Методы и приемы активизации художественного мышления учащихся разных возрастных групп.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ 1. Мышление как процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Индивидуальные особенности мышления человека. Основные качества мышления: самостоятельность, широта и глубина ума, гибкость мысли, быстрота и критичность ума. Виды мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое. Понятие, суждение, умозаключение, решение мыслительных задач как основные формы мышления. Сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация как методы активизации и развития художественного мышления у школьников. Приемы активизации художественного мышления учащихся: задания на сопоставление жизненных эмоций с художественными, в которых детям предлагается из двух контрастных произведений выбрать то, которое наибольшим образом соответствует их настроению, выразить данное настроение; одного и того же художественного образа или явления, выраженного разными видами искусства; перекодирование содержания художественного образа в другую знаковую систему и др. Методики обучения восприятию и осмыслению звуковых образов. Развитие художественно направленного музыкального мышления на занятиях в музыкально- компьютерном классе (аудитории). Развитие художественно направленного музыкального мышления на уроках MKT в школе (лицее). Восприятие и осмысление музыкально- художественных образов в контексте ознакомления с произведениями современной музыкальной культуры. Мышление – познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Оно позволяет познавать наглядные связи, отношения объектов, явлений и их сущность.
Художественное осознание мира в образах, как и научное мышление, направлено на познание сущности окружающей человека действительности. Но в отличие от науки, отражающей действительность в форме логических обобщений (отвлеченное понятие, закон, категория), образ искусства воспроизводит общее в форме конкретного, индивидуального. Мышление – проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач, поиске ответов на вопросы. Если говорить о мышлении художника. То ввиду специфики изобразительной деятельности, художественного творчества, оно отличается своими особенностями. Имея в своей практике дело с предметами и явлениями, которые надо наглядно представить, отразить в произведениях, художник постоянно насыщает свой мыслительный процесс наглядными образами. Специфика практической деятельности художника, выражаясь в систематической комбинации (холсте, бумаге, скульптуре) образов предметов действительности, определяет в высшей степени наглядно-образный характер мышления художника. Художественное мышление является особой разновидностью мышления, видом интеллектуальной деятельности, направленной на создание и восприятие произведений искусств. Художественное мышление – это мышление образами, опирающимися на конкретные представления. Художественное мышление – отражение действительности и выражение мыслей и чувств художника в художественном образе. Основные качества мышления: Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки. Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления. Ассоциативно-образное мышление – это высшая ступень познания человеком действительности, чувственных ощущений, восприятия и представлений в образах. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов. Ассоциативно-образное мышление будущего педагога выступает главным образом как решение учебных и воспитательных задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются жизнью, педагогическая реальность. Решение педагогических задач позволяет получить новое педагогическое знание. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений. Основные формы мышления: Понятие – логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чего-либо. Суждение представляет собой форму мысли, устанавливающую логическую связь между двумя и более понятиями. Умозаключение – это способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося. Он представляет собой переход от некоторых высказываний, фиксирующих наличие некоторых ситуаций в действительности, к новому высказыванию и соответственно к знанию о наличии ситуации, которую описывает это высказывание.
Активизация и развитие художественного мышления у школьников с помощью основных мыслительных операций: Анализ – мысленное расчленение предмета, явления пли ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии. Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения. Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации. Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях. Обобщение (или генерализация) – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Конкретизация – это движение мысли от общего к частному. 2. Джаз-танец – как профессиональный вид сценического искусства и учебная дисциплина в детской хореографической школе. Джаз-танец исторически сложился и эволюционировал именно в США. Художественная особенность джазового танца – совершенная свобода движений всего тела танцора и отдельных частей тела как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства. Джазовый танец – это, прежде всего воплощение эмоций танцора, это танец ощущений, а не формы или идеи, как это происходит в танце модерн. В течение трехсот лет, с XVI до XIX века, черных рабов везли из Африки в страны Латинской Америки и США. Попав в Америку, они достаточно быстро восстанавливали свои праздники и обычаи. Но, приспосабливаясь, вместо барабанов черное население Америки использовало хлопки в ладоши и выбивание ритма ногами.
Одновременно шел и другой процесс. Поскольку основной контингент населения США состоял из ирландских, шотландских и английских переселенцев, то танцы именно этих национальных культур были важной составной частью искусства и повседневной жизни. Эти два направления культуры – европейское и негритянское – в Новом Свете оказывали влияние друг на друга, и в конце концов ассимилировались. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс зарождения джазового танца как направления происходил на основе африканской культуры, т. е. ритмов и танцев фольклорного характера, на которые накладывались различные наслоения: этнические, религиозные, эстетические, геополитические. Джазовый танец, пройдя путь от бытового, фольклорного танца через сценический, театральный танец, постепенно становился особым видом танцевального искусства. Он постепенно захватывает и всю Европу. К концу 60-х годов джаз танец прочно занял свое место в ряду направлений современной хореографии. Его применение было достаточно широко: бытовой танец, танец театральный, танец кино, и, наконец, чисто хореографические спектакли, созданные языком джазового танца. В настоящее время можно выделить следующие виды джаза: степ, Бродвей-джаз, классический джаз, афроджаз, флэш, стрит, слоу (лирический джаз), фанк… Джазовый танец воистину всеяден, он используется в шоу и ревю, в мюзиклах и кинематографе, варьете и в драматических спектаклях. Это происходит потому, что джазовый танец по своей природе – дансантный. Ему чужды идеи и философия танца модерн или изысканная романтичность и возвышенность классического балета. Джазовый танец, прежде всего, танец эмоций, танец энергии и силы. Однако именно джазовый танец стал второй системой танцевального искусства после классического танца, со своей стилистикой, лексикой и главное – школой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|