Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельная работа и текущий инструктаж.

БИЛЕТ № 8

1. Урок НДПТ, его структура и составные части.

2. Фольклорный театр.

3. Решить методическую задачу № 8.

 

Урок НДПТ, его структура и составные части.

 

                              План

1. Элементы урока:

- приветствие

- проверка отсутствующих

- проверка внешнего состояния помещения

- проверка внешнего вида учащихся

- организация внимания

2. Способы объяснения урока и требования к объясняющему учителю

- способ рассказа

- лекционный

- способ собственного объяснения

3. Структура урока

- вводная часть

-самостоятельная работа и текущий инструктаж, его организация

- заключительный инструктаж, и его основные дидактические цели.

 

Обучение ДПИ – длительный процесс, складывающийся из отдельных уроков. Урок как форма учебной работы существует с XVII в..

Методика проведения урока складывается из следующих элементов. В первый организационный блок входит: взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка отсутствующих, проверка внешнего состояния помещения и внешнего состояния учащихся, организации внимания.

Взаимное приветствие – элементарный акт вежливости. Оно выражает взаимное уважение, симпатию, настрой на творчество. Вот почему процедуру приветствия нельзя проводить небрежно или формально. Педагог приветствует фразой «Здравствуйте ребята», а учащиеся вставанием.

Педагог заинтересован, чтобы каждый ученик по его предмету успевал. Поэтому 2 задачи в проверке отсутствующих: 1. Кто именно отсутствует, 2. По какой причине. Если немедленное выяснение причины оказывается невозможным, то педагог не задерживается на этом, оставляя этот вопрос на внеурочное время.

 

Кабинет – это рабочее место и совсем не безразлично в каком он состоянии. Помещение тоже воспитывает. Если оно удобное, уютное, радует глаз порядком и красотой, то воспитывается любовь к чистоте, уважение к рабочей обстановке, а также навыки дисциплинарного поведения. В такой обстановке хочется и приятно работать. И наоборот: где пыльно, грязно, голые стены у учащихся могут воспитываться противоречивые качества6 безразличное, пренебрежительное отношение к чистоте и уюту. Современный урок должен проходить в предметном кабинете. Если предмет – «Живопись», то кабинет должен быть оборудован мольбертами и др. материалами для успешного обучения.

Кабинет нужен, чтобы создать условия для комплексного использования наглядных пособий и технических средств обучения. В кабинете должны быть запасные кисти, краски, бумага и т.д.

Преподаватель всегда должен обращать внимание на внешний вид учащихся. Недопустимы грязные руки в работе с белой бумагой, тканью тестом. И конечно же обращать внимание на рабочее место учащегося.

Нельзя начинать урок, если вы не владеете вниманием учеников. Достаточно произнести фразу «Внимание ребята, начнем работу».

Объяснение материала осуществляется одним из 3-х способов: способом рассказа, способом собственного объяснения, лекционным способом.

Самый типичный способ – способ собственного объяснения. Нельзя начинать объяснение, если ребята заняты своими делами. Требуется психологическая разрядка, чтобы заинтересовать их., сделать их внимание устойчивым. Способы привлечения внимания могут быть разные:

 -демонстрация заранее приготовленных предметов, образцов

- иногда привлекает внимание сама тема

- ребенок по природе любознателен и его любознательность может быть направлена на то, что имеет с его точки зрения жизненно-практическое значение (подарок, украшение).

При объяснении можно создавать проблемную ситуацию – это значит по-новому показать учащимся ту же задачу. Мысленный поиск решения познавательной задачи, разгадка проблемной ситуации – это приобщение к творчеству (создать проблему, которая помогает изучить историю предмета. Для этого необходимо обратиться к специальной и популярной литературе.)

СТРУКТУРА УРОКА

Вводная часть

Дает целевую установку актуализации знаний, создает ориентировочную основу действий учащихся. Тему желательно написать на доске. Заострить внимание на наиболее сложных и важных приемах работы. Особое внимание уделить вопросам техники безопасности, если учащиеся будут работать с электроприборами, химическими реактивами.

Самостоятельная работа и текущий инструктаж.

Это основная часть урока, где формируются у учащихся умения и навыки. Успех упражнений зависит от многих факторов:

1. от организованного начала, потому что не только экономия и бережное отношение во времени, но и важнейшее условие настроя учащихся на серьезную результативную работу в ходе урока.

2. Организация текущего инструктирования – это основная форма обучающей деятельности преподавателя дополнительного образования.

Основными целями текущего       инструктирования в процессе урока является:

1. Добиваться того, чтобы учащиеся выполняли задания с наименьшим количеством ошибок и недостатков

2. Добиваться того, чтобы ошибки. в ходе упражнений устранялись настойчиво и до конца

Текущее инструктирование проводится индивидуально. Основной формой его являются- целевые обходы мест учащихся. Суть их в том. Что при каждом обходе педагог ставит определенную цель инструктирования (например, проутюжена ли ткань перед сметкой). При каждом обходе учитель следит за работой всех учащихся и делает по ходу необходимые замечания и указания  , исправляет и предупреждает ошибки. Но у каждого учащегося он проверяет ту сторону его работы, которая является целью данного обхода. При индивидуальном текущем инструктировании применяются следующие приемы:

1. Активное вмешательство в ход работы учащегося в том случае, когда его действия могут привести работу к нулевому результату, т.е. все придется переделывать сначала.

2. Советы, повторный показ приемов, личный пример

3. Требования и указания, способствующие воспитанию у учащихся аккуратности, внимания, бережного отношения к оборудованию, электроэнергии., самостоятельности, настойчивости, ответственности.

Лучше всего наблюдать за учащимися незаметно, чтобы они об этом не догадывались, тогда можно увидеть действительно то, что есть на самом деле. Наблюдая за работой, важно правильно определить момент оказания учащемуся помощи. Не следует вмешиваться без необходимости, но и нельзя запаздывать с помощью. Ошибки и неточности могут развиться и закрепиться. Большое значение имеет характер указаний как исправить ошибку. Важно приучать учащихся к регулярному самоконтролю, самостоятельному анализу своего труда.

Коллективный инструктаж

Проводится в тех случаях, когда в ходе целевых обходов педагог обнаруживает то, что большинство учащихся делают одни и те же ошибки. Наиболее эффективно проводить коллективный инструктаж в форме беседы, когда допущенные ошибки анализируются с учащимися. Проверяя и оценивая работу, преподаватель должен стремиться максимально активизировать мышление, сообразительность учащихся, чтобы они сами учились определять соответствие своей работы техническим требованиям, сумели сами находить допущенные ошибки и способы устранения.

Заключительный инструктаж

Это обязательный структурный элемент урока ДПИ. Он проводится за 5-10 мин до окончания урока. Основная дидактическая цель инструктажа:

На основе анализа успехов и недостатков показать учащимся чему они научились. Что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи. Заключительный инструктаж – коллективная форма работы преподавателя с учащимися. Чем активнее вовлекаются учащиеся в его проведение, тем эффективнее он проходит. На заключительный инструктаж выносятся следующие вопросы:

-сообщение о выполнении цели урока группой в целом

- сообщение оценок

 - разбор типичных ошибок

- сообщение темы следующего урока и выдача домашнего задания.

Типы уроков:

Урок изучения нового материала

Урок закрепления и совершенствования умений и навыков

Комбинированный урок

Урок контроля и корректировки знаний

Урок обобщения и систематизации

Урок-экскурсия, кино-урок
Урок-лекция, урок-беседа.

Фольклорный театр.

Фольклорный театр уходит корнями в древние обрядовые ритуалы и действа. Ряжение было непременной составной частью календарных и семейных праздников — особенно ряженке в дни святок, в календарных обрядах - символические фигуры Масленицы, Русалки, Купалы, Ярилы, Костромы и др., разыгрывание с ними сценок, ряжение. Самые древние персонажи ряжения — животные и страшилища, а также старик, старуха. Для русских было характерно ряжение медведем, козой, конем, журавлем, шиликуном, кулачником, смертью, покойником.

 Видную роль играла аграрная магия, магические действия и песни, призванные содействовать благополучию семьи. Свадебный обряд также представлял собой театрализованную игру: распределение "ролей", последовательность "сцен", перевоплощение исполнителей песен и причитаний в действующее лицо обряда (невесту, ее мать). Сложной психологической игрой было изменение внутреннего состояния невесты, которая в доме родителей должна была плакать и причитать, а в доме мужа изображать счастье и довольство. Однако свадебный обряд не воспринимался народом как театральное действо

Народные календарные обрядовые игры подвергались жесточайшим гонениям церкви, которая запрещала рядиться, надевать маски — «личины».                                                                                                   Несмотря на запреты, календарные игры широко бытовали в народе, обогащались новыми персонажами, в них постепенно входила реальная жизнь. Ряженые разыгрывали ссоры супругов, торг или обмен конями между мужиком и цыганом, рекрутский набор, барский суд или ревизию.
Даже в наши дни ряжение составляет почти повсеместно обязательную принадлежность деревенской свадьбы. Значительная часть персонажей и игровых эпизодов свадьбы генетически связана с магией свадебного обряда, его символикой. Таким образом, обрядовые и необрядовые драматические игры — ближайшие предшественники народных театральных представлений.                                                                                      Фольклорный театр — наиболее емкое и точное понятие, определяющее народное театрально-драматическое искусство. Оно включает совокупность театральных явлений в фольклоре — разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные и раешные представления, приговоры балаганных дедов.Типы народной зрелищно-игровой культуры разнообразны: обряды, хороводы, ряженье, клоунада

Специфические признаки фольклорного театра - отсутствие сцены и декорации, разделение исполнителей и аудитории, действие как форма отображения действительности, перевоплощение исполнителя в иной объективированный образ, эстетическая направленность представления. Пьесы нередко распространялись в письменном виде, предварительно репетировались, что не исключало импровизации.                                                                   Бытовая детализация - используется представление предметов быта, точность воспроизведения трудовых процессов, подчеркивание физических недостатков через прием гиперболизации (приувеличение до больших размеров и наоборот).                                                                                                                         Демократизм, выражение интересов народа его эстетических и эпических норм. Оптимистичность. Утверждение добра посрамление зла. Жизнеутверждающая сила. Острое сатирическое направление, осмеяние социальной несправедливости. Оздоровление через осмеяние. Общность бродячих сюжетов и их своеобразие в национальных интропритациях. Праздничность (обусловлено определенной датой календаря), радость, смеховое состояние. Связь с обрядовыми и годовыми действиями, которые являются предшественниками народного драматического театра. Наряду с понятием "фольклорный театр" в литературе часто встречается и даже преобладает термин "народный театр".                                                  Первые упоминания о театре на Руси относятся обычно к XI веку, когда из участников народных игр и представлений выделились потешники-скоморохи. Становление русского народного театра издавна и справедливо связывают с деятельностью скоморохов.

Бойкий человечек в затейливом колпаке, в кафтане и сафьяновых сапожках поет и приплясывает, подыгрывая на гуслях. В народе скоморохов любили, называли их "веселые молодцы", рассказывали про них в сказках, складывали пословицы, поговорки.
Со временем искусство скоморохов стало более сложным и разнообразным. Кроме скоморохов, которые играли, пели и плясали, появились скоморохи актеры, акробаты, жонглеры, скоморохи с дрессированными животными, появился кукольный театр. Чем веселей, было, искусство скоморохов, чем больше высмеивали они князей, дьяков, бояр и попов, тем сильнее становились гонения на "веселых молодцов". Народное искусство скоморохов в измененном виде живет полной жизнью в наши дни: кукольные театры, цирк с его акробатами, жонглерами и дрессированными животными, эстрадные концерты с их меткими частушками и песнями, оркестры и ансамбли русских народных инструментов развились в отдельные большие области из разнообразного веселого искусства скоморохов. Если в ХI - ХVI веках со скоморохами боролась главным образом церковь, то в ХVII веке в борьбу против них активно включилось и государство. В 1648 году появляется грозный указ царя, запрещающий скоморошьи игры
С конца ХVII века Россия вступает в новый период своей истории. Во всех областях жизни происходят существенные изменении. Коснулись они и народной культуры. Место скоморошьих игрищ занимают теперь спектакли народного театра - новая и высшая по сравнению со скоморошеством форма народного драматического искусства.

   Балаганный театр
Балаганный театр - так называемый театр для народа. Балаганный театр возникает в период Петровских реформ. Использовался как проводник государственной идеологии. Игрался в "балаганах" - временных сооружениях на праздничных и ярмарочных площадях профессиональными актерами за деньги. Имеет те же тексты и то же происхождение, что и народный театр (зрелищность - товар). Все тексты балагана в той или иной степени - авторские, в обязательном порядке проходили цензуру. Отчасти проникая обратно в деревню, в казармы и на корабли, иногда обретали вторую фольклорную жизнь
С середины XVIII века балаган становится душой всех городских празднеств. Балага­ны обычно располагали на рыночных площадях, вблизи мест городских гуляний. В них выступали фокусники, силачи, танцо­ры, гимнасты, кукольники, народные хоры; ставились неболь­шие пьесы. Перед балаганом сооружался балкон (раус), с кото­рого артисты (обычно два) или дед-раёшник зазывали публику на представление. Деды-зазывалы выработали свою манеру оде­ваться, обращаться к зрителям. Особенно в балаганах любили так называемые частые перемены, т. е. момен­тальные перемены всех декораций при открытом занавесе, на виду у публики. Сцена хотя была разборной, но точно рассчи­танной и «пригнанной». Каждый год ее собирали из тех же частей, с небольшой заменой перекосившихся или утерянных деталей. Перед сценой нахо­дилась оркестровая «яма» на 12-15 музы­кантов, Особую, чрезвычайно яркую страницу народной театральной зрелищной культуры составляли ярморочные увеселения и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников (рождество, масленица, пасха, троица и др.) или событий государственной важности. Расцвет гуляний приходится на XVIII - начало XIX века, хотя отдельные виды и жанры народного искусства создавались и активно бытовали задолго до обозначенного времени, некоторые, в трансформированном виде, продолжают существовать по сей день. Таков кукольный театр, медвежья потеха, прибаутки торговцев, многие цирковые номера. Ярмарки и гулянье всегда воспринимались как яркое событие, как всеобщий праздник.

На ярмарках особое место отводилось кукольному театру, который на Руси имел несколько разновидностей: "Петрушка", "Вертеп", "Раёк".

Театр Петрушки - это театр кукол, одеваемых на пальцы. В Петербурге середины 19 века он долго сохранял костюм своих европейских собратьев, кукольных шутов и дураков, мудрецов и забияк: остроконечный колпак, бубенцы, красный кафтан, обязательный горб и огромный нос. Действие в театре Петрушки комментировалось в виде беседы кукловода с самим героем; текст состоял из различных грубоватых шуток, часто рифмованных, которые могли применяться к местным событиям и лицам. Но Петрушка не всегда был только забавой толпы, собирающейся на ярмарках и площадях. Это был театр злободневной сатиры, за которой кукольники нередко попадали в тюрьму. Несмотря на примитивность театра Петрушки, его образ имеет глубокие корни в русском фольклоре. Петрушка - воплощение народной смекалки, шутки, непринужденного остроумия, искреннего смеха. В комедии о Петрушке выражались бунтарские настроения народа, его оптимизм и вера в свою победу.

Вертеп - особый вид кукольного театра, в Россию он пришел из Европы. Вертепная драма связана с обычаем устанавливать в храме на Рождество ясли с фигурками богородицы, младенца, пастухов, животных, этот обычай пришел в славянские страны из средневековой Европы. Вертепная драма разыгрывалась в специальном ящике, разделенном на два этажа, который переносили два человека. Носителями вертепа были бродячие попы и монахи, бурсаки, а позднее крестьяне и мещане. драмы состояли из инсценировок рождения Христова и других библейских сюжетов. Свое название эти сцены получили от того, что сцена рождения Христа разыгрывалась в вертепе, пещере, скрытой от людей. События, связанные с рождением Христа, исполнялись в верхнем ярусе, а эпизоды с Иродом и бытовая, комедийная часть - в нижнем. Верхний этаж обычно обклеивался голубой бумагой, в центре изображались ясли с младенцем, над яслями рисовалась звезда. Нижний этаж обклеивался яркой цветной бумагой, справа и слева имелись двери, через которые куклы появлялись и уходили. Деревянные куклы делались высотой пятнадцать-двадцать сантиметров, их раскрашивали или наряжали в матерчатые одежды, закрепляли на стержнях, с помощью которых передвигали по прорезям в полу ящика. Кукольник сам говорил за всех персонажей,

Непременной частью праздничных увеселений с начала XIX века становится раек (или потешная панорама), завоевавший популярность у зрителя своими картинами на сюжеты былинно-сказочные и исторические. Раек - это русская забава, раек - это театр, а раешник, конечно же, артист, и чем он талантливее, тем больше зрителей отдадут ему свой пятачок, чем вызывал восторг у публики. Раёк - вид представления на ярмарках, распространенный главным образом в России в 18-19вв. Свое название он получил от содержания картинок на библейские и евангельские темы (Адам и Ева в раю и проч.). Раек - это небольшой, аршинный во все стороны, ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, "по копейке с рыла", глядят в стекла, - раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому сюжету.

Русский народный театр - явление уникальное. Это без сомнения один из блестящих образцов мирового фольклорного творчества. Уже на относительно ранних этапах становления он продемонстрировал идеологическую зрелость, способность к отражению наиболее острых и злободневных конфликтов своего времени. Лучшие стороны народного театра впитал в себя и развевал русский профессиональный театр.

Участники фольклорного движения хорошо понимают, что уходит крестьянский труд на земле, а вместе с ним и целые пласты народной культуры, исчезает практически деревня… Тем важнее сохранить язык культуры, способ мышления, (выраженный, в том числе и в музыкальных формах и жанрах), который и через столетия позволит нашим потомкам на потеряться в этом мире и сказать: «Мы - русские люди».

Практическое задание №8. ОПК-1, ПК-1, ПК-10

К руководству студии обратился педагог с просьбой перевести его в филиал руководителем структурного подразделения, ведь за период текущего года было получено высшее образование. Правомерно ли повышение по службе.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...