Природа даёт человеку материал для постройки жилища и его украшения, а мастер, чувствуя этот материал делает из него произведения искусства. Разные виды народных промыслов определены той природной средой, тем ландшафтом, в из металла возникали, рядом с месторождениями черных и цветных руд, например знаменитое Каслинское чугунное литье на Урале. Алтая и Урала. Так изготовлением вещей из янтаря занимаются прибалты, На побережье Северного Ледовитого океана присутствуют кости и плавники разных морских животных, например моржей, их обрабатывают жители тундры (чукчи, коряки, ненцы, эскимосы) Почти повсеместно развиты также виды народного творчества, как вышивкаи узорное ткачество, которые замечательно отражают своеобразие соответствующей местности.
Возникновение народных промыслов
Из общности людей, занимавшихся изготовлением предметов быта, выделялись люди, изделия которых были наилучшими. Секреты своего мастерства они передавали из поколения в поколение, создавалась традиция, которая отсекала всё лишнее. Однако, между народным декоративно-прикладным творчеством и народным промыслом есть существенная разница. Про́мысел (или про́мысл) — в общем смысле — совокупность действий, целью которых является достижение определённого результата. Промыслом обычно называют занятие, с целью получения выгоды, Промыслы, по характеру своей деятельности можно подразделить на те, в которых производится что-либо и те, в которых добывается что-либо, созданное природой. Производственные промыслы обыкновенно называются ремёслами, а вторые зовутся либо «добычей» либо, в каждом конкретном случае имеют своё специфическое название. Ремёсла — это такой видпроизводства, при котором не требуется очень сложного и энергоёмкого оборудования, Такое производство нередко называется кустарным.. Народный промысел, в том числе и художественный – это такая форма бытования художественного ремесла, когда ремеслослужит средством к существованию целой семьи или всей деревни, когда целые районы заняты изготовлением определённого вида изделий, в том числе и художественных, на рынок, на продажу.
Народные промыслы России
Издавна человечество знало такие ремёсла, как кузнечное, гончарное, плотницкое, столярное, портновское, ткацкое, прядильное, скорняжное, шорное, пекарное, сапожное, печное, кожевенное и другие. Рассмотрим основные разновидности народных промыслов России.
Резьба и роспись по дереву
Резьба бывает геометрическая, скобчатая, плоскорельефная (глухая и ажурная) Наиболее сложный вид представляет скульптурная резьба. художественная обработка дерева наряду с резьбой постепенно стала обогащаться цветом. Подкрашивание резьбы, а затем и декорирование различных деревянных вещей росписью привело к формированию центров народного искусства, в которых роспись стала главным направлением их деятельности.
Богородская резьба. Один из наиболее старых по времени возникновения подмосковный промысел резьбы по дереву находится в селе Богородском. Близость к Троице-Сергие-вой лавре (нынешний город Загорск) Здесь на рубеже XVI—XVII вв. стали вырезать из дерева игрушку из липы, ольхи, осины Инструмент богородского резчика – топор, набор полукруглых стамесок и нож, остро отточенный и законченный треугольным срезом. Создавали упряжки, фигурки домашних животных, птиц, зверей. Все они, как правило, изображены занятыми каким-то делом. Символ промысла – игрушка «Кузнецы», изображающая мужика и медведя, поочередно бьющих по наковальне.
обработка капа и капокорня. Традиция такого ремесла сложилась у мастеров г. Вятки еще в начале XIX в.
Художественные изделия из бересты. В Архангельской, Вологодской, Томской областях, Якутии Из бересты делали пестери — заплечные корзины для сбора грибов, сосуды для хранения меда или сметаны туеса, короба, шкатулки, его использовали для покрытия жилища и для других хозяйственных целей.
Хохломская роспись. Промысел возник в г. Семенове и деревнях Коверинского района Нижегородской области в конце XVII в. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды Золотой фон или зо л отой орнамент на цветном фоне обусловлен особенной технологией росписи, которая заключается в предварительном нанесении на деревянную заготовку аллюминевого порошка, поверх которого выполняют роспись. После этого изделие покрывают олифой. Окончательную сушку (закалку) проводят в закрытых шкафах-печах при 100—120 °С. Слой олифы приобретает золотистый оттенок, сквозь который блестит металлизированный фон.
Городецкая роспись. Украшение деревянных изделий росписью еще в одном центре Нижегородской области — г. Городце — связано с более простой технологией. Это роспись, исполнявшаяся раньше клеевыми красками, а сегодня масляными, по чистой поверхности дерева или по цветному фону.
Росписи Полхов-Майдана и Крутца. В этих двух селах Нижегородской области, изготовляют веселые расписные игрушки. Большинство изделий выполняют токарным способом. Среди них многоместные разъемные матрешки, поставки, птички-свистульки, составленные из токарных деталей, Все изделия расписывают яркими анилиновыми красками, звучность которых повышает черный контур рисунка, выполненного тушью.
Художественная керамика
Понятие «керамика» включает все разновидности и изделий, выполняемых из глины. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов, получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования.
Первые керамические сосуды создавали ручной лепкой, позднее появился гончарный круг.
посуда — кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного керамического производства.В декорировании керамических изделии чаще всего используют роспись. Промыслы глиняной игрушки возникали на основе гончарных промыслов.
Гжельская керамика. Название промысла связано районом Подмосковья, где уже более 8 столетий делается гончарную посуду, черепицу, изразцы. Традиционный декор – синяя подглазурная роспись на белом фоне + золотые отводки
Дымковская игрушка – промысел в селе Дымково, близ г. Кирова. Игрушки здесь изготовлялись в виде свистулек, и продавались к празднику «Свистунья». Дымковская игрушка имеет характерные особенности в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом. По белому фону выполняют роспись темперными красками.
Каргопольская игрушка. Из села Гринево Каргопольского района Архангельской области. В тематике фигуры медведей, коней, оленей, собак. Фигуры людей приземистые, по-деревенски крепкие.
Филимоновская игрушка издеревни Филимоново Тульской областиОсобенность местной глины заставляет мастериц при лепке несколько вытягивать в высоту любую фигуру. Особенно заметно это проявляется в лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи. Компенсируется удлинённая пропорция фигуры росписью горизонтальными полосками красного, желтого, зеленого цветов.
Резьба по кости. Чукотский косторезный промысел — наиболее древний центр искусства резьбы и гравировки на моржовых клыках
Холмогорская (возле Астрахани) и Тобольская резьба по кости ведет свой отсчет с 860-х годов. Наличие ископаемой мамонтовой кости, которую до сих пор находят в Сибири, а также опыт народностей, проживающих в бассейне реки Обь (ханты, манси) дали развитие промыслу.
Хотьковский костерезный промысел начал складываться после Великой Отечественной войны, в составе действующего предприятия по художественной обработке дерева.
Художественная обработка металла способы обработки металла — литье, ковка, чеканка, скань (филигрань), а также финифть, (или живописную эмаль), чернение. г. Великий Устюг славится чернёным серебром, Ростовская финифть –промысел ювелирных украшений с росписью по эмали. Известен также Красносельский ювелирный промысел Костромской бласти Под влиянием Красносельского промысла в селе Казаково Нижегородской (Горьковской) области сложился промысел Казаковская филигрань
Декоративная роспись на металле металлические подносы с яркой декоративной росписью конец XVIII — начало XIX в., а для некоторых центров — даже XX в. Уральские расписные подносы стали изготовлять в начале XVIII в., в период развития металлургического производства, связанного также с выпуском листового железа. Жостовские подносы. В начале XIX в. Подносы изготовляли в селах и деревнях — Жостове, Троицком, Новосильцеве (Подмосковье)и др. Жостовский промысел испытал влияние уральской росписи, федоскинской лаковой живописи, а также росписи по фарфору.
Лаковая живопись на папье-маше развивается в четырех основных центрах народных промыслов России (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй),. В каждом промысле лаковая живопись имеет свои особенности исполнения, свою традицию оформления вещи орнаментом.
Федоскинская лаковая живопись ориентировалась на образцы русской классической живописи. От нее же она восприняла технику многослойного письма масляными красками. На шкатулках, перчаточницах, табакерках получили отражение сюжеты русского лубка, старинных гравюр, переложенные на язык миниатюрного письма. Федоскинская миниатюра выполняется всегда в окружении черного фона коробки. Палехская лаковая живопись, следуя старинной технике иконописи, выполняется темперными красками (цветные пигменты, разведенные на клею и яичном желтке). В характере живописи видно продолжение иконописных традиций. Выполняется на чёрном фоне.