Массовая информация. Общая характеристика. Формы существования и принципы подачи массовой информации.
Журналистика не располагает никакими другими средствами для выполнения своей социальной роли кроме информации. Становясь посредником между журналистом и аудиторией, информация является тем рабочим инструментом, с помощью которого решаются многообразные задачи этого специфического социального института. Этим и объясняется выбор термина «СМИ» для ЖТ как совокупности многочисленных каналов печати, радио и телевидения. Массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио -, аудиовизуальные и иные сообщения и мте-риалы. [1] Массовая информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов. МИ – это предназначенный для аудитории контент СМИ – журналистские тексты, худ. произведения, реклама, PR, официальные документы. Носит универсальный специализированный характер, но разнообразный по своей тематике и видам. МИ- продукция СМИ, распространяемая на рассредоточенную, неоднородную массовую аудиторию. Массовая информация подразумевает общедоступность, простота формы, способствующая легкому усвоению, направленность на массу. Соответствие нуждам этой массы в информации, ориентирующей в социально значимых явлениях и проблемах, обеспечивающей ее сведениями о разных сферах жизни. Стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность. Возможность одновременного получения массовой аудиторией информации, регулярность появления рубрик, материалов. Открытая возможность для всех желающий участия в работе СМИ в разных ее формах (письма, сотрудничество).
Общество предстает как единый организм и поэтому необходимо учитывать, что его внешние проявления предопределяются внутренними процессами. А участниками этих внутренних процессов являются члены общества как представители и носители общественного сознания. В этом контексте центральная роль принадлежит массовой информации. Именно она поддерживает и направляет круговорот мнений. К наиболее часто выделяющимся функциям массовой информации в современном обществе относят функцию ранжирования и аккумуляции. Аккумулируются сведения об определенных данностях – характеристиках объектов, с целью приведения их в соответствие с некоторой статистической нормой. Ранжируются представители общественного сознания и общественного мнения, особенно на уровне их информированности об образе потребления.
Через МИ можно раскрыть основные категории журналистики. Непременной чертой текстов в журналистике должна быть семантическая, синтаксическая и прагматическая адекватность-правильность отображения действительности, точность организации, ценность для аудитории. Строгое следование этим требованиям адекватности выступает сущностным условием реализации принципиально важной задачи массово-информационной деятельности- достижения информированности текста. Прагматика текста - это характеристика его отношений с аудиторией (как информация осваивается). Проявляется прагматическая адекватность в условиях информативности: декодируемости (понятности, доступности информации для аудитории); небанальности (новизне); релевантности (степени соответствия информации интересам и потребностям аудитории). Добиться прагматической адекватной информированности по всеми кругу важных для конкретной аудитории вопросов чрезвычайно трудно. Мешает этому неполнота знаний журналистов, особенности их подхода к отображению жизни, трудности донесения информации до аудитории и м.др. Добиться прагматической адекватности можно лишь при соблюдении трех необходимых условий информативности. Первое- небанальность, оригинальность сведений, сообщаемых аудитории. Наиболее простое проявление небанальности - новизна информации. Небанальна информации и актуализирующая уже известное, но забытое, для осмысления текущий проблем и событий. Неэффективна как абсолютно банальная, так и абсолютно оригинальная информация, журналист должен соблюдать меру с точной ориентацией на аудиторию.
Второе- декодируемость, доступность сообщения, возможность понимания его аудиторией в соответствии с замыслом журналиста. Прежде всего журналист должен пользоваться доступным аудитории языком- словесным, письменным, изобразительным. Для это журналист должен знать тезарус (сокровищница) аудитории, ясно понимать смысловое наполнение слов, составляющих ее лексический запас. Во –вторых, журналисту должна быть свойственна ориентация на эмоциональный опыт аудитории и соответствующий образный язык (символ цвета, образ животного). Ведь для разных наций разное значение имеет например корова или змея. В-третьих, декодируемость предполагает, что журналист в своем творчестве ориентируется на тот уровень знаний, каким располагает аудитория, что ему знаком «код культуры» аудитории и он опирается на него. Наконец, чтобы донести до аудитории свою мысль адекватно, требуется ориентированность в социальной позиции собеседников, менталитете аудитории. Нарушение правил доступности прикодит не только к затруднению понимания аудиторией предлагаемого журналистского текста, но и к раздражению, негативному отношению к источнику информации, к росту несогласия с мнением автора, формированию искаженных представлений о дейтвительности. Получается, что журналист работает против себя.
Третье условие информативности- релевантность- ценность, значимость для аудитории сообщаемых сведений. Свойством релевантности обладают те произведения, которые соответствуют ее потребностям и интересам. Необходимо удовлетворять своим произведением одновременно и потребности и интересы человека. потребности –это объективная нужда в информации, проявляет не остро. Но необходимо прежде всего удовлетворять потребности, передать такую информацию, которая способствует созданию основ информированности, верной ориентации аудитории в действительности и фактора поведения- говорить от выбора товара до выбора президента. Интерес- субъективное желание, именно он является стимулом обращения аудитории к информации, он руководит ее поиском. Совмещать и потребность и интерес требует больших творческих усилий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|