Оценка загрязнения водной среды
Водная среда загрязняется в основном нефтью и нефтепродуктами. ПДК нефти и нефтепродуктов 0,1-0,3 мг/л. Расчетная оценка водных загрязнений выполняется в следующих случаях. 1. Для нахождения границ полосы непосредственных воздействий - защитной полосы в водоохранных зонах и других местах, где требуется сбор и очистка стоков. 2. Для расчета сооружений сбора и очистки стока. 3. Для определения суммарной степени загрязнений поверхностных и грунтовых вод. Для расчета объемов водной части стока с выделенных площадей водосбора используется общепринятая методика расчета расхода незарегулированных водотоков с 95 % обеспеченностью по данным гидрометслужбы или по указаниям СНиП 2.01.14-83. Методика описана в Рекомендациях ГипроДорНИИ. Существенные трудности вызывает расчет количества смываемых стоками выбросов. Специальных комплексных исследований, которые учитывали бы влияние и автомобильных и дорожных факторов, не проводилось, поэтому приходится принимать состав стоков по имеющимся справочным данным. Для укрупненных расчетов по дорогам высокой интенсивности движения рекомендовано принимать следующий состав загрязнений (табл.7) Таблица 7 Состав загрязнений на дорогах высокой интенсивности движения Наименование |
Количество мг/л | ||||||
в дождевых водах | в талых водах | ||||||
Взвешенные вещества | 1300 | 2700 | |||||
Эфирорастворимые вещества | 60 | 65 | |||||
Свинец | 0,28 | 0,30 | |||||
Нефтепродукты | 24 | 26 |
Оценка загрязнения воздушной среды
При загрязнении воздушной среды следует исходить из сложившейся ситуации, учитывая фоновые уровни загрязнения, существующие локальные источники загрязнения и перспективы их изменения на прогнозный период. На основе этих данных возможно проведение осмысленных оценок, позволяющих определить вклад нового объекта (в данном случае – автомобильной дороги) в загрязнение атмосферы, определение порядка выполнения необходимых природоохранных мероприятий. В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы, связанные с фоновыми концентрациями загрязняющих веществ, с оценкой воздействия движения, и с общим воздействием при эксплуатации дороги, исходя из рассмотренных природно-климатических условий на прогнозный период.
|
|
Оценка по концентрации оксида углерода
Загрязнение атмосферного воздуха отработавшими газами автомобилей удобно оценивать по концентрации окиси углерода, мг/м3.
Формула оценки концентрации углерода (Ксо) используется для расчетов в Киевском и Харьковском автомобильно-дорожных институтах (Бегма и др., 1984; Шаповалов, 1990).
Ксо = (0,5+0,01N х Кт)х Ка х Ку х Кс х Кв х Кп
где 0,5 - фоновое загрязнение атмосферного воздуха не транспортного происхождения, мг/м3;
N - суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, автомобилей в час;
Кт - коэфициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух СО. Коэфициент токсичности автомобилей определяется как средневзвешенный для потока автомобилей по формуле:
Кт = Рi Кп,
Рi - состав движения в долях единиц. Значение Кп определяется по таблице;
Ка - коэфициент, учитывающий аэрацию местности берется из таблицы 9;
Ку - коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха СО в зависимости от величины продольного уклона определяется по таблице 10;
Кс - коэфициент, учитывающий изменение концентрации углерода в зависимости от скорости ветра определяется по таблице 11;
|
|
Кв - коэфициент относительной влажности воздуха определяется по таблице 12;
Кп - коэфициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха СО у пересечений, определяется по таблице 8, 13.
Таблица 8
Значение коэффициента Кп
Тип автомобиля | Кп |
средний грузовой | 2,9 |
автобус | 3,7 |
легкий грузовой | 2,3 |
тяжелый грузовой(дизельный) | 0,2 |
легковой | 1,0 |
Таблица 9
Значение коэффициента Ка
тип местности по степени аэрации | Ка |
транспортные тоннели | 2.7 |
транспортные галереи | 1,5 |
магистральные улицы и дороги с многоэтажной застройкой с 2х сторон | 1,0 |
жилые улицы с одноэтажной застройкой, улицы и дороги в выемке, | 0,6 |
городские улицы и дороги с одноэтажной застройкой, набережные, эстакады, виадуки, высокие насыпи | 0,4 |
пешеходные тоннели | 0,3 |
Таблица 10
Значение коэффициента Ку
продольный уклон | Ку |
0 | 1,00 |
2 | 1,06 |
4 | 1,07 |
6 | 1,18 |
8 | 1,55 |
Таблица 11
Коэфициент изменения концентрации СО в зависимости от скорости ветра Кс
скорость ветра | Кс |
1 | 2,70 |
2 | 2,00 |
3 | 1,50 |
4 | 1,20 |
5 | 1,05 |
6 | 1,00 |
Таблица 12
Значение коэфициента Кв определяющего изменение концентрации СО в зависимости от относительной влажности воздуха
относительная влажности, % | Кв |
100 | 1,45 |
90 | 1,30 |
80 | 1,15 |
70 | 1,00 |
60 | 0,85 |
50 | 0,75 |
40 | 0,60 |
Таблица 13
Коэфициент увеличения загрязнения воздуха СО у пересечений
тип пересечения | Кп |
Регулируемое пересечение: | |
-светофорами обычное | 1,8 |
-светофорами управляемое | 2,1 |
-саморегулируемое | 2,0 |
Не регулируемое: | |
-со снижением скорости | 1,9 |
-кольцевое | 2,2 |
-с обязательной остановкой | 3,0 |
Оценка загрязнения почв
Наибольшее загрязняющее воздействие на почву во время эксплуатации автомобильной дороги оказывает свинец. Свинец оседает на придорожной полосе при работе двигателей, заправленных этилированным бензином. Считается, что около 20% общего количества свинца разносится с газами в виде аэрозолей, 80% выпадает в виде твердых частиц размером до 25 мкм и водорастворимых соединений на землю. Опасность таких выбросов заключается в том, что свинец накапливается в почве на глубине пахотного слоя или на глубине фильтрации воды атмосферных осадков. Далее накопление свинца может происходить при передаче его по трофическим цепям, что может представлять угрозу состоянию экосистем, а также здоровью человека при потреблении продуктов питания.
|
|
Предельно допустимая концентрация соединений свинца в почве по общесанитарному показателю составляет 32 мг/кг.
В крупнейших городах России запрещено применение этилированного бензина. Как известно, в настоящее время в стране производится не более 40% этилированных бензинов. Учитывая эти обстоятельства, далее для расчетов принимается экспертная оценка, согласно которой на рассматриваемом участке доля автомобилей, использующих этилированный бензин, не превышает величины 10%.
При выполнении оценки загрязнения почв свинцом учитывается, что прогнозный период накопления свинца в почве составляет 20 лет. Расчет выбросов свинца и его соединений проведен по методике, предложенной в [13].
Мощность эмиссии свинца при данной среднесуточной интенсивности движения автомобилей определяется формулой [1]:
Рэ =Кп×Ко×mp×Кт×S(Gi×Pi×Ni) (1)
где Pэ – измеряется в мг/м в сутки,
Кп=0,74 – коэффициент пересчета единиц измерения,
mp – коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия,
Ко= 0,8 – коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе
выпуска отработавших газов,
КТ= 0,8 – коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свинца в
виде твердых частиц в общем объеме выбросов,
Gi – средний эксплуатационный расход топлива для соответствующей
|
|
марки автомобиля,
Ni – среднесуточная интенсивность движения автомобилей
соответствующей марки,
Pi – содержание добавки свинца в топливе, применяемом на автомобиле
рассматриваемого типа.
Уровень загрязнения свинцом поверхностного слоя почвы на различных расстояниях от проезжей части определяется по формуле:
Рс = Рп/(h×r), (2)
где Рс – уровень загрязнения почвы свинцом, мг/кг,
h – толщина почвенного слоя (в метрах), в котором располагаются
выбросы свинца, для пахотных земель принимается 0,2 м,
r- плотность почвы,
Рп – отложение свинца на поверхности земли (мг/м3), определяемое по формуле:
Рп = 0,4К1UvTpPэ, (3)
где К1– коэффициент, учитывающий расстояние от проезжей части
Uv – коэффициент, зависящий от силы и направления ветров, принимается равным отношению площади розы ветров со стороны дороги, противоположной рассматриваемой зоне к общей площади,
Tp – расчетный срок эксплуатации дороги в сутках, принимается равным 7300 суток, что соответствует 20-летнему прогнозному сроку,
Pэ – мощность эмиссии свинца.
Заключение и выводы
В настоящее время Правительством РФ, Минтрансом РФ, Госкомприродой России, Российскими транспортными инспекциями, Правительством г. Москвы и др. организациями уделяется внимание и контроль за соблюдением экологических требований при эксплуатации транспортных средств и экологической обстановкой регионов. Утверждены Законы РФ «Об охране окружающей природной среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
На основании этих Законов утверждаются Временные экологические требования при эксплуатации автотранспортных средств, утверждается задание по оснащению автотранспорта и спецтехники на автомобильном шасси каталитическими нейтрализаторами и иными техническими устройствами снижения токсичности отработанных газов.
Правительством г. Москвы издан Закон Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям. В соответствии с этим Законом за несоблюдение экологических требований к реализации моторного топлива на нарушителей возлагается штраф, приостанавливается и аннулируется лицензия.
Несмотря на проведение различных мероприятий, как мы увидели в ходе работы, автомобильный транспорт и дорожно-строительная техника продолжают оставаться наиболее крупным источником негативного воздействия на окружающую среду. Воздействию подвергаются все без исключения компоненты окружающей среды. При этом наибольшее и наиболее опасное загрязнение – атмосферное. Опасно оно потому, что воздух необходим нам, от его качества зависит наша жизнь и здоровье. К тому же воздух связан со всеми остальными компонентами окружающей среды.
|
|
Таким образом, можно сделать следующие выводы о воздействии строительства и эксплуатации автодороги в Томской области на компоненты окружающей среды:
- Воздействие на атмосферный воздух. Основными ингредиентами выхлопных газов являются диоксид азота и оксид углерода. Величина эмиссии зависит от конкретных параметров дорожного движения - скорости потока, продольного профиля дороги, интенсивности и состава транспортного потока и т. п. Так как наибольшая ширина распространения загрязнений присуща оксиду углерода, то в качестве оценки можно опираться именно на его эмиссию.
- Воздействие на водную среду. Оценка воздействия на водную среду производится с учетом следующих факторов: пересечение водотоков, изменение режима питания (поверхностного стока), особенности створа реки в месте строительства моста, воздействие на реку при строительстве моста (влияние строительства моста на русловые процессы и мутность речных вод), вклад в загрязнение водных объектов от поверхностного (ливневого) стока с дороги.
- Воздействие на растительный мир. При оценке этого критерия в рассмотрение нужно принимать следующие факторы: вырубка лесов под отвод дороги, уничтожение редких пород деревьев, кустарников и т.д., воздействие загрязняющих веществ на растительность, гибель деревьев от заболачивания территории, вызванного строительством дороги.
- Воздействие на животный мир. Основными факторами воздействия автомобильной дороги на животный мир являются: нарушение условий обитания (животных), нарушение путей миграций животных, нарушение мест гнездования, гибель в результате столкновения с автотранспортом, пересечение дорогой заказников.
- Воздействие на почвы. При работе двигателей автомобилей в воздух с газообразными компонентами попадают аэрозольные и пылевидные частицы, среди которых, прежде всего, соединения свинца, а так же углерода (сажи) составляют основную долю.
При оценке воздействия на почвы далее учитывается влияние на качество почв выбросов свинца, осевших в придорожной полосе.
Список литературы
1. Адам А. М. Природные ресурсы и экологическая безопасность Западной Сибири. - М.: НИА-Природа, 2001.—172 с.
2. Аксенов И.Я. Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды. – М.: Транспорт, 1986. – 176с.
3. Амбарцумян В.В, Носов В.Б. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. – М.: Научтехлитиздат, 1999г.
4. Ахметов Л. А., Корнев Е. В., Автомобильный транспорт и охрана окружающей среды. – Ташкент: Мехнат, 1990 г.
5. Бобровников Н. А. Защита окружающей среды от пыли на транспорте. – М.: Транспорт, 1984 г.
6. География Томской области / Под ред. А. А. Земцова. Томск: Изд-во ТГУ, 1988.—246 с.
7. Голубев И. Р., Новиков Ю. В. Окружающая среда и транспорт. – М.: Транспорт, 1987 г.
8. Евгеньев И. Е., Савин В. В. Защита природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. – М.: Транспорт,1989г.
9. Евгеньев И.Е., Каримов Б.Р. Автомобильные дороги и окружающая среда. – М., 1997г.
10. Евсеева Н. С. География Томской области. Природные условия и ресурсы. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001.—223 с.
11. Защита окружающей среды при транспортных процессах/ Под ред. В. Г. Ененкова. – М.: Транспорт, 1984 г.
12. Луканин В.Н., Буслаев А.П., Трофименко Ю.В и др. Автотранспортные потоки и окружающая среда: Учебное пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 1998 – 408 с.
13. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения городов (Утверждена приказом Госкомэкологии России № 66 от 16 февраля 1999 г.). – СПб.: НИИ Атмосфера. –16 с.
14. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД – 86). – Л. Гидрометеоиздат. – 1987.
15. Морозова Т.Г. Новая география Сибири. – М.: 1972
16. Недоступенко Г. А. Экономическая география России и государств СНГ.
Обнинск, 1995.
17. Осипова А.В. Сибирь и Дальний Восток. – М.: 1960
18. Особо охраняемые природные территории Томской области / А. М. Адам, Т. В. Ревушкина, О. Г. Нехорошев, А. С. Бабенко.—Томск: Изд-во НТЛ, 2001.—252 с.
19. Охрана окружающей среды, лесное хозяйство и природные ресурсы Томской области (1992-2001гг.): статистический сборник. Томск: Томскоблгоскомстат, 2002.—50 с.
20. Охрана окружающей среды, лесное хозяйство и природные ресурсы Томской области: статистический сборник: 2000-2004 гг. Томск: Томскоблкомстат, 2005.—35 с.
21. Природные ресурсы Томской области / Под ред. И. М. Гаджиева, А. А. Земцова.—Новосибирск: Наука, 1991.—175 с.
22. Природокомплекс Томской области / ТГУ. Т.1: Геология и экология.—1995.—296 с.
23. Природокомплекс Томской области / ТГУ. Т.2: Биологические и водные ресурсы.—1995.—220 с.
24. Проектирование автомобильных дорог. Сборник научных трудов. – М.: МАДИ, 1999. Под. Ред. П.И. Поспелова, Ю.М. Ситникова, В.И. Пуркина.
25. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. – М.: Финансы и статистика, 1995г.
26. Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. (Согласованы с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 19.06.1995 №03-19/АА). М. 1995. –124 с.
27. Советский Союз. Географическое описание. Российская Федерация. Западная Сибирь. – М.: 1984
28. Состояние окружающей среды Томской области в 2003 году: экологический мониторинг.—Томск: Дельтаплан, 2004.—204 с.
29. Экологическая безопасность транспортных потоков – М.: Транспорт, 1990г. – 127 с.
30. Экологические проблемы развития автомобильного транспорта. – М., 1997
31. Экологическое состояние, использование природных ресурсов, охрана окружающей среды Томской области в 1995 году. Обзор. Государственный комитет экологии и природных ресурсов. - Томск, 1996. – 178 с.
Приложение.
Таблица 1.
Качественный состав отработавших газов автомобилей.
Компоненты | Действие на человека |
Азот | Нетоксичен |
Диоксид углерода | Токсична |
Вода | Нетоксична |
Кислород | Нетоксичен |
Водород | Нетоксичен |
Углерод (сажа) | Токсичен |
Оксид углерода | Токсичен |
Формальдегид | Токсичен |
Акролеин альдегиды | Токсичен |
Ацетальдегид | Токсичен |
Оксид азота | Токсичен |
Диоксид азота | Токсичен |
Метан | Токсичен |
3, 4 – бенз(а)пирен | Токсичен |
Этилен | Токсичен |
Ацетилен | Токсичен |
Пропилен | Токсичен |
Этан | Токсичен |
Толуол | Токсичен |
m – ксилол | Токсичен |
р - ксилол | Токсичен |
Бензол | Токсичен |
Пропан | Токсичен |
Изооктан | Токсичен |
n – пентан | Токсичен |
Изобутилен | Токсичен |
Бутилен – 1 | Токсичен |
Изопентан | Токсичен |
Гексан | Токсичен |
Этилбензол | Токсичен |
2 – метилпентан | Токсичен |
n - бутан | Токсичен |
о – ксилол | Токсичен |
продолжение таблицы 1
3 – метилпентан | Токсичен |
Циклопентан | Токсичен |
Метилциклопентан | Токсичен |
Циклогексан | Токсичен |
Бутилен – 3 – cis | Токсичен |
n – метилгексан | Токсичен |
n – октан | Токсичен |
Изобутан | Токсичен |
Бутилен – 2 – trans | Токсичен |
Пропадиен | Токсичен |
n - нонан | Токсичен |
Пентен – 1 | Токсичен |
Пентен – 2 – trans | Токсичен |
2, 4 – диметилпентан | Токсичен |
Пентен – 2 – cis | Токсичен |
2 – метилбутодиен – 1 | Токсичен |
Гексан – 1 | Токсичен |
|
|