Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологические пояснения




 

Всероссийская перепись населения 2010 года была подготовлена
с учетом отечественного и зарубежного опыта, широкого научного обсуждения, рекомендаций ООН и других международных организаций. В методологию переписи по сравнению с прошлыми переписями населения внесен ряд новых положений, которые отражены в пояснениях к издаваемым томам с итогами переписи.

Метод переписи. При Всероссийской переписи 2010 года, как и
в предыдущих переписях, был использован метод опроса населения и заполнения переписных листов (вопросников) специально обученными переписчиками. Переписчики обходили все помещения своего счетного участка. Вопросы задавались населению в той формулировке, которая дана в переписных листах. Запись сведений в переписные вопросники производилась со слов, опрашиваемых, без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов.

Сбор сведений осуществлялся также на стационарных участках и,
в исключительных случаях, с использованием телефонной связи.

После проведения переписи населения на территории Самарской
области в соответствии с Федеральным законом «О Всероссийской переписи населения» по лицам, отказавшимся участвовать в переписи
(21,7 тыс. человек), и лицам, которых переписчики не застали дома за весь период проведения переписи (56,2 тыс. человек), сведения были получены из административных источников. В переписных листах по этим лицам только был отмечен пол и записана дата рождения.

Время и территория переписи. Всероссийская перепись населения была проведена с 14 по 25 октября 2010 года по состоянию на 0 часов
14 октября 2010 года. В каждый из двенадцати дней переписи
(единых для всей страны, кроме отдаленных и труднодоступных
территорий) переписчики вели опрос населения относительно момента счета населения – 0 часов 14 октября 2010 года. Необходимость установки такого момента связана с непрерывным изменением населения (рождения, смерти, переезды людей из одного места жительства в другое).

Категории переписываемого населения. В 2010 году, как и
в 2002 году, переписывалось постоянное население. Перепись проводилась по месту постоянного (обычного) жительства населения, которым является населенный пункт, дом, квартира, где опрашиваемый проживает постоянно. Это место могло совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан). Единицей места проживания считалось жилое помещение, в понятие которого входили:

а) квартира в многоквартирном доме (включая квартиру в общежитии квартирного типа);

б) индивидуальный (одноквартирный) дом (изба, сторожка, коттедж или другое одноквартирное строение);

в) комната в общежитии (неквартирного типа)

г) номер, комната в гостинице и других учреждениях для временного пребывания населения, где были постоянно проживавшие;

д) любое другое помещение, приспособленное для жилья (вагончик, бытовка, хозблок, баржа и т. п.);

е) палата, отделение и др. (в зависимости от того, как ведется учет в соответствующих организациях) в учреждениях социального и медицинского назначения (домах ребенка, детских домах, школах-интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах-школах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в больницах для больных с хроническими
заболеваниями и т.п.), в казармах, местах заключения, религиозных
организациях. В каждом жилом помещении переписывались все постоянно (обычно) проживавшие в нем, включая и тех, кто на момент переписи
временно отсутствовал.

Ниже приводится порядок переписи отдельных категорий населения, определение места постоянного (обычного) жительства которых могло вызвать затруднения.

1. Лица, постоянно проживавшие в данном помещении и выехавшие на срок до 1 года в командировку (в другой населенный пункт России или за границу, включая командировки по линии органов государственной власти), на работу по контракту с российскими или зарубежными организациями (включая работу вахтовым методом) или учебу, а также, выехавшие, независимо от срока, на отдых, лечение, для посещения родственников или знакомых, религиозного паломничества и т.п., переписывались по месту их постоянного жительства с отметкой о временном отсутствии.

2. Граждане России, выехавшие в длительные служебные командировки (на 1 год и более) за границу по линии органов государственной власти Российской Федерации, и находившиеся вместе с ними члены их семей, переписывались по месту их нахождения.

3. Студенты высших и средних профессиональных образовательных учреждений и учащиеся учреждений начального профессионального
образования, проживавшие по месту обучения, переписывались по месту их учебы.

4. Лица, призванные на военно-учебный сбор, переписывались дома вместе с членами их домохозяйств с отметкой о временном отсутствии.

5. Военнослужащие, проходившие военную службу по контракту и проживавшие на открытой территории, переписывались вместе с членами их домохозяйств в общем порядке.

6. Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву и по контракту и проживавшие на закрытой территории, переписывались по месту их нахождения.

7. Члены экипажей российских торговых и пассажирских судов, находившихся в дальнем плавании, переписывались с отметкой о временном отсутствии в том месте, где постоянно проживало домохозяйство, в состав которого они входили. Члены экипажей судов (кроме имевших домохозяйство), зарегистрированные по судну или по организации, в которой работали, переписывались до выхода в море по месту нахождения организации.

8. Находившиеся в местах предварительного заключения лица,
арестованные в административном порядке, задержанные по подозрению
в совершении преступления, находившиеся под следствием, а также лица, в отношении которых приговор не вступил в силу, переписывались по месту своего постоянного (обычного) жительства с отметкой о временном отсутствии.

9. Лица, находившиеся в местах предварительного заключения,
в отношении которых приговор вступил в силу, а также лица, отбывавшие наказание в местах лишения свободы, переписывались по месту их нахождения.

10. Постоянно проживавшие в Российской Федерации иностранные граждане (т. е. лица, имевшие гражданство зарубежного государства)
и лица без гражданства переписывались по месту их жительства в общем порядке.

11. Лица (независимо от их гражданства), прибывшие в Российскую Федерацию на срок 1 год и более на работу по контрактам c российскими и иностранными организациями (кроме иностранных граждан, работавших в представительствах иностранных государств и международных организаций) или учебу, переписывались как постоянные жители России там, где они обычно проживали в Российской Федерации.

12. Лица (независимо от их гражданства), прибывшие из зарубежных стран в Российскую Федерацию на постоянное жительство или в поисках убежища (независимо от того, получили они разрешение на жительство или нет), переписывались как постоянные жители Российской Федерации в том месте, где их застала перепись.

13. В гостиницах, больницах, домах отдыха, санаториях и т. п. переписывались только те лица, которые не имели другого места жительства.

14. Лица, не имевшие постоянного места жительства (например, бездомные), переписывались там, где их застала перепись.

Все перечисленные категории населения (кроме категории, указанной в пункте 2) вместе с населением, переписанным по месту своего постоянного (обычного) жительства, составили численность постоянного населения Российской Федерации, находившегося на территории страны.

При Всероссийской переписи населения 2010 года были учтены по сокращенной программе также лица, временно находившиеся на территории России на дату переписи, но постоянно проживавшие за рубежом.
В численность населения этой категории вошли лица (независимо от их гражданства), прибывшие в Российскую Федерацию на срок до 1 года на учебу или работу, прибывшие независимо от срока на отдых, для лечения, в гости к родственникам или знакомым, а также транзитные мигранты.

Жители России (кроме указанных в пункте 2), выехавшие на 1 год и более в командировку, на работу по контрактам с российскими или иностранными организациями, на учебу за пределы Российской Федерации, не учитывались при переписи населения.

При переписи также не учитывались: иностранные граждане, работавшие в представительствах иностранных государств в Российской Федерации и проживавшие с ними члены их домохозяйств; иностранные граждане, работавшие в представительствах международных организаций, и иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в составе делегаций иностранных государств или международных организаций.

Контрольные мероприятия. Для полноты охвата населения, исключения случаев повторных записей и пропусков отдельных лиц в период переписи и после нее осуществлялись контрольные мероприятия. На людей, имевших не одно место жительства, заполнялись наряду с переписными листами формы КС «Список лиц для контроля за заполнением переписных листов» и выдавалась справка о прохождении переписи, чтобы исключить их повторный учет. Справка выдавалась также тем, кто был переписан без указания места постоянного жительства (бездомным, переезжавшим с одного места жительства на другое, если перепись застала их в пути) и временно находившимся на территории России, но постоянно проживающим за рубежом.

Сразу же после переписи в течение четырех дней с 26 по 29 октября 2010 года был проведен контрольный обход 10% жилых помещений в каждом счетном участке для проверки полноты и правильности переписи. Люди, пропущенные в ходе переписи и выявленные во время контрольного обхода, вносились в переписные листы, а ошибочно переписанные исключались из них.

Программа Всероссийской переписи населения 2010 года (перечень вопросов переписных листов для сбора сведений о населении) содержала вопросы для постоянного населения, а также сокращенный перечень вопросов для лиц, временно находившихся на территории Российской Федерации.

Образцы форм переписных листов даны в Приложении.

Постоянному населению задавались вопросы в отношении состава домохозяйств, демографической и национальной характеристик, гражданства, состояния в браке, образования, владения языками, источников средств к существованию, наличия работы на предшествующей переписи неделе, статуса занятого населения, поиска работы для лиц, не имевших работы, миграции и рождаемости (форма Л), а также жилищных условий (форма П).

Лица, временно находившиеся на территории Российской Федерации на дату переписи, но постоянно проживавшие за рубежом, были переписаны по краткой программе (форма В).

Итоги переписи. Данные переписи населения 2010 года, полученные на основе автоматизированной обработки заполненных переписных листов, публикуются о населении Самарской области, постоянно проживающем на дату переписи на территории области. В таблице 1 приводится численность лиц, временно находившихся на дату переписи на территории области, но постоянно проживающих за рубежом.

В таблице 2 настоящего сборника приведена для сравнения численность населения Самарской области по итогам прошлых переписей. По переписям 1897, 1926 и 1939 гг. приведена численность наличного населения, по переписям 1959, 1970, 1979, 1989, 2002 и 2010 гг. – численность постоянного населения.

Наличное население – основная категория населения, учитываемая при переписях населения, в которую входят те, кто пребывает в данном пункте или на данной территории на момент проведения переписи населения. Включает в себя временно пребывающих и не включает временно отсутствующих постоянных жителей этой территории.

Постоянное население – основная категория населения, учитываемая при переписях населения, в которую входят те, для кого данный населенный пункт представляет место обычного проживания в данное время. Включает в себя временно отсутствующих постоянных жителей этой территории и не включает временно пребывающих на ней.

Содержание постоянного населения в переписях за послевоенные годы в методологическом отношении отличается от содержания постоянного населения переписей 2002 и 2010 годов. Это связано в основном
с различными временными критериями отнесения отдельных категорий населения к временно отсутствующим, постоянно проживающим и выбывшим из места постоянного жительства. Так, при переписи населения 1989 года выехавшие на временную или сезонную работу, в командировку, на производственную практику, краткосрочную учебу считались временно отсутствовавшими, если их отсутствие не превышало 6 месяцев. Выехавшие на 6 месяцев и более учитывались как постоянное население по новому адресу. В 2010 году, так же как и в 2002 году этот временной ценз составил 1 год. Увеличение срока временного отсутствия с 6 месяцев
до 1 года было вызвано повышением подвижности населения и возрастанием объемов как внутренней, так и внешней трудовой миграции.

В переписи 2010 года сохранена методология учета численности военнослужащих, проходивших при переписи военную службу по призыву, применявшаяся в 2002 году. Численность этой категории включена в численность населения регионов, где дислоцируются воинские подразделения. При переписи 1989 года и других послевоенных переписях часть итогов по военнослужащим включалась в численность населения регионов по месту призыва военнослужащих, а не по месту прохождения переписи.

Разработка итогов предыдущих переписей населения осуществлялась в соответствии с административно-территориальным делением
субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
наряду с ранее существовавшим административно-территориальным делением страны определена территориальная организация местного самоуправления. В связи с этим для информационного обеспечения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления потребовалось подведение итогов Всероссийской переписи населения 2010 года по муниципальным образованиям всех уровней.

Муниципальное образование – это городское или сельское
поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей
территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов),
в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские
населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями), в которых
местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав
муниципального района и органы местного самоуправления которого
осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ
поселений.

В сборнике представлены данные о численности населения Самарской области по административно-территориальным образованиям (таблицы 3, 4,11,12) и по муниципальным образованиям (таблицы 5 – 10, 13 - 16).

Городское и сельское население. В настоящем сборнике приводятся данные о распределении населения на городское и сельское по месту его постоянного жительствав городских или сельских населенных пунктах. Городскими, как и в предыдущих переписях, считаются населенные пункты, утвержденные законодательными актами в качестве городов и поселков городского типа. Все остальные населенные пункты считаются сельскими.


[1] В численность населения сельских поселений может входить как сельское, так и городское население (в соответствии с утвержденным законами Самарской области,
перечнем населенных пунктов, входящих в состав сельских поселений)

[2] Включая сельсоветы, волости, сельские округа, поселения и другие органы местного самоуправления

[3] Сельские населенные пункты, в которых на дату переписи никто не проживал. Выбывшее население учитывалось по месту его фактического проживания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...