Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности составления заключения и психолого-педагогической характеристики




Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка с нарушением слуха имеет некоторые особенности. В них необходимо отразить не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и такие важные для организации коррекционной работы показатели, как степень потери слуха, уровень развития двигательной сферы, наличие сопутствующих нарушений.

В систематизации этих данных целесообразно придерживаться следующей схемы:

Характеристика состояния слуха

  • Степень потери слуха (глухота, частичная потеря) — использовать данные из медицинской документации.
  • Возраст, в котором произошло нарушение слуха: врожденное нарушение слуха, ранняя потеря слуха (в возрасте до трех лет), нарушение слуха в более позднем возрасте.
  • Причины, приведшие к данному нарушению.
  • Наличие или отсутствие в семье родственников с нарушениями слуха.

Уровень развития двигательной сферы

  • Пантомимика — осанка, походка, индивидуальные позы. Мимика — общее выражение лица, выразительность мимических движений, характер естественных жестов.
  • Координация движений (крупных и мелких).
  • Возможности сохранения статического и динамического равновесия.

Познавательная сфера

  • Уровень развития разных видов восприятия. Анализ и синтез в процессе зрительного восприятия.
  • Соотношение в развитии разных видов памяти (образной и словесной), разных способов запоминания материала (механического и логического).
  • Мышление — виды мышления, его соответствие возрастным нормам; характеристика уровня обобщений, степень развития мыслительных операций.
  • Развитие речи — виды речи, которыми владеет и пользуется ребенок (словесно-устная, письменная, дактильная, жестовая). Состояние навыка чтения с губ. Индивидуальные особенности. Аграмматизмы. Объем словаря (активного и пассивного). Соотношение разных видов речи. Выделение ситуаций, в которых используется тот или иной вид речи.Взаимосвязи в развитии познавательных процессов. Соотношение в развитии мышления и речи (словесной и жестовой).

4. Особенности ведущей деятельности (в зависимости от возраста)

5. Уровень развития личности

  • Реакции на разные виды воздействий (поощрение, наказание, оценка).
  • Эмоциональные состояния ребенка. Особенности внешних выражений эмоций. Понимание эмоций других людей.
  • Самооценка — степень ее адекватности и устойчивости, причины, вызывающие ее изменение.

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха поможет правильно организовать их обучение и воспитание, определить направления коррекционной работы, способствующей полноценному развитию познавательной сферы и личности ребенка, достижению успешной компенсации данного нарушения.

 

3. Система факторов психологической устойчивости Э.Гротберг

Э.Гротберг выделила три взаимосвязанные группы факторов: «I have” (у меня есть) – социальные факторы; «I am» (Я являюсь) – то есть внутренние, личностные факторы; и «I can» (Я могу) – то есть факторы реализации. Очень важный момент этой модели состоит в том, что для того, чтобы внешние условия, которые обеспечивают взрослые, стали факторами развития, нужно определенное отношение

ребенка к ним. Он должен понимать, что эти факторы имеют прямое к нему отношение и что они ему доступны. Иначе мы окажемся в ситуации, когда мы «создали все условия», но ребенок не воспринимает их как собственные возможности развития, и продвижения не происходит. Полнота и целостность достигаются не за счет того, что прорабатываются все факторы, а за счет того, что отбираются факторы, имеющие приоритетное значение для развития данного конкретного ребенка.

Первая группа:

· I have (у меня есть) – доверительные отношения.

· I am (я являюсь) – привлекательным.

· I can (я могу) – общаться.

Для развития ребенка необходимо установить доверительные отношения со взрослым, который формирует ситуацию развития, иначе ее возможности не будут «взяты» ребенком. Подобные отношения формируют у ребенка осознание своей привлекательности, возможности открыться, показать себя и быть принятым. Они же лежат в основе его умения общаться с другими людьми, устанавливать доверительные, дружеские отношения с другими. Вторая группа:

· I have (у меня есть) – правила дома.

· I am (я являюсь) – любящим.

· I can (я могу) – решать проблемы.

Для развития ребенка необходимо, чтобы его жизнь была в какой-то степени упорядочена. Чтобы существовали узнаваемые и исполняемые правила, чтобы они повторялись, ситуация была узнаваемой и за счет этого – безопасной. Причем важно, чтобы это был порядок, понятый и принятый ребенком (во всех остальных случаях он будет восприниматься как давление). Наличие правил и норм помогает ребенку быть активным в ситуации, управлять ею, проявлять активность, выражать отношение. Быть деятельно любящим. Соответственно, возникает компетенция решения проблем.

Третья группа:

· I have (у меня есть) – образцы для подражания, ролевые модели.

· I am (я являюсь) – обладающим чувством собственного достоинства.

· I can (я могу) – управлять своими чувствами.

Здесь опять же важно, чтобы ролевые модели были привлекательны для ребенка, он хотел им подражать. Возможность идентифицироваться с ними помогает ребенку ощутить собственное достоинство и значимость. Четвертая группа:

· I have (у меня есть) – поощрение самостоятельности.

· I am (я являюсь) – независимым и ответственным.

· I can (я могу) – оценивать свой характер и характер других.

Взрослый должен создать особое поле, поощряющее освоение окружающего мира, предоставляющее такие возможности. Маленький ребенок или ребенок в сложных жизненных условиях, или ребенок с ограниченными возможностями не могут обеспечить себе подобное разнообразие и автономность. Опыт такого освоения дает ощущение собственной автономии, возможностей. Пятая группа:

· I have (у меня есть) – доступ к услугам (здравоохранение, педагогика, благотворительность, правоохранительные органы).

· I am (я являюсь) – исполненным надежды, веры, доверия.

· I can (я могу) – искать доверительные отношения.

Это сродни ощущения общей доброжелательности окружающего мира. Готовности и способности обратиться к другим за помощью и получить эту помощь. Несмотря на то, что модель Гротберг описывает условия и факторы устойчивости, многие из которых создаются извне (взрослыми), в ней отчетливо проговаривается тот факт, что человек выступает как субъект, и только в этом случае реабилитация имеет нужный эффект. В отечественных подходах также наблюдается эта тенденция: например, Р.М.Матвейко употреблял не понятие «реабилитируемый», а понятие «реабилитант» (то есть субъект реабилитации, принимающий в ней активное участие, а не просто объект реабилитирующего воздействия).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...