Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя торговля Ставропольского края с Украиной в 2000 – 2002 гг.

  (тыс. долл.)

 

Показатели 2000 2001 2002
Внешнеторговый оборот 25957,53 20195,75 26034,94
Экспорт 8096,69 7492,84 9406,65
Импорт 17860,84 12702,91 16628,29
Сальдо -9764,14 -5210,07 -7221,63

Источник: www.stavinvest.ru (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края).

 

Как видно из таблицы сальдо торгового баланса Ставропольского края с Украиной постоянно сводится к минусу за счет значительного преобладания импорта над экспортом.

Товарная структура экспорта Ставропольского края в Украину, также как и в другие страны, характеризуется преобладанием продукции химической отрасли промышленности, прежде всего минеральных удобрений, а также  органических  химических  соединений  (см. приложение 1):

- удобрения минеральные и химические – 435 тыс. долл.;

- органические химические соединения – 1780 тыс. долл.;

- аккумуляторы электрические – 504 тыс. долл.;

- реакторы ядерные, котлы, оборудование – 111 тыс. долл.;

- мебель, постельные принадлежности – 88,9 тыс. долл.;

- тракторы – 14 тыс. долл.;

- масленичные семена и плоды – 10,5 тыс. долл.

Товарная структура импорта в 2002 г. (см. приложение 2):

- реакторы ядерные, котлы, оборудование – 3968 тыс. долл.;

- продовольственные товары – 3106 тыс. долл.;

- черные металлы – 1312 тыс. долл.;

- трубы – 1112 тыс. долл.;

- локомотивы железнодорожные, подвижной состав, трамваи – 894 тыс. долл.;

- холодильники, морозильники – 930 тыс. долл.;

- мебель для сидения – 451 тыс. долл.;

- приборы и аппараты оптические – 98 тыс. долл.

В структуре экспорта 34,1% объема приходится на долю продукции химической отрасли, стоимость которой по сравнению с 2001 г. увеличилась на 1483 тыс. долл. Возросли поставки минеральных и химических удобрений, органических и химических соединений, масленичных семян и плодов. В тоже время уменьшился экспорт ядерных реакторов, котлов и оборудования более чем в 10 раз (в 2001 г. аналогичный показатель составлял 15,8% от общего объема экспорта, а в 2002 г. лишь 1,2%).[103]

Расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса в условиях относительно стабильного развития экономики края являлось основным фактором, определяющим увеличение закупок и рост импорта в общем товарообороте с Украиной. В 2002 г. основными импортируемыми товарами оставались машины и оборудование, продовольственные товары и сырье для их производства. Стоимость их импорта увеличилась соответственно на 19,4% и 3,4% по сравнению с 2001 г. В частности существенно возросли закупки по таким товарным группам, как: реакторы ядерные, котлы, оборудование – в 2 раза, холодильники и морозильники – в 5,5 раза (по сравнению с 2000 г.), алкогольные и безалкогольные напитки – в 8 раз.[104]

Сократился ввоз продукции металлургического комплекса на 423,6 тыс. долл. или на 15%. Это связано с тем, что за 2000-2002 гг. резко сократились поставки труб большого диаметра (в 4,3 раза). Причиной стало завершение строительства ставропольского участка нефтепровода «Тенгиз – Новороссийск».

Что касается товарообменных (бартерных) операций, то их объем в 2002 г. в общем внешнеторговом обороте составил 16,4 тыс. долл. и сократился по сравнению с 2001 г. на 209,1 тыс. долл. При этом экспорт уменьшился на 116,7 тыс. долл., а импорт на 91,4 тыс. долл. Таким образом объем бартерных операций в 2002 г. по сравнению с предшествующим годом сократился в 13,7 раза.

Товарная структура экспорта Ставропольского края в Украину по бартерным операциям в 2002 г. представлена минеральной и газированной водой, а также красками и лаками на основе синтетических полимеров. В структуре импорта 73% товарообменных операций приходится на красящие вещества и неорганические продукты, 27% – на бутыли, бутылки и прочую тару.[105]

Важнейшим направлением активизации торгового сотрудничества является поставка на Украину продовольственного зерна. Так по российско-украинскому соглашению Ставропольский край в 2003 г. отгрузил 102 тыс. тонн продовольственной пшеницы мукомольным предприятиям Украины.[106]

Потребность внутреннего рынка Украины в продовольственном зерне составляет 6-7 млн. тонн в год. Как показывает анализ последних лет эта потребность полностью не реализуется, поэтому Украина вынуждена закупать зерно у других стран.

Основным поставщиком и конкурентом России на зерновом рынке Украины является Канада, которая предоставляет Украине гибкую систему преференций (в частности, в 2003 г. Канада выделила Украине 2,5 млн. долл. в рамках технической помощи на развитие зернового и биржевого рынков).[107] Однако по качественным показателям канадское зерно существенно уступает российскому. Преимущество российского, а в частности ставропольского зерна состоит в том, что оно наиболее высококачественное, имеет высокую устойчивость, содержит большое количество полезных веществ, особенно белков.

Ставропольский край обладает еще одним важным преимуществом – очень выгодным и дешевым видом поставки зерна – железнодорожным транспортом.

Преграды возникают в системе законодательства и государственного управления. Правительство России увеличивает таможенные пошлины, тем самым увеличивает цену зерна. Решением данного вопроса должно стать вступление России в ЕЭП.

Существует проект федерального закона «О поставке зерна». Однако Ставропольский край его пока не поддерживает, т. к. выгоднее поставлять муку, чем торговать зерном.

Таким образом, анализ внешнеэкономических связей Ставропольского края с Украиной показывает, что среди стран СНГ Украина занимает первое место по объему товарооборота и является наиболее перспективным и стратегически важным экономическим партнером Ставропольского края. Особое значение приобретает работа по углублению сотрудничества в химической отрасли промышленности, агропромышленном комплексе, машиностроении и металлургии. Между тем для более успешного сотрудничества предприятий края со своими украинскими партнерами необходимо тесное взаимодействие правительственных структур обеих стран, в том числи на уровне регионов. Большие надежды в этом направлении связаны с вступлением России, Украины, Беларуси и Казахстана в Единое экономическое пространство и на открывающиеся в этой связи возможности.

 

 

Заключение

На современном этапе развитие всех стран и секторов мирового хозяйства определяется процессами глобализации и усиления экономической взаимозависимости государств. Принципиально новые информационные технологии и средства коммуникаций, согласованная либерализация рынков товаров, услуг и финансов резко увеличили скорость экономических процессов и уменьшили степень свободы в хозяйственной деятельности.

Вместе с тем транснационализация национальных экономик является в настоящее время одной из наиболее противоречивых проблем. С одной стороны, в развитых странах уже сегодня процесс расширенного воспроизводства невозможен без растущих внешнеэкономических связей, без дальнейшего усиления взаимозависимости стран. С другой стороны, в процессе глобального экономического развития постепенно формируется новая серьезная угроза глобальной дезинтеграции. Усиливается дифференциация стран по уровню социально-экономического развития, темпам и масштабам структурной перестройки.

В этой связи исключительно важна роль государства, способного противостоять негативным проявлениям глобализационных процессов и сконцентрировать свои усилия на поиске наиболее эффективных методов борьбы с глобальной дезинтеграцией. 

Каждое государство должно стать и быть носителем и гарантом прогрессивной и эффективной системы хозяйствования, генератором национальной экономической стратегии и политики. Трансформация экономических систем из нерыночных в рыночные – это наибольшая и высочайшая ответственность новых независимых стран, задача их государств и правительств перед своими народами.

В условиях рыночной трансформации экономических систем новых стран происходит и трансформация самих механизмов и систем государственного регулирования. Если в условиях полного огосударствления экономики они носят преимущественно административный характер, то в условиях смешанной экономики государство, наряду с регулирующими, применяет экономические методы.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике различных стран под влиянием научно-технического прогресса, специализация и кооперирование промышленного производства способствуют активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства, являясь мощнейшим фактором развития экономики отдельных стран и международной экономики в целом.

Внешнеторговая политика неразрывно связана с внутренней эконо­мической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено те­ми задачами расширенного воспроизводства, которые страна решает в рамках своего национального хозяйства.

Особенности глобального и национального развития требуют от России и Украины формирования своих отношений в стратегической перспективе именно на экономическом фундаменте.

Глубокий и продолжительный спад, который наблюдался в экономических системах обеих стран, был вызван распадом единого народнохозяйственного комплекса СССР, разрывом большинства хозяйственных связей между странами. Одной из первых сфер внешнеэкономической деятельности, которая начала оживляться в обеих странах, стала внешняя торговля.

Два государства в значительной степени являются взаимозависимыми с ресурсной и технологической точки зрения, имеют развитую сеть многосторонних экономических связей.

Российская Федерация является крупнейшим рынком сбыта для товаров традиционного украинского экспорта: продукции агропромышленного комплекса, машиностроения, металлургической и химической промышленности. В свою очередь Украина импортирует из Российской Федерации сырье, газ, нефть, нефтепродукты, ядерное топливо, продукцию машиностроения.

Как показывает анализ, динамика внешнеторгового оборота между Россией и Украиной с 1994 г. по 2003 г. отличалась своей нестабильностью. В 2003 г. внешнеторговый оборот с Украиной составил 15 млрд. долл. Сальдо внешней торговли с Украиной остается положительным.

В последние годы экономические отношения РФ с Украиной начали приобретать признаки стабильности. Они становятся менее заполитизированными, больше подчиняются общим интересам. Активизируется на взаимовыгодных основах сотрудничество в аэрокосмической области, нефтеперерабатывающей промышленности и энергетике, судостроении. Значительную динамику приобретает сотрудничество в металлургическом комплексе, химической промышленности, транспортном машиностроении. Заметно оживилось развитие региональных связей.

Кооперационное сотрудничество российских и украинских предприятий осуществляется между ними в основном в формах совместного производства, совместных предприятий, совместных проектов и транснациональных компаний.

 Важной составляющей торгово-экономического сотрудничества РФ с Украиной являются направления и формы взаимного инвестирования.

В настоящее время в Украине создается Российско-украинский инвестиционно-коммерческий центр, основной задачей которого является привлечение российских инвестиций в объекты экономики Украины и украинских – в Россию.

Стратегические интересы обеих государств в экономической сфере сосредоточены сегодня на решении следующих проблем:

§  реструктуризация и модернизация экономики, налаживание кооперационных связей между отраслями и предприятиями;

§ развитие и стимулирование ключевых и экспортоориентированных производств, выход на международные товарные рынки;

§  привлечение прямых иностранных инвестиций;

§ сохранение и развитие научно-технического потенциала;

§ достижение внутренней социально-экономической и политической стабильности, преодоление тенденции обнищания населения.

Объединение производственных, технологических и финансовых потенциалов обеих стран через различные формы международной кооперации (прежде всего через совместные предприятия, финансово-промышленные группы, вертикально интегрированные компании, и т. п.) чрезвычайно важно с позиции назревшего структурного реформирования российской и украинской экономик. Для обеих стран крайне актуальны вопросы развития обрабатывающих отраслей промышленности на модернизированной основе, повышения конкурентоспособности в условиях вызовов мирохозяйственной глобализации.

Важным условием активизации экономических отношений между странами является обоюдное максимальное устранение всяческих преград и ограничений в торгово-экономических связях.

Существенную роль в снижении уровня взаимодействия играет несогласованность государственных нормативно-правовых баз регулирования внешнеэкономических отношений.

Речь идет, прежде всего, о различиях в тарифных и нетарифных методах регулирования экспортно-импортных операций, их налогообложении, что обусловливает неоправданное повышение цен на продукцию, препятствует свободному движению товаров и услуг, сдерживает прирост объемов взаимной легальной торговли и приводит к расширению масштабов ее нелегальных форм.

В настоящее время происходит серьезное переосмысление негативного опыта российской политики в отношении Украины и украинской – в отношении России, вырабатываются конкретные представления о путях экономического и политического сближения двух стран.

Важнейшей вехой в истории постсоветского времени, а также российско-украинских отношений стало подписание  президентами Украины, России, Белоруссии и Казахстана масштабного Соглашения о формировании Единого экономического пространства в сентябре 2003 г.

 Единое экономическое пространство должно обеспечить рост экономики стран, перемещение товаров, услуг, капиталов, способствовать повышению уровня кооперации и международного распределения труда, доступ на рынки государств ЕЭП, который будет способствовать созданию новых рабочих мест.

Для решения этих задач в формате ЕЭП следует подписать и ратифицировать не один десяток документов. Так что путь к окончательному формированию ЕЭП не только долог, но и тернист. Сложность в том, что направление пути хотя и указано, но конкретные правила движения по нему пока что не составлены.

Сейчас, после создания концепции соглашения по ЕЭП, следует подписать экономическую хартию взаимодействия, которая будет регламентировать порядок работы в области тарифов, транспорта и связи. Это позволит нашим экономикам стать более конкурентоспособными.

Одним из существенных направлений повышения эффективности экономического сотрудничества России и Украины, важной предпосылкой подключения их хозяйственных комплексов к современной модели мировых хозяйственных отношений является установление прямых торгово-экономических связей между территориальными структурами обеих стран и поддержка этих региональных взаимоотношений на государственном уровне.

 Очевидно, что надо расширять «географию» связей российских регионов с Украиной, и насыщать их конкретным содержанием. По оценкам Торгового представительства в Украине, именно за счет развития межрегионального взаимодействия можно увеличить наши поставки в Украину машин и оборудования, приборов и инструментов, продукции химической и связанных с ней отраслей промышленности, изделий целлюлозно-бумажной промышленности и древесины, т.е. продукции, улучшающей структуру российского экспорта.

Для дальнейшей активизации роли регионов, во внешнеэкономических связях России с Украиной целесообразно в ближайшее время реализовать следующие организационные мероприятия:

• активизировать совместную деятельность по созданию трансграничных транспортных коридоров;

• создать рабочую группу для подготовки предложений по гармонизации законодательных и других актов, направленных на регулирование экономических связей между приграничными областями;

• упростить процедуры приграничного, таможенного, миграционного и других видов контроля относительно граждан, которые постоянно проживают на территориях приграничных областей;

• урегулировать миграционные процессы, для чего составить комиссию из представителей заинтересованных министерств и ведомств приграничных областей и разработать порядок трудоустройства граждан России и Украины в приграничных областях;

• ввести упрощенный порядок таможенного оформления экспортно-импортных операций между субъектами внешнеэкономической деятельности, расположенными на территориях приграничных областей, а также для физических лиц относительно реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства на территориях приграничных областей;

• разработать систему льгот для приграничной торговли и совместной предпринимательской деятельности;

• определить правовой статус и полномочия приграничных областей;

• организовать регулярный обмен информацией о потребностях субъектов предпринимательской деятельности в инвестициях и создании совместных предприятий;

• ввести статистическую отчетность о сотрудничестве приграничных областей, в том числе по взаимной задолженности хозяйствующих субъектов этих областей;

• рассмотреть вопрос целесообразности создания межгосударственной лизинговой компании;

• установить активное сотрудничество по вопросам предупреждения и ликвидации на территориях приграничных областей чрезвычайных ситуаций приграничного и техногенного характера;

• создать информационно-маркетинговую сеть по медицинскому оснащению и предоставлению медицинских услуг и лекарственных препаратов в приграничных областях РФ и Украины, а также создать единое информационное пространство приграничных областей.

Для решения задач оптимизации внешнеэкономического сотрудничества Ставропольского края как с Украиной, так и с другими странами СНГ и дальнего зарубежья необходима реконструкция раннее действующего механизма управления внешнеэкономическим комплексом региона с целью его адаптации к изменившимся экономическим условиям. Основными направлениями такой реконструкции станут:

1. Оптимизация инфраструктуры внешнеэкономической деятельности Ставропольского края. На основе анализа функций, структуры и взаимосвязей организаций, действующих в сфере регулирования ВЭД, определения складывающихся противоречий необходимо разработать систему мер, направленных на формирование целостного механизма управления ВЭД.

2. Усиление экономических рычагов управления деятельностью субъектов ВЭД. Инструментами такого стимулирования могут стать субсидирование за счёт средств краевого бюджета операций страхования внешнеэкономических сделок, экспортные кредиты и гарантии, инициирование международных программ технического содействия;

3. Включение в международные соглашения, заключаемые органами власти Ставропольского края положений, предусматривающих предоставление льгот и преференций субъектам ВЭД каждой из сторон, разработка программ внешнеэкономического сотрудничества, включение их составной частью в разрабатываемые федеральные и международные программы.

Расширение этих направлений должно производиться с акцентированием следующих моментов:

1. В экспорте:

- реализация на украинский рынок товаров, имеющих технико-экономические преимущества по сравнению с товарами других стран;

- продвижение продукции с высокой степенью переработки;

- расширение масштабов регионального производства и обеспечение занятости в хозяйственном комплексе Ставропольского края;

- формирование валютных ресурсов, необходимых для обеспечения импортных поставок, накопления резервов;

- создание предпосылок для повышения конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями региона;

- развитие системы сертификации экспортной продукции предприятий края.

2. В импорте:

- модернизация производственного и технологического потенциала предприятий Ставропольского края, поставка оборудования для создания новых производств;

- расширение предложения на региональном рынке и формирование конкурентной среды для внутренних производителей;

- импорт товаров, не производящихся в Ставропольском крае;

- обеспечение на основе взаимности благоприятных условий для экспорта предприятий Ставропольского края.

Важным механизмом реализации внешних связей края, его лицом может стать создание в Украине торгового представительства Ставропольского края. Создание представительства – важная составляющая дальнейшего развития внешнеэкономических связей и двустороннего экономического сотрудничества. Опыт других регионов России показывает, что деятельность зарубежных представительств региона напрямую влияет на формируемый за рубежом имидж, на приток иностранных инвестиций.

 

Список использованной литературы

1. Бетма В. М. Оборонно-промышленный комплекс Украины и России: сотрудничество, партнерство, конкуренция. – Киев: Либра, 2003.

2. Богданов В. Кучма Москвой остался доволен. Российская газета,2004, 19 марта.

3. Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. –№9.

4. Булатов А. С. Мировая экономика. – М.: Юристъ, 2001.

5. Владимиров Д. Нарушители границ. Российская газета, 2004, 23 апреля.

6. Воробьев В. Курортный роман президентов. Российская газета, 2003, 19 сентября.

7. Горина И. Путин и Кучма договорятся о главном. Российская газета, 2004, 23 января.

8. Горин И. Киев идет на Запад. Российская газета, 2003, 11 ноября.

9. Дугин А. Новая экономическая империя. Российская газета, 2003, 4 ноября.

10. Евзеров Р. Я. Украина с Россией: вместе или врозь? – М.: Весь мир, 2000.

11. Евпланов А. Таможенное трио. Российская газета, 2004, 13 января.

12. Закон Ставропольского края «О привлечении иностранных инвестиций в экономику Ставропольского края» от 10 ноября 2002 г. № 49-ФЗ. – Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 2002. №12. Ст. 2269.

13. Зиядуллаев Н. Россия – Украина: стратегическое соперничество или партнерство // Экономист. – 2002. – №5.

14. Зиядуллаев Н. Экономика стран Содружества в условиях глобализации // Вопросы экономики. – 2002. – №3.

15. Косикова Л. С. Проблемы постсоветских стран. – М.: ИМЭПИ, 2001.

16. Косикова Л. Производственное сотрудничество России с Украиной: тенденции и противоречия // Российский экономический журнал. – 2002. – №2.

17. Косикова Л. Приватизация на Украине: тенденции, проблемы, внешний фактор // Вестник Содружества. – 2002. – №9-10.

18. Косикова Л. Экономическое взаимодействие России со странами СНГ и реструктурирование постсоветского пространства: новые условия, тенденции и задачи // Российский экономический журнал. – 2003. – №11-12.

19. Кравченко М. И., Бударина Н. А., Яценко А. Б. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2002.

20. Кудров В. Современная мировая экономика и Россия // Вопросы экономики. – 2003. – №3.

21. Кузьмин В. Ялтинская встреча. Российская газета, 2004, 24 апреля.

22. Макогон Ю. В., Чигрин С. С. Экономические связи Украины и России. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2004.

23. Макогон Ю. Внешнеэкономические связи Украины и России: инвестиционный аспект // Экономика Украины. – 2003. – №5.

24. Макогон Ю. В., Миронов В. С., Бударина Н. А. Международная экономика: Учебное пособие. Под ред. Макогона Ю. В. – Донецк: Изд- во Родник, 2001.

25. Мау В., Новиков В. Отношения России и ЕС: пространство выбора или выбор пространства? // Вопросы экономики. – 2002. – №6.

26. Николаева И. П. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003.

27. Ольшевский В. Кооперация оборонной промышленности Украины и России // Экономика Украины. – 2002. – №5.

28. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2003.

29. Романенко В. Машиностроение Украины и России: проблемы и пути сотрудничества // Экономист. – 2001. – №10.

30. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2003.

31. Социально-экономическое положение Ставропольского края за 2003 г. Ставропольская правда, 2004, 10 марта.

32. Таможенная статистика внешней торговли за 2002 г.: Бюллетень / Отдел внешнеэкономических связей Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края.

33. Пирожков С. И., Губский Б. В., Сухоруков А. И. и др. Украина – Россия: проблемы экономического взаимодействия. – Киев: НИУРО, 2000.

34. Федеральный Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. №157 – ФЗ. – Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №42. Ст. 3923.

35. Федеральный Закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. №190 – ФЗ. – Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №49. Ст. 4697.

36. Федеральный Закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. №225 – ФЗ. – Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №1. Ст. 18.

37. Федеральный Закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г. №4 – ФЗ. – Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №2. Ст. 231.

38. Федеральный Закон «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 10 февраля 1999 г. №32 – ФЗ.  – Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №7. Ст. 879.

39. Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. №160 – ФЗ. – Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №28. Ст. 3493.

40. Хахлюк А. Украина – транзитное государство // Экономика Украины. – 2003. – №1.

41. Хейфец Б. Итоги реструктуризации задолженности иностранных государств перед Россией // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №8.

42. Шурубович А., Ушакова Н. Присутствие российского капитала на постсоветском экономическом пространстве. – М.: ИМЭПИ РАН, 2002.

43. Щебаров Н. Гос. регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №3.

44. Щебаров Н. Внешнеэкономическая политика России // Вопросы экономики. – 2003. – №1.

45. Якименко В. И. Международные стратегии экономического развития: Учебное пособие. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2003.

46. www. avai. ru

47. www. cisstat. com

48. www. customs. ru

49. www. diasp. ru

50. www. economy. gov. ru

51. www. russia. org. ua

52. www. stavinvest. ru

 

 

Приложения

Приложение 1

Товарная структура экспорта Ставропольского края в Украину по видам важнейших товаров за 2000 – 2002 гг.

 

(тыс. долл.)

Наименование 2000 2001 2002
Экспорт, всего 8096,6 7492,8 9406,6
Масличные семена и плоды - 6,6 10,5
Органические химические соединения 584,9 895,3 1780,9
Удобрения минеральные и химические 117,7 418,1 1435,0
Реакторы ядерные, котлы, оборудование 1947,5 1186,5 111,0
Аккумуляторы электрические - - 504,2
Тракторы - - 14,0
Мебель, постельные принадлежности, светильники 12,7 - 88,9
Пшеница 202,4 501,9 -
Удобрения азотные 20,4 418,8 -
Машины и механизмы для уборки и обмолота 1575,1 923,9 -
Комбайны зерноуборочные 1575,1 708,8 -
Дизельное топливо 17,6 - -
Лесоматериалы не обработанные 10,1 - -
Котлы пароводяные и паровые всех типов 27,75 - -
Автомобили грузовые 5,0 - -
Летательные аппараты 27,4 - -
Прочее 1972,5 2432,21 5461,8

 

Источник: www.stavinvest.ru (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края).

 

Приложение 2

 

Товарная структура импорта Ставропольского края из Украины за 2000 – 2002 гг.

(тыс. долл.)

 

Наименование 2000 2001 2002
Импорт, всего 17860,8 12702,9 16628,2
Приборы и аппараты оптические 91,6 112,6 98,0
Мебель для сидения 20,7 - 451,3
Игрушки, игры, спортинвентарь - - 20,2
Пищевые продукты 1481,4 2984,6 3019,9
Алкогольные и безалкогольные напитки, уксус - 11,0 88,1
Инсектициды, гербициды - - 1,0
Черные металлы 2319,6 1006,6 1312,3
Трубы, профили бесшовные 402,6 199,93 284,6
Трубы и трубки с d – 406,4 мм 3058,3 661,6 518,2
Трубы и трубки, профили прочие 1336,8 981,1 310,5
Реакторы ядерные, котлы, оборудование 3744,8 1892,9 3968,9
Насосы жидкостные 58,2 290,3 32,1
Холодильники, морозильники 168,9 - 930,2
Машины для уборки и обмолота 603,7 342,3 154,6
Оборудование для промышленного приготовления пищи 13,5 894,6 118,9
Локомотивы ж/д, подвижной состав, трамваи 733,0 894,5 898,4
Автомобили для перевозки людей 67,5 - 27,4
Машины для очистки, сортировки и калибровки семян, зерна - 357,67 379,9
Говядина мороженная - 9,4 -
Летательные аппараты - 50,0 -
Мука пшеничная 8,7 - -
Сахар белый 20,9 - -
Лекарственные средства 67,2 - -
Машины швейные 1,2 - -
Центры обрабатывающие, станки 5,3 - -
Станки металлорежущие 5,3 - -
Двигатели и генераторы электрические 1,4 - -
Автомобили легковые 5,5 - -
Мебель прочая и ее части 4,2 - -
Прочее 3640,5 2013,7 4013,6

 

Источник: www.stavinvest.ru (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края).

Приложение 3

 

Товарообменные операции (бартер) Ставропольского края с Украиной в 2000 – 2002 гг.

(тыс. долл.)

 

Наименование 2000 2001 2002
Экспорт      
Воды, включая природные или искусственные минеральные, газированные, лед и снег - - 3,0
Краски и лаки на основе синтетических полимеров - 29,2 3,4
Кровь человеческая, кровь животных, сыворотки иммунные, культуры микроорганизмов и аналогичные продукты - 45,4 -
Аппаратура электронная для коммутации или защиты электрических цепей - 14,4 -
Провода изолированные, кабели и другие проводники - 9,5 -
Осциллоскопы, анализаторы спектра - 24,6 -
Лесоматериалы неотработанные 10,1 - -
Реакторы ядерные, котлы, оборудование 34,9 - -
Котлы пароводяные и паровые 27,2 - -
Автомобили грузовые 5,0 - -
Импорт   - -
Красящие вещества, неорганические продукты - - 7,3
Бутыли, бутылки, флаконы, кувшины, горшки, банки, ампулы и прочие стеклянные емкости - 45,5 2,7
Кирпич огнеупорный, блоки, плитка и аналогичные огнеупорные стройматериалы - 16,9 -
Механические устройства для разбрызгивания, огнетушители, пульверизаторы - 39,0 -
Черные металлы 9,0 - -
Трубы и трубки, профили пустотелые 7,5 - -
Реакторы ядерные, котлы, оборудование 90,5 - -
Насосы жидкостные 23,9 - -
Приборы и аппараты оптические, фотографические 73,3 - -

 

Источник: www.stavinvest.ru (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края).

 


[1] Якименко В. И. Международные стратегии экономического развития: Учебное пособие. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2003. С. 113.

[2] Зиядуллаев Н. Экономика стран Сдружества в условиях глобализации // Вопросы экономики. – 2002. – №3. С. 45.

[3] Кравченко М. И., Бударина Н. А., Яценко А. Б. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2002. С.153.

[4] Косикова Л. С. Проблемы постсоветских стран. – М.: ИМЭПИ, 2001. С. 66.

[5] Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №9. С. 27.

[6] Кудров В. Современная мировая экономика и Россия // Вопросы экономики. 2003. – №3. С. 45.

[7] Кудров В. Современная мировая экономика и Россия // Вопросы экономики. 2003. – №3. С. 46.

[8] Мау В., Новиков В. Отношения России и ЕС: пространство выбора или выбор пространства? // Вопросы экономики. – 2002. – №6. С. 134.

[9] Якименко В. И. Международные стратегии экономического развития: Учебное пособие. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2003. С. 114.

[10] Косикова Л. С. Проблемы постсоветских стран. – М.: ИМЭПИ, 2001. С. 74.

[11] Косикова Л. С. Проблемы постсоветских стран. – М.: ИМЭПИ, 2001. С. 75.

[12] Щебаров Н. Внешнеэкономическая политика России // Вопросы экономики. 2003. – №1. С. 155.

[13] Кравченко М. И., Бударина Н. А., Яценко А. Б. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2002. С. 212.

[14] См.: там же.

[15] Косикова Л. С. Проблемы постсоветских стран. – М.: ИМЭПИ, 2001. С. 82.

[16] Кравченко М. И., Бударина Н. А., Яценко А. Б. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2002. С. 217.

[17] Кравченко М. И., Бударина Н. А., Яценко А. Б. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2002. С. 218.

[18] Кудров В. Современная мировая экономика и Россия // Вопросы экономики. 2003. – №3. С. 47.

[19] Якименко В. И. Международные стратегии экономического развития: Учебное пособие. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2003. С. 127.

[20] Кравченк<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...