Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогическое и семейное консультирование

Психологическое консультирование семей

-психолого-педагогическое консультирование;

 -семейное консультирование;

 - профориентированное консультирование.

Психолого-педагогическое и семейное консультирование

Психолого-педагогическое консультирование и семейное консультирование чаще осуществляются в рамках единой консультативной процедуры. Практическая работа с семьями воспитанников в специальных коррекционных образовательных учреждениях позволила нам выделить следующую организационную форму консультирования семьи.

Первый этап: знакомство, установление контакта, необходимого уровня доверия и взаимопонимания.

Второй этап: определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих.

Третий этап: психолого-педагогическое изучение психофизических особенностей ребенка.

Четвертый этап: определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств.

Пятый этап: формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье.

Шестой этап: определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.

Седьмой этап: подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.

Дети с сенсорными нарушениями. Психологические особенности детей с сенсорными нарушениями изучены практиками и представлены в научной литературе наиболее полно (ТА. Басилова, Р.М. Боскис, Л.П. Григорьева, В.З. Денискина М.В. Жигорева, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева, СВ. Сташевский, Л.И. Тигранова и др.). Можно выделить две категории родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха: родители с нормальным слухом и родители, также страдающие нарушением слуховой функции. Вторая группа родителей, согласно исследованию Н.В. Мазуровой (1997), не испытывает особых переживаний, в силу идентификации нарушений ребенка с их собственными. Для родителей первой группы нарушение слуха у ребенка является фрустрирующим, препятствующим установлению естественного социального контакта и межличностных связей. Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских (в первую очередь, отцовских) позиций, провоцирует негативное отношение глухих детей к близким и оказывает деформирующее влияние на развитие личности глухих детей (Мазурова, 1997; Богданова, Мазурова, 1998). По мнению практиков в сознании не каждого слышащего родителя формируется потребность к усвоению специальных форм взаимодействия (дактилологии и жестовой речи) с ребенком, имеющим бисенсорный дефект. В некоторых случаях отсутствие таких навыков (например, при синдроме Ушера) может ограничивать как контакты самого ребенка с окружающим миром, так и возможные формы взаимодействия с ним родителей. Это также обусловливает возникновение коммуникативного барьера между ребенком и его родителями (Соломатина, 2001 ). Адекватная и неадекватная позиции характеризуют различные аспекты родительско-детских отношений в семьях воспитывающих слепых дете й (Хорош, 1991). Из всего многообразия различных моделей взаимоотношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения, выделяют три: гиперопеку, деспотизм родителей, отчуждение от ребенка (Солнцева, Хорош, 1988). Эти варианты неблагополучно складывающихся внутрисемейных отношений, воспитывают у слепого ребенка нежелательные личностные качества: избалованность, эгоизм, неповиновение взрослым. Близорукость у детей может возникнуть и под влиянием микросоциальных факторов (Шарапов, Гафурова, 1998). Выявлено, что у родителей детей с миопическими нарушениями более выражены черты воспитательной неуверенности, чем у родителей офтальмологически здоровых детей. Возрастание воспитательной неуверенности, с одной стороны, компенсируется попытками таких родителей полнее удовлетворять потребности ребенка. С другой стороны, подобная родительская позиция способствует возникновению детской близорукости как инструмента, позволяющего ребенку минимизировать обязанности и максимизировать удовлетворение собственных потребностей. Предметом особого беспокойства для родителей детей с нарушениями зрения являются трудности ориентации детей в пространстве, вследствие чего транспортная проблема становится одной из наиважнейших. Они постоянно тревожатся о том, как их дети смогут преодолевать эту проблему самостоятельно. С другой стороны, у детей с нарушениями зрения часто формируются инфантильные и эгоистические черты личности, проявляется «эмоциональная глухота» к потребностям близких (Психология воспитания детей..., 2004). Выраженные нарушения сенсорных функций, отягощенные интеллектуальными расстройствами, вызывают особо тягостные переживания родителей. У детей со сложной структурой дефекта оказывается стабильно нарушена возможность взаимодействия с окружающим миром и, таким образом, возможность развития. Чаще всего такие дети помещаются в специальные учреждения интернатного типа (г. Сергиев Посад) или же в учреждения социальной защиты. Принять подобное решение некоторые семьи длительно не решаются, оставляя ребенка дома. Но отдельные родители, преодолев многие как внутренние, так внешние преграды, устраиваются на работу по месту обучения и проживания ребенка. Итак, анализ жалоб родителей, включающих переживания по поводу основного дефекта ребенка, раскрывает характер и глубину травматизации их личности.

При проведении психологического исследования семьи и ее консультировании большое значение имеет тактика психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели тактика общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами: — установлением контакта на уровне «обратной» связи; — коррекцией понимания родителем «проблемы» ребенка; — коррекцией межличностных (родитель—ребенок и ребенок—родитель) и внутрисемейных (мать ребенка—отец ребенка) отношений.

 

3. К каким нарушениям может привести нейроинфекция?

 

Инфекционные поражения нервной системы у взрослых и детей объединяются под термином «нейроинфекция». Заболевания могут быть вызваны различными возбудителями. Симптомы характеризуются интоксикационными проявлениями, менингеальными и очагово-неврологическими расстройствами. Обследование больных включает в себя проведение инструментальных и лабораторных исследований. В лечении используют этиотропный подход, заключающийся в устранении причины возникновения патологии, и симптоматические лекарственные средства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...