Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Согласно классификации О. С. Никольской и др. (1997), выделяют четыре категории АД.

Изучение АД предполагает выделение трех этапов. Первый этап — сбор психологического анамнеза. Второй этап — определение уровня нарушений эмоционально-волевой сферы. Третий этап посвящен изучению особенностей познавательной сферы аутичных детей.

Согласно классификации О. С. Никольской и др. (1997), выделяют четыре категории АД.

 1 группа. Это дети наиболее глубоко аутичные. Они отличаются максимальной отрешенностью от окружающего мира, полным отсутствием потребности в контакте. У них отсутствует речь (мутичные дети) и наиболее ярко выражено «полевое» поведение. Действия ребенка при этом не являются результатом внутренних решений или каких-то обдуманных желаний. Напротив, его действиями руководит пространственная организация объектов в помещении. Ребенок перемещается по комнате бесцельно, едва касаясь предметов. Поведение детей этой группы не является отражением внутренних устремлений, а, наоборот, проявляется как эхо посторонних впечатлений. Эти дети пресыщаемы, у них не развиваются контакты с окружающим миром. У них отсутствуют активные средства защиты: не развиваются активные формы аутостимуляции (моторные стереотипии). Аутизм проявляется в выраженной степени отрешенности от происходящего вокруг и в желании, чтобы их оставили в покое. Дети не пользуются речью, а также жестами, мимикой, изобразительными движениями.

 2 группа. Это дети, у которых контакт нарушен в меньшей степени, однако также достаточно сильно выражена дезадаптация к среде. У них более ярко проявляются стереотипии, избирательность в еде, одежде, выборе маршрутов. Страх перед окружающими наиболее отражен в выражении лиц этих детей. Однако они уже устанавливают контакты с социумом. характер у этих детей проявляется в чрезвычайной избирательности и фиксированности. Предпочтения формируются очень узко и жестко, характерно обилие стереотипных моторных движений (взмахов рук, поворотов головы, манипуляций разными предметами, трясения палочками и веревочками и т.д.). Речь этих детей более развита, чем у детей первой группы, они пользуются ею для обозначения своих потребностей. Однако во фразе также присутствует обилие стереотипии и речевых штампов: «дать пить», или «Коле дать пить».Ребенок использует также фразы из мультфильмов, например: «Испеки-ка ты мне, бабка, колобок».

3 группа. Особенности этих детей проявляются в первую очередь в их экстремальной конфликтности при установлении контактов с внешним миром. Конфликты могут завершаться в виде агрессии, направленной на кого-то, или даже самоагрессии. Речь этих детей развита лучше. Но она, как правило, монологична. Ребенок говорит фразой, но для себя. Его речь имеет «книжный», наученный, неестественный оттенок. Ребенок не нуждается в собеседнике. Двигательно это наиболее ловкие дети среди всех групп. Эти дети могут проявлять особые познания по некоторым дисциплинам. Но проявить себя в практической деятельности эти дети могут с трудом. Они совершают мыслительные операции (например, задания по математике) стереотипно и с большим удовольствием. Подобные упражнения служат им источником положительных впечатлений.

4 группа. Это особо ранимые дети. В большей степени аутизм проявляется у них не в отсутствии, а в неразвитости форм общения. Потребность и готовность к вступлению в социальное взаимодействие у детей этой группы выражены больше, чем у детей первых трех групп. Однако их незащищенность и ранимость проявляются в прекращении контакта при ощущении малейшего препятствия и противодействия. Дети этой группы способны устанавливать глазной контакт, но он носит прерывистый характер. Дети производят впечатление робких и застенчивых. В их поведении просматриваются стереотипии, но уже больше в проявлении педантизма и стремлении к порядку.

Оценивая особенности эмоционально-волевой сферы АД, следует иметь в виду, что дети первых двух групп (по классификации О. С. Никольской) могут быть диагностированы только в ходе продолжительного изучения. На первом и втором этапах обследования ребенка может быть установлен лишь тип аутистического дизонтогенеза. Дети третьей группы могут быть обследованы сразу только в случае возникновения у них особой расположенности к специалисту. Изучение детей четвертой группы, учитывая их коммуникативные возможности, может включать сразу три этапа обследования. Известно, что признаки аутизма проявляются уже в первые годы жизни ребенка. В связи с этим важное значение имеет ранняя диагностика детей с РДА, осуществляемая до 2 — 3 лет.

 При проведении психолого-педагогического изучения детей первых лет жизни с этой патологией нужно учитывать следующие диагностические критерии. 1. Нарушения коммуникации: - проявление дискомфорта при любых контактах со средой; - отсутствие комплекса оживления (на первом году жизни ребенка) во взаимодействии с матерью; - особенности глазного контакта и мимики; - симбиотические связи с матерью. 2. Нарушения речи: - мутизм (полное или частичное отсутствие речи); - эхолахии, речевые штампы, речевые стереотипии; - отсутствие использования местоимений первого лица; - развитие речи, опережающее динамику двигательной сферы (фраза до 3 лет); - преобладание монологической речи и аутодиалогов. 3. Нарушения поведения: - «полевое» поведение; - немотивированная агрессия к окружающим; - аутоагрессия; - стереотипии (поведенческие и связанные с организацией пространства и быта).

Оценивая особенности эмоционально-волевой и коммуникативно-потребностной сфер АР, следует опираться на основные критерии аутистического дизонтогенеза, выделенные в классификации О. С. Никольской.

 Первый тип аутистического дизонтогенеза {уровень полевой реактивности): - повышенная отрешенность от окружающего мира, отказ от любых контактов; - выраженная пассивность к сенсорным раздражителям (вложенный в руку ребенка предмет или игрушка выпадает из нее); - отсутствие зрительного контакта (взгляд не фиксируется на собеседнике, а плавно ускользает); - наличие «полевого» поведения; - мутизм, отсутствие потребности в вербальных контактах любого характера; - проявление вычурности двигательных поз.

Второй тип аутистического дизонтогенеза {уровень стереотипов): - выраженная чувствительность к воздействиям окружающей среды (силе голоса, света, температуре, прикосновениям); - активное отвержение мира в виде аутостимуляций; - обилие моторных стереотипии; - наличие речевых штампов, эхохалий, речевых стереотипии; проявление требовательности к организации стереотипной среды обитания (проявляется в особой избирательности в еде, в ношении только какого-то одного вида одежды, в пользовании только какими-то отдельными предметами и т.д.); - наличие страхов; - автономная игра.

 Третий тип аутистического дизонтогенеза {уровень экспансии): - проявление выраженной конфликтности поведения; - быстрая пресыщаемость в любой деятельности; - выраженная избирательность в контактах; - наличие немотивированных страхов; - безадресная речь, не направленная на собеседника; - отсутствие использования местоимений первого лица; - взгляд «сквозь» человека.

Четвертый тип аутистического дизонтогенеза {уровень эмоционального контроля): - проявление сензитивности и повышенной ранимости в контактах; - потребность в положительной оценке и эмпатической поддержке; - симбиотическая связь с близкими (с матерью); - речь может носить затухающий характер; - визуальный контакт не постоянен, имеет прерывистый характер. В процессе изучения уровней эмоциональной регуляции ребенка специалисту необходимо внимательно отслеживать усиление аутистических признаков (расширение вариантов аутостимуляций, усиление избирательности контакта, полный отказ от него, возникновение страхов, агрессии, самоагрессии) при его вступлении в контакт с ребенком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...