Экологическая экскурсия: цель и задачи, особенности содержания.
Понятие устойчивого развития. Образование для устойчивого развития. Концепция устойчивого развития (УР) возникла в результате экологи- ческого и экономического кризиса, с которым столкнулось человечество. Долгое время ресурсы планеты использовались бесконтрольно, а чело- век рассматривался как «хозяин», «царь» природы, который изменяет ее в соответствии со своими потребностями. Такой подход является отраже- нием антропоцентрической парадигмы, и именно он в середине XX в. при- вел к катастрофической ситуации, сложившейся в промышленно развитых странах. Человечество вдруг осознало, что результатом крайне нерацио- нального использования ресурсов становится загрязнение окружающей среды, которое угрожает здоровью людей. Появилось понимание того, что экономические и социальные проблемы тесно связаны с экологическими аспектами развития. Материальное благополучие росло, но загрязненная окружающая среда становилась опасной для здоровья и жизни людей. вано в 1987 г. в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию (Комиссия Г. Х. Брундтланд) «Наше общее будущее»: устой- Чивым признавалось такое развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения, не нарушая при этом возможности будущих поколений удовлетворять их собственные потребности.
Каждый человек обладает определенным набором ценностей, стерео- типов, привычек, которые формируются еще в раннем детстве и во много зависят от ближайшего окружения ребенка (семья, детский сад, школа и т.п.). Есть замечательная китайская мудрость, которая подчеркивает
значение образования для будущего: если вы думаете о будущем, которое наступит через год, посадите семена; если вы думаете о будущем, которое наступит через 10 лет, вырастите дерево; если вы думаете о будущем, которое наступит через столетие, обучайте людей. В связи с этим закономерно встает вопрос: что и как нужно менять в образовании на всех уровнях? Главной задачей ОУР являются смена ценностей, отказ от потребитель- ского взгляда на природу, рациональное отношение к среде обитания, формирование представлений о том, что человек — не «хозяин», не «царь» природы (антропоцентрическая парадигма), а только ее часть, хотя и разумная (био- или экоцентрическая парадигма). Концепция ОУР нацелена на формирование у учащихся: а) уважения к биоразнообразию Земли и культурному, социальному разнообразию, понимания необходимости сохранения биосферы как среды жизни человека; б) экологически грамотного и безопасного не только для людей, но и для природы поведения, навыков экономного использования воды, энергии и других ресурсов; в) мотивации к личному участию в решении экологических проблем с целью улучшения качества окружающей среды; г) понимания необходимости ограничений в использовании ресурсов, отказа от потребительского поведения, осознания самоценности природы и пр. Все перечисленные, а также другие экологические вопросы необходимо включать в учебные курсы и образовательные программы. Во многих странах (например, в Швеции) ОУР является важным направлением стратегии образования. Существенным компонентом ОУР выступает модернизация образова- ния, которая, в частности, подразумевает переход от знаниевой к деятель- ностной парадигме. Это означает отказ от простого запоминания и вос- произведения знаний, обучение ребенка в ходе различной деятельности; изменение отношений педагога и учащегося (партнерство, актуализация
знаний ребенка, поддержка детской инициативы и самостоятельности); акцент на формирование умений самостоятельно искать, обобщать инфор- мацию и пр. Необходимым условием является качественное образование (включая экологическое) и равный доступ к нему всех детей.
Экологическая экскурсия: цель и задачи, особенности содержания. «Экологическая экскурсия (от лат. excursion – поездка) – это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях». Главная цель экологическое воспитание формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе,к себе и людям как части природы. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически оринтированным поведением и деятельностью в природе, гуманным и природоохранным отношением. Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка. Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе. Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности как таковой сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.) мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности) воображения и творческих способностей. Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:
Структура экскурсии: o вводная беседа o коллективное наблюдение o индивидуальное самостоятельное наблюдение детей o сбор материала o игры детей с собранным материалом
o заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе По содержанию экскурсии можно разделить на три вида: 1. Природоведческие – в парк, в лес, на реку, на луг, в зоопарк, в ботанический сад. Экскурсии на сельскохозяйственные объекты: в поле, на птицефабрику, в сад, в огород–для ознакомления с трудом взрослых. Эстетические–учить детей видеть всю красоту и многогранность природы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|