Кинематика столкновения автомобилей
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения занятий с личным составом дежурных караулов ПЧ ___
по подготовке к проведению работ при ликвидации последствий ДТП
на «___» ____________ 20__ г.
Тема занятия № 2: «Особенности конструкции легковых и грузовых автомобилей, пассажирских автобусов».
1. Специфические опасности новых автомобилей.
2. Расположение источников питания.
3. Кинематика столкновения автомобилей.
Вид занятия: классно - групповое. Отводимое время: 2 часа
Цель занятия: ознакомить личный состав с особенностями конструкции современного автотранспорта.
1. Литература, используемая при проведении занятия:
- Приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.02 «Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России (ПОТ РО-2002)»;
- Справочник спасателя, книга № 11: «Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» - Москва ВНИИ ГОЧС, 2006г;
- Руководство по применению спасательных инструментов и технологий «Холматро Техника спасения из автомобилей» - Нидерланды Холматро Рескью Эквипмент, 2005г.
2. Развернутый план занятия.
№
п/п
| Учебные вопросы (включая контроль занятий)
| Время
(мин)
| Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| I.
| Подготовительная часть занятия – 10 минут
| 1.
| Проверка готовности л/с к занятиям.
|
мин.
| Проверка наличия личного состава и готовности его к занятиям.
Объявление темы и целей занятия.
| II.
| Основная часть занятия – 70 минут
| 1.
| Специфические опасности новых автомобилей.
|
мин.
| А - при разрезании кресел
Многие новейшие модели автомобилей снабжены элементами воздушных подушек, расположенными в обивке кресел. Датчики подушек, миниатюрные газовые цилиндры, а в некоторых случаях и сами воздушные подушки не следует разрезать. Прежде всего, необходимо удалить обивку кресел с помощью обычного ножа и проверить наличие возможных опасностей внутри, до начала применения гидравлического резака.
В - при операциях резания опор (стоек)
Различные опоры и стойки содержат элементы, которых стоит избегать. Усилители для монтажа ремней безопасности могут стать причиной повреждения лезвий резаков. Системы преднатяжения ремней также могут привести к повреждению гидравлических резаков. Однако наиболее опасным является операция резания нагнетателя воздушной подушки. Она может оказаться исключительно опасной, поскольку выпуск сжатого под большим давлением газа внутри цилиндра или разрушение самого цилиндра может привести к очень серьезным травмам.
По этим причинам настоятельно рекомендуется проверять опорные основания и стойки до начала их резки. Рекомендуется также использовать гибкий экран для защиты пострадавшего во время процесса резки. Он обеспечит хорошую защиту при соскальзывании режущих инструментов, а также частично от обладающих способностью неожиданно взрываться цилиндров, если их не было видно.
С - автоматические системы защиты при опрокидывании
Эти системы разворачиваются при опрокидывании автомобиля. Они, как правило, установлены позади кресел в задней панели, где проводят работы с шейным отделом позвоночника. Это представляет значительную опасность для спасателей и медперсонала, когда во время выполнения АСР происходит случайное срабатывание системы защиты. В таких случаях следует отключить аккумулятор, если это представляется возможным, и избегать направления развертывания указанной системы.
Фронтальные подушки безопасности: разворачиваются в случае лобового столкновения и обычно расположены в рулевом колесе и приборной панели. Новые системы подушек безопасности включают применение нагнетательных двухкаскадных насосов. В этих системах сила нагнетания регулируется в соответствии с такими параметрами, как положение пассажира, серьезность столкновения, использование ремня безопасности. Если система датчиков диктует частичное нагнетание в результате столкновения, то возможны следующие результаты:
- срабатывание первой ступени с последующим срабатыванием второй ступени через несколько миллисекунд.
- срабатывание первой ступени без последующего срабатывания второй. Это оставляет вероятность срабатывания второй ступени в ходе АСР.
- срабатывание второй ступени без последующего срабатывания первой. Это оставляет вероятность срабатывания первой ступени в ходе АСР.
Боковые подушки безопасности: такие подушки безопасности монтируются в дверях, в поверхностях кресел, ближайших к дверям, или в перекрытиях крыши (подушки типа шторки или трубы). Исключительно важно избегать разрушения зон, в которых находятся подушки безопасности, датчики, а также не производить резку через скрытые нагнетатели или трубки указанных подушек.
Если произошло срабатывание подушки безопасности, это еще не означает, что система безопасна. Избегайте направлений срабатывания всех воздушных подушек.
Натяжители ремней безопасности могут срабатывать либо механически, либо электрически. При работе в этих зонах следует соблюдать особую осторожность. Некоторые автомобили имеют механические натяжители со встроенными в них датчиками. Указанные натяжители находятся в готовности даже после отключения аккумуляторной батареи.
При работе с натяжителями ремней безопасности следует соблюдать те же меры предосторожности, что и при работе с подушками безопасности. Учитывая состояние пострадавшего, рекомендуется как можно скорее освободить пострадавшего от ремней безопасности. Случайное срабатывание системы, таким образом, не усугубит травму пациента. Особое внимание следует проявлять в отношении систем безопасности при наличии воспламеняющихся жидкостей или паров. Системы натяжителей расположены в четырех основных местах:
- низ средней опорной стойки;
- середина средней опорной стойки;
- внутренняя часть барабана переднего ремня безопасности;
- область задней панели кузова.
| 2.
| Расположение источников питания.
|
мин.
| Как правило, в большей части пассажирских автомобилей аккумуляторные батареи располагаются в отсеке двигателя. Однако необходимо отметить, что на некоторых автомобилях новейшей конструкции могут использоваться альтернативные места расположения источников электропитания. Эти места среди прочих возможных точек могут располагаться:
- под задним пассажирским креслом;
- в багажнике автомобиля;
- в арке переднего колеса.
Необходимо помнить о том, что большие автомобили (фургоны, автобусы или спец.транспорт) могут снабжаться несколькими аккумуляторными батареями.
Некоторые производители используют специальное устройство, которое автоматически отключает аккумуляторную батарею в случае столкновения.
Гибридные бензино-электрические автомобили - используют как эл.двигатель, так и ДВС. Электрическая мощность используется для движения с низкими скоростями, электродвигатель питается от блока высоковольтных аккумуляторных батарей, которые, как правило, устанавливаются в задней части автомобиля.
В гибридных автомобилях высоковольтные провода идентифицируются изоляцией и разъемами оранжевого цвета. Необходимо знать об этих проводах, они проходят под и в усилителях нижней части пола автомобиля, и, как правило, недоступны для спасателей.
Очень важно помнить, что гибридные автомобили, даже при выключенном ДВС, находятся в «состоянии готовности» и могут в любой момент начать ход. Для того чтобы этого не произошло, спасателям необходимо, отключив 12-вольтовый аккумулятор, проверить, что зажигание находится в положении «выключено», а сам ключ вынут из гнезда, чем самым произведен запрет включения электронной приводной системы.
Никогда не следует прикасаться, резать или раскрывать высоковольтные провода и другие высоковольтные компоненты.
| 3.
| Кинематика столкновения автомобилей.
|
мин.
| ДТП подразделяются на следующие виды: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее ТС, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, наезд на животное; прочие ДТП.
Столкновение - ДТП, при котором движущиеся ТС столкнулись между собой или с движущимся подвижным составом ж/д. К этому виду ДТП относятся также столкновения движущегося ТС с внезапно остановившимся ТС (перед светофором, из-за неисправности и пр); столкновения подвижного состава ж/д с остановившимся на ж/д путях ТС.
Опрокидывание - ДТП, при котором движущееся ТС опрокинулось. К этому виду не относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды ДТП: столкновение, наезды на препятствия и т.п.
Наезд на стоящее ТС - ДТП, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие - ДТП, при котором ТС наехало на неподвижный предмет (дерево, столб, ограждение и т.п.) или ударилось о него.
Наезд на пешехода - ДТП, при котором ТС наехало на человека, или он сам наткнулся на движущееся ТС. К этому виду относятся также ДТП, при которых пешеходы пострадали в результате их травмирования перевозимыми на ТС грузами (досками, трубами, плитами и т.п.).
Наезд на велосипедиста - ДТП, при котором ТС наехало на велосипедиста, или он сам наткнулся на движущееся ТС.
Наезд на гужевой транспорт - ДТП, при котором ТС наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились в движущееся ТС.
Наезд на животных - ДТП, при котором ТС наехало на диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), птиц, либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся ТС, в результате чего пострадали люди и причинен материальный ущерб.
Прочие ДТП - ДТП, не относящиеся к перечисленным выше видам. К ним относятся: сход трамвая с рельсов (не вызвавший опрокидывания или столкновения); падение перевозимого груза, удар человека или животного, либо повреждение другого ТС каким-либо предметом, отброшенным колесом ТС; наезд ТС на лиц, не являющихся участниками движения, либо на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, оторвавшееся колесо); падение пассажира с движущего ТС или в салоне движущегося ТС, в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.
Наиболее частым видом ДТП является столкновения, они бывают:
- Лобовое столкновение (рис.а) происходит при встречном движении ТС. Степень деформации ТС и уровень травмирования находящихся в кабине или салоне людей зависят от скорости движения и массы столкнувшихся автомобилей.
- Касательное столкновение боковыми поверхностями (рис.б) возникает при встречном движении или движении в одном направлении.
- Наезд (рис.г) совершается на неподвижные или движущиеся объекты. Он характеризуется резкой остановкой автомобиля, возникновением динамического удара большой силы.
- Боковое столкновение (рис.в) является следствием удара лобовой части одного ТС в боковую сторону другого. Иногда автомобиль, получивший боковой удар, опрокидывается. Наиболее опасно боковое столкновение для людей, находящихся с той стороны салона, на которую пришелся удар.
Опрокидывание (рис.д) возникает в результате бокового удара, резкого попадания ТС на наклонную крутую поверхность дорожной насыпи (обочины), вследствие скользящего движения юзом или вращательного движения, обусловленных скользкой дорогой и т.д. Опрокидывание вызывает падение ТС на бок или на крышу.
Типовые повреждения ТС и травмы пострадавших
#
| Вид ДТП
| Типовые
повреждения ТС
| Типовые травмы
пострадавших
|
| Лобовое столкновение
| Деформация передней (лобовой) части ТС, заклинивание дверей, нарушение целости стекол; смещение двигателя в салон
| Шейно-позвоночные и ЧМТ, травмы живота, грудной клетки, лица, ниж.конечностей;
резано-колотые раны
|
| Касательное столкновение
| Деформация соприкасающихся боковых частей ТС
| Травмы живота, грудной клетки, лица, переломы ребер;
резано-колотые, рваные раны
|
| Боковое столкновение
|
| Шейно-позвоночные и ЧМТ, травмы ниж.конечностей, голени, таза, бедер, живота, лица, переломы ребер;
резано-колотые, рваные раны
|
| Опрокидывание
| Значительная деформация корпуса, крыши, нарушение целости стекол, разлив топлива
| Шейно-позвоночные и ЧМТ, травмы позвоночника;
резано-колотые, рваные раны
|
| Наезд
| Деформация передней части автомобиля, повреждения лобового стекла; смещение ДВС в салон
| Шейно-позвоночные и ЧМТ, травмы живота, грудной
клетки, лица, ниж.конечностей;
резано-колотые раны
| |
Кинематика столкновения автомобилей
Напряжение, изгиб, кручение
Металл, который погнут (изгиб), растянут (напряжение) или закручен (кручение) требует большой осторожности при резке или раздвижении, так как может произойти быстрое, непредсказуемое перемещение или сдвиг. Спасатель должен хорошо понимать возможность различных ответных механических реакций и потенциальных последствий в корпусе автомобиля, которые могут быть вызваны деформациями машины после столкновения.
При рассмотрении возможных механических реакций (удар во время столкновения, который меняет структуру автомобиля) мы будем говорить о надежных точках опоры и об эластичных или нестабильных точках.
Для эффективной работы необходимо исключать неустойчивые или потенциально эластичные точки, чтобы избежать нежелательных обратных перемещений материала во время резки или расширения. Необходимо найти стабильные точки, которые будут служить в качестве прочных точек опоры, на которые можно установить раздвигающие инструменты. В случаях, когда таких точек нет, необходимо создать их путем установки подставок и опор.
Фронтальные столкновения
Несмотря на увеличение прочности салона автомобиля на новейших транспортных средствах, мы должны помнить, что на больших скоростях происходят большие деформации, что значительно усложняет АСР.
Современные системы безопасности предполагают, что пассажиры автомобиля выживут в большинстве типичных случаев столкновений. Возможные варианты, с которыми имеют дело спасатели при фронтальных столкновениях, включают усиленную зону приборной панели, так и боковые усилители, смонтированные в дверях, которые часто продавливаются назад или вперед, способствуя дальнейшему смятию двери.
Боковой удар
Боковые столкновения имеют высокую степень смертности из-за малого расстояния между наружным корпусом автомобиля и его пассажирами. В большинстве случаев после деформации остается очень незначительное свободное пространство, в котором и придется работать с пострадавшими. При возможности, сосредоточение усилий по эвакуации пострадавших с неповрежденной стороны автомобиля часто дает более эффективные результаты.
Столкновения, связанные с опрокидыванием автомобиля
В этих случаях, наиважнейшим аспектом для успешной эвакуации является грамотная стабилизация автомобиля. Эвакуация может быть усложнена, если пострадавшие в перевернутом автомобиле лежат в неудобных позах или свешиваются с кресел. В условиях такой аварии очень важно, чтобы возможные перемещения пострадавших были сведены до минимума.
Наезды и столкновения
Крайне ограниченное рабочее пространство и, во многих случаях, сложное сдавливание пострадавших конструкциями автомобилей делают указанные типы ДТП очень сложными для обеспечения их безопасности. Необходимо всегда помнить о важности надежной стабилизации аварийных нагрузок и о возможности проведения работ по подъему тяжелых масс. При выполнении АСР под грузовыми автомобилями следует знать о наличии подрессоренных и неподрессоренных масс.
Проведение АСР может нарушить стабилизацию и устойчивость объектов. По этой причине устойчивость должна непрерывно контролироваться в течение процесса эвакуации. Крепежные устройства могут облегчить усилия по обеспечению устойчивости.
|