
представление, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля. Мышление и его виды.
Функциональная асимметрия мозга и мышление.
Сознание и самосознание. Рефлексия. Мозг и психика. Психофизиологи-
ческая локализация мозговых функций.
Функции сознания: отражательная, преобразовательная, ориентировочная.
Бессознательное, природа и формы его проявления. Невербальность бессозна-
тельного. Подсознание и интуиция. Структура подсознания. Диалектика созна-
тельного и бессознательного в человеке на отражение индивидуального и на-
диндивидуального, биологического и социального. З.Фрейд и индивидуальное
бессознательное. Бессознательное в медицинском аспекте. К.Юнг и коллектив-
ное бессознательное.
Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания.
2.3. Теория познания.
Студент должен:
знать
· понятия темы;
· определение философии;
· функции философии;
· методы философского познания;
· роль философии в жизни общества.
уметь
· анализировать методы исследования;
· характеризовать методы познания;
· логически мыслить и корректно передавать информацию;
· абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Познание как предмет философского анализа. Чело-
век как субъект познания. Многообразие форм познания. Проблема субъектив-
ности и объективности в познании. Понятие «знания». Преднаучные, вненауч-
ные и научные формы знания. Знание и мнение. Вера и убеждение. Аксилоги-
ческое в знании. Экзистентность знания. Знание, познание и язык. Абсолютно-
сти и относительности в познании.
Сенсуализм и рационализм. Эйдетическое познание. Интуитивное позна-
ние. Этапы познания. Понимание и объяснение как формы познания. Познание
как отношение. Субъект и объект познания. Познание как онтология субъекта:
проблема внешней реальности и возможности познания.
Объекты материальные и идеальные. Роль знаковых систем и символиче-
ских форм культуры в познании.
Истина как цель познания.
Студент должен:
знать
· понятия темы;
· определение философии;
· функции философии;
· методы философского познания;
· роль философии в жизни общества.
уметь
· анализировать методы исследования;
· характеризовать методы познания;
· логически мыслить и корректно передавать информацию;
· абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Теория истины. Диалектика истины. Проблемы
истины в интерсубъектном взаимодействии. Практика как критерий истины.
Научное знание. Формы научного знания: эмпирические и теоретические.
Методы эмпирического познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Роль
приборов в современном научном и медицинском познании и диагностике.
Проблема интерпрентации эмпирических данных в диагноз. Методы теорети-
ческого познания: индукция, дедукция, анализ, синтез, классификация, обоб-
щение, идеализация. Понятие гипотезы и теории. Гипотетико-дедуктивное по-
строение научной теории. Проблема соотношения и роли эмпирического и тео-
ретического в познании.
Понятие «картина мира». Классическая и неклассическая науки. Этические
проблемы науки.
Тема 3. Философия общества
Студент должен:
знать
· понятия темы;
· определение философии;
· функции философии;
· методы философского познания;
· роль философии в жизни общества.
уметь
· анализировать методы исследования;
· характеризовать методы познания;
· логически мыслить и корректно передавать информацию;
· абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Целостность и системность социальной реальности. Саморазвитие соци-
альной реальности. Взаимодействие природы и общества.
Структура общества. Соотношение общества и индивида. Понятие о циви-
лизации как типе общественного порядка. Этносы и этногенез. Нация - ново-
европейская форма этнической общности. Понятие общественно-
экономической формации и способа производства.
Философия истории. Социальное время и его необратимость. Формы мер-
ности и направленности социального времени: «золотой век», «град божий»,
«счастливое будущее», осевое время», всеобщий труд».
Этапы развития общества: традиционное общество, «неолитическая рево-
люция», машинная революция, компьютерная революция. Проблема историче-
ского прогресса. Проблема начала и конца истории.
Духовная жизнь общества. Формы общественного сознания. Религиозное,
нравственное, политическое.
Студент должен:
знать
· понятия темы;
· определение философии;
· функции философии;
· методы философского познания;
· роль философии в жизни общества.
уметь
· анализировать методы исследования;
· характеризовать методы познания;
· логически мыслить и корректно передавать информацию;
· абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Понятие культуры. Человек как творец и творение культуры. Основные
области культуры. Культура и природа: от противопоставления к коэволюции.
Ноосфера - новая форма взаимодействия биосферы и общества.
Значение медицины в жизни социума. Социальное понимание здоровья
человека.
Глобальные проблемы современности. Философские аспекты будущего
цивилизации.
Тема 4. Философия и этические проблемы медицины.
Студент должен:
знать
· понятия темы;
· определение философии;
· функции философии;
· методы философского познания;
· роль философии в жизни общества.
уметь
· анализировать методы исследования;
· характеризовать методы познания;
· логически мыслить и корректно передавать информацию;
· абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
4.1. Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический прин-
цип медицины. Философия человеческой ответственности. Жизненное про-
странство личности. Нравственные основы личности.
Медицина и проблема форм и пределов человеческой целостности. Про-
блема здоровья как глобальная проблема современности. Гуманизм как фило-
софско-этический менталитет медиков. Медико-биологические эксперименты
и их философский анализ: клонирование, паспортизация наследственности, эв-
таназия, клинические испытания, трансплантология.
Философско-методические проблемы определения понятий «здоровье»,
«норма», «болезнь», «патология» и др. Экстрафизиологические состояния.
Клиническая смерть.
Связь экономики, образа жизни, культуры общения и здоровья населения.
Взаимосвязь социального, психологического и соматического. Социально-
психологические аспекты ятрогении. Медицина и благотворительная деятель-
ность. Врачебная тайна и этика. Этикет как искусство общения медицинского
работника с пациентом.
Этические проблемы «технологии деторождения» (клонирование, экстра-
корпоральное оплодотворение) и абортов. Биоэтика.
Литература
Основная:
1. Алексеев П.В, Панин А.В. Философия. Учебник для ВУЗов - М.: ТЕИС, 1996.
2. Билялова Э.Р., Гайнуллин Р.В. Смысл жизни. Жизнь и смерть в духовном опыте чело-
века. Учебное пособие. М: ВУНМЦ, 2000.
3. Гуревич И.С. Введение в философию. М., 1997.
4. Гуревич И.С. Философский словарь. М., 1997.
5. Зима В.Н. Основы философских знаний. Курс лекций. М.: ВУНМЦ, 2000.
6. Зима В.Н., Михайличенко Н.Ф. Основы философских знаний. Методические рекомен-
дации к изучению курса. М.: ВУНМЦ, 2000.
7. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для ВУЗов. 2-е
изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», Гуманитарный издатель-
ский центр ВЛАДОС, международная академическая издательская компания «Наука»,
1997.
8. Лепихова СМ. Методика учебы. Электив. Примерная программа для всех специально-
стей. М.: ВУНМЦ, 2000.
9. Мусина Л.М. Теория познания. М.: Учебно-методическое пособие для студентов мед-
училищ и медколледжей. М.: ВУНМЦ, 2000.
10. Радугин А.А. Философия. М., 1996.
11. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов - 100 ответов. Учебное пособие для
студентов ВУЗов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
12. Смирнов И.Н., Титов
Воспользуйтесь поиском по сайту: