Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О Боге как Судии и Мздовоздаятеле. Церковная эсхатология




Телесная смерть и бессмертие души. Частный суд. Мздовоздаяние после частного суда. Состояние душ праведных после частного суда. Состояние душ грешников после частного суда. Молитвы Церкви за усопших. Римо-католическое учение о чистилище.

Второе пришествие Христа. Неизвестность времени Второго пришествия. Признаки Второго пришествия. Антихрист и время его пришествия: представление об антихристе в свете Св. Писания и Св. Предания.

Второе пришествие Христово. Воскресение мертвых, его действительность. Тело воскресения и его свойства. Одновременность и всеобщность воскресения мертвых. Хилиазм и его ложность.

Страшный Суд, образ совершения Страшного Суда. Блаженство праведников после Страшного Суда, его вечность и степени. Мучения грешников после Страшного Суда, их вечность и степени.

 

7. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА   Основная 1. Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. 2. Иерей Олег Давыденков. Катехизис.   Дополнительная 1. Иоанн Дамаскин, преп.. Точное изложение православной веры. М.: Братство святителя Алексия; Ростов-на-Дону: Приазовский край, 1992. 2. Филарет (Дроздов), свт. Катехизис (любое издание). 3. Алипий (Кастальский-Бороздин), арх., Исаия (Белов), арх. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 4. Лосский В. Н. Боговидение./ Сост. А.С.Филоненко – М.: Изд-во АСТ, 2003. 5. Помазанский Михаил, прот. Православное Догматическое богословие. Новосибирск: Благовест; Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1993 6. Левшенко Борис, свящ. Катехизис. М., ПСТГУ, 2005 7. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. СПб., 1883 (репринтное воспроизведение 1993 г. и другие годы издания). 8. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М.: ПСТБИ, 2003. 9. Флоровский Георгий, прот. Восточные Отцы IV - VIII веков. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.   Дополнительная по отдельным темам: 1. Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский. Личностность и бытие / Перевод с английского С. Чурсанова // Богословский сборник. – М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. Вып. X. 2. Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Святая Троица – парадигма человеческой личности / Перевод с английского А. Кырлежева // Альфа и Омега. – 2002. – № 2 (32). 3. Викентий Лиринский, свт. Напоминания (Памятные записки)..)//Чельцов И.В. Собрание символов и вероизложений Православной Церкви от времен апостольских до наших дней//Христианское чтение. СПб.:1869. № 5,6,10. 4. Неллас П. Обожение во Христе.// Человек, №№4-6/2000 г. 5. Давыденков Олег, иерей. Сommunicatio idiomatum как важнейшая часть православного учения о Лице Искупителя//.Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. 1997 6. Григорий Палама, свт. Омилия 16, о Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа.// Беседы в 3-х частях. Ч. 1. М., 1993. 7. Максим Исповедник, преп. Вопросоответы к Фалассию. (Вопрос 21, 42.)// Творения в 2-х томах. Т. 2. М., 1993. 8. Иерофей (Влахос), митр. Смерть и первородный грех. Глава из кн. «Жизнь после смерти» // Из сб. «О первородном грехе и смерти младенцев». / Калуга, Сардоникс, 2003 9. Симеон (Брюшвайлер), архим. Тайна и измерение личности.// "Церковный Вестник", № 12,13,14, июнь-июль 2003 г. 10. Иларион (Троицкий), сщмч. Христианство или Церковь.// Без Церкви нет спасения. М.; СПб., 1999 11. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., Изд-во Сретенского монастыря, 2004 8. ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ   8.1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Определение догмата. Что означает «церковность» догматов? Каково отличие догматического богословия от других гуманитарных и естественных наук? 2. Чем обусловлена обязательность исповедания догматов Церкви для христианина? 3. Кратко определите значение терминов: догматическая формула, богословский термин, богословское мнение, ересь. 4. В чем различие западной «теории догматического развития» и православного взгляда на развитие догматической науки? 5. Почему Церковь есть "единственная верная хранительница и истолковательница Священного Писания"? 6. Содержание и спектр значений термина «Священное Предание». 7. Что значит «изучать Предание»? 8. Почему обращение к литургической практике Церкви (богослужебным текстам) необходимо при изучении православного вероучения? 9. Каково значение естественного Богопознания (естественного Откровения) в духовной жизни? 10. Опровергните утверждение: если мы не знаем Божественной сущности, мы не знаем Бога. 11. Каков практический (сотериологический) смысл учения свт. Григория Паламы о различении в Боге сущности и энергий? 12. Взаимосвязь апофатического и катафатического пути богопознания. 13. Что означает Божественное имя «Сущий»? 14. Не противоречит ли а) творение мира, б) Боговоплощение, г) изменение действий Бога по отношению к тварному миру неизменяемости Бога? 15. В символе веры, приписываемом св. Афанасию Великому, догмат о Св. Троице звучит следующим образом: Единого Бога в Троице и Троицу во Единице почитаем, не сливая Ипостаси, и не разделяя Естество. Объясните выражения “не сливая Ипостаси” и ”не разделяя Естество”. 16. Опровергните утверждение: если Сын тождественен с Отцом по сущности, а Отец не рожден, то и Сын будет не рожден. 17. Объясните, как в текстах тропарей 1 и 5 канона на Рождество Богородицы преп. Андрея Критского посредством а) указания свойств единой Божественной природы Пресвятой Троицы; б) указания ипостасных свойств Лиц Пресвятой Троицы; в) указания образа действия Лиц Пресвятой Троицы по отношению к тварному миру выражена мысль о единстве Естества и Троичности Лиц в Боге. 18. На Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1439 гг. западные богословы защищали учение о исхождении Св. Духа "и от Сына" следующим образом: «Мы отнюдь не делаем Сына первичным Виновником Духа; также мы возвещаем, что Отец есть единственная Вина Сына и Св. Духа - Одного чрез рождение, Другого - чрез исхождение... но мы также признаем, что существо Божественных Ипостасей - неразделимо. По естеству Сын есть Сын Отца, и Св. Дух по естеству есть Дух Отца и Сына. Так как невозможно отделить естество от ипостаси, то следует, что Дух (т.к. Он - от существа Сына) также - и от Его Ипостаси» (цит. по: Архим. Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994, стр. 217). Постарайтесь понять и объяснить, какая мысль этого текста неприемлема в православном богословии. Примечание: Необходимо показать не только общую ошибочность римо-католического учения о filioque в плане вероучительных последствий, но и, в первую очередь, неверность хода мыслей именно этого рассуждения. 19. Каково нравственно-этическое значение догмата о Пресв. Троице? 20. В чем существенная разница между пантеизмом и христианским учением о творении Богом мира? (Перечислите все аспекты). 21. Почему дуализм несовместим с христианским вероучением? 22. В чем разница между католическим и православным взглядом на «творческие идеи» Бога? 23. Побуждение и цель сотворения мира Богом. 24. Природа и назначение Ангелов согласно данным Священного Писания. 25. Что такое «дыхание жизни» (Быт. 2:7)? 26. Назначение человека и его первозданное (райское) состояние. 27. Как грехопадение отразилось на взаимодействии составляющих человеческой природы? 28. Что такое «первородный грех»? Как соотносится это понятие с понятиями «личный грех» и «следствия грехопадения»? 29. Перечислите отличия человеческой природы Христа от нашей. Что такое «неукоризненные страсти»? 30. Как известно, сам Несторий отрицал, что он разделяет Христа на «двоицу сынов». Какие положения его учения убеждают нас в обратном? 31. В силу чего возможны теопасхитские выражения и наименование Девы Марии Богородицей? В чем значимость этих выражений для православного богословия? 32. Почему ересь монофелитства можно считать разновидностью монофизитства? В чем неприемлемость этой ереси? 33. В чем смысл восприятия Христом человеческой природы, подверженной «неукоризненным страстям»? При ответе на данный вопрос обязательно использование фрагментов «Вопросоответов к Фалассию» преп. Максима Исповедника. 34. Каковы сильные и слабые стороны юридической (вариант: нравственной) теории Искупления? 35. Значение Воскресения Христова в деле Искупления. 36. Почему в христианской Церкви личность ее Основателя имеет принципиальное значение? 37. Нужна ли «юридическая» терминология при раскрытии учения об Искуплении? Может быть, следует от нее полностью отказаться? 38. Почему в Новом Завете обычно говорится о «благодати Христа», а в богослужебных текстах чаще встречается выражение «благодать Св.Духа»? 39. Что означает термин «оправдание» в контексте учения о благодати? 40. Образ Церкви как тела Христова, его значение, границы употребления. 41. Происхождение и назначение церковной иерархии. 42. Каковы библейские и богословские основания церковного почитания святых и молитвы к ним? 43. Христологический аспект иконопочитания. 44. На основании данных Священного Писания опровергните мнение о том, что состояние усопших от смерти до всеобщего суда – это «бессознательный сон». 45. Хилиазм, его несостоятельность. 46. Противоречит ли идея вечности мучений грешников благости Божией? 47. Совместимо ли учение о реинкарнации с данными Божественного Откровения? 8.2. ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 (вариант 1) 1. Что такое Божественное Откровение? 2. Почему Церковь есть "верное хранилище Священного Предания"? Формы Священного Предания. 3. Почему Божественная сущность непознаваема? 4. Свидетельства Ветхого Завета о троичности (множественности) Лиц в Боге. 5. Ипостасные свойства (определение). Личное свойство Сына Божия (подтвердить ссылками на Свщ. Писание и святоотеческие тексты). Является ли воплощенность Сына Божия Его ипостасным свойством? (Ответ обосновать.) 6. Монархианство: модализм. 7. Учение Великих Каппадокийцев о единосущии Божественных Лиц. Евномианство как крайнее арианство. 8. Сущность западного ученияо filioque. 9. Предопределение Божие, отношение предопределения к человеческой свободе. 10. Сущность грехопадения. Следствия грехопадения: по отношению к Богу, к человеку и миру. Дуализм и пантеизм. 11. Когда были сотворены ангелы? Неизменно ли число ангелов? Свойства и силы ангельской природы.   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 (вариант 2) 1. Что такое Священное Писание? Канон Священного Писания. 2. Почему Церковь есть "единственная верная истолковательница Священного Писания"? 3. Сущность учения о богопознании Великих Каппадокийцев и Свт. Григория Паламы. 4. Свидетельства Нового Завета о троичности (множественности) Лиц в Боге. 5. Догмат о Пресвятой Троице (формулировка). Монархианство, сущность и несостоятельность. 6. Учение Ария. I Вселенский Собор. 7. Учение Великих Каппадокийцев о единосущии Божественных Лиц. 8. Кем и когда были чётко сформулированы ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы? 9. Проклятие, сущность понятия. 10. Что убеждает нас в действительности Божественного Промысла? Действия, виды и образы Промысла. Промысл и свобода воли человека. 11. Нехристианские мнения о происхождении мира. 12. Преадамизм, полигенизм: смысл терминов, несостоятельность теории.   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 (вариант 3) 1. Догмат. Существенные свойства догматов. 2. Естественное богопознание: определения, виды и его границы. 3. Что такое Священное Предание? Священное Писание о Священном Предании. 4. Вселенские Соборы, их место и значение в жизни Церкви. 5. Понятие об апофатическом и катафатическом богословии. Исихазм. 6. Духовные (катафатические) свойства Божии: Правда. Правда и Любовь Божии в их соотношении. Чем обусловлена антропоморфность библейского представления о Боге? 7. Монархианство; динамизм. 8. Личные (ипостасные) свойства Божественных Лиц. 9. Учение Великих Каппадокийцев о единосущии Божественных Лиц. 10. Ложные представления о промысле Божием. 11. Сущность христианского учения о происхождении мира. Основные возможности толкования библейских дней творения 12. Докажите, что весь человеческий род произошёл от Адама и Евы (библейские и научные аргументы).   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 (вариант 1) 1. Учение Аполлинария Лаодикийского, его критика свв. отцами. 2. Афтартодокетизм, сущность и несостоятельность. 3. Следствие ипостасного соединения естеств во Христе по отношению к Деве Марии. 4. Существенные свойства истинной Церкви Христовой: единство. 5. Природа человека получает свое бытие в человеческой ипостаси, а человеческая природа Христа получает свое бытие в Ипостаси божественной. У Него есть человеческая природа, но нет человеческой ипостаси, т. е. у Него другое Лицо, не такое как у нас, следовательно Христос не такой Человек как мы. Верно ли это? 6. Указать работы богословов XIX-XX вв., в которых исследуются христологические споры V-VII вв. (Название работы, выходные данные, номера страниц, если не вся работа посвящена рассмотрению данного вопроса. Не менее 5 работ. Пособия по Догматическому богословию арх. Макария, прот. М. Помазанского, прот. Л. Воронова, арх. Алипия, иер. О. Давыденкова не указывать).   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 (вариант 2) 1. Сущность учения Нестория, его несостоятельность. 2. Монофелитство, критика монофелитства в творениях свв. отцов. 3. Следствия ипостасного соединения естеств во Христе: обожение человеческого естества. 4. Христологический аспект иконопочитания. 5. В Царстве Божием «не женятся и не посягают», следовательно Брак существует до смерти одного из супругов. Верно ли это? 6. Указать работы богословов XIX-XX вв., в которых исследуются христологические споры V-VII вв. (Название работы, выходные данные, номера страниц, если не вся работа посвящена рассмотрению данного вопроса. Не менее 5 работ. Пособия по Догматическому богословию арх. Макария, прот. М. Помазанского, прот. Л. Воронова, арх. Алипия, иер. О. Давыденкова не указывать).   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 (вариант 3) 1. Монофизитская доктрина Севира Антиохийского, ее несостоятельность. 2. Доказать на основании Свщ. Писания, что Господь Иисус Христос личностно тождественен Второму Лицу Пресвятой Троицы, Сыну Божию. 3. Следствия ипостасного соединения естеств во Христе: Иисусу Христу подобает единое и нераздельное Божеское поклонение. 4. Существенные свойства Церкви Христовой: соборность. Отличие в понимании соборности арх. Макарием и В.Н. Лосским. 5. Матерь Божия не имела никакого личного греха, но все равно должна была умереть и умерла, т. к. была подвержена первородному греху. Но праотец Енох и пророк Илия были взяты на Небо живыми. Если они не умерли, как все люди, то следовательно они не были подвержены первородному греху. Верно ли это? 6. Указать работы богословов XIX-XX вв., в которых исследуются христологические споры V-VII вв. (Название работы, выходные данные, номера страниц, если не вся работа посвящена рассмотрению данного вопроса. Не менее 5 работ. Пособия по Догматическому богословию арх. Макария, прот. М. Помазанского, прот. Л. Воронова, арх. Алипия, иер. О. Давыденкова не указывать). 8.3. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ РАЗДЕЛАМ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА 1. Всеобщая благодать, ее действия. 2. «Спасение от веры» и «спасение от дел»: православное решение антиномии. 3. Оправдывающая благодать. 4. Учение Православной Церкви о соотношении свободы и благодати. 5. Учение блаж. Августина о соотношении свободы и благодати. 6. Пелагианство, его истоки и существенные черты. 7. Благодать сохраняющая и возращающая духовную жизнь. 8. Особые дарования благодати, их смысл.   ФДО ПСТГУ http://do.pstgu.ru

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...