Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологическая экскурсия: цель и задачи, особенности содержания.

Понятие устойчивого развития. Образование для устойчивого развития.

Концепция устойчивого развития (УР) возникла в результате экологи-

ческого и экономического кризиса, с которым столкнулось человечество.

Долгое время ресурсы планеты использовались бесконтрольно, а чело-

век рассматривался как «хозяин», «царь» природы, который изменяет ее

в соответствии со своими потребностями. Такой подход является отраже-

нием антропоцентрической парадигмы, и именно он в середине XX в. при-

вел к катастрофической ситуации, сложившейся в промышленно развитых странах. Человечество вдруг осознало, что результатом крайне нерацио-

нального использования ресурсов становится загрязнение окружающей среды, которое угрожает здоровью людей. Появилось понимание того, что

экономические и социальные проблемы тесно связаны с экологическими

аспектами развития. Материальное благополучие росло, но загрязненная

окружающая среда становилась опасной для здоровья и жизни людей.
Наиболее известное определение устойчивого развития сформулиро-

вано в 1987 г. в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию (Комиссия Г. Х. Брундтланд) «Наше общее будущее»: устой-

Чивым признавалось такое развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения, не нарушая при этом возможности будущих поколений удовлетворять их собственные потребности.

 

Каждый человек обладает определенным набором ценностей, стерео-

типов, привычек, которые формируются еще в раннем детстве и во много

зависят от ближайшего окружения ребенка (семья, детский сад, школа

и т.п.). Есть замечательная китайская мудрость, которая подчеркивает

значение образования для будущего: если вы думаете о будущем, которое

наступит через год, посадите семена; если вы думаете о будущем, которое

наступит через 10 лет, вырастите дерево; если вы думаете о будущем, которое наступит через столетие, обучайте людей. В связи с этим закономерно встает вопрос: что и как нужно менять в образовании на всех уровнях?

Главной задачей ОУР являются смена ценностей, отказ от потребитель-

ского взгляда на природу, рациональное отношение к среде обитания, формирование представлений о том, что человек — не «хозяин», не «царь» природы (антропоцентрическая парадигма), а только ее часть, хотя и разумная (био- или экоцентрическая парадигма).

Концепция ОУР нацелена на формирование у учащихся:

а) уважения к биоразнообразию Земли и культурному, социальному

разнообразию, понимания необходимости сохранения биосферы как среды

жизни человека;

б) экологически грамотного и безопасного не только для людей, но и для

природы поведения, навыков экономного использования воды, энергии

и других ресурсов;

в) мотивации к личному участию в решении экологических проблем

с целью улучшения качества окружающей среды;

г) понимания необходимости ограничений в использовании ресурсов,

отказа от потребительского поведения, осознания самоценности природы

и пр.

Все перечисленные, а также другие экологические вопросы необходимо

включать в учебные курсы и образовательные программы. Во многих странах (например, в Швеции) ОУР является важным направлением стратегии образования.

Существенным компонентом ОУР выступает модернизация образова-

ния, которая, в частности, подразумевает переход от знаниевой к деятель-

ностной парадигме. Это означает отказ от простого запоминания и вос-

произведения знаний, обучение ребенка в ходе различной деятельности;

изменение отношений педагога и учащегося (партнерство, актуализация

знаний ребенка, поддержка детской инициативы и самостоятельности); акцент на формирование умений самостоятельно искать, обобщать инфор-

мацию и пр. Необходимым условием является качественное образование (включая экологическое) и равный доступ к нему всех детей.

 

Экологическая экскурсия: цель и задачи, особенности содержания.

«Экологическая экскурсия (от лат. excursion – поездка) – это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях».

Главная цель экологическое воспитание формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе,к себе и людям как части природы. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически оринтированным поведением и деятельностью в природе, гуманным и природоохранным отношением. Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка.

Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности как таковой сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.) мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности) воображения и творческих способностей.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

  •  между органами животных и растений и их функциями
  • между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни
  • между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования
  • между различными живыми существами в одной экосистеме.

Структура экскурсии:

o вводная беседа

o коллективное наблюдение

o индивидуальное самостоятельное наблюдение детей

o сбор материала

o игры детей с собранным материалом

o заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе

По содержанию экскурсии можно разделить на три вида:

1. Природоведческие – в парк, в лес, на реку, на луг, в зоопарк, в ботанический сад.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты: в поле, на птицефабрику, в сад, в огород–для ознакомления с трудом взрослых.

Эстетические–учить детей видеть всю красоту и многогранность природы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...