учебной дисциплины «Основы философии»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины «Основы философии» Среднее профессиональное образование базовой подготовки (код и наименование специальности)
Год
Составитель: Кучер Т.Е., преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО медицинского колледжа № 4 Департамента здравоохранения города Москвы
Рецензенты: Федорова И.П., преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО медицинского колледжа № 4 Департамента здравоохранения города Москвы.
Кузнецова Л.М. - преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО МУ №4.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060501 Сестринское дело – 51, рабочим учебным планом, примерной рабочей программой для образовательных учреждений Российской Федерации. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для реализации требований ГОС к ми-
Актуальность изучения философии в деле подготовки специалистов среднего профессионального образования обуславливается рядом причин: 1. Необходимостью формирования навыков самостоятельного, критиче- 2. Необходимостью знания методологии современной науки.
3. Необходимостью формирования научного мировоззрения, умения раз- 4. Необходимостью формирования представления о человеке как много- 5. Необходимостью формирования гуманного отношения к человеку. 6. Важностью духовной полноты личности для медицинского работника. человека, и нет необходимости доказывать, что без овладения хотя бы основа- Целью учебной дисциплины и является раскрытие у обучающегося видения глубины и многообразия действительности, включая те стороны собственного «Я», кото- В соответствии с ГОС на изучение дисциплины отводится 44 часа, из них
В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление: - о своеобразии философии, ее месте в культуре; - о научных, философских и религиозных картинах мироздания; - о сущности, назначении и смысле жизни человека; - о многообразии форм человеческого знания; - о соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и понимать: - роль нравственных обязанностей по отношению к другим и самому се- - всеобщую обусловленность и взаимосвязь форм и процессов действи- - смысл и значение объективного и субъективного в природе человече- знать: -
Тематический план учебной дисциплины «Основы философии» для специальности 060501 Сестринское дело – 51
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии» для специальности 060501 Сестринское дело – 51 1. ВВЕДЕНИЕ
Тема 1.1. Природа философского знания. Студент должен: знать · понятия темы; · определение философии; · функции философии; · методы философского познания; · роль философии в жизни общества. уметь · анализировать методы исследования; · характеризовать методы познания; · логически мыслить и корректно передавать информацию; · абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Мудрость и знание в духовном освоении действительности. Искусство,
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов: Подготовить рефераты на темы: 1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии с другими науками.
Тема 1.2. Предмет и формы философского знания. Значение философии.
Студент должен: знать · понятия темы; · определение философии; · функции философии; · методы философского познания; · роль философии в жизни общества. уметь · анализировать методы исследования; · характеризовать методы познания; · логически мыслить и корректно передавать информацию; · абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Бытие как основной предмет философского знания. Понятие объективного
II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 1. Античная философия.
2.1. Древний Восток - колыбель философской мысли. Студент должен: знать · понятия темы; · определение философии; · функции философии; · методы философского познания; · роль философии в жизни общества. уметь · анализировать методы исследования; · характеризовать методы познания; · логически мыслить и корректно передавать информацию; · абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Истоки прафилософского мировоззрения в Древней Индии. Атомизм шко-
1.2. Возникновение и основные этапы развития античной философии. Студент должен: знать · понятия темы; · определение философии; · функции философии; · методы философского познания; · роль философии в жизни общества. уметь · анализировать методы исследования; · характеризовать методы познания; · логически мыслить и корректно передавать информацию; · абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
развития: досократовский, классический, эллинистическо-римский. Космоцен-
1.3. Великие греческие философы и философия эпохи эллинизма и Рима. Студент должен: знать · понятия темы; · определение философии; · функции философии; · методы философского познания; · роль философии в жизни общества. уметь · анализировать методы исследования; · характеризовать методы познания; · логически мыслить и корректно передавать информацию; · абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Философская система Платона. Теория идей. Идеальное государство Пла-
Тема 2. От теоцентризма Средневековья к антропоцентризму Студент должен: знать · понятия темы; · определение философии; · функции философии; · методы философского познания; · роль философии в жизни общества. уметь · анализировать методы исследования; · характеризовать методы познания; · логически мыслить и корректно передавать информацию; · абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии и ее Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Че-
Тема 3. Философия Нового времени. Студент должен: знать · понятия темы; · определение философии; · функции философии; · методы философского познания; · роль философии в жизни общества. уметь · анализировать методы исследования; · характеризовать методы познания; · логически мыслить и корректно передавать информацию; · абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Эпоха научной революции. Рациоцентризм. Формирование нового типа
Тема 4. Немецкая классическая философия и философия марксизма. Студент должен: знать · понятия темы; · определение философии; · функции философии; · методы философского познания; · роль философии в жизни общества. уметь · анализировать методы исследования; · характеризовать методы познания; · логически мыслить и корректно передавать информацию; · абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской фи- Критическая философия И. Канта. Обоснование активности субъекта. Ап- Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности Антропологический материализм Л. Фейербаха. Фейербах о гносеологиче- Марксистская философия - синтез диалектики и принципа материализма.
Тема 5. Русская философия. Студент должен: знать · понятия темы; · определение философии; · функции философии; · методы философского познания; · роль философии в жизни общества. уметь · анализировать методы исследования; · характеризовать методы познания; · логически мыслить и корректно передавать информацию; · абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Специфические особенности русской духовности: исторические и соци-
III. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
Тема 1. Учение о бытии (философская онтология). 1. 1. Бытие: понятие, формы и свойства. Студент должен: знать · понятия темы; · определение философии; · функции философии; · методы философского познания; · роль философии в жизни общества. уметь · анализировать методы исследования; · характеризовать методы познания; · логически мыслить и корректно передавать информацию; · абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Понятие бытия. Признаки бытия. Основные формы бытия: природа (вещи, Фундаментальные свойства бытия: единство многого.и единого; систем- 1.2. Категория материи и ее роль в философии. Студент должен: знать · понятия темы; · определение философии; · функции философии; · методы философского познания; · роль философии в жизни общества. уметь · анализировать методы исследования; · характеризовать методы познания; · логически мыслить и корректно передавать информацию; · абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Материальное единство мира. Основные атрибуты материи (пространство, Уровни организации материи и их диалектическая взаимосвязь. Совре-
Тема 2. Человек и его свойства как предмет философии. 2.2. Специфические особенности человека и их формирование в антропо- Студент должен: знать · понятия темы; · определение философии; · функции философии; · методы философского познания; · роль философии в жизни общества. уметь · анализировать методы исследования; · характеризовать методы познания; · логически мыслить и корректно передавать информацию; · абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
Способность к познанию и деятельности - фундаментальные особенности Понятие социального в человеке. Проблема соотношения биологического Антропосоциогенез — процесс формирования человека из животного. Ос- Проблема биологического начала в человеке и его влияние на социальные
2.3. Сознательное и бессознательное в природе человека. Студент должен: знать · понятия темы; · определение философии; · функции философии; · методы философского познания; · роль философии в жизни общества. уметь · анализировать методы исследования; · характеризовать методы познания; · логически мыслить и корректно передавать информацию; · абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
От понятия «души» к понятию «сознание». Религиозные представления о Сознание в генетико-социальном и функциональном аспектах. Феномено- Основные структурные компоненты сознания: ощущения, восприятие, Сознание и самосознание. Рефлексия. Мозг и психика. Психофизиологи- Функции сознания: отражательная, преобразовательная, ориентировочная. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. 2.3. Теория познания. Студент должен: знать · понятия темы; · определение философии; · функции философии; · методы философского познания; · роль философии в жизни общества. уметь · анализировать методы исследования; · характеризовать методы познания; · логически мыслить и корректно передавать информацию; · абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала: Познание как предмет философского анализа. Чело- Сенсуализм и рационализм. Эйдетическое познание. Интуитивное позна- Объекты материальные и идеальные. Роль знаковых систем и символиче-
Истина как цель познания. Студент должен: знать · понятия темы; · определение философии; · функции философии; · методы философского познания; · роль философии в жизни общества. уметь · анализировать методы исследования; · характеризовать методы познания; · логически мыслить и корректно передавать информацию; · абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала: Теория истины. Диалектика истины. Проблемы Научное знание. Формы научного знания: эмпирические и теоретические. Понятие «картина мира». Классическая и неклассическая науки. Этические
Тема 3. Философия общества
Студент должен: знать · понятия темы; · определение философии; · функции философии; · методы философского познания; · роль философии в жизни общества. уметь · анализировать методы исследования; · характеризовать методы познания; · логически мыслить и корректно передавать информацию; · абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала: Целостность и системность социальной реальности. Саморазвитие соци- Структура общества. Соотношение общества и индивида. Понятие о циви- Философия истории. Социальное время и его необратимость. Формы мер- Этапы развития общества: традиционное общество, «неолитическая рево- Духовная жизнь общества. Формы общественного сознания. Религиозное, Студент должен: знать · понятия темы; · определение философии; · функции философии; · методы философского познания; · роль философии в жизни общества. уметь · анализировать методы исследования; · характеризовать методы познания; · логически мыслить и корректно передавать информацию; · абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала: Понятие культуры. Человек как творец и творение культуры. Основные Значение медицины в жизни социума. Социальное понимание здоровья Глобальные проблемы современности. Философские аспекты будущего
Тема 4. Философия и этические проблемы медицины. Студент должен: знать · понятия темы; · определение философии; · функции философии; · методы философского познания; · роль философии в жизни общества. уметь · анализировать методы исследования; · характеризовать методы познания; · логически мыслить и корректно передавать информацию; · абстрактно рассуждать на уровне анализа категорий учебной дисциплины.
Содержание учебного материала:
4.1. Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический прин- Медицина и проблема форм и пределов человеческой целостности. Про- Философско-методические проблемы определения понятий «здоровье», Связь экономики, образа жизни, культуры общения и здоровья населения. Этические проблемы «технологии деторождения» (клонирование, экстра- Литература
Основная: 1. Алексеев П.В, Панин А.В. Философия. Учебник для ВУЗов - М.: ТЕИС, 1996. 2. Билялова Э.Р., Гайнуллин Р.В. Смысл жизни. Жизнь и смерть в духовном опыте чело- 3. Гуревич И.С. Введение в философию. М., 1997. 4. Гуревич И.С. Философский словарь. М., 1997. 5. Зима В.Н. Основы философских знаний. Курс лекций. М.: ВУНМЦ, 2000. 6. Зима В.Н., Михайличенко Н.Ф. Основы философских знаний. Методические рекомен- 7. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для ВУЗов. 2-е 8. Лепихова СМ. Методика учебы. Электив. Примерная программа для всех специально- 9. Мусина Л.М. Теория познания. М.: Учебно-методическое пособие для студентов мед- 10. Радугин А.А. Философия. М., 1996. 11. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов - 100 ответов. Учебное пособие для 12. Смирнов И.Н., Титов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|