Внеурочная деятельность младших школьников как средство формирования экологической культуры
Билет 5. Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. Основные компоненты экологической культуры учащихся: Аксиологический. Мотивационный. Когнитивный (экологическое сознание и мышление). Деятельностный. Аксиологический компонент представлен ценностями-целями - абсолютная ценность жизни человека и всего, что его окружает (биосфера, ноосфера, природа), здоровье, устойчивое развитие человека и природы, самореализация, самосовершенствование и др.; ценностями-средствами - экологические знания, умения, неразрушительные, безущербные способы жизнедеятельности и поведения, созидание, и др. Мотивационный компонент включает отношение человека к природной среде, интегрированное в систему доминирующих мотивов деятельности и поведения. Этот компонент характеризует позитивное отношение личности к экологической деятельности, заинтересованность, увлеченность, волевое напряжение в решении проблем окружающей среды, достижение оптимизации отношений человека и природы. Экологическое сознание выступает в виде системы научных экологических знаний, знаний о явлениях окружающего мира, их ценности для человека; системы норм и правил отношения к природе. Содержание экологических знаний определяется следующими ведущими идеями: развитие и целостность природы в сфере жизни, взаимосвязь истории общества и природы, изменение природы в процессе труда, влияние окружающей среды на здоровье человека, оптимизация взаимодействия человека, общества и природы.
Экологическое мышление представляет собой умение правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Деятельностный компонент экологической культуры представлен специфическими способами жизнедеятельности в процессе решения разнообразных задач взаимодействия с окружающей средой. Необходимой характеристикой экологической деятельности выступают безущербный, преобразующий характер взаимодействия с окружающей средой в интересах сохранения и устойчивого развития природы и общества, охрана окружающей среды и рациональное природопользование. Внеурочная деятельность младших школьников как средство формирования экологической культуры
Природа должна стать для ребёнка вторым домом, где быть чужаком вредно и стыдно, это одна из главных задач экологического воспитания по моему мнению. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Существует множество идей и подходов к изучению экологического материала в системе природоведческих знаний младшими школьниками, но перед ними стоит одна цель – природа должна стать для ребёнка важным компонентом своей будущей жизни, ребенок должен ощутить свое единство с ней. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, можно использовать различные формы работы не только теоретического характера, но и практического.
1. Экскурсии на природу. К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелёгкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы. Вступительная беседа перед экскурсией, вопросы во время проведения экскурсии, подведение итогов – все эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе. 2. Создание рисунков и поделок по увиденному на экскурсии. Урок любви к природе продолжается, когда ребёнок лепит, рисует растения или животных, увиденных им во время экскурсии. Процесс мышления и формирования чувств должен быть постоянным. На уроках чтения, где художественное слово, картинка и музыкальное произведение составляют единое целое, у детей развивается творческое мышление, художественный вкус, формируется понимание того, что всё в окружающем мире взаимосвязано. 3. Уход за растениями не только дома, но и в классе. Получаемые знания должны закрепляться в практических делах. В школе это может быть также пришкольный участок, где ребёнок может своими руками посадить и вырастить растение. Это может быть живой уголок в классе, где дети могут ухаживать за растениями. Уход за растениями развивает познавательную активность, наблюдательность, самостоятельность, трудолюбие. Создавая приближённые условия жизни для комнатных растений, дети на практике знакомятся с экологическими факторами среды обитания растений. 4. Игры. Большая роль в обучении детей отводится игровым моментам, которые выполняют познавательные функции, соответственно возрасту и особенностям учащихся младшего школьного возраста. Младший школьник испытывает острую потребность в игре. Игры можно использовать не только на уроках, но и на переменах, на внеурочных занятиях. С помощью экологических игр можно закрепить у детей полученные о природе представления, упражнять их в использовании. Поэтому игры стоит чаще включать в практику педагогической работы с детьми.
Для классификации экологических игр могут быть использованы различные принципы: - по специфическим характеристикам; - по тематическому распределению содержания; - по форме организации и мере регламентации; - по направленности действий. По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы: Творческие игры: - сюжетно-ролевые; - театрализованные; - строительные. Игры с правилами: - дидактические; - подвижные. По тематическому распределению содержания существует следующая классификация: - игры на тему «Живая природа»; - игры на тему «Неживая природа». По форме организации и мере регламентации выделяют: - самостоятельную игровую деятельность ребёнка; - совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого). По направленности действий делятся на: - предметные; - игры с перевоплощением (имитационные); - социальные; - соревновательные. Среди всего многообразия игр с правилами для школьников особое внимание стоит уделить дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей. По характеру используемого материала дидактические игры условно можно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.). Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т. д. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Игра «Звёздный час» Цель: закрепить знания о фактах и явлениях в природе. Игровые действия: у детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей правильный ответ. За каждый правильный ответ выдается звезда, у кого больше звезд, тот и победитель.
Вопросы - Кто из этих животных не живет в тайге? (1 — волк, 2 — жираф, 3 — лиса.) - Какие из этих птиц занесены в Красную книгу? (1 — утка-мандаринка, 2 — сокол, 3 — воробей.) - Какой из грибов ядовитый? (1— белый гриб, 2 — дождевик, 3— белый навозник.) - Кого называют королем грызунов? (1 — суслик, 2 — бобр, 3 — хомяк.) - Какого жука называют опасным преступником? (1 — майский жук, 2 — колорадский жук, 3 — жук-олень.) - Какие из перечисленных змей ядовитые? (1— гадюка, 2 — уж, 3 — кобра.) - Какое из этих животных живет в пустыне? (1 — верблюд, 2 — тигр, 3 — волк.) - Назовите перелетных птиц. (7 — кукушка, 2 — ласточка, 3 — ворона.) - О какой птице загадка: Стали братья на ходули, Ищут корму по пути. На бегу ли, на ходу ли — Им с ходулей не сойти. (1 — зарянка, 2 — ворона, 3 — журавль)
5. Участие в конференциях и выставках. На занятиях по окружающему миру, внеурочной деятельности можно давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок. Результатами являются учебно-исследовательские работы, которые представляются на различных конференциях или выставках. Темы для учебно-исследовательских работ: 1.Что мы знаем о лимоне? 2.Крапива-удивительное растение. 3.С чего начинается радуга? 4.Из чего состоит пыль? И т.д.
6. Экологические праздники. Проведение и участие в экологических праздниках в классе. Участие в общешкольных экологических праздниках. Участие в городских экологических праздниках. Дети приучаются видеть и чувствовать красоту окружающей природы, овладевают правилами поведения в природе. Разнообразные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов, экологической ответственности младших школьников, тем самым реализуются основные задачи экологического образования младших школьников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|