Керамическая игрушка России.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ БИЛЕТ № 9 1. Керамическая игрушка России. 2. Народное музыкальное творчество. 3. Решить методическую задачу № 9.
Керамическая игрушка России. Первые такие фигурки, найденные на территории России, датируются 2-м тысячелетием до н.э., эпохой бронзы. Это маленькие копии посуды, глиняные топорики, погремушки, свистульки в виде животных. Процесс их изготовления состоял из лепки и обжига, часто древние мастера украшали фигурки росписью или глазурью. Народная глиняная игрушка в России имеет и мифологическое, и фольклорно-музыкальное значения. Лепили богиню Макошь– богиню Судьбы, почитали и как Мать-Землю, и как великую небесную Мать. Обереги и статуэтки этой богини делались самые разные, из разных материалов. По сути, это и были первые игрушки. Через них с божествами разговаривали, просили о помощи, доверяли свои чаяния. Если просили о приплоде в стаде – лепили из глины рядом с богиней животных, а если молили о ребёнке – с младенцем на руках. Большинство популярных изделий, в числе которых свистульки и грематушки (погремушки), является звуковыми. Они применялись издавна при совершении обрядовых действий, при проведении народных праздников: вначале языческих, позднее — христианских. Своего расцвета производство глиняных свистулек и игрушек достигло в 17-18-м вв. Изначально глиняные игрушки были сопутствующим товаром гончаров, основной деятельностью которых было производство глиняной посуды. Изготовление их никогда не было основным промыслом для гончаров, а, скорее всего, происходило в перерывах между работой над бытовыми изделиями, ради забавы или для своих детей. Время шло, и глиняные фигурки постепенно утрачивали свой религиозный смысл. Теперь они действительно стали игрушками и использовались для украшения дома и развлечения детей. Глиняные игрушки изображали уже не богов, а привычные вещи, обычных людей и животных. Изменилась и усовершенствовалась и технология производства глиняных игрушек. Позднее глиняные игрушки уже становились предметом продажи и делались специально в процессе подготовки к ярмаркам. В 18-19-м вв. глиняные расписные игрушки уже стали доступны и пользовались большим спросом у простого люда. Именно тогда сформировались и дошедшие до нашего времени центры по производству таких изделий в Дымково, Абашево, Каргополе, Филимоново, Скопине и др Такие игрушки являются символами русской культуры и имеют свои индивидуальные отличительные особенности, повествующие о культурном наследии нашей страны.
Различие игрушек по областям России Все региональные особенности игрушек в России являются неповторимыми и уникальными: дымковскую игрушку невозможно перепутать с каргопольской или филимоновской. Каждому мастеру были присущи своя манера лепки, неординарный стиль, оригинальные формы, цвета и украшения изделий. Также игрушки отличаются по составу глины, из которой их лепят: лучше всего лепятся фигурки из жирной глины. Каждой разновидности таких изделий свойственны свои традиционные формы и цвета, которые часто зависят от типа глины, используемой в данной местности, и ее пластических свойств. Дымковские глиняные игрушки Народный промысел дымковской росписи посуды и игрушек зародился в 15-м столетии в слободе Дымково недалеко от г. Вятка, откуда и пошло название. Все фигурки и росписи делаются только вручную, а потому неповторимы. Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красногооттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком.
Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия. Просушивают. Далее фигурки обжигают в печи при температуре около 850* С. После процедуры обжига дымковские игрушки покрывают двумя — тремя слоями темперных белил. Раньше раскрашивание глиняных фигурок производилось смесью сухих анилиновых красок с яйцом, уксусом или скисшим квасом Готовую глиняную фигуру вначале отбеливали, покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. В качестве основных инструментов для нанесения рисунков вместо кистей выступали птичьи перья и тонкие заостренные палочки. После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче. В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители и мягкие кисти из натурального ворса. Основные формы дымковской игрушки: глиняные изделия, полые внутри, изображающие барышень и кавалеров, водоносок, фигурки, лошадей и медведей, петухов и индюков, детей и других животных. Основные элементы росписи: геометрические фигуры, зигзаги, полосы и круги, волнистые линии, точки, пятна, клетка. При нанесении узоров использовали яркие контрастные цвета: зеленый, красный, синий, желтый, голубой, малиновый, черный и белый, а также позолота. В каждой фигурке обычно использовалось около 10 цветов без полутонов и оттенков. Современные мастера дымковской глиняной игрушки для раскрашивания используют гуашь с яйцом, а на фабрике росписи делают темперными красками. По традиции каждая эпоха может идентифицироваться по определенному орнаменту, каждый из которых что-то символизирует: синие волнистые полосы — вода; перекрещенные полосы — колодец; круг, внутри которого звездочка, — солнце и другие небесные светила и т.д. Дымковская вятская игрушка уже многие лета считается народной скульптурой Товарным знаком ее является яркая красочность и нарядность, которые дополнены кусочками сусального золота, что всегда производит праздничное впечатление.
Каргопольская игрушка. Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке. Сначала гончарное дело не было основным занятием каргопольских крестьян и служило лишь дополнительным источником дохода. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. Готовую посуду отвозили на рынки и ярмарки. Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами, выбирал из нее мелкие камешки и непромешанные комки, чтобы они не испортили готовое изделие. Вылепленные из глины игрушки оглаживали мокрыми руками, чтобы убрать неровности и придать окончательную форму. Затем их просушивали на ветру и обжигали в печи. До конца XIX века фигурки почти не раскрашивали, только украшали «обварным» методом: сразу после обжига раскаленное изделие погружали в густой мучной раствор, мука пригорала к поверхности и оставляла необычные темные разводы. Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья. Многие фигурки сохраняли оттенок древних верований. Например, женщина с младенцем или птицей в руках напоминала старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток. Примерно такое же значение имела и фигурка медведя — популярного героя народных сказок, песен и преданий. Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Самое известное из них — Полкан, или Полихан, некое подобие кентавра, верхняя часть тела у которого человеческая, нижняя — конская (в самых старых вариантах — собачья). В былинах Полкан часто фигурировал как добрый богатырь, защитник слабых, бедных и обиженных. Другое необычное существо, которое лепили каргопольские мастера, — Тянитолкай, похожий на двухголового коня. Одну голову ему красили в черный цвет, другую — в белый, а между ними сажали глиняного всадника. В такую игрушку вкладывали глубокий смысл: белая сторона Тянитолкая олицетворяла свет, добро и жизнь; черная — зло, тьму и смерть. Всадник между ними воплощал вечные метания человеческой души, однако некоторые фигурки все же изображали его прильнувшим к белой половине Тянитолкая — как бы сделавшим выбор. В 2003 году в Каргополе открылся дом-музей семьи Шевелёвых — целой династии гончаров-игрушечников, которые занимаются этим ремеслом по сей день. В музее проводят мастер-классы по лепке и раскрашиванию для всех желающих, а в городской школе искусств детей обучают изготовлению традиционных игрушек.
Абашевская игрушка – художественный промысел в России, который зародился и развивался в Спасском уезде. в селе Абашево (Пензенская область) В начале прошлого века производство игрушек выделилось в отдельный самостоятельный промысел. До этого момента оно было тесно связано с гончарным промыслом. Маленькие секреты обжига и лепки утаивались от посторонних, но бережно передавались от отца к сыну. Обучение детей начиналось в возрасте 8 лет, когда ребёнок уже мог самостоятельно проделывать несложные манёвры. Благодаря такому повсеместному занятию в селе образовалась одна большая династия гончаров. Готовые фигурки просушиваются, обжигаются и расписываются масляными либо эмалевыми красками. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками – синими, зелёными, красными в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом Абашевская игрушка – свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы чётко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.
Филимоновская игрушка. Все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур — например, статуэтку «Любота» в виде влюбленной пары. Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские — кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол. Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором — платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или цилиндром у мужских. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры — петуха или гуся. Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова Свистульки делали из мягкой нежирной глины — синики, которую так называли из-за темно-синего цвета. Ее запасали зимой. Добытый материал держали несколько дней в сыром прохладном месте, затем женщины вымешивали его босыми ногами на деревянном полу. Готовую глину нарезали на пластины и хранили, накрыв влажной тканью. Игрушку лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной. Готовые фигурки обжигали в специальной печи — горне. После обжига глина меняла цвет на розовато-белый Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета — желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зеленый — весну и жизнь. Краску наносили куриным перышком в строгой очередности. Сначала заготовку «желтили» — создавали фон из широких полос и кругов. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали. Желтую краску накладывали на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц. Следующий этап росписи назывался «малинка». Красной или малиновой краской, начиная от центра, по желтому фону рисовали тонкие полоски, круги, точки, «елочки» и другие несложные орнаменты. Этим же цветом раскрашивали рубашки персонажей. Когда рисунок высыхал, между красными узорами наносили штрихи зеленого цвета: заключительный этап росписи называли «зеленкой». Лица игрушек не прорабатывали детально: только намечали красным рот, а зеленым — глаза-точки. Свистульки в деревне Филимоново и сейчас лепят вручную. Правда, обжигают их не в горнах, как в старину, а в электрических муфельных печах: температура в них достигает 950 градусов. На смену анилиновым красителям и ацетону пришел яркий, стойкий и безвредный акрил. Его наносят кистями разной толщины из натурального меха, хотя некоторые мастера по старинке по льзуются для росписи куриным перышком. Керамика Скопина Промысел керамических и глиняных изделий в виде скульптур и игрушек существует в г. Скопине Рязанской области с 19-го в., благодаря близкому залеганию глины в окрестностях. Декоративную и бытовую посуду, так называемые синюшки, здесь начали изготовлять еще во времена Киевской Руси. Формы фигурок из глины отличаются простотой: это персонажи русских сказок, драконы, птица «Скопа». Для росписи глиняных игрушек применяется цветная (желтая, зеленая) глазурь, а также обварка из нескольких составов, которые позволяют получать цвета от светло-бежевого до коричнево-красного. Используется техника получения серо-дымчатого цвета или «задымление». Хлудневская игрушка Гончарный промысел существует в деревне Хлуднево Калужской области с 16-го века. Издавна для изготовления посуды использовались местные глины, из которых женщины лепили свистульки, громатушки, гудушки и различные фигуры. Основной сюжет хлудневской глиняной игрушки — древо жизни, которое изготовляет в качестве оберега. Различные композиции его с животными, птицами и людьми наполнены определенным смыслом. Старые мастерицы также придумали сочетать в одной фигурке сразу 2 и более сюжетов, добавляя юмора и веселья. Такие «перевертыши», своего рода головоломки, делятся на несколько видов в зависимости от того, надо ли поворачивать игрушку, чтобы увидеть второй ее смысл. Другая оригинальная находка среди хлудневских фигурок — «мокрый соловей» в виде небольшого горшочка со свистком, соловьиный звук из которого можно получить, только налив воды. Современные мастерицы по-прежнему живут в деревне и вручную делают игрушки в соответствии со всеми традициями и национальным стилем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|